Заседание № 273

04.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 794574-8 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (об определении границ речных портов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3003 по 3279 из 4957
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Доклад официального       
представителя правительства статс-секретаря - замминистра транспорта Дмитрия    
Станиславовича Зверева.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше        
рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в    
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". Законопроект       
разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации.             
                                                                                
В чём основная цель? Первое - определить, комплексно урегулировать вопросы,     
касающиеся создания, открытия и закрытия речных портов. Второе -                
урегулировать вопросы, связанные с установлением границ речных портов, в том    
числе в целях установления пределов пунктов пропуска в речных портах. Это       
требование законодательства о государственной границе. В настоящее время в      
законодательстве именно в сфере речного транспорта, в отличие от действующего   
регулирования в сфере морских портов, отсутствует регулирование, касающееся     
создания речных портов, открытия, закрытия, установления и изменения            
месторасположения границ их территорий. Предлагается комплексно урегулировать   
данные вопросы в федеральном законе.                                            
                                                                                
Статистика, кого это коснётся? В настоящее время на территории Российской       
Федерации функционирует 91 речной порт, из которых 54 расположены в             
европейской части и 37 - в Сибири и на Дальнем Востоке. Объём перегрузочных     
работ в 2024 году составил 114,8 миллиона тонн, объём перевоза грузов в 2024    
году составил 104,6 миллиона тонн.                                              
                                                                                
В целях развития речной индустрии, в целях развития и увеличения объёмов        
перевозок и развития новых проектов на речных портах предлагается как раз       
вносимое вам на рассмотрение регулирование, и мы очень просим его поддержать.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Олега Владимировича Гарина.                                            
                                                                                
ГАРИН О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О целях и основных           
положениях законопроекта нам уже достаточно подробно рассказал полномочный      
представитель Правительства Российской Федерации, поэтому повторяться не        
буду. Отмечу, что комитет поддерживает принятие данного законопроекта. Мы с     
вами в этом созыве уже приняли значительное количество законов, направленных    
на развитие речных портов, включая вопросы приватизации находящихся в           
неудовлетворительном состоянии объектов инфраструктуры речных портов. Сегодня   
мы продолжаем эту работу и устраняем ещё один пробел в законодательстве,        
вопрос, который на протяжении многих лет оставался нерешённым, но решение       
которого так необходимо, - это установление границ речных портов,               
расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации. Проектируемый    
законопроектом механизм позволит описать местоположение границ территории и,    
самое важное, акватории речного порта для внесения в Единый государственный     
реестр недвижимости.                                                            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной              
инфраструктуры предлагает Государственной Думе поддержать законопроект в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Топилин Максим Анатольевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, очень важный законопроект. Хотел бы            
уточнить, каким образом всё-таки, по вашему мнению, он позволит развивать       
инфраструктуру туристическую? Здесь речь идёт не только о портах, но и о        
причалах. Будет ли какой-то позитивный эффект, и как вы это оцениваете?         
                                                                                
И второй вопрос. В этом году в рамках эксперимента 150 миллионов рублей         
выделяется трём регионам, которые участвуют в проекте по субсидированию         
перевозок. Подскажите, пожалуйста, доведены ли уже деньги? И если нет, то       
когда они будут доведены, чтобы стартовали эти льготные программы?              
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Максим Анатольевич, спасибо за вопросы.                            
                                                                                
Ну, первое. Действительно, в рамках реализации проекта по развитию внутренних   
водных путей, в том числе проекта "Речные магистрали", предусмотрены            
достаточно большие средства комплексно и на дноуглубление, и на развитие        
инфраструктуры, и в этой связи, конечно, нам крайне важно урегулировать         
вопросы создания, модернизации и, самое главное, определения границ речного     
порта для реализации там соответствующих проектов. Для нас это крайне важно в   
части трансграничных перевозок, пример - проект трансграничных перевозок с      
Китаем по Амуру, а это и развитие регионов, что крайне важно, и объём           
перевозок, и альтернатива железнодорожному транспорту. Ну и, безусловно, это    
крайне важно и для развития внутреннего туризма с точки зрения судоходства,     
потому что, ну, всё это - разрешительная документация, лицензирование           
(всё-таки это перевозки общественным транспортом, и сама по себе речная         
перевозка - это общественный транспорт) - требует определённого                 
регулирования.                                                                  
                                                                                
