Заседание № 331
О проекте федерального закона № 796986-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и должностных лиц за нарушения требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также за нарушение порядка внесения в соответствующую федеральную информационную систему сведений о документах, подтверждающих наличие необходимых знаний указанных предметов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Олег Петрович Быков. БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 06 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 330
О проекте федерального закона № 796986-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и должностных лиц за нарушения требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также за нарушение порядка внесения в соответствующую федеральную информационную систему сведений о документах, подтверждающих наличие необходимых знаний указанных предметов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 17-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Олег Петрович Быков. БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К законопроекту во втором чтении поступило 11 поправок, они все включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Поправки носят уточняющий характер. В частности, уточняются составы административных правонарушений, ответственность за совершение административных правонарушений, которые предусмотрены проектируемыми нормами законопроекта, а также ряд норм по диспозиции статей. Часть поправок носит юридико-технический характер, и законопроект также дополняется положением о вступлении закона в силу. Комитет просит утвердить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 55 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 17-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 25 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. БЫКОВ О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поставить его для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 16 декабря. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 796986-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и должностных лиц за нарушения требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также за нарушение порядка внесения в соответствующую федеральную информационную систему сведений о документах, подтверждающих наличие необходимых знаний указанных предметов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, есть предложение полномочного представителя правительства взаимосвязанные 15-й и 16-й вопросы рассматривать вместе, с одним докладом, тем более базовый законопроект под пунктом 16, а под пунктом 15 - сопутствующий ему. Нет возражений? Хорошо. Итак, рассматриваем 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", и 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Борисовна Лукашевич. Пожалуйста, Марина Борисовна. ЛУКАШЕВИЧ М. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проекты федеральных законов "О внесении изменений в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработаны в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и направлены на совершенствование процедуры проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан. В настоящее время проведение комплексного экзамена осуществляется на федеральном уровне - образовательными организациями, включёнными в утверждённый министерством перечень, а также организациями, с которыми у них заключены соглашения на проведение комплексного экзамена; на региональном уровне для обращающихся за получением патента на трудовую деятельность - образовательными организациями, включёнными в аналогичный перечень субъектами Российской Федерации. При этом по результатам успешной сдачи экзамена на федеральном и региональном уровнях выдаются различные документы: в первом случае это сертификаты, сведения о которых вносятся в федеральный реестр сведений о документах об образовании, во втором - иные документы о прохождении экзамена, учёт которых системно не ведётся. Я напомню, что комплексный экзамен был введён в 2015 году и за это время его прошло более 4,5 миллиона иностранных граждан. Из них подавляющее большинство сдавали его по федеральной процедуре и всего около 10 процентов - по региональной. В целях совершенствования процедуры проведения комплексного экзамена предлагается: сформировать единый перечень организаций, уполномоченных проводить комплексный экзамен при наличии в штате организации педагогических работников, имеющих высшее образование по соответствующим направлениям подготовки, квалифицированных специалистов в области тестологии и тестирования, а также материально-технической базы, позволяющей использовать современные видео- и аудиовизуальные средства; устанавливать требования к минимальному уровню знаний иностранного гражданина в зависимости от цели (получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента); выдавать по результатам сдачи комплексного экзамена исключительно сертификат и установить срок его действия в зависимости от цели получения; разработать единые контрольно-измерительные материалы и установить периодичность их пересмотра; закрепить за правительством полномочия утверждать методику расчёта стоимости услуги по проведению