Заседание № 206

11.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 79369-3 "О внесении изменений и дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части установления требований к кандидату на должность Председателя Правительства Российской Федерации; принят в первом чтении 24 апреля 2002 года с названием "О внесении дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1984 по 2120 из 6884
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению следующего пункта, пункта 7.        
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и             
дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве     
Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по         
государственному строительству Олег Васильевич Уткин.                           
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич.                                                    
                                                                                
УТКИН О. В., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы!       
Комитет по государственному строительству представляет на рассмотрение во       
втором чтении проект федерального конституционного закона "О внесении           
изменений и дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О       
Правительстве Российской Федерации". Я коротко напомню Государственной Думе о   
том, что этот законопроект рассматривался уже во втором чтении. Ряд поправок    
был принят и ряд поправок был отклонен депутатами, но в целом законопроект не   
набрал нужного количества голосов и в соответствии с нашим Регламентом был      
отправлен в комитет для доработки.                                              
                                                                                
Материалы вам розданы, в материалах имеется таблица 1 поправок, рекомендуемых   
комитетом к принятию, и таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к           
отклонению. Таблица 1 содержит три поправки, таблица 2 содержит одну            
поправку. Предлагаю поставить данные таблицы на голосование.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок, рекомендованных к принятию?     
Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 1        
поправок, рекомендованных к принятию?                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.             68,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.             32,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице 2 поправок, рекомендованных     
комитетом к отклонению? Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и       
принять таблицу 2? Прошу проголосовать.                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.             68,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.             30,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона...        
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович. Но у нас, вообще-то, не положены выступления     
во втором чтении. Таблицы мы проголосовали.                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, это законопроект второго чтения.               
Правительство изначально занимало по нему отрицательную позицию. Дело в том,    
что в данном случае, я хочу обратить ваше внимание, она полностью               
соответствует заключению, которое Президент Российской Федерации направил в     
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Законопроект нецелесообразно принимать по следующему основанию. Он              
действительно противоречит Конституции Российской Федерации. Конституция        
регулирует порядок назначения на должность Председателя Правительства           
Российской Федерации, и если мы ее внимательно посмотрим, то мы не найдем там   
никаких ограничений, связанных с этой процедурой. Соответственно, не могут      
быть ограничены и полномочия Президента при представлении Государственной       
Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской             
Федерации. По сравнению с первым чтением текст ухудшился. В чем это             
выразилось? Если там было два ограничения, то сейчас их целых три: это не       
может быть гражданин иностранного государства, это не может быть человек,       
проживший менее десяти лет... и так далее. Таким образом, возникают серьезные   
противоречия с действующей Конституцией.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы считаем крайне неконструктивным подобный путь изменения   
закона "О Правительстве...". Поэтому мы просим вас отклонить законопроект во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Коломейцев. Николай Васильевич, только по ведению.                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, ну не по Регламенту выступал сейчас            
представитель Правительства. Я хотел бы по мотивам его выступления два слова    
сказать.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, на самом деле непонятна позиция             
Правительства, которую он высказал. Какого государства это Правительство? Ну    
какие противоречия, если мы людям, которые с 1992 года имеют прописку,          
гражданство не даем, а Председателем Правительства - пожалуйста?                
                                                                                
Андрей Викторович, вы, может, не согласовали свою позицию с представителем      
Президента?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект         
федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в       
статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской       
Федерации". Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять           
законопроект во втором чтении?                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              179 чел.             39,8%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.             58,2%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения, потому что его   
уже возвращали в комитет.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Неправильно!                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Регламент откройте, Николай Васильевич. (Выкрики из       
зала.)                                                                          
                                                                                

Заседание № 196

25.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 79369-3 "О внесении дополнения и изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части установления требований к кандидату на должность Председателя Правительства Российской Федерации; принят в первом чтении 24 апреля 2002 года с названием "О внесении дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3109 по 3588 из 8382
Пункт 9 повестки дня: проект федерального конституционного закона "О внесении   
дополнения и изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О       
Правительстве Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета   
по государственному строительству Олега Васильевича Уткина.                     
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич.                                                    
                                                                                
УТКИН О. В., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Комитет по государственному строительству представляет на рассмотрение палаты   
проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения и            
изменений в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве      
Российской Федерации", подготовленный комитетом ко второму чтению. Коротко я    
хотел бы напомнить вам суть изменений, предлагаемых автором закона. Мы          
рассматривали его в первом чтении, был принят этот законопроект, где            
предлагалось ввести возрастной ценз для Председателя Правительства Российской   
Федерации - 35 лет, ограничить минимальный срок проживания на территории        
Российской Федерации для кандидата на должность Председателя Правительства -    
10 лет и ввести обязательное условие: Председатель Правительства должен быть    
гражданином Российской Федерации. Ко второму чтению поступили поправки, и       
позиции о возрастном цензе и так называемой оседлости были сняты, с чем         
согласился комитет. В итоге осталась принятой поправка Правительства            
Российской Федерации, которая предлагала ввести ограничение только по           
гражданству для Председателя Правительства Российской Федерации.                
                                                                                
