Заседание № 90
12.04.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 79444-6 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об оружии" (в части, касающейся срока, по окончании которого гражданин вправе повторно обратиться за получением лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение и ношение оружия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4441 по 4661 из 6443
14-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об оружии". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Ивановича Штогрина. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! Данные изменения в закон "Об оружии" меня просили подготовить члены областного охотобщества. В чём проблема? До 1 июля 2011 года за разные нарушения аннулировались лицензии, и было следующее наказание (я цитирую): "В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трёх лет со дня их аннулирования, а для граждан - по истечении пяти лет со дня их аннулирования". Законодатель решил облегчить жизнь нашим гражданам и снизить срок в пять лет, заменить на более мягкую меру, и была принята следующая формулировка: "В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трёх лет..." - то есть те же три года оставили для юрлиц. А для граждан записали интересную формулировку, послушайте: "...гражданин - по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия..." - и так далее. Через год после окончания срока - я это понимаю так: дали год, отсидел двадцать четыре месяца и вышел досрочно. Ну почему нельзя написать: а гражданин - через два года, просто и понятно, да? Раз уж смягчаем мы наказание, я предложил в своём проекте записать: по истечении одного года, то есть для юрлиц по истечении трёх лет, а для граждан - по истечении одного года. Если есть возражения против одного года, во втором чтении можно было бы сделать два года, но чтобы всем было понятно. А вот эта формулировка - она, кстати, вытекает из статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях, что можно восстановиться в правах по истечении одного года после окончания наказания, вот такая вот заумная, - я думаю, придумана для того, чтобы только юристы её понимали и деньги зарабатывали на тех людях, кто будет обращаться к ним, потому что такие формулировки сложные понять нельзя, а здесь, мне кажется, всё просто и понятно. Вторая причина, по которой я подготовил проект. Вот я налогами занимаюсь, наверное, все об этом знают. Мы всегда пишем в переходных положениях, как действуют новые нормы в отношении старых норм. Меня спрашивают наши охотники: "Сергей Иванович, вот было пять лет, а если меня лишили лицензии уже три года назад, по новой норме я имею право или не имею?" Поэтому я подготовил поправку о том, что новая норма, которая вступила в силу с 1 июля 2011 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 2008 года, то есть те, у кого прошло к моменту вступления закона в силу два года, три года, четыре года, они могли бы свои права уже восстановить. Мне говорят в комитете по безопасности, что эта поправка вообще не нужна, что доказывает наша правоприменительная практика, - я отвечаю: "Постойте, какая правоприменительная практика? Ну покажите мне статью или в КоАП, или в законе "Об оружии", или ещё где-то, где написано, что если наказание смягчается, то оно смягчается и в отношении тех, кто был наказан ранее. Если есть такая общая норма, я вообще закон отзову". Написал письмо в комитет по безопасности сразу после заседания комитета - просил назвать, прошло уже, по-моему, больше месяца - молчат, не отвечают, поэтому я и подготовил вот такую дедушкину, что ли, оговорку, что если кто-то был наказан до вступления закона в силу, то в отношении его применяется норма нового закона, а мне говорят - неправильно. Ну рассудите нас! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрея Константиновича Лугового. Пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, после такого эмоционального выступления хочется мух от котлет отделить и, собственно говоря, объяснить, что Сергей Иванович вас немножко в заблуждение вводит. Необходимость принятия этого проекта федерального закона Сергей Иванович нам достаточно подробно объяснил. Проектом федерального закона предлагается предоставить право гражданину, в отношении которого было назначено административное наказание в виде аннулирования лицензии на приобретение оружия, обратиться за получением новой лицензии не по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания, а сразу после истечения срока административного наказания. Так вот, уважаемые коллеги, Федеральным законом "Об оружии" установлен особый режим оборота оружия, направленный на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение общественной безопасности. Особый режим оборота оружия предполагает введение определённых требований, предъявляемых к субъектам, наделённым правом приобретения оружия, и направлен на то, чтобы не допустить обладание оружием лицами, которые в силу тех или иных причин не могут гарантировать его безопасное хранение и применение. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, а также устанавливается срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию. Предлагаемая в законопроекте поправка противоречит положению статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. То есть я предлагаю, Сергей Иванович, открыть вам административный кодекс, там всё чётко и ясно сказано. На законопроект поступили отзывы из сорока семи субъектов Российской Федерации, восемь субъектов Российской Федерации законопроект поддерживают, остальные не поддерживают. В представленных в комитет замечаниях и предложениях субъектов Российской Федерации также обращается внимание на то, что предлагаемые автором законопроекта изменения противоречат статье 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что касается того, что вы месяц ждёте ответа на вопрос, какой закон или какие нормы законодательства говорят о том, что все с момента вступления нового закона в силу оказываются в равных правах, так вот я вам предлагаю обратиться к Конституции Российской Федерации, а именно к главе 2 "Права и свободы человека и гражданина", статье 54: "Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Также предлагаю, Сергей Иванович, ознакомиться со статьёй 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, там говорится: "Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено". Другое дело, закон, который отягчает административную ответственность, он обратной силы не имеет. Что это значит? Отвечая вашим охотникам, я хочу сказать, что если кто-то полтора года назад был лишён на пять лет лицензии на право ношения и хранения оружия, то после вступления в силу нового закона, где сказано то же, что в законе "Об оружии" и в административном кодексе, он имеет право вновь обратиться за получением лицензии. Другое дело, что на местах, особенно в глубинке где-то, сотрудники Министерства внутренних дел не всегда правильно это понимают, но пишутся соответствующие жалобы, и вопрос спокойно решается. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает отклонить указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Я так понимаю, в содокладе Андрей Константинович Луговой дал нам понять, что данный законопроект избыточен. Но я всё равно хотел бы обратиться с вопросом к Сергею Ивановичу, хотя я и не охотник и как бы спокойно отношусь к охотникам, а может, ещё буду охотником и буду по-другому... Сергей Иванович, мы говорим о сфере приобретения оружия, использования его и о наказании за нарушения в этой области, мне кажется, что это очень серьёзные вещи, и я хотел бы понять: мы боремся за то, чтобы существенно облегчить положение тем гражданам, которые нарушили, и вы предлагаете придать обратную силу закону, отматывая на пять лет назад, чтобы все были равны? Я хотел бы спросить: а с вашей точки зрения, это правонарушение, оно что, потеряло общественную значимость и мы можем на такие вещи сейчас?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрину включите микрофон. ШТОГРИН С. И. Мой проект не о смягчении наказания, наказание для граждан смягчили без меня ещё в 2011 году, когда приняли решение о том, чтобы не на пять лет наказание было за эти виды нарушений, а некое наказание плюс ещё один год, то есть по факту всего два года, - я же ратовал за то, чтобы в законе записи были однозначные и понятные всем. Если это два года - давайте напишем, что два года, а не наказание плюс ещё какой-то год; если мы говорим о том, что он имеет обратную силу, давайте мы запишем в законе про обратную силу, чтобы люди, прочитав один закон, не брали Конституцию, не брали ещё какие-то другие акты читать. У нас же как получается? Чтобы разобраться в какой-то ситуации, связанной с законодательством, начинаешь читать, а там ссылки на один, на второй, на третий, на четвёртый и на пятый закон, и люди бросают, перестают заниматься своим вопросом: мол, бог с ним, пусть оно будет как будет. Вообще-то, мы, законодатели, должны выпускать такие акты Государственной Думы, чтобы человек, даже не имеющий юридического или специального образования, смог прочитать их, разобраться в них и понять. А вот статью 4.6 - её процитировал мой коллега - сами попробуйте прочитать, и потом расскажете, что вы там поняли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Коллеге Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Правила, которые содержатся в статье 26 закона "Об оружии", ограничивают права нарушителей, лиц, подвергнутых административному наказанию, на получение лицензии на приобретение оружия, это ограничение основано на общих положениях административного законодательства, в соответствии с которыми лица, которым назначено административное наказание, считаются подвергнутыми данному наказанию в течение одного года по истечении срока наказания. А Сергей Иванович Штогрин, предлагая изменить статью 26, не оспаривает положения статьи 4.6 КОАП. Это первое. И второе. Если бы реализовать законодательную инициативу Сергея Ивановича Штогрина, то право на приобретение оружия получили бы лица, которые имеют ещё административное взыскание, поэтому, безусловно, такая инициатива не может быть поддержана, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать эту законодательную инициативу. Предлагаем поддержать предложение комитета об отклонении законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, автор? Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5135 по 5151 из 6443
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "Об оружии". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 54 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % Результат: не принято Отклоняется.