Заседание № 267

12.02.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 795235-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.21-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3699 по 4088 из 5612
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и    
12.21-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".      
Докладывает Дмитрий Станиславович Зверев.                                       
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию       
предлагается проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях в части актуализации   
штрафа, который был впервые введён в 2015 году и, честно говоря, не менялся с   
тех пор. Он касается наказания, санкций за невнесение платы в системе           
"Платон" за пробег большегрузов, и в первую очередь это касается иностранных    
перевозчиков при нахождении на дорогах Российской Федерации свыше 50            
километров. Предлагается, с одной стороны, повысить штраф в соответствии с      
экономически обоснованным размером, в то же время, с другой стороны, мы         
предлагаем исключить меру наказания в виде двукратного штрафа, который сейчас   
есть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, за     
совершение повторного правонарушения в течение года. Мы это обсудили с          
бизнесом, и бизнес поддержал именно такую комплексную меру: с одной стороны,    
против недобросовестных перевозчиков мы повышаем размер штрафа, который не      
индексировался с 2015 года, с другой стороны, мы убираем двукратное его         
взыскание.                                                                      
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович, присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил суть     
концепции законопроекта. Действительно, десять лет, как в стране действует      
система "Платон", разработанная в целях как раз поддержания качества            
федеральных дорог и компенсации ущерба, наносимого дорожному покрытию           
тяжеловесными транспортными средствами, и десять лет, как не повышается         
размер штрафа за проезд по автомобильным дорогам общего пользования без         
внесения платы. Мы с вами прекрасно понимаем, что административное наказание    
(в частности, административный штраф) должно выполнять в том числе и            
превентивную профилактическую функцию. В связи с этим концепцию                 
законопроекта, которым предусматривается увеличение штрафных санкций с 5        
тысяч до 20 тысяч, комитет поддерживает.                                        
                                                                                
Предлагаем принять законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, согласно имеющейся публичной информации,       
начиная с 2015 года наблюдается рост числа большегрузных автомашин в России,    
что поразительно, на те же самые 45-50 процентов. Это значит, что при           
разработке законопроекта инициаторы не учли, что весь фактор роста, рост        
числа нарушений подали как злостное несоблюдение ПДД водителями большегрузных   
машин. Кроме того, непонятна применяемая кратность предлагаемого увеличения     
размера штрафов вместо его привязки к текущим коэффициентам инфляции.           
                                                                                
Вопрос: может, пора прекратить искать способы пополнения статей бюджета         
посредством такой обдираловки штрафами и поборами с помощью неполноценно и      
однобоко обоснованных данных?                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Мы не можем учесть         
коэффициент инфляции при установлении размеров штрафов, это требование          
законодательства. Штраф, предлагаемый к установлению, действительно             
экономически обоснован, и наша основная задача - не пополнять казну с помощью   
штрафов, а понуждать к соблюдению норм, предусмотренных законодательством       
Российской Федерации, по перевозкам по российским дорогам.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Дмитрий Станиславович, пользуясь случаем, хочу поинтересоваться. Смотрите, в    
последнее время достаточно часто начал натыкаться на информацию, что водители   
жалуются, особенно в южных регионах, что в связи с проведением СВО, когда       
глушат РЭБ и так далее, идут сбои по навигации, и водителям потом выставляют    
штрафы за то, что они якобы где-то проезжали по дорогам, по которым они даже    
не ездили.                                                                      
                                                                                