Вам розданы таблица 1, рекомендуемая комитетом к принятию и состоящая из пяти   
поправок, и таблица 2, состоящая из одной поправки. Предлагаю поставить их на   
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы по таблицам поправок?             
Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Олег Васильевич, я к вам обращаюсь, как к докладчику и как к          
автору... Нет, извините, не вы автор, вы автор одной из поправок. У нас в       
Конституции прописана норма: Президентом Российской Федерации может быть        
только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и проживающий не менее   
10 лет в Российской Федерации. Вроде бы правильная норма. А почему эту норму    
вы не сочли возможным перенести и на Председателя Правительства Российской      
Федерации, как мы и приняли в первом чтении? Почему с помощью вашей поправки    
и поправки ваших коллег эта норма, в общем-то, изменена?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
УТКИН О. В. Дело в том, что именно вот эти три позиции, которые вы назвали,     
Сергей Николаевич, автор как раз и имел в виду: распространить требования       
Конституции Российской Федерации по вот этим трем моментам на Председателя      
Правительства Российской Федерации. Однако при рассмотрении этого               
законопроекта в комитете с учетом заключения Правового управления Аппарата      
Государственной Думы, с учетом поступивших заключений и поправок                
Правительства, а также мнения президентской стороны было принято решение (и     
мы говорили об этом, кстати, когда докладывали этот вопрос в первом чтении) о   
том, что законодатель, ограничивая вот таким образом требования, с одной        
стороны, к кандидатуре на должность Председателя Правительства Российской       
Федерации, с другой стороны, ограничивает и конституционное право Президента    
самому представлять кандидатуру на должность Председателя Правительства. И в    
выборе... ну, при внимательном прочтении и рассмотрении конституционных норм    
мы убедимся в том, что в действительности эти заключения юристов имеют полную   
законную силу. И автор законопроекта, кстати, тоже согласился с этой            
позицией. Он принимал активное участие в подготовке законопроекта ко второму    
чтению. Автор законопроекта согласился с этими поправками.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 35 и гражданин России, да?                                
                                                                                
УТКИН О. В. Только гражданин России.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только гражданин России.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич Южаков.                                         
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Васильевич, если можно, по принятой поправке. Я трактую для      
себя слова "только гражданин Российской Федерации" таким образом, что           
Председателем Правительства может быть человек, который является гражданином    
только Российской Федерации. Правильно ли я понимаю, что для нас с вами, если   
мы это принимаем, слова о том, что Председателем Правительства может быть       
только гражданин Российской Федерации, означают в том числе и то, что этот      
человек не может иметь двойное гражданство?                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
УТКИН О. В. Вопрос о гражданстве, уважаемый Владимир Николаевич, очень          
детально прописан в принятом нами законе "О гражданстве Российской              
Федерации". И здесь, в этой норме закона, даже порядок слов имеет значение:     
только гражданин Российской Федерации, гражданином другого государства он не    
может быть.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может...                                                  
                                                                                
УТКИН О. В. Двойное гражданство в Российской Федерации допустимо по закону.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть еще вопросы? По таблицам, по таблицам, я        
спрашиваю, да.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. Мы сейчас первую таблицу              
рассматриваем.                                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, рассматриваем первую таблицу. И я предлагаю из этой        
таблицы поправки 2, 3 и 4 вынести на отдельное голосование.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 2, 3 и 4.                                        
                                                                                
Так, есть замечания еще по таблицам? Нет?                                       
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. По таблице, да?                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
По поправке 3 я поддерживаю предложение Сергея Николаевича.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На отдельное голосование.                                 
                                                                                
Так, у нас здесь, в таблице принятых поправок, всего пять, да, Олег             
Васильевич? Послушайте внимательно. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы   
согласиться с предложением комитета в части принятия поправок, за исключением   
поправок 2, 3 и 4? То есть голосуется 5-я поправка. Пожалуйста, голосуйте.      
Конституционный закон, поэтому, пожалуйста, поэнергичней.                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.             87,6%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.             12,2%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский, по поправке 2.                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, поправка 2 предлагает исключить из          
редакции принятые в первом чтении слова "постоянно проживающий в Российской     
Федерации не менее 10 лет".                                                     
                                                                                
Мы считаем, что предложение, исключающее эту норму, неправильное. Я, задавая    
вопрос, в общем-то, выразил нашу позицию, что Председатель Правительства и      
Президент Российской Федерации по нормам или по критериям назначения, так       
сказать, вообще-то, должны быть идентичны. Я предлагаю не поддерживать эту      
поправку.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Васильевич Уткин. Мнение комитета.       
                                                                                
УТКИН О. В. Мнение комитета - эту поправку принять.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принять, да?                                              
                                                                                
У представителей Правительства или Президента есть желание высказаться? Нет.    
Хорошо. Я ставлю на голосование. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы поправку   
2 принять? Сергей Николаевич Решульский высказался против.                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.             52,4%                        
Проголосовало против          112 чел.             24,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.             22,4%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается, то есть остается старая редакция.                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич, по поправке 3.                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Таблица, уважаемые коллеги, составлена таким образом, что      
здесь одна поправка исключает другую, и все они, по заключению комитета,        
приняты. В связи с этим я прошу Олега Васильевича дать мне разъяснение, как     
понимать теперь поправку 3, если мы, не приняв поправку 2, оставили текст,      
принятый в первой редакции?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Васильевич.                              
                                                                                
УТКИН О. В. Уважаемый Сергей Николаевич, дело в том, что поправки 3 и 4 -       
это, по сути, одна и та же поправка, только внесены они разными субъектами      
права законодательной инициативы в разное время: одну внесло Правительство,     
вторую - ваш покорный слуга. Поэтому поправки 3 и 4 - это, по сути, одно и то   
же, они усиливают норму: только гражданин Российской Федерации.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мне только уточнить. Не подумайте, что я тут пользуюсь своим   
правом задавать вопросы или...                                                  
                                                                                
Я правильно понимаю, что теперь поправка, которую вносит Правительство, будет   
дополнять редакцию, принятую в первом чтении, и будет звучать так:              
"Председателем Правительства Российской Федерации может быть назначен           
гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в        
Российской Федерации не менее 10 лет"? И дальше: "Председателем Правительства   
Российской Федерации может быть назначен только гражданин Российской            
Федерации". Так это будет звучать, если мы принимаем эту поправку?              
                                                                                
