Заседание № 30

10.03.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 793245-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П; принят в первом чтении 22 мая 2015 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3032 по 3089 из 6569
Уважаемые коллеги, рассматривается вопрос 10 из блока законопроектов,           
принятых в первом чтении и предложенных к отклонению. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад   
Рафаэля Мирхатимовича Марданшина.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович.                                               
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был       
внесён в 2015 году депутатами Государственной Думы, он направлен на             
возвращение в Уголовный кодекс отдельного состава преступления -                
мошенничество в сфере предпринимательской деятельности - и на исполнение        
постановления Конституционного Суда. Но в 2016 году по итогам заседания         
рабочей группы при администрации президента по мониторингу и анализу            
правоприменения в сфере предпринимательской деятельности Президентом            
Российской Федерации в Государственную Думу был внесён законопроект, который    
Государственная Дума приняла, и в соответствии с этим законом в Уголовном       
кодексе введена отдельная часть в статье 159 "Мошенничество", а именно часть    
пятая - о мошенничестве, сопряжённом с преднамеренным неисполнением             
договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.               
                                                                                
Таким образом, указанная проблема решена, данный законопроект утратил           
актуальность, в связи с чем комитет предлагает его отклонить.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступление полномочного представителя президента? Нет. Полномочного            
представителя правительства? Нет. Выступления представителей фракций по         
мотивам - есть желающие? Нет.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации", вопрос 10 нашей повестки дня. Кто за    
то, чтобы отклонить данный законопроект?                                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот посмотрите: два года прошло с момента принятия в         
первом чтении, и во втором чтении рассматривать законопроект уже невозможно,    
потому что он утратил актуальность. Если бы законопроекты рассматривались       
более оперативно, то, соответственно, многие проблемы могли бы быть решены. В   
связи с этим хотелось бы обратить внимание председателей комитетов на то, что   
между первым и вторым чтениями должны выполняться все регламентные процедуры,   
безусловно, но при этом не должно затягиваться рассмотрение законопроекта, и    
тогда наша работа будет более эффективной в плане решения проблем.              
                                                                                

Заседание № 238

22.05.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 793245-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4593 по 4773 из 8606
29-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Уголовный кодекс Российской Федерации". Докладывает Рафаэль Мирхатимович        
Марданшин.                                                                      
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О       
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внесён депутатами   
Государственной Думы. Данный законопроект направлен на приведение норм статьи   
"Мошенничество" в соответствие с постановлением Конституционного Суда           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
11 декабря 2014 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено   
постановление, в соответствии с которым статья 159-4 Уголовного кодекса         
Российской Федерации в целом была признана соответствующей Конституции,         
однако некоторые её положения были обозначены как нарушающие права граждан и    
не соответствующие Конституции Российской Федерации. Согласно данному           
постановлению положения статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской Федерации    
не соответствуют Конституции Российской Федерации, так как нарушают принцип     
равенства перед законом и судом и гарантии судебной защиты прав и свобод        
гражданина. Норма закона устанавливает за мошенничество, сопряжённое с          
преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере                    
предпринимательской деятельности и совершённое в особо крупном размере,         
наказание в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за          
преступление средней тяжести, в то время как за совершённое в особо крупном     
размере мошенничество, ответственность за которое без определения его           
специфики предусмотрена общей нормой статьи 159 "Мошенничество", наказание      
устанавливается в виде лишения свободы на срок, соответствующий наказанию за    
преступления категории тяжких. В связи с этим законопроектом предлагается       
внести изменение в часть третью статьи 159 Уголовного кодекса,                  
предусматривающее уменьшение срока лишения свободы с шести до пяти лет.         
Одновременно в часть третью статьи 159-4 Уголовного кодекса Российской          
Федерации предлагаются изменения, увеличивающие срок лишения свободы с пяти     
до шести лет.                                                                   
                                                                                
На данный законопроект получены отзывы правительства и Верховного Суда,         
законопроект концептуально поддерживается. Есть ряд замечаний, которые мы       
можем учесть при рассмотрении данного законопроекта во втором чтении. Комитет   
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству    
рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги?                                                       
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин, один вопрос.                                      
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к докладчику.                                      
                                                                                
Законопроект и документы к нему написаны так размыто, что, честно говоря,       
только узкий специалист, наверное, может полностью разобраться, что же можно    
отнести к тем мошенническим действиям в сфере предпринимательской               
деятельности, по которым наказание уменьшается с шести до пяти лет лишения      
свободы. Не будет ли это переходом к меньшему наказанию за какие-то уже         
устоявшиеся, известные формы мошенничества? Это первое.                         
                                                                                
И второй момент. Подскажите, а если предприниматель нанёс огромный, может,      
миллионный или миллиардный ущерб народу?.. Ну, скажем, вот этой зимой ценники   
в магазинах переписывались по три-четыре раза в день, хотя абсолютно ничего     
не менялось, ни договорные цены, ничего, но по три-четыре раза в день было      
изменение цены в сторону увеличения - ущерб народу, наверное, сотни             
миллионов, если не миллиарды рублей. Вот такие действия можно подвести под      
этот закон или это уголовно ненаказуемо?                                        
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Владимир Николаевич, по большому счёту, при желании   
любое действие можно подвести под статью "Мошенничество", поэтому в своё        
время, в 2012 году, были приняты поправки, которыми разделили мошенничество     
на бытовое мошенничество, так сказать, обычное, и мошенничество в сфере         
предпринимательской деятельности, сопряжённое с неисполнением договорных        
обязательств. Я думаю, что это было сделано совершенно верно, а так как         
Конституционный Суд посчитал, что в целом эта норма соответствует               
Конституции, но степени тяжести преступления и наказания непропорциональны,     
мы и предложили изменить размеры наказания в соответствии со степенью тяжести   
соответствующих преступлений по статье 159 "Мошенничество" и по статье 159-4    
"Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности".                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить?                                                    
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков, других желающих нет.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция не будет голосовать за этот законопроект по     
следующим причинам.                                                             
                                                                                