Скажите, пожалуйста, такая информация есть? Есть такая проблема?                
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Андрей Геннадьевич, добрый день! Спасибо за вопрос. Данный         
вопрос на постоянном контроле министра транспорта Российской Федерации. Эта     
статистика собирается, и могу привести цифры статистики: значит, на             
сегодняшний момент уже отключено 32 рамки, 10 постов контроля Росавтодора и     
оператора системы "Платон" перевели в особый режим с 31 июля. На сегодняшний    
момент мы учитываем каждую жалобу, каждую жалобу рассматриваем: обработано      
2137 жалоб, из которых оператор системы "Платон" подтвердил Ространснадзору     
основания для отмены 568 постановлений. Таким образом, каждая жалоба            
рассматривается весьма оперативно, и, если она действительно вызвана            
техническими, будем так называть, сетевыми помехами, штраф отменяется.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, этим законопроектом решается часть проблемы    
грузоперевозок. Скажите, почему этим же законопроектом не повышаются штрафы     
за проезд по платным дорогам для тех же большегрузов?                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что такой             
законопроект сейчас также готовится, но уже ко второму чтению. Мы сейчас        
отрабатываем на площадке комитета и составы, и не только по платным дорогам.    
Это в принципе касается комплекса мер по грузоперевозкам.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, здесь речь идёт о федеральных дорогах, о       
дорогах федерального значения, но у нас есть случаи, когда и по региональным,   
и по местным дорогам превышаются эти нормативы грузоперевозок. Я вам приведу    
конкретный пример: я недавно был в селе Лекарственном Новосибирской области,    
там рядом открыли щебёночный карьер, без подъездных путей открыли, и по         
дороге муниципальной прямо через центр села огромные самосвалы ездят. Там       
даже жители выходили и перекрывали эту дорогу. Вот как быть в таких случаях?    
И возможно ли ужесточение административной ответственности в таких случаях?     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Безусловно, можно было бы сказать, что это относится к             
компетенции региональной власти, но это было бы несправедливо и неправильно,    
потому что всё-таки Министерство транспорта - регулятор и отвечает за           
выполнение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по доведению    
региональных дорог до нормативного состояния в объёме 85 процентов. Так вот,    
мы обеспечиваем и контролируем регионы с точки зрения введения единых           
требований по надзору и контролю, а что касается конкретного кейса в            
Новосибирской области, возьмём на контроль и доложим отдельно лично вам.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, я уточняю предыдущий          
вопрос. Понимаете, мы платные дороги ввели, а закон о платных дорогах           
предполагает наличие дублёров. В отсутствие дублёра большегрузы на первом       
этапе, как только вы повысите штраф, опять все поедут гробить муниципальные     
дороги. Если у вас на федеральных дорогах есть весы, то на региональных и       
муниципальных никаких весов нет. Скажите, пожалуйста, кому муниципалитеты       
должны предъявлять претензии в связи с тем, что вы не построили дублёры? Это    
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Приведите, пожалуйста, данные, сколько за последние пять лет по       
системе "Платон" концессионер получил, сколько он в ремонт дорог вложил и       
сколько Росавтодор? Вот для общего понимания. И сколько дорог у одного и у      
другого?                                                                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопросы. Ну, не умаляя значения     
федерального регулятора по контролю и надзору в целом за состоянием дорожного   
хозяйства и соблюдением требований всеми грузоперевозчиками, неважно на         
федеральных дорогах или на муниципальных, всё-таки хотел бы обратить            
внимание, что предмет закона не платные дороги. Мы говорим о работе системы     
"Платон", и цифры, которые вы запросили... Ну, я могу сказать лишь по           
количеству: в 2023 году было зафиксировано 2,1 миллиона случаев, рост 64        
процента, когда грузоперевозчик оплачивал штраф, а не платил по системе         
"Платон" средства, которые идут на восстановление и ремонт дорог. Именно эта    
цифра и побудила нас внести соответствующую инициативу по повышению размера     
штрафа.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к заместителю министра транспорта.                  
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, вот зависит ли размер средств, выделяемых на   
текущий и капитальный ремонт дорог, от собираемости налогов, штрафов и других   
выплат? Дело в том, что у нас в Якутии есть федеральная автодорога "Вилюй" и    
в последние два-три года там отвратительно ведутся и текущий, и капитальный     
ремонт. Когда спрашиваем, почему такая ситуация, говорят, мол, выделяется       
всего 40-50 процентов от норматива, от того, что нам необходимо. От чего        
зависят объёмы финансирования текущего и капитального ремонта?                  
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Ну, всё-таки надо разделить:   
федеральные дороги, региональные и муниципальные - соответственно, это          
ответственность финансовая либо федерального бюджета, либо регионального        
бюджета, которым предусматривается свой план. Задачи, поставленные              
национальным проектом: доводится 85 процентов до нормативного состояния,        
сроки достаточно жёсткие, и эти планы выполняются. Ежегодно субъектами          
Российской Федерации передаётся, собирается информация по федеральным дорогам   
в федеральном агентстве, и, соответственно, Росавтодор, уже защищая             
соответствующую бюджетную заявку, планирует затраты как на капитальный, так и   
на текущий ремонт для поддержания дорог.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, у нас сейчас большая инфляция, и на это        
президент нашей страны тоже обратил внимание. Грузоперевозчики у нас сейчас     
уплачивают и транспортный налог, и акцизы на топливо, бензин, и осуществляют    
платежи за проезд и по платным дорогам, и по системе "Платон", и всё это,       
конечно, отражается на цене перевозимой продукции. Предлагаемый вами            
законопроект об увеличении штрафов с 5 тысяч до 20 тысяч за неприменение        
системы "Платон", конечно же, также приведёт к увеличению стоимости             
перевозимой продукции, что отразится, в общем-то, на гражданах нашей страны,    
которые и так страдают от чрезмерного повышения цен.                            
                                                                                
