Заседание № 241
О проекте федерального закона № 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Плахотников, пожалуйста. ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Напоминаю, что законопроект устанавливает порядок преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью. Лингвистическая и юридико-техническая экспертизы проведены. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Комитет по собственности просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, письменно записалась депутат Дмитриева на выступление по мотивам. Есть ли другие желающие выступить по этому законопроекту? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 6. Депутат Дмитриева по мотивам. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Записалась. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный закон расширяет возможности при преобразовании государственных унитарных предприятий преобразовывать их в том числе и в общества с ограниченной ответственностью, а не только в открытые акционерные общества. Мы в принципе в целом ряде случаев вообще против того, чтобы государственные унитарные предприятия преобразовывали в акционерные общества, поскольку это способ, форма приватизации, потому что вначале это будет со стопроцентным участием, а потом постепенно перейдёт в частные руки. Но принципиальное отличие открытого акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью - это открытость информации. И если по открытому акционерному обществу мы можем получить и устав, и годовой отчёт, это обязательно в открытом доступе, то по обществу с ограниченной ответственностью мы уже этой информации не имеем. И очень часто это касается инфраструктурных предприятий, очень часто очень крупных, осуществляющих крупные инвестиционные проекты. И вот преобразование ГУПов в общества с ограниченной ответственностью - это способ спрятать информацию. Мы, к сожалению, в Санкт-Петербурге уже с таким вариантом столкнулись, когда вначале ОАО, а потом общество с ограниченной ответственностью и никакой информации. Мы не будем голосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование данный вопрос в третьем чтении, пункт 6 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 09 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Предлагаю снять с рассмотрения пункт 18, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", в котором, в частности, речь идёт о преобразовании муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью. Приватизация коммунальных предприятий, например водоканалов, привела к тому, что в городе Гукове Ростовской области один кубометр холодной воды стоит 100 рублей, а в соседнем городе Шахты - 75 рублей. С такими коммунальными тарифами эта шахтёрская зона нашей области уже на грани социального взрыва! Об этой проблеме водоснабжения населения председателю правительства пытался говорить один из губернаторов на встрече в Волгограде при создании так называемого народного фронта, но его, к сожалению, там не услышали.
Коломейцев Виктор Андреевич - снять 18-й пункт порядка работы. Предложение ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 27 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Не принято.
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад члена Комитета по собственности Алексея Михайловича Плахотникова. ПЛАХОТНИКОВ А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Напоминаю, что целью законопроекта является установление порядка преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью. В настоящее время законодательство предусматривает возможность преобразования унитарных предприятий только в открытые акционерные общества, а также в государственные учреждения. В соответствии с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, унитарные предприятия предлагается преобразовывать в общества с ограниченной ответственностью, в случае если последние по численности работников, выработке от реализации продукции, работ, услуг и балансовой стоимости активов могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Преобразование унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью, в отличие от преобразования в открытые акционерные общества, позволит избежать затрат на создание и регистрацию проспектов эмиссий ценных бумаг. В ходе подготовки ко второму чтению законопроект предлагается дополнить правовыми нормами в части сокращения и уточнения перечня документов, которые предоставляются покупателями государственного и муниципального имущества, а также уточнить порядок предоставления документов для проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. Исключён не оправдавший себя на практике способ приватизации (продажи) унитарного предприятия как имущественного комплекса. Таблица поправок, рекомендованных Комитетом по собственности к принятию, состоит из двадцати четырёх поправок. Отклонённых поправок к законопроекту нет, все учли. Комитет по собственности просит утвердить таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и принять законопроект во втором чтении. В случае принятия законопроекта во втором чтении Комитет по собственности просит включить его рассмотрение в третьем чтении в порядок работы заседаний Государственной Думы на 1 июля этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, то есть не сегодня, а на 1-е, да? ПЛАХОТНИКОВ А. М. Да-да, на 1 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в таблице двадцать четыре поправки, поддержанные комитетом. Есть замечания? Ставится на голосование таблица... А, есть. Пожалуйста, Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Алексей Михайлович, таблица поправок вносит существенные изменения в концепцию самого проекта закона. Мы не можем так делать, вы это знаете. Поэтому как тут можно принимать поправки?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, у нас процедура второго чтения. Вы должны тогда вынести какую-то поправку. Нет? То есть не выносится никакая поправка. А что касается концепции, то это комитет принимает решение, есть ли изменения концепции. Комитет утверждает, что изменений нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 14 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим законопроект на "час голосования" во втором чтении. И никто не возражал против того, чтобы в случае принятия поставить его на 1-е число для рассмотрения в третьем чтении.
