Заседание № 262
21.01.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 797061-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению особенностей применения законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении и жилищного законодательства в период введения специальных режимов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4075 по 4394 из 5864
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы хорошо знаете, на территории нашей страны в отдельных субъектах Российской Федерации введены специальные режимы. Решением президента введено военное положение в четырёх новых субъектах Российской Федерации, решением президента во всех субъектах введены те или иные уровни реагирования: максимальный, средний, уровень повышенной готовности и уровень базовой готовности. Кроме того, по решению правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и по решениям губернаторов вводятся режимы чрезвычайной ситуации. События и обстоятельства, которые служат причиной для введения таких режимов, оказывают очень существенное влияние на все сферы правоотношений, на все сферы экономики, в том числе на сферу электроэнергетики и теплоснабжения. Функционирование этих сфер при введении таких режимов в нормальном, штатном состоянии затруднено. В связи с этим был подготовлен законопроект о дополнении закона "Об электроэнергетике" и закона "О теплоснабжении" полномочиями правительства, которое будет вправе при введении таких режимов - а я ещё не упомянула режим контртеррористической операции - устанавливать особенности регулирования тех или иных правоотношений в этих сферах, например специфику работы оптового или розничного рынка, особенности оперативно-диспетчерского управления, ограничение режима потребления энергии и так далее. Кроме того, предусматриваются особенности управления многоквартирными домами, организации их капитального ремонта и ликвидации аварийного жилфонда. Прорабатываются, кроме того, вопросы, связанные со штрафами, пенями и применением иных мер ответственности. Подобный подход уже был реализован в 2022 году в пакете антикризисных мер правительства и хорошо себя зарекомендовал. Просим вас поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна, присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Григорьевич Шульгинов. ШУЛЬГИНОВ Н. Г., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел представленный правительством проект федерального закона и отмечает актуальность его принятия. Действительно, введение режимов КТО, военного положения, ЧС федерального характера, установление специальных уровней реагирования создаёт условия, когда нормативные требования, предусмотренные законодательством об электроснабжении, о теплоснабжении, о жилищных отношениях, могут не выполняться по объективным причинам: отсутствует доступ к объектам теплоснабжения, электроснабжения, нарушаются технологические процессы теплоснабжения, электроснабжения, могут просто создаваться условия для невыполнения договорных условий как поставщиками энергоресурсов, так и их потребителями. При этом наделение правительства правом оперативно принимать решения, реагировать на возникновение таких угроз и устанавливать особенности применения отдельных норм законодательства по тем отраслям, о которых я сказал, - это всё же временная мера. Она будет устанавливаться только на отдельных территориях и только на срок действия специальных режимов. Подобный механизм наделения правительства особыми полномочиями был не только в пакете антикризисных мер, о чём сказала Анастасия Борисовна, но и при управлении четырьмя новыми регионами - субъектами Российской Федерации. Комитет поддерживает проект федерального закона, однако имеет ряд замечаний и предложений для его доработки ко второму чтению. Считаем целесообразным дополнить перечень специальных режимов, при введении которых правительством могут быть реализованы проектируемые нормы, установлением федерального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации как федерального, так и межрегионального характера. Это первое. Второе. Дополнительно предлагается скорректировать и дополнить перечень правоотношений в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в части которых могут устанавливаться особенности их применения, в том числе утверждение инвестиционных программ, информационный обмен, расследование аварий, контрольно-надзорная деятельность, обеспечение готовности к зиме и так далее. Третье. Проект федерального закона следует дополнить полномочиями правительства по определению отдельных территорий и установлению особенностей применения законодательства также в части водоснабжения, водоотведения и газоснабжения с установлением конечного перечня таких оснований, потому что в этих отраслях также нарушается режим нормального функционирования объектов. В целях недопущения ухудшения финансового положения граждан и роста задолженности за жилищные и коммунальные услуги целесообразно распространить порядок применения пониженной ключевой ставки при расчёте неустойки за просрочку по оплате, действие которого закончилось в 2024 году, и продолжить его начиная