УТКИН О. В. Так, именно так.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы Логинова послушаем, Сергей Николаевич.         
                                                                                
Пожалуйста, Логинов.                                                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Я бы хотел помочь Сергею Николаевичу. Дело в том, что             
Правительство внесло эту поправку 27 мая этого года, и 27-го же мая в           
Государственную Думу за подписью Президента Российской Федерации поступило      
заключение по данному законопроекту. Это заключение обязывает нас,              
Правительство, отозвать данную поправку, поскольку в своем заключении           
Президент четко пишет, что в случае принятия законопроекта конституционные      
полномочия Президента будут ограничены положением, в соответствии с которым     
на должность Председателя Правительства может быть назначен, во-первых,         
гражданин Российской Федерации, во-вторых, он должен быть не моложе 35 лет и,   
в-третьих, он должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10     
лет. Мы считаем, что данные ограничения конституционных полномочий Президента   
не могут регулироваться федеральным конституционным законом, а могут быть       
отражены только в качестве поправки в Конституцию Российской Федерации. Как     
вы все прекрасно знаете, целый ряд статей Конституции Российской Федерации      
посвящен Председателю Правительства Российской Федерации, ни одна из них не     
содержит какого бы то ни было ограничения. Поэтому мы полагали, как,            
собственно говоря, и при первом чтении данного законопроекта, что подобного     
рода нормы не могут быть приняты в федеральном конституционном законе.          
Поэтому Правительство снимает поправку 3.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Поправку 3 Правительство снимает. Мы ее вынесли     
на отдельное голосование, поэтому мы все-таки должны будем ее голосовать.       
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Отозвали. Но у нас 4-я будет аналогичная.                                       
                                                                                
По мотивам - Лукьянов Анатолий Иванович.                                        
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А. И. Уважаемые депутаты, многократно принимались нормы, которые,      
может быть, надо было включать в Конституцию, но их не принимали, потому что    
это регулировалось конституционным законом. И здесь конституционный закон.      
То, что здесь говорится, вполне может быть в конституционном законе и не        
требует никаких изменений основного закона - Конституции. Поэтому довод,        
который приводится, несостоятелен.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Олег Васильевич, поправку 3 Правительство снимает.   
Поправка 4. Вы автор.                                                           
                                                                                
УТКИН О. В. Она, по сути дела, по смыслу тоже усиливает норму о...              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вы снимаете ее или нет?                                
                                                                                
УТКИН О. В. Нет, она вынесена на отдельное голосование. Ее надо...              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы просите проголосовать, да?                     
                                                                                
Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич, по мотивам.                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Действительно, по мотивам. Я прошу Олега Васильевича           
подтвердить, что по сути это та же поправка, что и поправка 3, которую снял     
сейчас представитель Правительства, но по содержанию она будет звучать именно   
так, как вы сказали: ограничение по возрасту и времени проживания плюс то,      
что Председателем Правительства Российской Федерации может быть назначен        
только гражданин Российской Федерации. Так будет звучать статья 1?              
                                                                                
УТКИН О. В. С учетом того что не прошла поправка Надеждина, именно так она и    
будет звучать, конечно. Тут усиливается норма: не просто гражданин Российской   
Федерации, а только гражданин Российской Федерации.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич, по мотивам            
голосования.                                                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! С учетом         
состоявшейся дискуссии я хотел бы попросить вас поддержать эту поправку,        
аргументирую это очень просто. Я не знаю, действительно ли она ограничивает     
полномочия Президента Российской Федерации, но напомню, что для самого          
кандидата в президенты в России установлены определенные ограничения. А ведь    
премьер-министр при определенных обстоятельствах может стать исполняющим        
обязанности Президента. Но уж если мы Президента ограничиваем, то, наверное,    
исполняющего обязанности надо ограничить теми же позициями. Поэтому             
правильно, что и ценз оседлости - 10 лет, и возраст - 35, чтобы человек был     
мало-мальски уже опытный в жизни, и правильно, что это только гражданин         
Российской Федерации. Поддержать надо. Спасибо.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть Смолин и Решульский поддерживают поправку?        
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше желающих выступить по мотивам я не вижу,      
поэтому я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку 4 принять?           
Пожалуйста, голосуйте. Комитет - за.                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.             66,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.             33,6%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Так, Смолин просит вернуться к голосованию.                                     
                                                                                
Коллеги, ну, давайте вы подумайте просто, аргументы прозвучали. Кто за то,      
чтобы вернуться к голосованию?                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.             98,6%                        
Проголосовало против            4 чел.              1,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
Решульский, по мотивам. Пожалуйста, Сергей Николаевич.                          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я не понимаю, почему конституционное        
большинство депутатов в этом зале не желает поддержать поправку, внесенную      
коллегой Уткиным, о том, что Председателем Правительства Российской Федерации   
может быть назначен только гражданин Российской Федерации. Вы что,              
рассчитываете, что вам назначат со стороны, что ли, из-за границы кого-то?      
Или с двойным гражданством? Или еще кого-то сомнительного, ну, сомнительное     
лицо? Только гражданин Российской Федерации!                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, я вижу, по мотивам еще Гончар, потом Логинов,     
от Правительства.                                                               
                                                                                