Относительно субсидий - довожу. Вся подзаконная база была подготовлена, и       
довожу в части её выхода.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Дмитрий Станиславович, безусловно, нужный и важный             
законопроект, но для понимания, чтобы все понимали, что такое 150 миллионов:    
сколько стоит одно пассажирское судно, выпускаемое в Нижнем Новгороде? Ну       
чтобы люди понимали. И сколько, вот если их взяли в лизинг, надо платить        
субъекту? И почему это не развивается? Достаточно ли 150 миллионов?             
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Это эксперимент, первые     
субсидии идут не на покупку, а на пассажироперевозки. И в данном случае рубль   
идёт конкретному перевозчику, который и организует маршрут, и обеспечивает      
доставку пассажира как общественным транспортом от точки А до точки Б. Это      
первая субсидия.                                                                
                                                                                
С точки зрения строительства судов - ну, в зависимости от того, какого класса   
суда мы хотим. Безусловно, мы крайне заинтересованы в развитии "Красного        
Сормова", чтобы разные суда именно для пассажиров выпускались.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чемерис Роза Басировна.                                   
                                                                                
ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                            
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, добрый день! Наша фракция поддерживает         
данный законопроект. Вместе с тем хотелось бы уточнить, кто может выступать     
инициатором установления или изменения границ порта помимо правообладателей     
земельного участка, на котором размещён объект речного порта или планируется    
его строительство?                                                              
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. В зависимости от органа подчинения,             
соответственно федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной    
власти субъекта Российской Федерации и, безусловно, правообладатель.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Александр Борисович.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вот смотрите, согласно          
проектируемой норме речной порт подлежит открытию для оказания портовых услуг   
после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального     
строительства. А согласно Водному кодексу основанием для открытия порта         
должна быть готовность всех его объектов, а не только объектов капитального     
строительства. Как вы видите решение данного вопроса: или изменить              
проектируемую норму при подготовке законопроекта ко второму чтению в случае     
принятия его в первом, или поменять норму Водного кодекса?                      
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Безусловно, мы              
синхронизируем с Водным кодексом нормативную базу с точки зрения разделения     
объектов капитального и некапитального строительства для определения            
соответствующих границ.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Чувствуется непонимание залом важности вопроса. Вы поймите, раньше у нас        
водный транспорт был самым доступным и самым дешёвым, это касалось и            
грузоперевозок, и во всех областях, краях и республиках, расположенных вдоль    
наших многочисленных рек, большая часть транспортного сообщения                 
осуществлялась "Ракетами" и другими судами доступного класса. К сожалению,      
перестройка убила это как класс. Вот рассказывают о речных портах - приедете    
сейчас работать в округа, где есть большие реки и их притоки, посмотрите,       
сколько портов осталось. Их с гулькин нос осталось, понимаете?                  
                                                                                
Дмитрий Станиславович, вы не обижайтесь, но, с моей точки зрения, должен быть   
национальный проект, потому что никакие концессионеры, никакие коммерсанты      
ничего не сделают без государственной программы восстановления и                
пассажирских, и грузовых портов. Это очень дорогостоящее дело, особенно в       
условиях наших законов о торгах, это вообще смерть в седле, понимаете? Тут      
надо создавать государственные корпорации, которые займутся этим делом. У нас   
же, поймите, инертные грузы возят, убивая дороги, а раньше в баржу погрузили    
в одном месте, привезли в другое. Вот Иван Иванович Лоор знает прекрасно: в     
Сибири расстояния такие, что там транспортом не навозишься, и дорог-то вы там   
мало построили пока. С нашей точки зрения, это первый робкий шажок. Вот вы в    
заключительном слове ответьте: работает ли министерство над созданием           
национального проекта или программы возрождения пассажирских и грузовых         
портов в Российской Федерации?                                                  
                                                                                
