Заседание № 96

26.04.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1475 по 1482 из 6580
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты            
Российской Федерации". Докладывает Игорь Николаевич Руденский.                  
                                                                                
Нет Игоря Николаевича Руденского? Это безобразие, конечно. Рассмотрим           
законопроект несколько позже. Сергей Анатольевич Гаврилов есть? Владимир        
Николаевич Плигин?                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1673 по 1734 из 6580
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты            
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был         
принят Государственной Думой в первом чтении 26 октября 2012 года. Ко второму   
чтению поступило одиннадцать поправок, пять из которых комитет рекомендует к    
принятию, шесть - к отклонению. Законопроект доработан с учётом                 
юридико-технических и лингвистических поправок. Прошу перейти к рассмотрению    
поправок.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.46,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Также нет. Ставлю таблицу на         
голосование.                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    237 чел.                                          
Не голосовало                 213 чел.47,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Игорь Николаевич, пожалуйста.                                                   
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект    
прошёл правовую, юридическую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию    
в третьем чтении, прошу рассмотреть его в третьем чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2013 по 2048 из 6580
9-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные     
акты Российской Федерации".                                                     
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении.                                       
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.64,2 %                                    
Проголосовало против           82 чел.18,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    371 чел.                                          
Не голосовало                  79 чел.17,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении. Есть ли           
желающие выступить по мотивам? Нет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении законопроект под пунктом 9 повестки    
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.65,1 %                                    
Проголосовало против           87 чел.19,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 66

14.12.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1623 по 1631 из 8359
РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической    
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу исключить из повестки дня пункт 26 - законопроект о    
концессиях - в связи с необходимостью доработки данного законопроекта.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1684 по 1685 из 8359
Исключить пункт 26 из повестки - никто не возражает? Нет.                       
                                                                                

Заседание № 57

26.10.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 79657-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления механизмов передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки сточных вод; внесён депутатами Государственной Думы М. Л. Шаккумом, Д. В. Волковым, Б. В. Агаевым, М. Х. Юсуповым, В. И. Ресиным, М. С. Селимхановым, Б. К. Балашовым, А. В. Жарковым, О. Ю. Баталиной, а также А. В. Кнышовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6670 по 6933 из 7331
Уважаемые коллеги, просят сначала рассмотреть пункт 32, а потом - пункт 31.     
Нет возражений? Если нет, тогда пункт 32, проект федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и          
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата           
Государственной Думы Балаша Курбанмагомедовича Балашова.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАЛАШОВ Б. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего   
обращаю ваше внимание на то, что основной целью законопроекта является          
привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, что, по        
нашему мнению, положительно повлияет на качество предоставляемых конечному      
потребителю соответствующих услуг.                                              
                                                                                
Законопроект направлен на установление механизмов передачи прав владения и      
пользования объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, очистки   
сточных вод. Для этих целей предусматривается два механизма: посредством        
заключения договора аренды или на основании концессионного соглашения. При      
этом договор аренды в отношении указанных объектов коммунальной                 
инфраструктуры предлагается заключать только в тех случаях, когда физический    
износ объекта не превышает 10 процентов. В остальных случаях предполагается     
заключение концессионного соглашения, в рамках которого концессионер должен     
будет реконструировать, модернизировать соответствующие объекты коммунальной    
инфраструктуры и поддерживать их в надлежащем состоянии. При этом               
законопроектом уточняются требования к конкурсной документации при проведении   
конкурса на заключение концессионного соглашения, вводится обязательность       
проведения конкурса для заключения соответствующего договора аренды. По         
нашему мнению, эти требования должны будут обеспечить максимально               
качественный отбор концессионера или арендатора объекта коммунального           
хозяйства.                                                                      
                                                                                
Законопроектом также предусмотрено, что торги на право заключения договора      
аренды или концессионного соглашения в отношении объектов коммунального         
сектора, находящихся в государственной или в муниципальной собственности,       
проводятся на понижение минимальной приведённой выручки арендатора в течение    
срока действия договора аренды, концессионного соглашения.                      
                                                                                
Необходимо также отметить, что законопроектом предлагается ввести               
обязательные требования к собственникам, концессионерам, арендаторам объектов   
коммунального сектора, находящихся в государственной или муниципальной          
собственности, по выполнению целевых показателей надёжности и качества          
оказываемых услуг, а также в части объёмов и направлений инвестирования.        
                                                                                
Таким образом, законопроектом предусмотрено немало мер, которые в своей         
совокупности должны повысить инвестпривлекательность объектов коммунальной      
инфраструктуры, а также в итоге повысить качество предоставляемых услуг.        
                                                                                