Гончар Николай Николаевич.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Ну а если сбудется наша вековая мечта и будет, как заложено в союзном           
договоре, союзное гражданство, почему не может стать гражданин Белоруссии?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Логинов Андрей Викторович.                           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я бы хотел обратить      
ваше внимание на то, что действительно поправки 3 и 4 идентичны, только одна    
поправка заменяет, а другая дополняет текст законопроекта. Это тоже надо        
иметь в виду. Но я бы также хотел обратить внимание на то, что в случае         
принятия этой поправки получится та же коллизия, относительно которой имеются   
отрицательное заключение Президента Российской Федерации и отрицательная        
позиция Правительства Российской Федерации, а именно: произойдет ситуация,      
при которой право Президента назначать Председателя Правительства или           
предлагать кандидатуру Председателя Правительства Государственной Думе будет    
ограничено. Еще раз повторяю, что, по мнению Правительства и Президента,        
данный законопроект нецелесообразен.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев, по мотивам.                       
                                                                                
Александр Алексеевич Котенков, вы не хотите потом высказаться? Нет?             
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А я именно это и хотел у Александра Алексеевича попросить.     
Учитывая, что Владимир Владимирович Путин, перед тем как стать Президентом,     
полгода исполнял обязанности Президента, представьте ситуацию, что вам          
назначили делегированного из определенных кругов премьера, а потом он раз - и   
исполняет обязанности Президента. Это ведь будет противоречить Конституции,     
вы подумайте об этом! Правительство вообще ахинею несет в данном случае.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. Только если у вас есть новый      
аргумент, потому что вы уже высказывались. Пожалуйста.                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я только хочу сказать, что я с большим уважением отношусь к        
правам Президента, но все-таки, коллеги, мы не Римская империя, а Президент у   
нас не император и он не может кого хочет, хотя бы коня, ввести в сенат.        
Поэтому, естественно, должен быть гражданин Российской Федерации. Что           
касается гражданина Белоруссии, будет Союз - значит, будет союзное              
гражданство. Спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков.                            
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Я не буду высказывать свое мнение по поводу того, надо    
или не надо вводить те или иные ограничения, я просто хочу сказать, что         
Председатель Правительства, исполняющий кратковременно обязанности              
Президента, не Президент. Это разные вещи. Это потом вам, избирателям,          
решать, кто станет Президентом Российской Федерации и соответствует ли данная   
кандидатура требованиям, предъявленным в Конституции.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, коллеги, по косточкам разобрали поправку. Я ставлю   
на голосование. Кто за то, чтобы поправку 4 принять? Комитет - за.              
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.             76,0%                        
Проголосовало против           14 чел.              3,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.             20,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принята.                                                               
                                                                                
У нас есть одна поправка, рекомендованная к отклонению.                         
                                                                                
Пожалуйста, Олег Васильевич. Нет, сначала Надеждин. Или его нет?                
                                                                                
Ну, пожалуйста, вы дайте мотивацию, почему комитет...                           
                                                                                
УТКИН О. В. Мотивация здесь очень простая. Еще возраст снижается: не с 35       
лет, а с 30. Комитет возражает против этой поправки.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну и Надеждин, по-моему, согласился. Так, может, вы ее    
отзовете, Борис Борисович?                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Надеждин поправку эту отзывает. Всё, да? Больше   
нет поправок? Сейчас будет второе чтение голосоваться. Коллеги, ставлю на       
голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять во втором чтении?            
                                                                                
По мотивам - Решульский Сергей Николаевич.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я исхожу просто из опыта вот той казуистики, какая бывает у    
нас иногда в парламентской технологии. Геннадий Николаевич, я понял так, что    
мы сейчас голосуем за законопроект, в котором эта статья будет звучать так:     
Председателем Правительства Российской Федерации может быть назначен            
гражданин Российской Федерации...                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уткин, послушайте. Олег Васильевич!                       
                                                                                
Подождите, Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Только продлите тогда время.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уткин не слушает. Он ответит.                             
                                                                                
Еще раз.                                                                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Он разделяет со мной эту позицию. Он сейчас ответит, что так   
и будет. Я повторяю, уважаемые коллеги, текст будет звучать так:                
Председателем Правительства Российской Федерации может быть назначен            
гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в        
Российской Федерации не менее 10 лет и Председателем Правительства Российской   
Федерации может быть назначен только гражданин Российской Федерации. Такой      
вариант?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Олег Васильевич?                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Статья будет так звучать. Ставлю на голосование. Кто за   
то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте,         
коллеги. Идет голосование.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              249 чел.             55,3%                        
Проголосовало против           18 чел.              4,0%                        
Воздержалось                    6 чел.              1,3%                        
Голосовало                    273 чел.                                          
Не голосовало                 177 чел.             39,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                

Заседание № 164

24.04.2002
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 79369-3 "О внесении дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части установления требований к кандидату на должность Председателя Правительства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2555 по 2802 из 6613
Подошел докладчик по пункту 35 Климов. Что будем делать: рассматривать пункт    
35 или доведем постановления?.. Докладчик пришел. У нас постановления           
зафиксированы на 16 часов, поэтому давайте рассмотрим законопроект, все-таки    
пришел докладчик. У нас осталось как раз 15 минут, и мы можем успеть            
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
Итак, переходим к вопросу 35: о проекте федерального конституционного закона    
"О внесении дополнения в статью 7 Федерального конституционного закона "О       
Правительстве Российской Федерации". Слово для доклада Андрею Аркадьевичу       
Климову.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ А. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я понимаю, что при рассмотрении федеральных                  
конституционных законов требуется определенное внимание, и я очень надеюсь,     
что такое внимание с вашей стороны получу.                                      
                                                                                