с 1 января 2025 года. Также для оперативного принятия нормативных правовых актов, разрабатываемых для реализации федерального закона, необходимо ввести норму о нераспространении на такие акты требований Федерального закона № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях..." в части проведения ОРВ, оценки регулирующего воздействия, и особенностей вступления в силу, так как эти процессы иногда очень длительные. Надо сказать, что если для реализации установленных особенностей применения отдельных положений во всех отраслях, о которых я сказал, потребуются дополнительные затраты, то правительство должно определить источники их покрытия. При этом мы считаем, что Правительству Российской Федерации перед рассмотрением проекта федерального закона в третьем чтении необходимо представить в профильные комитеты Государственной Думы, то есть в наш комитет и в комитет по ЖКХ, проекты разрабатываемых нормативных актов правительства, для того чтобы мы рассмотрели и проанализировали эффективность реализации таких проектируемых норм. С учётом изложенного предлагается поддержать проект федерального закона и рекомендовать Госдуме принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, сегодня в чрезвычайной ситуации находятся не только системы ЖКХ в прифронтовых регионах, у нас по сути такая чрезвычайная ситуация по всей стране. Мы были свидетелями аварий в прошлом отопительном сезоне, вот сегодня у нас в Новосибирской области дня не проходит, чтобы десятки, сотни домов из-за аварий не оставались без отопления. У меня вопрос следующий. Ну, причины понятны: износ больше 62 процентов, недофинансирование, о чём мы слышали с этой трибуны, 33 триллиона за 30 лет и так далее. Как вы относитесь к идее, которая обсуждалась и была высказана неделю назад здесь, в этом зале, Геннадием Андреевичем Зюгановым о национализации вообще всей системы ЖКХ, чтобы восстановить управляемость, чтобы?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анастасия Борисовна. БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Ренат Исмаилович, к предмету рассмотрения сегодняшнего законопроекта эти предложения, конечно, не имеют отношения. Вопросы о национализации неоднократно рассматривались на уровне всех органов государственной власти, включая президента, и я думаю, что выбранный курс политики страны является в настоящий момент правильным, и мы, как исполнительная власть, обязаны его реализовывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В. Уважаемая Анастасия Борисовна, законопроектом предусмотрено продление до 2026 года полномочий правительства по установлению особенностей регулирования жилищных правоотношений, в том числе вот как раз правоотношений в соответствии с законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении. А будут ли внесены в законопроект ко второму чтению изменения, предусматривающие определение как раз вот этих территорий, на которых требуется такое оперативное введение особенностей регулирования функционирования в этих сферах? БОНДАРЕНКО А. Б. Владимир Владимирович, напомню, концепция законопроекта привязывает введение тех или иных мер... Решать будет правительство, на какой территории и какие меры будут вводиться, но при этом привязка идёт к введению специального режима перед этим. Специальный режим вводится либо руководителем территориального органа безопасности субъекта, если мы говорим о контртеррористической операции, либо указом президента военное положение и уровни реагирования, либо правительственной комиссией и губернатором, если речь идёт о решении в отношении чрезвычайной ситуации. После введения режима правительством в отношении территории будет приниматься такое решение, то есть базово это введение спецрежима. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, граждане, которые проживают на территориях, где сейчас проходит контртеррористическая операция, конечно, оказались в тяжёлых условиях. Скажите, пожалуйста, не планирует ли министерство списывать не только неустойки, штрафы, пени, но и задолженность тех, кто не может оплатить услуги ЖКХ, электроэнергию, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение? Может быть, рассмотреть эти вопросы ко второму чтению? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое. Действительно, в отношении Курской области уже существует решение оперативного штаба, который функционирует при губернаторе, это решение от августа 2024 года, где необходимые решения приняты, в том числе приостановить начисление платы за жилое помещение и комуслуги по определённым муниципальным образованиям по перечню, освободить граждан от начисления пеней за неуплату, обязать ресурсоснабжающие организации предоставить рассрочку и ряд других решений. Сейчас эти решения принимаются в экстренном порядке в качестве мер оперативного реагирования на уровне оперативных штабов. Мы предполагаем в принципе на будущее возможность введения на уровне правительства механизма фиксирования такого набора мер, который будет прямо закреплён в законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ШУЛЬГИНОВ Н. Г. Я хотел бы дополнить. Я в своём