Скажите, пожалуйста, может, всё-таки стоит, вместо того чтобы увеличивать       
штрафные санкции, снизить платежи по системе "Платон"?                          
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. Дело в том, что платежи по системе "Платон"     
предусматривают, обеспечивают компенсацию вреда, наносимого дорожному           
покрытию. То есть мы говорим о том, что водитель большегруза, который           
зарегистрирован в системе "Платон" и заранее понимает, что везёт груз с         
превышением допустимых весовых параметров, оплачивает нанесённый вред, чтобы    
эти средства шли на текущий и капитальный ремонт дорог и поддержание их в       
нормативном состоянии для этого же самого водителя, для безопасности            
перевозок пассажиров в том числе. Так что штраф нацелен на недобросовестных     
водителей, которые не регистрируются в системе "Платон" и не платят за вред,    
который они наносят. Поэтому, с нашей точки зрения, никакого удорожания,        
повышения стоимости перевозки для добросовестных водителей не произойдёт.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, природа этого      
законопроекта... Изначально, собственно, как нам говорили, с 2015 года штрафы   
не повышались, но тарифы-то "Платона", конечно, повышались, с 2015 года они     
выросли более чем в 2 раза, только с января 2023 года тарифы "Платона"          
выросли на 31,5 процента, что, как вы понимаете, гораздо выше уровня            
инфляции.                                                                       
                                                                                
Мы сейчас собираемся повысить этот штраф - это, конечно, не окончательное       
повышение. Если мы будем поднимать такими темпами тарифы, которые у нас         
вкладываются, естественно, в стоимость грузовых перевозок, что потом на всё,    
на все цены в стране влияет, конечно, нам придётся повышать его потом ещё       
раз.                                                                            
                                                                                
И если уж регулировать штрафы, то, наверное, надо регулировать сразу все        
штрафы, которые касаются грузоперевозок. Сейчас мы оставляем лазейку для        
платных дорог, там действует скидка 50 процентов, соответственно, например,     
стоимость проезда половины кольца по ЦКАД составляет 3 тысячи рублей, с         
50-процентной скидкой, получается, выгоднее платить штраф. Мы, таким образом,   
направляем весь грузопоток, вынуждаем всех платить штраф за неоплату проезда    
по платным дорогам, ну, там, где есть безбарьерная среда, что, очевидно,        
неправильно. Вся отрасль грузовых перевозок должна быть отрегулирована в        
целом и должна быть гармоничной, тогда это будет работать.                      
                                                                                
Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" не поддержит данный законопроект.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
От фракции выступление - время поставьте, пожалуйста.                           
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Фракция партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ    
- ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" выступает против этого законопроекта в связи с его      
фундаментальной экономической порочностью и противоречием национальным          
интересам Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Так бывает, иногда мы хотим маленькую детальку улучшить и улучшаем её до        
такой степени, что создаём угрозу для функционирования всего большого           
механизма. При советской власти, помнится, у нас в цветных телевизорах          
заменили детальку с медным напылением на пластмассу, после чего они стали       
взрываться. Вот мы с нашей экономикой делаем сейчас нечто подобное -            
бесконечно улучшаем детали, разрушая систему в целом.                           
                                                                                