Ровно год назад, 10 апреля, мной был внесен в Государственную Думу              
законопроект о дополнении в Федеральный конституционный закон "О                
Правительстве Российской Федерации". Сам законопроект фактически сводится к     
одной строчке, к одному простому предложению: устранить неопределенность,       
сложившуюся, на наш взгляд, в российском законодательстве относительно          
назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Суть дела           
заключается в следующем. Статья 111 Конституции Российской Федерации говорит    
о том, что Президент вносит кандидатуру Председателя Правительства в            
Государственную Думу, но не указывает ни на гражданство кандидата, ни на его    
возраст. (Прошу обратить внимание на эти позиции.) Вместе с тем на основании    
части 3 статьи 92 Конституции Председатель Правительства Российской Федерации   
может временно исполнять обязанности Президента нашей страны. В том числе он    
будет вправе назначать Председателя Правительства, принимать решение об         
отставке Правительства, возглавлять Совет Безопасности, назначать и             
освобождать высшее командование Вооруженных Сил, подписывать федеральные        
законы, руководить внешней политикой страны. Председатель Правительства на      
основании статьи 87 Конституции может мгновенно и автоматически - подчеркиваю   
это - стать Верховным Главнокомандующим и получить контроль над так             
называемым ядерным чемоданчиком. Он также вправе вводить - прошу и на это       
обратить очень серьезное внимание - на всей территории Российской Федерации     
или в отдельных местностях чрезвычайное положение. И это далеко не полный       
перечень того, что может премьер-министр, ставший по воле судьбы исполняющим    
обязанности Президента.                                                         
                                                                                
Понимая важность президентского поста, Конституция Российской Федерации в       
статье 81 ограничивает круг тех, кто может стать Президентом и выполнять все    
функции, о которых я только что сказал: это, во-первых, может быть только       
гражданин России не моложе 35 лет, во-вторых, гражданин, постоянно              
проживающий в нашей стране не менее 10 лет. Относительно Председателя           
Правительства такой оговорки нет. Но есть федеральный конституционный закон,    
в котором можно сделать соответствующие уточнения. Вот текст поправки в         
статью 7 данного закона, которая мной предлагается: "Председателем              
Правительства Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской     
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не     
менее 10 лет". Как видим, текст поправки идентичен тем позициям, которые        
относятся к Президенту Российской Федерации в соответствии с основным законом   
нашей страны. Официальный отзыв Правительства гласит, что данные предложения    
якобы ограничивают конституционные полномочия Президента. Но вот вам пример,    
прошу обратить на это особое внимание, и я надеюсь, что представитель           
Правительства меня здесь все-таки поймет. Конституция ничего не говорит о       
том, что Председатель Правительства должен быть гражданином России, нет такой   
записи. В то же время с 1995 года у нас уже действуют ограничения, принятые     
не конституционным федеральным законом, а федеральным законом, - законом о      
государственной службе. Мы это уже сделали, это уже есть. Такой прецедент       
присутствует семь лет в нашем законодательстве, прошу на это обратить особое    
внимание: только гражданин России может быть на государственной службе. И в     
этом случае надо либо тот закон, который мы приняли, пересматривать сейчас в    
этой части - в части премьер-министра, либо все-таки внести определенную        
ясность в иерархию наших законов, потому что идет Конституция, потом -          
конституционные федеральные законы, а потом уже - федеральные законы. Значит,   
по правительственной логике, повторяю, уже принятый закон 1995 года формально   
ограничивает право Президента назначать человека, то есть является чуть ли не   
антиконституционным, что, на наш взгляд, наверное, не совсем логично.           
                                                                                
Я не могу при всем уважении к Правительству именно по тем основаниям, о         
которых только что сказал, принять их заключение и поэтому все-таки предлагаю   
вашему вниманию указанный законопроект.                                         
                                                                                
Кроме того, и это тоже очень важный момент, по российскому законодательству     
возрастной ценз уже установлен, и не только для Президента нашей страны, но и   
для депутатов всех уровней (для депутатов всех уровней, подчеркиваю), все они   
должны быть гражданами России и у всех обозначен минимально необходимый         
возраст; членов Совета Федерации (это мы с вами также сделали, приняв здесь     
закон, этим составом уже); судей, судей всех уровней - тоже граждане России и   
тоже с некоторым возрастным минимумом, никто не предлагает судьей назначать     
17- или 12-летнего эфиопа, извините. Так вот, почему же второй человек в        
государстве, наделенный огромными полномочиями и имеющий право в случае чего    
автоматически стать главным лицом около так называемого ядерного чемоданчика,   
может быть вне этих рамок, которые установлены для всех остальных участников    
процесса государственной власти в нашей стране? Хорошо ли это для российской    
стабильности? Не уверен.                                                        
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание, коллеги, на то, что Правовое управление Аппарата   
Государственной Думы дважды рассматривало этот вопрос - год назад, 14 мая       
2001 года, и совсем недавно, уже при новом руководстве Правового управления,    
10 апреля этого года, - и указало на то, что у них нет замечаний по данному     
предложению. Нет замечаний правового характера и в тексте заключения            
профильного комитета. Комитет доложит свою позицию, но повторяю: в тексте       
заключения ограничений правового характера нет.                                 
                                                                                
В ходе предварительного обсуждения мне был задан вопрос относительно ценза      
оседлости для кандидата на должность Председателя Правительства. Именно этот    
вопрос более всего критиковали мои оппоненты в разных дискуссиях. Я хочу        
подчеркнуть с этой трибуны, что, в связи с тем что мы приняли закон "О          
гражданстве Российской Федерации" этим составом, где есть уже ценз оседлости,   
нет необходимости сегодня мне настаивать на этой позиции закона. Она не         
является, так сказать, фундаментом данного законопроекта, она не является его   
концептуальной частью, я готов первым предложить поправку по снятию той         
части, которая относится к оседлости, и хочу это для стенограммы подчеркнуть.   
                                                                                
