Заседание № 258
О проекте федерального закона № 795087-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет подготовил данный законопроект к принятию в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, заключения получены. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. По мотивам голосования выступает Сергей Владимирович Иванов. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ну что я хочу сказать? Сегодня у нас с вами замечательный день: мы не только принимали параметры бюджета, но и приняли законопроект, который два года назад уже вносила фракция ЛДПР и вы отклонили. Но мы не говорим, что это плагиат, ибо, взяв идею, вы забыли взять содержание: вы впервые лишаете депутата полномочий не за то, что он не ходит на пленарные заседания, не за то, что он не работает с избирателями, а за то, что он - вдумайтесь! - забыл предоставить сведения о доходах и имуществе или забыл указать, что его несовершеннолетний ребёнок получил доходы в размере 200 рублей, протирая стёкла машин где-нибудь на перекрёстке. Но вот когда фракция ЛДПР вносила такой законопроект, мы-то предлагали лишать полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации за то, что они обманывали, указывали недостоверные сведения в декларации, - вы этого не делаете и при этом называете это победой демократии и победой над коррупцией. Ну вот вдумайтесь: один из авторов законопроекта задекларировал годовой доход в 284 миллиона рублей - это всего-навсего 780 тысяч в день, ненаказуемо; задекларировал десять земельных участков - ну, любит человек на земле работать; четыре дома, один из которых в Швейцарии, - растёт благосостояние народа - и три квартиры. Ну и что мы с этим будем делать? Да ничего! Вот другой автор законопроекта: не поверили ему коллеги и журналисты, что можно продать дом на Камчатке и купить квартиру в центре Москвы. А зря не поверили, потому что там ведь с видом на океан, а вот в центре Москвы и за миллиард долларов не купишь квартиру с видом на океан. И ведь никто не подумает о том, что при таких доходах можно купить не только должность в Совете Федерации, но ещё и членство в Совете Федерации, и мы с вами об этом не думаем. Что мы вообще будем делать с этой информацией? Как сказал товарищ Сталин, завидовать мы будем этим товарищам, ведь у них всё замечательно сложилось! Да? Поэтому победы над коррупцией здесь никакой нет. Знаете, народ даже анекдот придумал: "Решили депутаты побороться с коррупцией, законопроект придумали - и что? А ничего - коррупция на эту борьбу не явилась". Поскольку я выступаю по мотивам, я всё-таки хочу мотивировать фракцию ЛДПР поддержать данный законопроект, ибо, как сказал один из руководителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", это всё коснётся в основном депутатов нижнего уровня, именно единороссов, - ну, тут мы вам всегда, конечно, подставим плечо, это с большим удовольствием! Во-вторых, меньше, гораздо меньше будет депутатов, которые всё поливают деньгами в надежде получить статус депутата областного или краевого заксобрания, - это тоже большой плюс. Ну и наконец, может быть, наш народ поймёт, что всё-таки лучше иметь власть, как у нас в Конституции записано, непосредственно, чем посредством таких депутатов. А для тех, коллеги, кто не понял, для чего данный закон принимается, я расскажу небольшой анекдот. Как-то поймало государство золотую рыбку, рыбка ему говорит: "Отпусти меня, я желание твоё выполню". А государство у неё спрашивает: "А что у тебя просят?" "Ну, - говорит - недавно поймал меня депутат, попросил дачу, машину, счёт в банке. А ты что попросишь?" "Адресок дай!" - сказало государство. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 56 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 257
О проекте федерального закона № 795087-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, я не вижу докладчика по 2-му вопросу, давайте к нему вернёмся позже, а пока рассмотрим 3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вам предлагаются две таблицы поправок. В таблице № 1 одна поправка, прошу утвердить данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 55 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, уважаемый Сергей Евгеньевич. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 2, 3, 4, 5, 6 и для экономии времени дать мне для обоснования одним докладом четыре минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По всем пяти поправкам? ГУДКОВ Д. Г. Да, по всем пяти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 5 и 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 2, 3, 4, 5, 6, 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 24 сек.) Проголосовало за 280 чел.62,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел.37,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Дмитрий Геннадьевич Гудков, поправки 2, 3, 4, 5, 6. Четыре минуты поставьте. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я выступаю по пяти поправкам, но на самом деле здесь одна техническая поправка и две смысловых, просто это поправки в два разных закона - в 184-й закон и в закон о статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Как вы знаете, я всегда выступал за то, чтобы депутаты и чиновники декларировали свои доходы, своё имущество. Я лично сталкивался с такими случаями, когда депутаты, особенно в регионах, этого не делали. Собственно, изначально я поддерживал этот законопроект, в первом чтении я голосовал за, но когда я его детально проанализировал, то заметил две серьёзные проблемы. Первая проблема заключается в том, что, в отличие от остальных законов, у нас здесь прописывается ответственность только за непредставление такой информации, то есть данных о доходах, сведений об имуществе и так далее. Во всём российском законодательстве, например в том же законе о статусе, в том же 184-м законе, в законах о госслужбе, о муниципальной службе, о службе в органах внутренних дел, о противодействии коррупции, несколько иная норма: представление неполных сведений или заведомо недостоверных сведений. То есть, грубо говоря, вы можете сдать вашу декларацию, опубликовать, но вместо десяти квартир указать только три, или, допустим, у вас есть пентхаус в Майами, яхта и бентли, вы их не указали, а указали какой-нибудь старый, подержанный опель - и в этом случае ответственность для вас не наступит, потому что, к сожалению, норма прописана таким образом, что ответственность наступает, только если вы не представили данных, то есть вы можете какую-то филькину грамоту прислать - и никакой ответственности! Это первое. Вторая сторона медали - как у нас принимаются решения. Сначала у нас заседает комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов. Если она рекомендует лишить мандата, она выносит это предложение на заседание палаты, и палата уже принимает решение. Но если не прописаны чёткие параметры, чёткие критерии, за что должны лишить депутата мандата, то здесь уже начинает действовать правило: кто сильнее, у кого большинство, кто контролирует кнопки в зале, кто контролирует принятие решения, тот и прав. И тут уже, согласитесь, возникает проблема злоупотребления: представитель партии власти, неважно какой, партии, которая имеет большинство в региональном парламенте или в федеральном парламенте, может либо проголосовать, либо не проголосовать, то есть изначально ущемляются права оппозиции. Поэтому я предлагаю следующее решение: синхронизировать этот законопроект с российским законодательством, добавить норму о том, что ответственность должна наступать за представление неполных или заведомо недостоверных сведений, при этом я предлагаю также ввести порог, после которого враньё уже становится критичным, - это 7,5 миллиона рублей (цифра взята не с потолка, такая сумма у нас прописана в отдельных статьях Уголовного кодекса о нецелевом расходовании бюджетных средств). То есть, если у вас какой-нибудь ржавый прицеп от трактора, если у вас какая-нибудь однокомнатная квартира где-то в провинции и вы не представили о них сведений, вас за это не лишат мандата, но если вы вдруг забыли указать яхту, бентли, пентхаус в Майами и так далее, вот тогда наступит ответственность. В этом случае и комиссии по контролю будет проще работать, и оппозиция и партия власти получат единые правила, по которым депутаты будут лишаться мандатов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Если позволите, я тоже комплексно остановлюсь на всех поправках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Хотел бы обратить внимание на то, что мы согласны с Дмитрием Геннадьевичем: вопросы, которые касаются представления заведомо неправильных сведений, должны получить решение, и они, несомненно, получат решение в рамках отдельного закона. Одновременно при оценке поправок, о которых мы говорим, - мы на заседании комитета их рассматривали тоже комплексно - с целым рядом подходов сложно согласиться, или они требуют дополнительной проработки. Например, это касается примечания, которое содержится в поправке 3, где определяется следующее: "Под недостоверными или неполными сведениями в настоящей статье понимаются сведения, в которых отсутствуют данные о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, превышающих по своему объёму в денежном выражении 7 миллионов 500 тысяч рублей". Но всё дело в том, что в этой ситуации ссылка на данные положения Уголовного кодекса Российской Федерации вряд ли может срабатывать: в Уголовном кодексе указаны и другие критерии, и другие оценки, и другие суммы, в частности, для определения размера хищения и так далее. Мы ведём речь о несколько другом институте, поэтому полагаем, что в рамках концепции законопроекта о непредставлении или несвоевременном представлении сведений о доходах и расходах и об ответственности за эти два самостоятельных действия эти вопросы решаться не могут, они должны решаться за пределами данного текста, но, безусловно, решаться должны, я согласен. Предлагаю поправки оставить в таблице отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 50 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 13 сек.) Проголосовало за 134 чел.29,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел.70,2 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 35 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел.70,7 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 57 сек.) Проголосовало за 130 чел.28,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 130 чел. Не голосовало 320 чел.71,1 % Результат: не принято Поправка отклонена. И ставлю на голосование поправку 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 19 сек.) Проголосовало за 131 чел.29,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 131 чел. Не голосовало 319 чел.70,9 % Результат: не принято Поправка отклонена. Борис Сергеевич Кашин. Поправка 8. КАШИН Б. С. Я буду только о 8-й поправке говорить, потому что перепутал номер: не 5-ю, а 7-ю я имел в виду, когда выносил поправки на отдельное голосование, но суть не в этом. Вот даже из ответа Владимира Николаевича на предыдущий вопрос видно, в каких жёстких рамках работает комитет: он не может даже очевидную, так сказать, несогласованность в тексте ликвидировать, ведь получается, если кто-то слово из трёх-четырёх букв в отчёте своём напишет и отправит в комиссию, то он молодец, а если по каким-то объективным причинам жена депутата на день задержит информацию, то его без обсуждения автоматически лишают депутатских полномочий - ну это же абсурд! Это пример того, как разумная идея в некачественном юридическом исполнении просто замусоривает законодательство. Что я предлагал? Чтобы, как и в случае дачи согласия на преследование в уголовном порядке, палата решала, надо лишать полномочий или нет, а то мы можем прийти к ситуации, когда какая-то запятая не там стоит, и формально... Ведь чем вызвана поправка? Получается, даже обсуждать ничего нельзя - ни суду, никому! Решение о лишении полномочий должно приниматься палатой, а тут написано "оформляется". Вот так у нас, к сожалению, развивается важнейшая законодательная сфера, посвящённая государственному строительству. Очень грустно, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Сергеевич! Прежде всего, я прошу вас обратить внимание на зал Государственной Думы: вы почему-то говорите только о жене, а в принципе может быть и муж. Я хочу вам открыть главную тайну: речь не идёт о том, что жена или муж должны представлять эту декларацию, речь идёт о действиях самого депутата Государственной Думы, и никакой отсылки к супругу нет, речь идёт только, собственно говоря, о ваших действиях. Это к вопросу о единстве правового поля. Второй момент. Мы, несомненно, вас ждали на заседании комитета, и, как вы знаете, там всё это очень подробно анализировалось. И мы, ещё раз подчеркну, несомненно, учтём в том числе ваше замечание, связанное с уравниванием ответственности, это может произойти в рамках другого законодательного акта. В то же время, Борис Сергеевич, вы предлагаете употребить следующие слова: "...в случае, если непредставление или несвоевременное представление... носит существенный характер" - ещё большая неопределённость! Обратите, пожалуйста, внимание на следующее: существуют механизмы защиты добросовестных лиц, эти механизмы задействованы и в работе палаты, и в работе комиссии палаты, и в работе, связанной с позицией Верховного Суда, то есть механизмы существуют, и вы, как академик, как крупный учёный, можете это довольно быстро и просто изобразить в виде схемы. Так что вопрос решён. Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, хочу сказать, что 130 депутатов проголосовали в поддержку поправки 5, то есть, таким образом, вы пытались поддержать ошибку, порог в 7 миллионов 500 тысяч рублей в декларировании. Мне кажется, это сложный вопрос, вряд ли мы можем с этим согласиться при определении дальнейшего подхода. Поправку предлагаю оставить в таблице отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 8. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 48 сек.) Проголосовало за 139 чел.30,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 140 чел. Не голосовало 310 чел.68,9 % Результат: не принято Поправка отклонена. Выносим законопроект на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 51 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Для протокола: по вопросу 3 депутаты Жигарев, Лебедев, Луговой и Щепинов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
НИЛОВ О. А. Для протокола: по пункту 3 повестки дня депутаты Драпеко, Ванчугов, Красильникова и Романович голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, прошу учесть.
Заседание № 247
О проекте федерального закона № 795087-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Ирины Анатольевны Яровой. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, полагаю, что сегодня чрезвычайно важно говорить об уровне ответственности избранных депутатов разного уровня, и законодательная инициатива депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" посвящена именно этому вопросу. Вы знаете, что Президент Российской Федерации, правительство, парламент последовательно выстраивают политику противодействия коррупции и максимального общественного контроля за деятельностью всех должностных лиц различных уровней. В настоящее время, несмотря на то что в законодательстве есть положение о ежегодном представлении информации о доходах и расходах, порядка 3 процентов депутатов регионального уровня, к сожалению, не представляют эту информацию. Мы полагаем, что для того, чтобы устранить неисполнение данного публичного требования, необходимо установить прямую ответственность, то есть в случае пренебрежения особыми требованиями, предъявляемыми к статусу того или иного