Мы знаем, что по законопроекту имеются отдельные важные замечания, которые      
требуют обсуждения, и они могут быть учтены при доработке законопроекта.        
Вместе с тем, учитывая социальную значимость и необходимость решения проблем    
в сфере ЖКХ, прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета по экономической политике Игоря Николаевича      
Руденского.                                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. , председатель Комитета Государственной Думы по экономической   
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает         
концепцию данного законопроекта. Есть небольшие замечания, которые мы,          
надеюсь, учтём ко второму чтению.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет? Есть.                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
По карточке Коломейцева - Родин.                                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОДИН В. Р., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Вопрос докладчику. Я хотел бы услышать, какой предусмотрен в законопроекте      
механизм контроля за соблюдением условий концессионного соглашения?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит?                                              
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский, пожалуйста.                                         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что механизм контроля мы            
отработаем ко второму чтению, а вообще сегодня в принципе существуют            
действующие нормы, которыми мы и руководствуемся.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ещё вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона о внесении   
изменений...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А я же спросил, есть ли желающие выступить! Не            
среагировали.                                                                   
                                                                                
Ну пожалуйста. Один желающий. Пожалуйста.                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РОДИН В. Р. Почему это три минуты? Вы согласились рассматривать вопрос,         
значит, не три минуты.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступайте, пожалуйста.                                   
                                                                                
РОДИН В. Р. Нет, от фракции - семь минут, я правильно понимаю? А почему три     
минуты?                                                                         
                                                                                
Я начал бы с утверждения, что предлагаемый к рассмотрению законопроект так      
или иначе касается подавляющего большинства присутствующих сегодня в зале,      
притом непосредственно. Законопроектом предлагается законодательно определить   
норму, устанавливающую критерии, порядок передачи объектов тепло-, энерго-,     
водоснабжения и очистки сточных вод в концессию или аренду.                     
                                                                                
Следует отметить смешение в предлагаемом законопроекте положений                
законодательства о концессионных соглашениях, законодательства об               
инвестиционной деятельности и отраслевого законодательства, использование       
большого количества общих терминов и понятий, отсутствие в проекте правовых     
механизмов реализации проектируемых норм, а также экономического обоснования    
большинства предлагаемых ограничений и показателей, при этом фактически         
предлагается внести поправки в закон "О водоснабжении и водоотведении",         
который вступит в силу только с 1 января 2013 года. Предлагаемые новации        
нарушают саму концепцию и структуру Федерального закона "О концессионных        
соглашениях", смысл которых заключается в единообразии норм регулирования       
концессий различных объектов права.                                             
                                                                                
Предусматривается возможность применения конкретных санкций в виде              
расторжения соответствующего договора в течение определяемого договором срока   
при отклонении фактических значений показателей надёжности, качества и          
энергоэффективности поставляемого продукта, оказываемых услуг относительно их   
плановых значений. При этом не определяется, какой орган публично-правового     
образования и каким образом будет контролировать соблюдение установленных       
показателей, определять степень и меру необходимого воздействия, инициировать   
расторжение договора и в каком порядке.                                         
                                                                                
Одновременно проектом вводится новый, ранее не существовавший вид наказания     
за несоблюдение условий договора - уменьшение тарифов, - который не             
согласуется с действующей классификацией административных взысканий. Ни в       
законопроекте, ни в пояснительной записке к нему не обоснована необходимость    
введения в федеральное законодательство специальных норм, регулирующих          
порядок заключения договоров аренды и концессионных соглашений, тем более без   
установления конкретных процедур контроля за их исполнением в отношении         
конкретных инфраструктур объектов.                                              
                                                                                
Членами Комитета по вопросам собственности было отмечено, что большая часть     
проектируемых изменений в федеральное законодательство имеет существенные       
недостатки правового характера: многие вопросы, которые авторы пытаются         
решить путём внесения изменений в Федеральный закон "О концессионных            
соглашениях", подлежат урегулированию отраслевыми законодательными актами и     
не относятся к предмету регулирования указанного закона, вместе с тем ряд       
изменений, предлагаемых в федеральные законы "О теплоснабжении" и "О            
водоснабжении и водоотведении", подлежит урегулированию Федеральным законом     
"О концессионных соглашениях", поскольку они касаются порядка и условий         
заключения концессионных соглашений. Следует отметить, что и                    
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации              
представленную редакцию законопроекта не поддержало.                            
                                                                                