выступлении сказал, что в случае наличия таких предложений нужно определить источник покрытия затрат ресурсоснабжающих организаций. Мы предлагаем: правительство в каждом конкретном случае должно определять источник покрытия, потому что это могут быть договоры на оптовом рынке, договоры на розничном рынке. Везде всё разное, и поэтому нужно понимать, на кого возлагать эти затраты - или это федеральный бюджет, или это оптовый рынок, на всех потребителей, на всех генераторов. То есть это нужно в каждом конкретном случае определять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Анастасия Борисовна, а почему бы эти все возможности, скажем так, не аккумулировать в базовом законе, регулирующем особенности контртеррористической операции, чрезвычайного положения, а не размазывать по профильному законодательству, потому что у нас есть ещё особенности транспортного обслуживания, есть ещё другие структуры? Вот почему бы там всё это не закрепить? Это первое. И второй момент: если это чрезвычайная ситуация регионального уровня, почему бы не дать соответствующие полномочия оперативному штабу либо губернатору - вводить схожие изменения или схожее нормативное регулирование на территории чрезвычайной ситуации? БОНДАРЕНКО А. Б. Алексей Владимирович, почему не вводится в один закон? Потому что его не существует - одного закона, есть отдельный закон "О военном положении", есть отдельные законы о введении режима контртеррористической операции, они тоже разные. Наоборот, для целей тех сфер экономики, для которых крайне важно стабильно и надёжно работать даже в условиях введения таких режимов, - и эти сферы выбраны, это сфера электроэнергетики, сфера теплоснабжения, Николай Григорьевич уже сказал, что ко второму чтению по газу, по воде также будет дополнено, - предусматривается право правительства, право. При этом мы доработаем законопроект по замечаниям ГПУ, что этот перечень будет закрытым, - какие это именно меры будут - то, что в заключении ГПУ, выданном к первому чтению. В этом смысле мы считаем, что то, что предлагается концепцией законопроекта, достаточно и правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Анастасия Борисовна, хотелось бы хоть чуть-чуть услышать о том, что в таких ситуациях правительство будет предлагать гражданам? Например, нет отопления, нет электричества, нет газа - могут граждане пойти и заготовить дрова, не валежник, сучки собирать, а заготовить дрова и отопить, если есть печки-буржуйки, таким образом жильё и другие помещения? Нет электричества - могут граждане получить компенсацию за использованный бензин, солярку для генерации какого-то количества электроэнергии для поддержания жизнедеятельности, в том числе и для предприятия, какого-то магазина и жилья, через, допустим, налоговые льготы? Вот что-то для граждан - можно как-то об этом услышать, чтобы обнадёжить хотя бы, - будет в этом перечне закрытом, чтобы не в одну сторону, сторону организаций, которые... (Микрофон отключён.) БОНДАРЕНКО А. Б. Закрытый перечень - это перечень того, что правительство будет вправе изменять, он будет закреплён на уровне закона, а именно: опт и розница, особенности начисления, уплаты и списания штрафов и так далее. Николай Григорьевич упомянул о необходимости доработки по инвестпрограммам по замечаниям комитета. И в отношении жилищно-коммунальных услуг также будут предусмотрены права в отношении штрафов, неустоек, расчётов, и конкретные меры будут предусмотрены в акте правительства. По итогам принятия закона планируется принятие трёх актов правительства, и в отношении сферы ЖКХ соответствующий акт будет подготовлен Минстроем. И мы по поручению профильного комитета к третьему чтению представим проекты актов в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. У меня также вопрос к представителю Правительства России. Уважаемая Анастасия Борисовна, при поддержке данного проекта федерального закона в то же время хотелось бы расширить некоторые проектируемые новеллы. Как вы считаете, при наделении Правительства Российской Федерации таким правом стоит ли для Правительства Российской Федерации установить временные рамки принятия такого нормативного правового акта, о чём мы говорим, - к примеру, в течение 10, 20, 30 дней с момента введения правового режима контртеррористической операции в том или ином регионе, - и не только по вопросам электроэнергетики и теплоснабжения, но и по вопросам газа и водообеспечения, то, на что обратил внимание в своём докладе Николай Григорьевич? БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Анатолий Борисович, поскольку это сформулировано как право правительства, устанавливать срок принятия этого акта, мне кажется, нецелесообразно, потому что необходимы проведение аналитики конкретной, наличие конкретных обстоятельств, которые мешают нормальному функционированию. Вполне возможно, что при установлении каких-либо режимов не будет требоваться принятия такого акта правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Николай Григорьевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 50 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.