должностного лица, должны наступать прямые правовые последствия. Мы предлагаем внести в действующее законодательство изменение, которое прежде всего касается обязанности ежегодно представлять декларацию о доходах и расходах, то есть речь идёт не просто о представлении, и, соответственно, установить прямую ответственность за факты непредставления или несвоевременного представления декларации о доходах и расходах для депутатов регионального уровня, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Речь идёт о выборных должностях, о том, что получен делегированный мандат доверия, который связан с обязанностью представления информации о доходах и расходах в момент выдвижения в кандидаты и в период исполнения полномочий, поэтому неосуществление, неисполнение и пренебрежение публичным требованием означает невозможность дальнейшего продолжения деятельности и должно повлечь за собой досрочное сложение полномочий. Мы полагаем, что данная мера ответственности будет не только носить дисциплинирующий характер, но и в полной мере будет соответствовать тем ожиданиям и требованиям, которые предъявляются к кандидатам на замещение той или иной должности и уж тем более к тем, кто уже избран и исполняет свои полномочия. В этой связи чрезвычайно важно отметить, что после вступления в силу закона, если он будет принят, те 3 процента региональных депутатов, о которых я вам говорила, должны будут устранить данное несоответствие. В том случае, если они не представят декларации о доходах и расходах, вполне обоснованно может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении их полномочий. Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", полагаем, что данный подход и данное требование справедливы, независимо от того, о депутатах от какой партии идёт речь, потому что речь идёт об их особом статусе и об общих унифицированных требованиях закона, которые должны, безусловно, исполняться теми, кто уполномочен сам заниматься законотворчеством. Мы предлагаем всем фракциям рассмотреть данную законодательную инициативу и поддержать её сегодня как одну из приоритетных. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Николаевича Плигина, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна очень подробно изложила суть действительно принципиальной, важной инициативы, которая свидетельствует о продолжении практики предотвращения возможных коррупционных проявлений. Эта инициатива также важна для формирования доверия между органами государственной власти, представителями депутатского корпуса и избирателями. Комитет поддерживает концепцию данного проекта федерального закона, направленного, как я уже сказал, на повышение эффективности мер антикоррупционного контроля должностных лиц. При этом представляется целесообразным - именно об этом шла речь на заседании комитета - при подготовке законопроекта ко второму чтению предусмотреть аналогичные предлагаемым меры ответственности как за несвоевременное или неполное представление, так и за представление заведомо недостоверных или неполных сведений, частичная ответственность за что уже предусмотрена федеральным законодательством. Наши коллеги по комитету внесут соответствующие поправки. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Будут. Включите режим записи. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич, пожалуйста. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к Ирине Анатольевне. Никто не возражает, конечно, против повышения ответственности, но почему-то фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" постоянно отвергает предложения по расширению возможностей депутата для выполнения своих депутатских обязанностей. Нас лишают возможности обратиться даже в госкорпорации, не говоря уже об администрации президента, которая вообще у нас, как говорится, священная корова. И в связи с этим не получится ли так, что вот этот закон, так скажем, откроет возможность для каких-то... ну, не репрессий - для унижения определённого депутата, когда с него будут требовать какие-то справки непонятные или дело сведётся к мелкой бюрократии? Вот как-то образ этого закона может потускнеть, мне кажется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Борис Сергеевич, полагаю, что не может быть унижением исполнение требований закона, тем более теми людьми, которые получили мандат доверия избирателей, граждан Российской Федерации, - требований публичного представления по установленной форме деклараций о доходах и расходах. Это первое. Второе, что касается правоприменения. Закон имеет общеустанавливающие требования, которые не дифференцируются ни по политическому, ни по какому иному признаку, и принципиальная позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" заключается в том, что все депутаты, независимо от того, какую политическую партию они представляют, должны, обязаны, безусловно, перед своими избирателями отчитываться. Кроме того, хочу напомнить вам, что именно фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" являлась субъектом права законодательной инициативы по парламентскому контролю, и сегодня мы все признаем тот факт, что появление в Российской Федерации закона "О парламентском контроле" является серьёзным шагом в сторону развития демократии и