Теперь замечу, что у каждого законопроекта, помимо правового качества и         
чистоты, имеется и другая сторона медали, я говорю о социальных последствиях    
принятия закона. Именно поэтому, высказавшись о юридическом качестве            
обсуждаемого законопроекта, я предлагаю посмотреть на социально-экономические   
последствия его принятия. Важно об этом поговорить до того, как надуманные,     
политически ангажированные правовые решения будут оценены нашими гражданами     
на собственном опыте и скажутся на семейном бюджете. Нам говорят, что в связи   
с отсутствием в госбюджете средств для восстановления изношенной                
инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства необходимо привлечь частных      
инвесторов для эксплуатации объектов теплоэнергоснабжения и водоотведения и     
оказания соответствующих услуг населению. Казалось бы, идея в условиях          
рыночной экономики вполне здравая, однако в условиях дикого, грабительского     
капитализма это уже смотрится совсем иначе. Сдав в концессию указанные сети,    
не прописав подробно права, а главное, не позаботившись о наличии               
квалифицированного аппарата, способного контролировать качество эксплуатации    
и оказания услуг концессионерами, мы оставим наших граждан один на один с       
представителями тех самых частных компаний, которые бесконтрольно завышают      
расценки на свои услуги в качестве управляющих компаний, которые из-за своей    
неудержимой жадности не выполняют технологических требований, доводят до        
грандиозных аварий, таких, например, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС.         
                                                                                
Я задаюсь вопросом: кто и как будет осуществлять контроль за концессионерами,   
каков механизм, кто гарантирует нашим гражданам, что после окончания или        
досрочного расторжения договора концессии они не получат ещё более изношенную   
сеть, ведь именно им потом придётся расплачиваться за это? Я задаюсь и другим   
вопросом: если наличие большого числа задолжников и прочих проблем делает       
невыгодным государственное управление в сфере предоставления коммунальных       
услуг населению и если содержание этих сетей столь невыгодно, то для чего       
частные инвесторы будут вкладывать свои средства в убыточное дело? Ответ        
очевиден: частник будет выжимать из населения деньги всеми правдами и           
неправдами, незаконно обогащаясь путём завышения тарифов и экономя на           
невыполнении регламентных требований. Все россказни об эффективном              
менеджменте и персонале частных компаний, которые превосходят                   
государственные, давно развенчаны множеством технологических катастроф в        
нашей экономике и развалом тысяч предприятий. Если же достичь высокой           
доходности можно иным законным способом, то почему бы государству не остаться   
в этой сфере и не восстановить критически изношенные инженерные сети, защитив   
своих граждан от избыточных затрат?                                             
                                                                                
Хочется обратить внимание и на то, что от имени нашего коллеги, товарища        
депутата Шаккума вносится уже второй законопроект, касающийся этой важнейшей    
сферы жизни граждан. В первом варианте было вообще предложено продавать эти     
сети в частные руки. После обсуждения в Комитете по вопросам собственности      
даже члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутаты которой вносили законопроект,      
осознав варварство предлагаемого проекта закона, не посмели поднять хотя бы     
один голос в его поддержку. Лично я был весьма удивлён, что рассматриваемый     
сегодня проект закона, представленный всего два дня назад в наш комитет, уже    
вносится через другой комитет, - возникает мысль о том, что это было сделано    
только из-за принципиального и квалифицированного рассмотрения вопроса          
предыдущим Комитетом по вопросам собственности. Я уверен, что таким             
лавированием нельзя устранить коренные недостатки законопроекта, и предлагаю    
впредь Совету Думы законопроекты, по сути, одного содержания направлять в       
один профильный комитет, а не раскассировать их по различным комитетам, лишая   
депутатов возможности комплексного подхода к решению проблемы. Хочется          
обратить внимание на то, что большинство недостатков законопроекта являются     
структурными, их невозможно устранить, ретушируя его.                           
                                                                                
Исходя из изложенного от имени фракции предлагаю оценить очевидные              
отрицательные последствия этого законопроекта для россиян и ни в коем случае    
не голосовать за него даже в первом чтении.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли ещё желающие выступить? Нет.                                            
                                                                                
Пожалуйста, от комитета - Руденский Игорь Николаевич.                           
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что данный закон очень   
важен, так как он увеличивает приток инвестиций и способствует созданию         
условий для доступа малого бизнеса в эту сферу. Это в принципе мировая          
практика, к сведению выступавшего передо мной депутата. Малые предприятия,      
которым передаются сети, ремонтируют их за свой счёт, обслуживают и,            
соответственно, получают прибыль, а право пользования остаётся за               
муниципалитетом.                                                                
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и просит его принять.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные     
акты Российской Федерации" в первом чтении.                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.56,2 %                                    
Проголосовало против           74 чел.16,4 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.