Таким образом, мы говорим о том концептуально, что Председателем                
Правительства, вторым человеком в государстве, все-таки должен быть гражданин   
России не моложе 35 лет. Я думаю, что любой разумный человек должен здесь       
разделить эту позицию.                                                          
                                                                                
Учитывая характер данного законопроекта, мне хотелось бы, конечно, выслушать    
мнение всех заинтересованных сторон. Пользуясь случаем, хочу добавить, что      
группа "Регионы России...", специально обсуждавшая данный законопроект, а там   
в основном одномандатники, единодушно поддержала его и рекомендовала вам к      
принятию.                                                                       
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада - Олегу Васильевичу Уткину. Пожалуйста.                     
                                                                                
УТКИН О. В., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Комитетом по государственному строительству рассмотрен проект федерального      
конституционного закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального          
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Комитет по      
государственному строительству в своем заключении выразил свое мнение о         
данном проекте федерального конституционного закона, и оно сводится к           
следующему. Действительно, как сказал Андрей Аркадьевич в своем докладе,        
правовых, чисто юридических противоречий в этом законе не заложено.             
                                                                                
Каким образом мы аргументируем нашу позицию в этом отношении? Дело в том, что   
статьей 83 Конституции, пунктом "а", Президенту предоставлено право назначать   
с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской           
Федерации. То есть Конституция по умолчанию уже процедуру эту - назначение      
Председателя Правительства - как бы подвергает анализу. Парламент России,       
нижняя палата парламента принимает решение по кандидатуре Председателя          
Правительства, и в этом мы усматриваем также мудрое решение, конституционное    
решение о том, что все-таки окончательное мнение будет высказывать парламент    
Российской Федерации, его нижняя палата - Государственная Дума. И в то же       
время статьей 55 Конституции, частью 3, допускается ограничение прав и свобод   
гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ              
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов     
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.              
                                                                                
Вот именно поэтому Комитет по государственному строительству усматривает        
возможность рассмотрения этого закона не с юридической стороны - это чисто      
политическое решение по усмотрению нижней палаты парламента, что комитет в      
своем заключении и выразил. Поэтому при обсуждении законопроекта в палате мы    
просим учесть мнение комитета. И только лишь по усмотрению законодателей        
могут быть введены ограничения при назначении Председателя Правительства по     
возрастному критерию, по срокам его проживания, а также по его гражданству.     
                                                                                
У меня всё, спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы к докладчикам? Так, еще кто-то поднял, по-моему,    
руку. Запишитесь на вопросы, пожалуйста.                                        
                                                                                
Включите запись. Покажите список.                                               
                                                                                
Так, Южаков и Арбатов.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Южакову включите микрофон.                                          
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Я хотел бы уточнить у авторов законопроекта еще раз. Подтверждают ли они, что   
для них оседлость и возраст конкретный не являются концептуальными              
положениями законопроекта и, следовательно, мы ко второму чтению можем          
отказаться от ценза оседлости и ставить вопрос о снижении возраста?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это у вас вопрос Климову?                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон по карточке Бездольного.                          
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Я уже сказал сейчас, выступая с трибуны, что оседлость не          
является принципиальной позицией, поскольку мы только что приняли с вами        
закон "О гражданстве...", где это предусматривается. Если мы говорим            
"гражданин России такого-то возраста", мы автоматически поглощаем эту тему.     
Повторяю, законопроект был внесен 10 апреля прошлого года, когда не было еще    
этой позиции, поэтому по оседлости здесь никаких концептуальных моментов нет.   
                                                                                
Что касается возраста. Конституция Российской Федерации ограничивает            
минимальный предел тридцатью пятью годами. Отсюда тридцать пять лет и           
появилось. Мы за то, чтобы конструкция жестко закрепляла два параметра -        
гражданство и возраст. У нас есть процедура второго чтения. Если какой-то       
депутат посчитает, что там должен быть некий другой возраст (но не ниже,        
конечно, тридцати пяти лет, потому что эта планка принципиальная, она от        
Конституции идет), то это мы можем рассматривать по нашему Регламенту. И я      
думаю, здесь представитель комитета точно сказал, что это решается по           
усмотрению палаты. Тридцать пять лет - это зафиксировано Конституцией и         
следует из Конституции, из ее логики, но это, повторяю, не запрещает тому или   
иному депутату дать поправку. Но мы всё равно должны зафиксировать эту          
величину. В федеральном конституционном законе ни позиция гражданства, ни       
позиция возраста в принципе не зафиксированы, что является, на наш взгляд,      
некой законодательной дыркой, которую необходимо закрыть.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арбатову включите микрофон.                               
                                                                                
АРБАТОВ А. Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Мой вопрос только что был задан, на него ответили. Но я хотел бы в связи с      
предлагаемым законопроектом обратить внимание вот еще на что.                   
                                                                                
Правильно, что преемника Президента на посту Верховного Главнокомандующего      
должен отличать целый ряд определенных параметров, которые должны быть          
зафиксированы в законодательном порядке. Но я хотел обратить внимание           
уважаемых депутатов на то, что у нас есть целый ряд других пробелов. В          
частности, вот у нас в последнее время нередко бывает, что Президент и          
премьер-министр находятся за рубежами нашей Родины. Возникает вопрос...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, это выступление?                               
                                                                                
АРБАТОВ А. Г. Нет, это комментарий.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я понимаю, это выступление. Вопросы закончены, вы     
выступаете.                                                                     
                                                                                