общественного контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Анатольевна, вот сколько мы законов принимали против коррупции, против всевозможного воровства и так далее - все, наверное, и не вспомнишь, - однако вновь и вновь букетом расцветает та же самая болезнь. Не станет ли этот закон очередным в этом ряде неисполняемых законов? И в связи с этим: данный закон будет прямого действия или нужна будет ещё целая серия подзаконных актов, постановлений и документов, которые могут просто свести суть этого закона на нет или затянуть его исполнение на определённое количество лет? То есть будет ли он сразу применён, или нужны какие-то ещё дополнительные шаги? И второе. Если депутат скрыл какое-то крупное, серьёзное финансовое, коррупционное нарушение, а на следующих выборах не был избран депутатом, но выяснилось, что он совершил финансовое преступление, будет ли данный закон на него распространяться, то есть на того, кто ушёл с депутатской должности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Владимир Николаевич, во-первых, вы смешали совершенно разные позиции. В случае если совершается преступление, то независимо от того, в каком вы статусе находитесь, если есть достаточные основания для привлечения вас к ответственности, данное требование закона будет исполнено, повторяю, независимо от того, являетесь вы депутатом или не являетесь, только по разной процедуре. Это первое. Второе, что касается безусловного исполнения требований закона. Данный закон прямого действия и не требует дополнительных подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, хочу вам сказать, что всё, что связано с вопросами нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в Российской Федерации, несмотря на то что у вас такое скептическое отношение - будто множество правовых актов не исполняется, что совершенно не соответствует действительности, - всё носит системный характер, более того, имеет безусловную логику, в которую встраивается в том числе та инициатива, которая сегодня предлагается. В настоящее время в парламенте находится на рассмотрении и президентская инициатива по вопросам противодействия коррупции. Наша общая задача сегодня не только помнить о принятых парламентом законах по противодействию коррупции, но и безусловно им следовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, ну, я бы поспорил: вот смотрите, в отношении Хорошавина Генпрокуратура выступила правильно с инициативой обратить имущество в доход государства, а вот в отношении Васильевой уже нет, и она уже полноправная хозяйка всего, так сказать, непосильно нажитого. Ну, это реплика, а вопрос у меня такой. Вы знаете, что есть постановление председателя правительства на аналогичную тему в отношении госкорпораций, и вы помните, что вплоть до увольнения Якунин неоднократно публично его игнорировал. Не считаете ли вы возможным во втором чтении распространить закон и на руководителей госкорпораций и их заместителей? ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Николай Васильевич, следуя логике законопроекта, который нами представлен, хотела бы вам напомнить, что в соответствии с действующим избирательным законодательством вы, прежде чем стать кандидатом, должны выполнить ряд требований и только соответствие этим требованиям является допуском к участию в избирательной кампании, с тем чтобы претендовать на мандат доверия граждан Российской Федерации. Более того, требование, которое связано с публичным представлением информации о доходах и расходах, сохраняется в период осуществления депутатских полномочий. В данном случае это два неразрывно связанных юридических факта, и установление ответственности за неисполнение требований закона в части представления публичной информации о доходах и расходах прежде всего перед своими избирателями должно иметь те же правовые последствия, которые наступали бы в том случае, когда лицо ещё являлось кандидатом: тогда речь шла бы о невозможности участия в избирательной кампании в период исполнения полномочий, а теперь мы вводим норму о досрочном их сложении. Если говорить о фактах, которые сегодня являются предметом публичного обсуждения, по громким уголовным делам, по привлечению к уголовной - хочу подчеркнуть! - ответственности и доведению дела до судебного рассмотрения, такой формат открытости и публичности означает только одно: законы о противодействии коррупции в Российской Федерации исполняются, реализуются, и мы с вами имеем возможность это открыто, публично обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Владимиру Николаевичу вопрос из двух подвопросов. Первое. Всё-таки какой орган будет определять степень вины депутата? Он отчитывается не только за себя, но и за своего супруга, и здесь прямую связь тяжело проследить, как-то обосновать, поскольку не всегда супруг, тем более не совместно проживающий, может детально обо всём отчитаться, а ответственность за это вынужден нести депутат. Это первый вопрос. Второе. Мы часто были свидетелями ситуаций, когда на выборах кандидата снимали с регистрации за то, что запятая была не там поставлена, или за то, что не указал 50 копеек на каком-то счёте. Вопрос в следующем: как всё-таки будет определяться степень вины, какой орган будет определять тяжесть вины и степень ответственности? И ещё. Насколько гарантирована защита персональных данных депутатов? И так они уже наизнанку вывернуты, уже и дроны к ним на дачи и в окна квартир залетают, и некоторые выродки в супермаркетах их корзины фотографируют - что это там депутат накупил? Вот где гарантия, что все эти данные?