Первое. Мы выступали против принятия норм о так называемых специализированных   
видах мошенничества, которые были введены в кодекс законом от 29 ноября 2012    
года, в том числе и против включения статьи 159-4 "Мошенничество в сфере        
предпринимательской деятельности". Произошло то, что мы и предполагали: уже     
через полгода после принятия закона многие судьи, прокуроры и следователи       
заявили, что изобретённые законодателем клоны статьи 159 Уголовного кодекса     
Российской Федерации создали хаос в правоприменительной практике. Затем         
Конституционный Суд в постановлении от 11 декабря 2014 года совершенно          
правильно заявил о неконституционности статьи 159-4.                            
                                                                                
Второе. Авторы законопроекта предлагают скорректировать часть третью статьи     
159 в сторону смягчения наказания, ссылаясь на упомянутое постановление         
Конституционного Суда, однако почитайте постановление, уважаемые депутаты:      
Конституционный Суд не ставит вопрос об изменении этой статьи!                  
                                                                                
Третье. В результате предлагаемых изменений в законодательство существенно      
ухудшается положение граждан, пострадавших от преступлений: мошенничество,      
совершённое лицом с использованием своего служебного положения, а равно в       
крупном размере (часть третья статьи 159 УК), переходит в категорию нетяжких    
составов, что значительно ограничивает возможности правоохранителей по          
использованию уголовно-процессуальных средств расследования и раскрытия этих    
преступлений и одновременно улучшает положение обвиняемых, которые в            
преступных целях использовали своё служебное положение.                         
                                                                                
Четвёртое. В результате изменения статьи 159-4 остаётся дисбаланс между         
нормами этой статьи и нормами статей, предусматривающих ответственность за      
иные специальные составы мошенничества (мошенничество в сфере кредитования,     
при получении выплат, с использованием платёжных карт, в сфере страхования и    
в сфере компьютерной информации): так, за все эти пять видов мошенничества в    
случае причинения особо крупного ущерба - а это 6 миллионов рублей - может      
наступить ответственность до десяти лет лишения свободы, а вот за такое же      
мошенничество в особо крупном размере в сфере предпринимательства               
предполагается установить максимальную ответственность лишь в виде шести лет    
лишения свободы.                                                                
                                                                                
Авторы законопроекта, как они сами указывают в пояснительной записке, избрали   
"минималистическую" модель, позволяющую, с одной стороны, реализовать позиции   
Конституционного Суда Российской Федерации, а с другой - вносить в              
соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации минимально       
возможные изменения, однако оставление всех видов мошенничества в Уголовном     
кодексе Российской Федерации по-прежнему будет создавать неопределённость в     
вопросе о том, какая норма в каждом случае подлежит применению, по-прежнему     
будет создавать беспорядок в судебной практике, поэтому все                     
специализированные виды мошенничества необходимо изъять из Уголовного           
кодекса, оставив лишь статью 159.                                               
                                                                                
Предлагаемый законопроект - это, по существу, очередная попытка нашего          
правительства создать в стране благоприятную среду для криминального бизнеса    
в надежде на то, что этот бизнес поднимет нашу экономику. Убеждён, что эта      
попытка ничем хорошим для государства, его граждан и самого бизнеса не          
обернётся.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всё-таки попросил бы внимательно посмотреть текст          
законопроекта и поддержать его. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный     
законопроект и просит Государственную Думу поддержать, принять его в первом     
чтении.                                                                         
                                                                                
Ещё я хотел бы несколько слов сказать по поводу выступления Юрия Петровича,     
который говорил, что данные нормы вносят хаос в правоприменительную практику.   
Вот я считаю, что до тех пор, пока не было изменений, не было статьи 159-4 о    
мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности, у нас и был хаос,       
потому что против предпринимателей незаконно возбуждались уголовные дела,       
было незаконное уголовное преследование, а после принятия данной поправки всё   
резко изменилось: был поставлен определённый заслон как раз для                 
недобросовестных представителей правоохранительных органов. Юрий Петрович       
говорил о том, что данная норма неконституционная - я хотел бы вас уверить...   
Вы можете прочитать постановление Конституционного Суда: там прямо говорится,   
что данная норма соответствует Конституции, но отдельные её положения не        
соответствуют, и это как раз касается степени тяжести преступлений. Данными     
поправками мы постарались внести минимальные изменения в действующие нормы      
закона, чтобы выполнить постановление Конституционного Суда. Если у вас есть    
какие-то дополнения, или замечания, или поправки к существующей редакции        
закона, вы, как депутат, можете самостоятельно внести законопроект о            
соответствующих изменениях в Уголовный кодекс или внести поправки ко второму    
чтению.                                                                         
                                                                                
А что касается того, что такой законопроект внесён специально для того, чтобы   
у нас мошенники чувствовали себя вольготно... Хотел бы отметить, что в          
постановлении Конституционным Судом установлено, что федеральный законодатель   
должен внести в данную норму закона поправки в течение шести месяцев, что мы    
и делаем.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7746 по 7762 из 8606
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный       
кодекс Российской Федерации", первое чтение.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           90 чел.20,0 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.