комплексного экзамена и устанавливать верхнюю границу стоимости экзамена. Предлагается ввести федеральный государственный контроль за соблюдением требований по проведению комплексного экзамена и выдаче сертификата с одновременным включением в Кодекс об административных правонарушениях сопутствующих норм об ответственности организаций и их должностных лиц, уполномоченных проводить комплексный экзамен, а также органов и организаций и их должностных лиц, уполномоченных вносить сведения в федеральный реестр сведений о документах об образовании. В частности, предусмотрена ответственность за нарушение формы или порядка проведения экзамена либо его проведения с несоблюдением требований к минимальному уровню знаний или методики расчёта стоимости услуги по его проведению, за нарушение порядка выдачи сертификатов, а также сроков их хранения, за нарушение порядка либо непредставление или несвоевременное представление в федеральный реестр сведений о документах об образовании, сведений о выданных сертификатах. В целом размеры штрафов определены исходя из общественной опасности проступков и составляют для юридических лиц от 20 тысяч до 300 тысяч рублей, для должностных лиц - от 5 тысяч до 30 тысяч рублей. Внесение в законодательство предлагаемых изменений позволит обеспечить выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории, культуры и жизненного уклада российского общества, значительно уменьшит вовлечение трудовых мигрантов в коррупционные схемы, а также будет способствовать популяризации русского языка и развитию российского образовательного пространства в странах исхода мигрантов. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Борисовна. Присаживайтесь. С содокладом по 16-му вопросу, по базовому законопроекту, выступит Артём Викторович Туров от Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Разрешите мне от Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками сделать содоклад. Уважаемые коллеги, как уже сказала Марина Борисовна, законопроектом предлагается внести изменения, направленные на совершенствование правового регулирования подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации. Кроме того, законопроект закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации относительно перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих соответствующий экзамен, методики расчёта стоимости услуги по проведению данного экзамена, сроков действия сертификата. Проект федерального закона содержит положения, способствующие усовершенствованию системы проведения комплексного экзамена, нормативно закрепляет уровни экзамена в зависимости от цели его сдачи, лишает субъекты Российской Федерации права самостоятельно утверждать перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен на региональном уровне, устанавливает требование о создании единой методики расчёта стоимости услуг по проведению комплексного экзамена. В целом законопроект - это шаг вперёд в организации предоставления государственных и муниципальных услуг иностранным гражданам, живущим и работающим в России, однако есть основания обратить внимание на следующие моменты. Законопроект заменяет термин "образовательные организации" на термин "организации, осуществляющие образовательную деятельность" для обозначения организаций, выдающих сертификаты о прохождении комплексного экзамена. Стоит отметить, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, а также школы и техникумы. Учитывая, что в перечень уполномоченных организаций могут войти только образовательные организации, то есть некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии, подобное изменение терминологии теоретически может привести к неоправданному расширению перечня организаций, проводящих комплексный экзамен, с различной организационно-правовой формой. Кроме того, подобные организации слабо контролируются Минобрнауки России, что может привести к усложнению контроля за ведением подобной деятельности. За время существования действующей системы тестирования между уполномоченными организациями и представителями правоохранительных органов был организован оперативно-информационный обмен. В случае принятия предлагаемых изменений установление подобного взаимодействия потребует значительного времени, что несёт в себе определённые риски, связанные с обработкой, внесением и хранением персональных данных иностранных граждан. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятия ряда постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и признания утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации. Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку реализация предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников данных органов, а также бюджетных ассигнований указанным органам, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. Вместе с тем принятие предлагаемых законопроектом изменений при определённых условиях может привести к некоторому увеличению финансовой нагрузки на бюджет Российской Федерации, поскольку потребует выделения дополнительных средств для модернизации действующей системы языкового тестирования. Дополнительно стоит отметить, что может произойти снижение поступлений в бюджет, получаемых за счёт уплаты НДС действующими тестирующими организациями, поскольку коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в большей степени не являются плательщиками НДС. Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на необходимость доработки отдельных статей законопроекта, замечания юридико-технического характера будут учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет Государственной Думы по делам национальностей, являющийся соисполнителем при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой, в целом его поддерживает. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству также поддержал его принятие. Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положений иных международных договоров Российской Федерации. Исходя из изложенного комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович. Присаживайтесь. По 15-му вопросу с содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступит Олег Петрович Быков. БЫКОВ О. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу обратить внимание на то, что проект федерального закона, о котором сейчас идёт речь, "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", рассматривается одновременно с базовым законопроектом, в котором в регулятивном плане отражаются соответствующие положения. Речь идёт о базовом законопроекте - "О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Я не буду останавливаться на каких-либо иных концептуальных положениях, я обозначу замечания, которые были высказаны со стороны Комитета по государственному строительству и законодательству, применительно к рассматриваемому законопроекту. В частности, предлагается значительно опережающий срок вступления в силу по сравнению с названным основополагающим законопроектом. В связи с этим необходимо скорректировать соответствующие положения при подготовке законопроекта ко второму чтению. Это первое замечание. И второе замечание. Недостаточно юридически корректной является содержащаяся в диспозиции части 1 и 2 проектируемой статьи 19.30-2 КоАП РФ отсылка к конкретной норме, а именно к части 9 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Представляется правильным указать в диспозиции обозначенной проектируемой статьи конкретно органы и организации, которые сами либо должностные лица которых могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" либо за нарушение порядка или срока внесения таких сведений. Уважаемые коллеги, абсолютно очевидно, что законодательство меняется, и данные положения части 9 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" также могут быть изменены либо отменены, что сразу же сделает неприменимой и норму проектируемой статьи 19.30-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. По двум законопроектам, коллеги, по любому из них можно задавать вопросы и докладчику, и содокладчикам. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С. Уточняющий вопрос Марине Борисовне. Скажите, пожалуйста, а если, например, иностранный гражданин учился у нас в России и у него уже есть оценки в дипломе государственного образца по истории, русскому языку или, может быть, он учился в РСФСР, ему всё равно нужно сдавать экзамен и получать сертификат? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Нет, у нас в действующей норме статьи 15-1 федерального закона об иностранных гражданах уже есть изъятие, указаны граждане, которые не сдают комплексный экзамен: это и те, кто обучался в Российской Федерации, и те, кто получал образование в период существования СССР, до 1990 года, и также граждане, освобождённые от комплексного экзамена по возрасту, начиная с 60 лет. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Марине Борисовне. Скажите, пожалуйста, Марина Борисовна, как вы считаете, где должен проводиться территориально этот экзамен? Может ли он проводиться, скажем, в школах и как это может быть ассоциировано с эпидемиологической ситуацией? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Мы как раз считаем, что в образовательных организациях лучше данный комплексный экзамен не проводить, поэтому и норму сейчас предлагаем по организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Кроме того, за уполномоченным правительством органом будет закреплён порядок проведения экзамена, и в этом порядке будет предусмотрено, что экзамен не должен проходить в тех местах, где идёт скопление непосредственно обучающихся, то есть в наших образовательных организациях. Так что в этой части мы однозначно являемся сторонниками, даже с учётом опыта, накопленного почти за пять лет проведения у нас экзамена, того, чтобы максимально выводить, разводить эти потоки. Я могу назвать несколько примеров в регионах: в Татарстане, в Москве подобные центры вообще отделены от образовательных организаций и являются, ну, как бы такими едиными центрами предоставления услуги, где и, скажем так, медицинская составляющая есть, и комплексный экзамен проводится, и дальше сразу же идёт оформление миграционной услуги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Марина Борисовна, у меня года три назад, наверное, был случай на приёме. Русская семья из Азии, из Казахстана или Туркмении, как раз оказалась в ситуации необходимости сдачи такого экзамена, этнические русские, свободно владеющие языком. И они столкнулись с тем, что это, оказывается, очень дорого. Школа действительно не может проведение таких экзаменов осуществлять (на моей памяти эти полномочия были делегированы университету), и для меня это оказалось большой неожиданностью. Я хотел спросить: в этом смысле ситуация как-то у нас поменялась за эти годы? Если нет, то откуда всё-таки возникают эти расценки и насколько они разумны с точки зрения того, что мы должны быть открыты для людей, адаптированных к нашей культуре, к нашей истории, к нашему языку, и не ставить искусственных преград? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Олег Васильевич, спасибо огромное. Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. У нас сейчас комплексный экзамен проводят 13 высших учебных заведений, которые, собственно, попали в наш перечень. Как я говорила, на региональном уровне перечень организаций определяется регионами, и там комплексный экзамен проводится исключительно для выдачи впоследствии разрешения на патент, соответственно определяется минимальная цена, стоимость проведения комплексного экзамена на уровне региона, например в Москве этот комплексный экзамен стоит 900 рублей. Что касается наших образовательных организаций, то стоимость варьируется в пределах от 2 тысяч до почти 7 тысяч, средняя стоимость 5 тысяч рублей. Складывается она, как правило, из заработной платы лиц, которые проводят этот экзамен, и стоимости разработки измерительных материалов. Собственно говоря, в основном законопроекте, которым сейчас вносим изменения, мы предусмотрели, что измерительные материалы из стоимости будут исключены, потому что разработка измерительных материалов теперь будет федеральным полномочием. В рамках законопроекта предусмотрено финансово-экономическое обоснование, где заложены расчёты по разработке этих измерителей с точки зрения дополнительных расходов бюджета. Так что мы рассчитываем, что сможем сделать через методику расчёта и установления максимальной стоимости прохождения комплексного экзамена достаточно привлекательные условия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Марина Борисовна, вы отчасти ответили, но тем не менее задам вопрос по поводу максимальной стоимости: эта циферка, которая будет определена, максимальная стоимость, она будет установлена в целом для Российской Федерации или у каждого субъекта будет определена своя? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо, Андрей Геннадьевич за вопрос. Мы рассматриваем разработку методики и установление вот этого максимального размера сейчас, вот на данный момент, с учётом цели пребывания в Российской Федерации, как я уже говорила: либо для получения разрешения на временное проживание, либо для получения вида на жительство, либо для получения разрешения на работу либо на патент. Пока относительно регионов у нас в расчёте это фигурирует, поскольку, понятно, и заработная плата у нас выстраивается в том числе в зависимости от региональной составляющей, мы её как коэффициент видим здесь. Средняя максимальная стоимость, на которую мы выходим (один из вариантов разработки был, поскольку эти документы уже в определённой степени у нас разработаны), порядка 3 тысяч за комплексный экзамен, и это пока без учёта региональных составляющих и целевого получения самого миграционного разрешения. Вот от этой суммы мы будем уже двигаться в зависимости и от региона, и от цели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемая Марина Борисовна, два вопроса. Первый вопрос. Вы ведь, наверное, знаете, что существует ещё такая категория, как носитель русского языка, а для того чтобы стать носителем русского языка, получить статус, тоже надо пройти через комиссию по знанию русского языка. Ни в одном из этих законопроектов, ни в первом, ни во втором, не упоминаются носители русского языка. Скажите, пожалуйста, следует ли из этого, что в таком случае вся работа по удостоверению знания русского языка для присвоения статуса носителя русского языка тоже будет проводиться вами в рамках вот того законодательства, того нового закона, который мы принимаем? И второй вопрос. У нас заключены соглашения с Таджикистаном и с Узбекистаном: одно из них ратифицировано, другое готовится к ратификации, внесено в Государственную Думу. Речь идёт о подготовке мигрантов к миграции в Россию со стороны Таджикистана, Узбекистана, об определённых обязательствах этих стран, так сказать, по организованному набору мигрантов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗАТУЛИН К. Ф. Скажите, пожалуйста, тот порядок, который сейчас устанавливается, позволит вам контролировать подготовку по русскому языку, которая будет проводиться на территории Узбекистана, Таджикистана, других стран, с которыми подобного рода соглашения мы на самом деле будем подписывать? ЛУКАШЕВИЧ М. Б. Спасибо, Константин Фёдорович, за вопросы. Значит, по первому вопросу, что касается внесения поправок в статью 15-1 закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Это комплексный экзамен только для иностранных граждан, получающих соответствующие миграционные документы в определённых целях. Это не относится к подтверждению статуса носителя русского языка, которое у нас происходит в рамках либо освоения образовательной