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несомненно, что вопросы защиты персональных данных возникают, и мы понимаем эту проблему. Вместе с тем для лиц, занимающихся публичной деятельностью, существуют в том числе международные стандарты защиты персональных данных, по ряду направлений с более мягкими границами, поэтому, соглашаясь на публичную деятельность, нужно соглашаться и с тем, что будет дополнительное внимание. Что касается проблем, которые возникают в отношении супругов и несовершеннолетних детей. Такого рода проблемы по отдельным жизненным ситуациям существуют, но тем не менее требование закона в этой части должно выполняться. Ещё раз подчёркиваю, ситуации бывают крайне разнообразными, и при обсуждении здесь, в Государственной Думе, вопросов о расширении перечня родственников, в отношении которых должны были сообщаться данные, - допустим, о включении в этот перечень братьев, сестёр или о ещё большем расширении этого круга - мы этот вопрос неоднократно поднимали и говорили о том, что к этому необходимо подходить с осторожностью. Тем не менее такого рода вопросы существуют. Что касается, собственно говоря, процедур - куда сведения должны будут подаваться, - эти процедуры детально федеральными законами описаны, и когда будет принят данный федеральный закон, это также будет определено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос Ирине Анатольевне. Уважаемая Ирина Анатольевна, всегда приятно работать с вашими законопроектами, они всегда юридически хорошо проработаны, поэтому и вопросы более тонкие. У меня два подвопроса, как и у коллеги Диденко. Первое. Общая вводная такова: в законе не установлена обязанность депутатов представлять декларацию и их ответственность за непредставление, поэтому порядка двухсот региональных депутатов эти декларации не представили. Но в тексте законопроекта из восьми страниц семь посвящено ответственности депутатов Государственной Думы - такой серьёзный перекос вызывает определённые вопросы, поскольку все депутаты Государственной Думы всегда сдают декларации. И второе. В докладе вы сказали о том, что раньше было написано "депутат сдаёт декларацию", а сейчас - "обязан сдать". Вы считаете, что это две разные вещи? Мне... (Микрофон отключён.) ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое за вопрос. Вы, как юрист, безусловно, правильно обратили внимание: какая же разница между "представлять" и "обязан представлять"? К сожалению, те, кто в качестве исполнителей действующих требований закона должен, так же как и мы с вами, понимать, что представление - это уже есть обязанность, тем не менее толковали и трактовали это иначе, что позволило 3 процентам региональных депутатов отказаться от представления деклараций. Вот для того чтобы не было уловок, ухищрений и лицемерия, мы полагаем необходимым усилить данную норму, хотя она и так была обязывающей, внести дополнительно - "обязаны представлять". Что же касается ответственности всех депутатов - и федерального, и регионального уровня, и членов Совета Федерации, то в данном случае речь идёт об общей унифицированной ответственности. В Российской Федерации есть Уголовный кодекс, но это же не значит, что все граждане Российской Федерации совершают преступления, то есть это ни в коей мере не оскорбляет и не унижает достоинство наших уважаемых коллег - депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые, действительно, исполняют требования закона в этой части. У нас с вами не было и, я надеюсь, никогда не будет прецедентов по поводу того, что кто-то из депутатов или из членов Совета Федерации не представил декларацию. Что же касается депутатов регионального уровня, о которых я говорила, у них есть возможность до принятия закона устранить данное недоразумение (будем его так называть пока), если же это "недоразумение" не будет устранено, появятся, совершенно логично, основания для привлечения к ответственности и для сложения полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Кто от фракции будет выступать? ШЕРИН А. Н. От фракции - Шерин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - Шерин. Пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, несомненно, нужно бороться с коррупцией, необходимо принимать все меры для того, чтобы закон соблюдался депутатами. Согласны, что, идя на выборные должности, мы берём на себя ответственность, мы должны быть готовы к публичности, но вот один вопрос настораживает: у нас появляется всё больше и больше норм, согласно которым депутат может досрочно прекратить свои полномочия, и вот хотелось бы, чтобы в равной мере появлялись нормы, при которых и губернаторы, и мэры городов досрочно прекращали свои полномочия в случае, если подобные действия будут и ими совершены. Ну, приведу пример, почему и вызывает сомнение справедливость данных норм. Допустим, прошли выборы в Рязанской области, и из 36 депутатов 32 - представители одной политической