В чём состоит наша задача для обеспечения нашей конкурентоспособности в         
условиях ещё и военных действий, в условиях глобальной конкуренции? Нам нужно   
снижать издержки экономики для её развития, мы должны эти издержки снижать в    
каждой точке. Что мы делаем? Во многих точках мы эти издержки повышаем,         
методично и эффективно: вводим новую маркировку, вот сейчас будем вводить       
маркировку кондитерских изделий - не дай бог, там какой-то левый сахар в        
конфетках. Скоро сбудется мечта уже забытого вице-премьера Дворковича о том,    
чтобы маркировать, так сказать, домашних рыбок.                                 
                                                                                
Когда мы усложняем ведение честного бизнеса, мы тем самым подрываем             
экономическую ситуацию в целом. Здесь были сказаны замечательные слова, очень   
правильные: для добросовестного бизнеса ничего не изменится. Но мы же сами      
создаём условия, завышая издержки в каждой точке, усиливая налоговое            
давление, повышая штрафы, усложняя все бюрократические процедуры до             
беспредела, - мы создаём все условия для того, чтобы добросовестному бизнесу    
стало существовать невозможно. Мы выталкиваем бизнес в тень, мы выталкиваем     
бизнес, по сути дела, в криминал, и это делаем мы, это делают не западные       
спецслужбы, не какие-то враги, не рептилоиды, не марсиане. И этот               
законопроект усложняет ведение бизнеса.                                         
                                                                                
Замечательно было сказано: а если, значит, там было применение РЭБ на югах,     
значит, пусть они обращаются, жалуются и доказывают, что они не верблюды.       
Бизнес должен работать, а мы заставляем его в каждой точке доказывать, что он   
не верблюд, и далеко не всегда он имеет такую возможность. По любому поводу     
человек должен доказывать государству, что он невиновен, бизнес должен          
доказывать государству, что он не преступник. А потом удивляемся: а что это у   
нас молодёжь разбегается? Да от такого, прости господи, регулирования и         
разбегается!                                                                    
                                                                                
Усиливая давление на бизнес, усиливая административное давление на бизнес,      
усиливая штрафы, мы часть бизнеса выталкиваем в тень, часть бизнеса просто      
закрываем. В этом есть своя экономическая логика, потому что есть крупный       
бизнес: экономическая конъюнктура ухудшается, что бы мы друг другу ни           
рассказывали, соответственно, мелкий и средний бизнес, который раньше никого    
не волновал, начинает восприниматься как конкурент, его начинают уничтожать,    
в том числе административными методами, в том числе через законы, которые мы    
с вами здесь обсуждаем и даже принимаем. Крупный бизнес консолидирует           
отрасль, завышает все цены, и всё у него замечательно, прибыль у него           
хорошая, а люди воют, потому что цены растут. А им объясняют: ребята, ну, вы    
не должны смотреть на свою жизнь, вы ничего не понимаете в своей жизни, вы      
должны смотреть на официальные данные Росстата о росте цен. Так вот, на         
данные Росстата о росте цен этот законопроект не повлияет никак, а на           
реальную ситуацию с ростом цен, с аварийностью на дорогах и с криминалом на     
дорогах он повлияет очень сильно, поэтому мы против него.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Геннадьевич.                              
                                                                                
Ефимов Виталий Борисович. С места.                                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, я каюсь, выступать не хотел, но, коллеги, давайте не будем         
смешивать всё вместе. Сама система взимания дополнительной платы с 12-тонных    
автомобилей подлежит дискуссии, вредна она или нет. Вопрос стоит о том, что     
кто-то оплачивает, а кто-то не оплачивает, и тот, кто не оплачивает, создаёт    
неконкурентную среду, тот, кто не оплачивает, начинает демпинговать. Так что    
если уж систему отменять, то для всех, а если есть закон, что надо платить,     
тогда пусть все платят. Вот саму систему давайте будем обсуждать, а платить     
надо всем, иначе создаётся неконкурентная среда.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.                               
                                                                                
Дмитрий Станиславович, вы можете выступить с заключительным словом. Не нужно?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Ирина Александровна Панькина, пожалуйста. С места.                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Здесь много          
говорили о природе законопроекта, назовём это всё-таки предметом                
законопроекта. На самом деле предмет очень прост: важно исключить порочную      
практику, когда проще заплатить штраф, незначительный штраф, чем платить по     
тарифу и идти законным путём. Вот, в общем-то, и всё.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против           34 чел.7,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.