программы, либо дополнительного образования. То есть вот это сейчас совершенно разведённые процедуры. Теперь по второму вопросу, что касается тех соглашений, которые мы уже заключили с Узбекистаном и с Таджикистаном. Действующей нормой статьи 15-1 закона предусматривается возможность проведения комплексного экзамена за пределами территории Российской Федерации. У нас такие центры созданы, более того, мы рассчитываем, что все славянские университеты, которые расположены за пределами Российской Федерации, будут включены в перечень организаций, которым позволено проводить комплексный экзамен, и что, в общем, это также даст возможность нашим организациям, которые будут открывать филиалы за пределами Российской Федерации, проводить этот комплексный экзамен за рубежом. В частности, у нас есть несколько филиалов наших высших учебных заведений и в Узбекистане, и в Таджикистане, на площадках которых уже сейчас проводится комплексный экзамен. Мы очень активно с коллегами в правительстве, в других федеральных органах исполнительной власти обсуждаем тему, чтобы максимально соединить все сопутствующие услуги для получения необходимых миграционных документов иностранными гражданами. То есть, если будет приниматься решение о проведении, например в Узбекистане, всей процедуры на одной площадке, мы с удовольствием сможем организовать проведение комплексного экзамена там, на этой площадке. В общем, каких-то проблем даже после вступления закона в силу мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы закончились. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, с места. НИЛОВ О. А. Конечно, есть один вопрос, я его не задал, но в выступлении, если можно, остановлюсь на проблемах тех приехавших в Россию трудящихся, которые, понятно, приезжают не на экскурсию, а работать, зарабатывать, но которые не получают соответствующего сертификата, то есть не сдают экзамен. Вот в данном случае, наверное, очень сложно требовать от докладчиков ответа на вопрос: что с ними делать? Не получают они разрешение на работу, не получают разрешение на патент - и что, думаете, они поедут обратно домой? Нет, конечно! Они остаются здесь, всё равно находят менее квалифицированную, неквалифицированную работу, и это в лучшем случае, а в худшем случае они начинают, что называется, гастролировать в плохом смысле этого слова: попадают в какие-то сети, в том числе преступные, а там как раз особо знание русского языка не требуется, потому что там все свои. На мой взгляд, мы в обязательном порядке должны продумать, именно переместить абсолютное большинство... Вот это нужно делать не в виде эксперимента, не в виде исключения на территории России проводить такие экзамены, а на постоянной основе. То есть они, если хотят работать, вообще не должны сюда приезжать, не сдав экзамен на знание русского языка на своей территории в нами организованных центрах, потому что, если там будут осуществлять приём экзаменов без нашего контроля и не наши люди, они все будут иметь пятёрки, ну а результат будет тот же. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемые коллеги, хотел бы выступить по 15-му вопросу повестки дня, а именно по законопроекту "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, которым предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях двумя статьями с целью установления ответственности за нарушения требований к проведению указанных экзаменов, а именно экзамена по русскому языку как иностранному, по истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также за непредставление сведений в федеральную информационную систему либо за нарушение порядка или сроков введения таких сведений. Хотел бы отметить, что данным законопроектом устанавливаются отдельные виды ответственности для должностных лиц, отдельная ответственность предусматривается для организаций, ну и соответственно предусматриваются различные меры наказания. Данный законопроект соответствует нормам отраслевого законодательства и вносится, как уже было сказано, одновременно с проектом федерального закона (он идёт в повестке под номером 16), которым устанавливаются конкретные требования к порядку проведения комплексного экзамена. Также хотел бы добавить, что проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе его поддержать и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Уважаемые коллеги, так получилось, что законопроекты, которые мы рассматриваем вместе, у нас проходили через разные профильные комитеты: законопроект под пунктом 15 - через комитет по конституционному законодательству, а под пунктом 16, базовый, в отношении миграционного законодательства - через Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. И я здесь выступаю по второму законопроекту, это пункт 16 нашей повестки дня, от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прежде всего хочу напомнить вам несколько цифр. На территории России сегодня, по опубликованным данным, 11 миллионов иностранцев, которые в сумме составляют примерно 15 процентов нашего рынка труда. Вторая цифра, которая была озвучена уважаемой Мариной Борисовной Лукашевич на заседании нашего комитета при обсуждении этого закона: с 2015 года, с тех пор как мы вообще стали говорить о необходимости практиковать