Заседание № 291

13.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 797173-6 "О внесении изменений в статью 214-2 и пункт 27 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации" (о переходе при определении налогооблагаемой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, от использования при расчёте ставки рефинансирования на ключевую ставку Центрального банка).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5500 по 5652 из 6157
9-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 214-2 и пункт 27 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации".    
Доклад Антона Анатольевича Ищенко.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается законопроект, которым предусматривается внесение изменений в       
Налоговый кодекс. Дело в том, что на сегодняшний день действующей редакцией     
Налогового кодекса предусматривается налогообложение доходов от размещения      
временно свободных денежных средств населения на рублёвых банковских вкладах    
в размере ставки рефинансирования плюс 5 процентов - и всё, что выше этой       
отметки, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 35 процентов.    
Я вам напомню, что до последнего момента ставка рефинансирования была           
фактически статичной величиной, она не изменялась на протяжении нескольких      
лет, Центральным банком изменялась только ключевая ставка, и когда в 2014       
году произошло резкое увеличение ключевой ставки, наши граждане столкнулись с   
такой проблемой, что доходы по их вкладам, которые были размещены в банках,     
стали облагаться повышенным налогом на доходы физических лиц - по ставке 35     
процентов.                                                                      
                                                                                
Мы тогда, в 2014 году, после того как фракция ЛДПР обратила внимание на эту     
проблему, конечно, смогли экстренно изменить редакцию Налогового кодекса, но    
тогда была принята временная норма, которой предусматривалось, что до 1         
января 2016 года будет изменён порядок расчёта налогооблагаемой базы по НДФЛ    
и будет применяться такой показатель, как ставка рефинансирования плюс 10       
процентных пунктов. На самом деле это проблему не решило: во-первых, эта        
норма уже прекратила своё существование - она применялась до 1 января 2016      
года, это был крайний срок её действия; во-вторых, на тот момент Центральный    
банк продолжал вести ту же самую свою политику, когда ставка рефинансирования   
была заморожена и составляла 8,25, соответственно, все изменения ключевой       
ставки не приводили к улучшению положения наших налогоплательщиков.             
                                                                                
В связи с этим мы предлагаем изменить Налоговый кодекс, внеся изменения в его   
редакцию, заменив понятие "ставка рефинансирования" на понятие "ключевая        
ставка". Мы понимаем, что именно ключевая ставка сегодня является величиной,    
динамично изменяющейся в зависимости от складывающейся рыночной ситуации, от    
экономической ситуации в стране и на финансовых рынках, и именно поэтому        
считаем, что и наши налогоплательщики должны получить возможность применения    
такой плавающей ставки в их отношении.                                          
                                                                                
Ну, пока мы с вами рассматривали наш законопроект, пока он проходил через       
комитет и другие структурные подразделения Государственной Думы, Центральным    
банком было выпущено указание, по которому с 1 января 2016 года ставка          
рефинансирования как таковая не используется, не изменяется, а приравнивается   
к ключевой ставке. Конечно, частично это проблему снимает, поскольку мы         
понимаем, что теперь рефинансирование равно ключевой ставке и, может быть,      
граждане получат теперь возможность снизить уровень налогообложения по своим    
вкладам как раз в зависимости от изменения именно ключевой ставки, но это не    
страхует наших граждан от таких предложений Центрального банка (это я с         
иронией говорю), потому что непонятно, для чего вообще изначально были          
разделены понятия ставки рефинансирования и ключевой ставки.                    
                                                                                
Хочу вам напомнить, что в марте 2015 года по предложению членов Комитета по     
бюджету и налогам было внесено изменение в статью 269 Налогового кодекса,       
которое подразумевает, что для целей налогообложения по налогу на прибыль       
применяется не ставка рефинансирования, а ключевая ставка, и теперь у нас в     
Налоговом кодексе получился вот такой, ну, что ли, дисбаланс, или               
разночтение: в одной статье Налогового кодекса говорится о том, что должна      
применяться ставка рефинансирования, а в другой применяется понятие ключевой    
ставки, причём это всё произошло буквально за последний, 2015 год. Поэтому,     
как мне кажется, всё-таки есть смысл более внимательно посмотреть наше          
предложение и привести в соответствие, к единому знаменателю наши подходы, и    
в том числе по налогу на доходы физических лиц, чтобы применять уже именно      
ключевую ставку и не давать возможности Центральному банку влиять на            
экономические процессы в стране в первую очередь с точки зрения ухудшения       
положения налогоплательщиков. Центральный банк не просто издал указание о       
применении повышенной ставки рефинансирования и фактически сравнял её с         
ключевой, он тем самым поднял размер штрафных санкций для всех                  
налогоплательщиков в стране, и заметьте, своим указанием, а не решением         
Государственной Думы. В связи с этим, я думаю, предложение всё-таки остаётся    
актуальным, несмотря на принятые нормативно-правовые документы.                 
                                                                                
Прошу поддержать нашу законодательную инициативу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Раиса Васильевна Кармазина.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, автор подробно изложил позицию, содержание своего            
законопроекта и одновременно сам же и отметил, что с 1 января 2016 года         
ставка рефинансирования у нас приравнена к ключевой ставке.                     
                                                                                
Если бы в тот момент, когда был внесён рассматриваемый законопроект, мы         
применили ключевую ставку, то у нас люди платили бы налог в сумме... Расчёты    
показывают, что при применении ключевой ставки проценты по вкладам,             
начисленные с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, не будут            
облагаться НДФЛ, если они не превысят 16 процентов, в то же время в             
соответствии с действующим законодательством указанные предельные суммы         
рассчитаны исходя из ставки рефинансирования Центрального банка в 18,25         
процента. Таким образом, реализация предлагаемых авторами норм ухудшит          
положение налогоплательщиков, которым начислено от 16 до 18,25 процента по      
вкладам в банках. С 1 января 2016 года ставка рефинансирования приравнена к     
ключевой ставке, автор об этом сказал.                                          
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает не принимать законопроект.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Раиса Васильевна, вопрос вам.                                                   
                                                                                
Факторы неопределённости действий Центрального банка очень высоки: то "чёрные   
вторники", то ставка рефинансирования скачет вверх-вниз, и в этих условиях      
Центральный банк, я так понимаю, приравнял своим решением ставку                
рефинансирования к ключевой ставке. При этом в статье 269 Налогового кодекса    
прописана ключевая ставка, во многих других статьях прописана ставка            
рефинансирования. То есть мы никаким образом не застрахованы от того, что       
Центральный банк резко не изменит показатели и ставки опять снова начнут        
скакать.                                                                        
                                                                                
Всё-таки каким образом и когда мы устраним эти разночтения в Налоговом          
кодексе и придём к единому, понятному для граждан расчёту?                      
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый коллега, я уже сказала и автор сказал, что ставка     
рефинансирования приравнена к ключевой ставке. Если наступит такой случай,      
значит, будем править в целом законодательство.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих.                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               57 чел.12,7 %                                    
Проголосовало против           13 чел.2,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     70 чел.                                          
Не голосовало                 380 чел.84,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 284

15.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 797173-6 "О внесении изменений в статью 214-2 и пункт 27 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации" (о переходе при определении налогооблагаемой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, от использования при расчёте ставки рефинансирования на ключевую ставку Центрального банка).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1435 по 1441 из 6957
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба 44-й вопрос перенести на пятницу в связи   
с командировкой докладчика.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1521 по 1522 из 6957
То же самое по 44-му вопросу - перенос.