Все, кто хотел бы выступить, тогда приготовьтесь, пожалуйста. Кроме Арбатова    
кто-нибудь хотел бы выступить по этому закону? Нет. Значит, у нас Арбатов,      
потом - представитель Президента. Правительство тоже, да?.. (Шум в зале.)       
Тогда я ставлю на голосование вопрос о продлении заседания до окончания         
рассмотрения этого вопроса. Кто за? Пожалуйста, голосуйте. Проголосуйте за      
то, чтобы мы закончили вопрос.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.             22,9%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    111 чел.                                          
Не голосовало                 339 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, к сожалению. Продолжим после перерыва.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2842 по 3059 из 6613
Уважаемые коллеги, мы с вами остановились на законопроекте о Правительстве,     
пункт 35. Записался выступить депутат Арбатов, просили слова представитель      
Правительства Логинов и представитель Президента Котенков. Давайте пойдем по    
порядку: сначала даем слово Арбатову.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Георгиевич.                                                 
                                                                                
АРБАТОВ А. Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я говорил о     
том, что необходимо идти по пути латания существующих у нас дыр и               
недоработок. И вот этот закон, который мы поддерживаем, - это одно из           
направлений, параллельно нужно идти и по другим. В частности, у нас всё чаще    
и чаще случается так, что и Президент, и Председатель Правительства             
одновременно находятся за рубежами нашей Родины. И в этом плане возникает       
необходимость продлить линию правопреемственности хотя бы в части               
главнокомандования Вооруженными Силами за границы компетенции только двух       
высших государственных деятелей, то есть сделать так, как это существует во     
многих странах. Мы разрабатываем такого рода законопроект и надеемся, что он    
будет поддержан.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. Вы хотели высказаться от                 
Правительства.                                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы бы не стали соглашаться   
с решением комитета в той части, что данная проблема является политической.     
Мы полагаем, что данная проблема является правовой. Это чисто                   
конституционно-правовая проблема, и мы хотели бы обратить ваше внимание на те   
основания, по которым Правительство направило отрицательный официальный отзыв   
на данный законопроект.                                                         
                                                                                
В первую очередь мы полагаем, что внесение данной нормы, то есть введение вот   
этих двух цензов для кандидата на должность Председателя Правительства в        
Федеральный конституционный закон "О Правительстве...", является прямым         
сужением конституционных полномочий Президента Российской Федерации по          
назначению, по представлению Государственной Думе кандидатуры Председателя      
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Если эту норму отразить в Конституции (и она имеет свое право на                
существование, но только в рамках Конституции), вот этого противоречия тогда    
уже удастся избежать. Поэтому мы считаем, что введение этих цензов может быть   
предложено, то есть такие предложения имеют право на существование, но          
оформлять эти предложения, оформлять решения по введению соответствующих        
цензов мы можем только в рамках российской Конституции.                         
                                                                                
Хотел бы обратить ваше внимание еще на следующее.                               
                                                                                
Когда мотивируется данное предложение, идет ссылка на те случаи, когда,         
допустим, Президент передаст свои полномочия временно исполняющему              
обязанности Президента, и до проведения следующих выборов он будет исполнять    
обязанности Президента. Но я хочу обратиться ваше внимание, что и в самой-то    
Конституции в соответствии с частью 3 статьи 92 исполняющий обязанности         
Президента Российской Федерации ограничен в выполнении президентских функций.   
Поэтому никаких, даже внутренних противоречий в случае возникновения подобной   
ситуации не возникает, и урегулирование данной нормы в Федеральном              
конституционном законе "О Правительстве..." нецелесообразно. Мы предлагаем      
отклонить данный проект федерального конституционного закона.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! У нас несколько отличное от правительственного мнение     
по данному законопроекту. Несколько, подчеркиваю, не в целом. Это связано       
опять же с правовыми конституционными проблемами.                               
                                                                                
Итак, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что данный законопроект, в       
общем-то, предлагает три новеллы на самом деле, а не две.                       
                                                                                
Прежде всего, это то, что Председателем Правительства может быть гражданин      
Российской Федерации. Это первая и, на наш взгляд, основная новелла,            
поскольку, к сожалению, действующий Федеральный конституционный закон "О        
Правительстве..." такой нормы не содержит, и Конституция такой нормы не         
содержит.                                                                       
                                                                                
Вопрос, конечно, может быть поставлен так: а что, разве Президент не может      
предложить гражданина США, если это выдающийся экономист, имеющий опыт          
организации и так далее, и тому подобное? Но как раз ссылаясь на то, что        
Председатель Правительства может исполнять обязанности Президента (а я          
напомню, что в статье 81 Конституции говорится, что Президентом Российской      
Федерации может быть только гражданин Российской Федерации), и перенося эту     
норму на возможность исполнения Председателем Правительства полномочий          
Президента, мы опять попадаем в такой тупик: если он не является гражданином    
Российской Федерации, может ли он исполнять полномочия Президента, когда в      
Конституции прямо записано, что Президентом может быть только гражданин         
Российской Федерации? Это первый вопрос.                                        
                                                                                