вот этот экзамен по русскому языку, через этот экзамен прошло 4 миллиона 59 тысяч человек, из которых 3 миллиона 826 тысяч человек были сертифицированы, то есть было удостоверено их знание русского языка, а, соответственно, примерно 200 тысяч не получили такого удостоверения. Мы действительно поддерживаем принятие этого законопроекта, потому что пора наводить единообразный порядок в этой сфере. Но в связи с вопросом и ответом, который прозвучал на мой вопрос, хочу заметить, что и сейчас, принятием этого законопроекта по крайней мере в первом чтении, мы ещё не снимаем всех проблем. Кроме экзаменов, которые связаны с процессом миграции, у нас есть ещё и экзамены, которые связаны с таким частным, но очень важным для нас видом миграции, как репатриация, возвращение соотечественников, и в этих целях президент в своё время предложил норму, понятие "носитель русского языка". Вот экзамен на то, являешься или не являешься ты носителем русского языка, у нас осуществляет Министерство внутренних дел, а вовсе не министерство, докладывающее сегодня этот законопроект. Нам обязательно это надо учесть, потому что не может быть одних правил для одних и других правил для других. Почему возникает такая проблема? Да потому, что кто во что горазд. Вот только что в средствах массовой информации, например, рассказывали о случае, когда при принятии экзамена на статус носителя русского языка нашу соотечественницу, мать троих детей, заставили покинуть Россию - ей дали отрицательный отзыв, потому что она не могла ответить на вопрос о происхождении названия "Китай-город". Я хотел бы провести при случае тестирование депутатов в Государственной Думе, знают ли они, откуда происходит название "Китай-город". Женщина ответила, что от китайцев, а на самом деле нет, существует несколько разных версий происхождения этого слова. Но это стало поводом для отказа... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление, добавьте время. Продолжайте, Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Спасибо. Хочу обратить ваше внимание на то, что требования могут быть разные, поэтому, безусловно, они должны быть унифицированы. Что до сих пор происходило? Происходило то, что, как было сказано, 13 высших учебных заведений делегировали примерно восьми сотням различных организаций на территории страны право принимать эти экзамены. Что предлагается сейчас? Речь идёт о том, что эта двухступенчатая система отменяется, теперь организации, имеющие право образовательной деятельности, должны будут напрямую проводить эти экзамены. И здесь, как уже говорил представитель нашего комитета Артём Туров, существует серьёзный риск, потому что мы не знаем, сможет ли министерство в обозримые сроки организовать работу таким образом, чтобы в число вот этих организаций, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, не попали коммерческие структуры, однодневки, которые завтра разбегутся и не представят нам сведений о том, на самом ли деле этот человек проходил этот экзамен, действительный у него сертификат или нет. Конечно, обсуждаемый параллельно законопроект вносит определённые нормы ответственности и важен для того, чтобы дисциплинировать эту сферу. Но тут предстоит очень большая работа. И очень большая работа предстоит по подготовке этих законопроектов ко второму чтению, особенно законопроекта под пунктом 16 - о внесении изменений в закон "О правовом положении иностранных граждан..." и в закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", потому что, как я уже сказал, существуют и пространственные проблемы. Это очень хорошо, что мы думаем, что возможно всё организовать на территории Узбекистана и Таджикистана. Вы знаете, сколько у нас вообще филиалов за рубежом? Всего 39 филиалов наших образовательных учреждений находится за рубежом, из них четыре на территории Узбекистана и Таджикистана. Могут эти учреждения квалифицированно весь поток пропустить или нет - это ещё большой вопрос. И насколько министерство, которое не имеет там своих представителей, пока во всяком случае, сможет контролировать, хорошо там принимают экзамен или плохо? Я хочу заметить, что, во-первых, при подготовке ко второму чтению после принятия этого законопроекта в первом - к чему мы тоже призываем - необходимо учесть, что есть ещё и другие экзамены, связанные с удостоверением того, знает человек русский язык или нет, а именно экзамены на предоставление статуса носителя русского языка. Они организуются, пока во всяком случае, совершенно другим ведомством, а нужно прийти к какому-то одному знаменателю. А во-вторых, нужно учесть все те замечания, которые были высказаны. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления закончились. Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Заключительное слово требуется, Марина Борисовна? Нет. Артём Викторович, заключительное слово? Нет. Олег Петрович? Не требуется. Ставится на голосование законопроект под пунктом 15 сегодняшней повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 00 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении. Ставится на голосование законопроект под пунктом 16 сегодняшнего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 26 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.