партии, дали два мандата КПРФ и по одному мандату ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" (кстати, только наш представитель в облизбиркоме не подписал итоговый протокол, а представители остальных партий с одним-двумя мандатами согласны, они подписали), так вот, когда будет формироваться комиссия в Рязанской областной Думе по получению этих данных, которая будет отмечать достоверность и сроки подачи, наверное, несложно представить и не стоит сомневаться, кто будет председателем этой комиссии и большинство депутатов какой фракции войдёт в эту комиссию. И вот очень хотелось бы, чтобы срок подачи сведений тем единственным депутатом от партии ЛДПР, который подаст свои сведения о доходах и об имуществе, был установлен действительно справедливо и чтобы действительно справедливо было отмечено, какого числа и в полном ли объёме сдали такие сведения депутаты от других политических партий. Несомненно, хотелось бы, чтобы те процессы, которые происходят в том числе и в плане борьбы с коррупцией, находили освещение в средствах массовой информации. Просто иногда, когда одного замминистра одного региона берут на взятке, руководители высокого уровня уходят в отставку, средства массовой информации молчат: они занимаются представителями других политических партий. Вот самое главное - чтобы это не являлось инструментом травли и шантажа неугодных депутатов из неугодных политических партий, а так я уверен, что наши спецслужбы (которые работают!) обо всех и депутатах, и недепутатах знают, кто скрывает доходы, кто как их получает, поэтому при наличии желания всегда можно привлечь коррупционера - нерадивого депутата или иного чиновника к ответственности, это всегда можно сделать при наличии политической воли, Уголовного кодекса и справедливого суда. Ну а если мы просто расширяем основания, чтобы тот или иной депутат знал, что, не получив отметки своевременно о том, что он вовремя сдал сведения о доходах... Может быть, тот или иной депутат действительно не знает о доходах или об имуществе супруги, с которой он находится в браке, но с которой они совместно не живут, по каким-то причинам не смогли расторгнуть брак, или об имуществе своих детей - вот хотелось бы, чтобы не получилось такой юридической коллизии, когда человек по формальному признаку может лишиться статуса. А так ЛДПР всегда выступает за борьбу с коррупцией, за справедливость, за открытость и за то, чтобы все депутаты всех политических партий, все чиновники подавали достоверные данные и это было на равных обнародовано перед нашими избирателями. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Мы признательны авторам законопроекта за внесённый законопроект, поскольку фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" видит в этом законопроекте основную, главную направленность - антикоррупционную. Видимо, такая мера должна быть реализована, тем более что, как нам казалось, имеется такая обязанность у всех депутатов, а мы сейчас прежде всего говорим о региональных депутатах. Другое дело, что партийные депутаты - а все наши парламентские партии работают со своими депутатами, - я думаю и надеюсь, выполняют свои обязательства, стараются выполнять, но есть представители непарламентских партий, есть самовыдвиженцы, поэтому, видимо, для непонятливых приходится прописывать эти меры, потому что политика - это не только права, но и обязанности. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект и будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Рад всех вас видеть, давно не виделись. Ещё бы столько не видеть, да? (Оживление в зале.) Короче, коллеги, что касается данного законопроекта, я не знаю, чего вы тут рассыпаетесь в благодарностях авторам, - давайте не будем походить на ту унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Где вы тут увидели борьбу с коррупцией, коллеги, а? Вам же Владимир Николаевич явно сказал, что основанием для прекращения полномочий является непредставление или несвоевременное представление, - где здесь борьба с коррупцией? Вот у нас кто-то из коммунистов, по-моему, внёс законопроект, чтобы депутаты отчитывались, как они летний отпуск провели, - давайте за это тоже лишать: непредставление отчёта о летнем отпуске - основание для лишения полномочий. Кто из наших избирателей требовал это?! То есть можно гулять где угодно, крыть там, так сказать, в три погибели страну свою, можно не работать, но это не является основанием для прекращения полномочий, как мы, между прочим, предлагали, - это основанием не является, а вот непредставление или представление на денёк позже - это основание! Спрашивали: как будем проверять, коллеги? Ну, Владимир Николаевич дал, как обычно, исчерпывающий ответ: в законодательстве всё прописано. В законодательстве у нас прописано, что в случае чего у нас есть Николай Дмитриевич Ковалёв, и вот его комиссия занимается проверкой сведений. Ох, и комиссия, ох, и основания - всё законно, всё железобетонно, но на каком основании, где и что они будут копать?! Уважаемые коллеги, кое-кто из авторов не так давно сам попал под эту раздачу, когда выясняли, а где, собственно, взяли эти миллионы на покупку квартир и так далее. Мне лично абсолютно нестрашно публиковать сведения, но ещё раз говорю: не надо