Кстати говоря, если ставить вопрос о равенстве прав граждан перед законом и     
судом, то я хотел бы обратить ваше внимание на статью 32, в которой говорится   
о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении   
делами государства, и на часть 4 этой же статьи, где говориться, что граждане   
Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. То есть      
равенство человека, так сказать, в общепризнанных правах и равенство в          
гражданских правах - это разные понятия. В данном случае речь идет о            
гражданских правах, и мы говорим только о равенстве прав граждан Российской     
Федерации на доступ к государственной службе. Значит, это опять же косвенно     
указывает на то, что Председатель Правительства должен быть гражданином         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Возрастной ценз действительно установлен Конституцией только для Президента.    
Но я хотел бы напомнить, и об этом уже говорилось, что очень многие категории   
государственных служащих, работников органов государственной власти имеют       
возрастные ограничения, установленные федеральными законами. И кстати говоря,   
здесь не совсем верно сказано, что Президент, представляя кандидатуру           
премьера, сам вправе определить возрастной предел, а поскольку по Конституции   
он назначает Председателя, то он и определяет этот возрастной предел. Это       
тоже не совсем верно. Президент назначает всех судей федеральных судов, тем     
не менее федеральный закон ограничивает возраст судей, назначаемых на ту или    
иную должность, причем здесь есть дифференциация - от судей районных судов и    
до судей Верховного Суда. То есть здесь есть предмет для рассмотрения.          
                                                                                
Что же касается ценза оседлости, то, безусловно, мы категорически против        
этого, я не буду это обосновывать. Вот именно это нарушает равенство прав       
граждан. Только для Президента установлен ценз оседлости, но установлен         
именно Конституцией.                                                            
                                                                                
Поэтому мы не видим препятствий для того, чтобы установить законом, тем более   
конституционным законом, обязательное условие для кандидата в Председатели      
Правительства - быть гражданином Российской Федерации и, возможно,              
определенное ограничение по возрасту.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Климов. Пожалуйста, заключительное слово,         
Андрей Аркадьевич.                                                              
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Уважаемые коллеги, я глубоко благодарен представителю Президента   
Александру Алексеевичу Котенкову за очень серьезный и аргументированный с       
точки зрения Конституции анализ данного предложения. И, как вы, наверное,       
слышали, во многом это совпадает с той точкой зрения, которую я здесь вам       
представлял, как автор данного законопроекта.                                   
                                                                                
Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть главную мысль: законопроект был внесен   
до того, как мы приняли закон "О гражданстве...", и, естественно, он содержал   
в этой связи положение по поводу оседлости. Я, как автор данного                
законопроекта, еще раз подчеркиваю, что в настоящий момент я не считаю, что     
положение по поводу оседлости является основополагающим, базовым звеном этого   
закона. Основополагающим, базовым звеном здесь остаются гражданство и           
возраст, о чем сказал Александр Алексеевич, здесь я абсолютно солидарен с       
позицией полномочного представителя Президента Российской Федерации.            
                                                                                
Ко второму чтению понятие оседлости, по моему предложению, я сам буду это       
вносить, будет изъято - я объяснил почему. И самое главное, еще раз             
подчеркиваю (были тут вопросы насчет конкретного возраста): в Конституции       
говорится, что не моложе 35 лет, мы это не придумали, мы взяли это оттуда. Но   
в принципе теоретически депутаты, имеющие другое представление о возрасте       
(может быть тридцать лет или я не знаю сколько), могут в своих поправках        
такие изменения предложить. Мы говорим: в принципе гражданин России в           
таком-то конкретном возрасте. Еще раз подчеркну: почему депутатов районного     
земства по возрасту ограничиваем, а второго человека в государстве вообще       
ничем не ограничиваем? Хотя, еще раз говорю, Конституция такие права дает.      
Потому что Президент у нас не безгранично, так сказать, управляет страной, а    
на основании Конституции, федеральных конституционных законов, которые мы       
здесь с вами принимаем, федеральных законов, а дальше уже он свободен в своем   
выборе.                                                                         
                                                                                
Прошу вас поддержать данное предложение. Это федеральный конституционный        
закон, поэтому нам обязательно нужна поддержка многих депутатов.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
По мотивам - Владимир Вольфович Жириновский. Пожалуйста.                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мне не совсем понятно, почему мы опять отказываемся от        
обсуждения, но перед голосованием все-таки я хочу сказать, что все позиции      
закона правильные. Надо было бы поднять еще возрастную планку - до 40 лет или   
45 лет. Это дети - в 35 лет, и нельзя доверять высшие посты в стране этим       
людям, потому что кроме таланта нужен еще жизненный опыт. Как и проживание в    
стране: никакой талантливый менеджер не может быть взят далеко из-за пределов   
России, он просто не сможет управлять ею, не зная специфику страны.             
                                                                                
Поэтому закон своевременный: Правительство слабое, надо, чтобы они              
чувствовали контроль парламента. Это наша с вами задача - немножко поставить    
на место министров, у которых не только никаких амбиций нет, у них нет даже     
желания быть министрами. Поэтому закон вполне своевременный, и нужно            
усиливать позиции по возрасту, по оседлости, по образованию, по гражданству.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, напрасно вы упрекаете, что не было    
обсуждения. Перед перерывом было предложено записаться для выступлений -        
записался один депутат Арбатов. Вас просто не было.                             
                                                                                
По мотивам - представитель Правительства Логинов. Пожалуйста.                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я бы еще хотел дополнить, привести такую       
информацию. Ни в одной из стран мира не существует подобных законодательных     
норм, которыми вводятся цензы оседлости или возрастные для председателя         
правительства, ни в одной из стран мира.                                        
                                                                                
Эти нормы не кажутся необходимыми для стран, где существует парламентская       
республика, потому как представители парламента уже проходят те или иные        
фильтры, будучи избранными в законодательный орган данной страны. Но и в        
странах, где существует президентская или смешанная,                            
президентско-парламентская, система, такие нормы не существуют.                 
                                                                                
Пожалуйста, руководствуйтесь и этим, когда вы будете голосовать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Обмен мнениями состоялся. Ставлю на голосование.    
Кто за то, чтобы принять данный федеральный конституционный закон?              
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.             68,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении. Спасибо. Продолжайте работу.