Пункт 18, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Второе чтение. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он предложил на 1-е. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 35 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к обсуждению пункта 22. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" докладывает представитель Государственной Думы Астраханской области депутат Государственной Думы Пётр Анатольевич Гужвин. ГУЖВИН П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По поручению Государственной Думы Астраханской области я представляю проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно действующей редакции указанного федерального закона в случае, если размер уставного капитала государственного или муниципального унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества (это всего лишь 100 тысяч рублей), то его приватизация может осуществляться только одним способом - путём преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности. Для большей части небольших государственных и муниципальных унитарных предприятий это лишено экономического смысла, поскольку открытое акционерное общество как организационно-правовая форма больше подходит для ведения крупного и привлекательного для относительно большого количества инвесторов бизнеса и в то же время не является удобной для малого и среднего предпринимательства. Для решения этого вопроса Государственная Дума Астраханской области внесла законопроект, в котором предлагается отказаться от преобразования в открытые акционерные общества мелких и средних унитарных предприятий со стоимостью основных фондов менее 5 миллионов рублей и преобразовывать их в общества с ограниченной ответственностью - в организационно-правовую форму, в наибольшей степени подходящую для ведения малого и среднего бизнеса. Создание обществ с ограниченной ответственностью в этом случае станет эффективным способом приватизации, позволяющим, с одной стороны, упростить процедуру и снизить расходы на создание юридического лица, в частности на эмиссию акций, а с другой стороны, исключить из обращения на фондовом рынке множество малоликвидных акций. Также необходимо отметить, что издержки на внутрикорпоративные процедуры - общие собрания акционеров, оборот акций - будут существенно меньше у общества с ограниченной ответственностью по сравнению с открытым акционерным обществом. Наряду с преобразованием в общества с ограниченной ответственностью предлагается для приватизации небольших унитарных предприятий использовать продажу имущественного комплекса унитарного предприятия на аукционе. В этом случае возможна реализация имущественного комплекса не только со всеми активами, но и с долгами, что позволит в любом случае получить доход от продажи предприятиями даже с незначительным размером чистых активов. Кроме того, это позволит сохранить производство и коллектив работников, трудовые отношения с которыми в соответствии с действующим трудовым законодательством будут продолжаться и при смене собственника. Такой способ смены собственника имущества, участвующего в производстве, более эффективен, чем ликвидация унитарного предприятия, так как в случае ликвидации, помимо погашения основных долгов организации, необходимо нести значительные расходы на проведение ликвидационных мероприятий. В ходе работы над законопроектом в Государственной Думе его текст был существенно доработан с целью учёта замечаний Комитета по собственности и Правительства Российской Федерации и уже после этого в соответствии с нашим Регламентом перевнесён Государственной Думой Астраханской области в новой редакции. Прошу вас поддержать принятие указанного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Пётр Анатольевич. С содокладом выступит заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Исаакович Богомольный. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел законопроект, внесённый Государственной Думой Астраханской области, и принял решение поддержать его концепцию. Комитет по собственности полагает, что использование в отношении средних и небольших по размерам основных средств государственных и муниципальных унитарных предприятий предлагаемых законопроектом способов приватизации, преобразование в общества с ограниченной ответственностью и продажа имущественного комплекса таких предприятий на конкурсе или аукционе единым лотом позволят заметно ускорить приватизацию государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся весьма неэффективной формой использования государственного и муниципального имущества. При этом следует отметить, что преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, 100 процентов долей которого принадлежит государству или муниципальному образованию, не означает автоматического решения о продаже этих долей. Решение о целесообразности и сроках продажи государственной либо муниципальной доли в таких обществах, о размере доли, которую в силу различных причин необходимо оставить в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься собственником в каждом конкретном случае. Комитет по собственности отмечает необходимость доработки ко второму чтению ряда положений законопроекта, в частности считает целесообразным исключить из законопроекта положение о требовании к наличию информации, связанной с приватизацией, поскольку такие нормы не связаны с основной целью принятия законопроекта. Необходимо также установить более чёткие критерии принятия решений о преобразовании унитарных предприятий именно в общества с ограниченной ответственностью, а не в открытые акционерные общества. Требуется устранить ко второму чтению ряд противоречий в используемой законопроектом терминологии и согласовать его отдельные положения с действующими нормами Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Комитет по собственности поддерживает проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли желающие задать вопросы? Есть: депутат Федоткин и депутат Драганов. Пожалуйста, Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к представителю Государственной Думы Астраханской области Петру Анатольевичу. Вопрос сам по себе не новый, и на нём обжигались разные регионы, в том числе и мы в Рязани не раз. Сначала переводили из унитарных предприятий в акционерные - и потеряли. Так было в жилищно-коммунальном хозяйстве, в культуре так было, с аптеками так было. И вы сейчас пытаетесь вот этот процесс ликвидации собственности ускорить. Если эта собственность действительно плохая (никто не работает), то её не возьмут ни в качестве акционерного общества, ни в каком другом варианте, а если она хорошая, то её возьмут, но тогда с чем останется власть? Поэтому мне концептуально непонятно: зачем ускорять процесс - сейчас отдавать мало-мальски хорошие унитарные предприятия в частные руки? Что получит от этого власть? Я вот не вижу этого. Кроме дополнительной головной боли, ничего не получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пётр Анатольевич. С места, да? Включите микрофон. ГУЖВИН П. А. Здесь не идёт речь об ускорении. Здесь идёт речь о том, чтобы заменить форму приватизации, которая сегодня у нас существует для небольших унитарных предприятий, если принимается решение об их приватизации: преобразовывать их не в акционерные общества, как сегодня, а в общества с ограниченной ответственностью. Вот главная суть законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня как раз вопрос обратного свойства. Слава богу, что есть такой законопроект, что тысячи или десятки тысяч предприятий, плохо управляемых, не имеющих никакой перспективы, не участвующих в реальной конкуренции и поэтому не создающих конкурентоспособные продукты, будут переданы, может быть, в более надёжные руки, и собственники будут правильно управлять собственностью. У меня вопрос такой: а почему Комитет по собственности так испугался представить всю информацию на этот счёт? Ведь здесь есть опасность, что малый бизнес не узнает, хотя и будет претендовать в будущем на участие в этой собственности, как это часто в регионах случается. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Собственник не испугался. Дело в том, что вносятся изменения в закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", там уже есть какая-то необходимая информация, просто её дополнять и расширять никакого смысла нет. Да это и не предмет данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Тут имеется в виду, что просто расширяется... не все переводить в акционерные, а выгоднее переводить вот в такие небольшие закрытые акционерные общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Исаакович, присаживайтесь, вопросы уже заданы. Есть ли желающие выступить? Нет. Это как раз пример, когда комитет поддерживает инициативу субъекта Федерации. Представители президента и правительства? Не настаивают. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 25 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 56 чел.12,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.