раздеваться, избиратель об этом не просит! У меня как была эта малосемейка в Курске, так и есть, и всё, и больше ничего нет, ещё зарплата, но зачем вы себя вот так подставляете?! Вот поэтому на выборах явка 30 процентов, поэтому мы принимаем не законы, а правила. Закон - он для всех закон, как закон всемирного тяготения: вы по этому закону грохнетесь, и не важно, к какой фракции вы принадлежите, к коммунистам, к ЛДПР или к "ЕДИНОЙ РОССИИ"! А мы принимаем правила, потому что нет правил без исключений: для одних можно, для других нельзя - и так и будет! И для себя вы это делаете, для тех, кто попадёт в следующий парламент, и для тех, кто будет! А по большому счёту, всё это связано, наверное, с тем, что ещё не ставший сенатором товарищ Якунин в своё время сказал: "А не хочу я публиковать сведения о доходах своих". Вот и всё! Вот чтобы он там не ерепенился, в Совете Федерации, вы такой законопроект и внесли, а он об этом узнал и сказал: "Всё, я отказываюсь, пусть другого назначают!" Коллеги, не позорьте Государственную Думу! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот, честное слово, иной раз, если сравнивать инициативы коллег из разных фракций, которые касаются статуса депутата Государственной Думы, статуса региональных и местных депутатов, честно говоря, диву даёшься. А что, собственно говоря, хотим? Действительно, из одной крайности в другую: одни коллеги говорят, что вроде как и не надо реализовывать ту идею, о которой в данном законопроекте говорится, что, дескать, это излишне, а другие, наоборот, хотят тотальный контроль установить, вплоть до отпуска, - то, о чём Сергей Владимирович сейчас говорил, и так и есть. Однако давайте всё-таки будем рассуждать логически и исходить из тех фактов, которые уже есть. Действительно, были случаи, и довольно вопиющие, возможно, они обусловлены тем, что есть определённые пробелы в законодательстве, и не только в федеральном, но и в региональном, и отдельные региональные коллеги - я их знаю лично - не подавали декларации в том числе потому, что они не работают в законодательном органе на постоянной основе, но закон - как раз таки об этом говорили наши коллеги - должен быть единым для всех, а требования закона могут быть обеспечены только санкциями. Общественное порицание и обнародование информации о несвоевременной сдаче декларации, конечно же, не производят должного эффекта - это мы уже выяснили, - следовательно, необходимо сделать шаг вперёд и обеспечить исполнение требований закона принудительными мерами, в том числе угрозой досрочного прекращения полномочий. Очень простой законопроект! Мы предлагаем законопроект поддержать. На мой взгляд, здесь копья ломать нечего - хорошая, прекрасная идея! Надо поблагодарить коллег за то, что она была реализована. Давайте поддержим её! Наша фракция будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Дмитриевич, я по ведению. Коллеги, когда выступаете и апеллируете к законам, надо быть точными, потому что всё-таки речь шла об инициативе ЛДПР, а не КПРФ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представители президента, правительства, автор? Включите микрофон депутату Яровой. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, прежде всего разрешите поблагодарить вас за такое обстоятельное обсуждение. Конечно, может быть, кому-то очень нравится так выступать, чтобы потом, как после театрального действия, в зале кричали: "Браво! Бис!" - но я думаю, что всё-таки парламент - это совсем другая площадка и сам формат обсуждения предполагает более серьёзные, аргументированные доводы. Так вот если говорить об аргументах, то, наверное, нужно не только с экрана телевизора, уважаемый коллега Иванов, но и в зале заседаний подтверждать своё уважение к избирателям. И если сегодня законом установлено требование перед избирателями отчитываться, то оно должно быть обеспечено ответственностью, и к этой ответственности нужно быть готовым. Наша позиция, позиция авторов законопроекта, позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заключается в том, чтобы быть последовательно честными в тех решениях, которые мы принимаем, и обеспечивать их неукоснительное исполнение, и мы очень надеемся, что та позиция, которая была высказана вашими коллегами по фракции ЛДПР о поддержке данной законодательной инициативы, всё-таки в большей степени свидетельствует о том, что мы имеем консолидированную позицию парламента Российской Федерации в части неукоснительного исполнения своих обязательств перед избирателями Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку в ходе обсуждения возникали вопросы о беспристрастности принятия решений и даче гарантий тем лицам, которые, возможно, допустили нарушения, хотел бы обратить внимание на то, что сведения должны представляться в соответствующую комиссию законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, в аналогичные органы по контролю за достоверностью сведений в Совете Федерации и в Государственной Думе. Таким образом, оценки будут даваться теми лицами, которые будут уполномочены данными законодательными органами, что, естественно, совершенно исключит предвзятость подхода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 45 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.