Если вы помните, вот сейчас у вас ужа и ежа объединили - у вас семь             
министерств объединены в одно. Но, как известно, речной порт и космический      
корабль или самолёт - это совершенно разные виды... там совершенно разная       
система управления. С нашей точки зрения, нужно восстановление министерства     
речного транспорта - или агентства хотя бы, - которое работало бы системно, с   
созданием прикладных институтов, которые вы порушили. Только это может дать     
возможность восстановления в перспективе, там, 10-15 лет хотя бы половины       
того, что у нас было. Без этого все вот эти живопырки ничего не дадут, мы       
опять будем друг друга обманывать. Ну что такое 150 миллионов? Вот я коллеге    
говорю не для того, чтобы его покритиковать, он-то озвучил, но 150              
миллионов... Сегодня одно судно стоит больше, а мы хотим туризм развивать.      
Это же туристические трёхпалубные должны быть, которые стоят миллиарды,         
понимаете? И вот те, кто взял...                                                
                                                                                
Одну минутку добавьте.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вот, скажем, Ростовская область, раньше у нас можно было с     
Верхнего Дона, с родины великого Шолохова, на теплоходе, на "Ракете" доехать    
до Таганрога, понимаете? Таганрог - Ростов, Азов - Ростов, там "Ракеты"         
ходили с интервалом в час, понимаете? А сегодня два судна взяли, не знают,      
как содержать, потому что надо 500 миллионов найти из областного бюджета,       
чтобы это дело дотировать. А изготовление, как вы понимаете, единичное          
производство самое дорогое, серийное и мелкосерийное чуть-чуть дешевле, а для   
массового производства, которое нам нужно, у нас пока нет судоверфей, которые   
способны - в том числе и "Красное Сормово" - в массовом порядке делать.         
Поэтому надо программу продумать, у нас же судостроительные верфи были и в      
Ростове, и в Волгограде, и в Астрахани, и в Сибири, мы могли бы это всё...      
это же и рабочие места, и налоги. То есть, с нашей точки зрения, надо           
по-государственному, более масштабно подойти к решению проблем.                 
                                                                                
Мы поддержим.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик -                
заключительное слово?                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Позвольте Николаю Васильевичу ответить.                            
                                                                                
Николай Васильевич, спасибо вам огромное за заботу о реках, о речном            
транспорте. Хотел бы проинформировать, что в рамках национального проекта       
утверждён федеральный проект "Развитие опорной сети внутренних водных путей".   
Это первые, но уже не робкие шаги: там и гидроузлы, я имею в виду               
инфраструктуру, там и, по сути дела, реальные проекты. И в рамках               
федерального проекта "Речные магистрали" действительно определены первые 12     
субсидируемых маршрутов, запущены единая система продажи билетов (это           
перевозка общественным транспортом, это не круизник, подчёркиваю) с             
использованием информационного ресурса "Единый" (билет) и первая субсидия.      
Это реальные шаги по реализации проекта "Речные магистрали" и, по сути дела,    
федерального проекта "Развитие опорной сети внутренних водных путей".           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Гарин, пожалуйста.                                                              
                                                                                
ГАРИН О. В. Уважаемый Николай Васильевич, я бы тоже просто присоединился к      
нашему коллеге. Действительно, вы правильно говорите, что вопрос очень          
актуальный, именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень много внимания         
уделяет данному вопросу. Я просто хочу отметить, что и президент давал нам с    
вами такое поручение на заседании Государственного Совета год назад. Мы         
видим, что те шаги, которые сегодня делаются, дают результат, поэтому прошу     
ещё раз, предлагаю данный законопроект поддержать. Если будут вопросы, мы       
готовы будем также их учесть уже при рассмотрении во втором чтении. Но          
считаем, что, если мы установим границы в том числе акваторий наших портов,     
это точно даст нам возможность активно двигаться дальше, в том числе            
привлекать финансовые средства в развитие инфраструктуры.                       
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта            
Российской Федерации", пункт 10.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят единогласно в первом чтении.