Заседание № 256

20.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 792564-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации по распределению и утверждению общих допустимых уловов водных биоресурсов в малых реках внутренних вод Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5954 по 6110 из 6596
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части        
расширения полномочий субъектов Российской Федерации по распределению и         
утверждению общих допустимых уловов водных биоресурсов в малых реках            
внутренних вод Российской Федерации". Докладывает Федот Семёнович Тумусов.      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных       
биологических ресурсов" в части расширения полномочий субъектов Российской      
Федерации по распределению и утверждению общих допустимых уловов водных         
биоресурсов в малых реках внутренних вод Российской Федерации" направлен на     
перераспределение полномочий между органами федеральной исполнительной власти   
и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части          
распределения и утверждения общих допустимых уловов водных биоресурсов.         
Законопроектом предлагается передать полномочия по распределению и              
утверждению общих допустимых уловов водных биоресурсов в малых реках,           
закреплённые в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О         
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" за федеральным          
органом исполнительной власти в области рыболовства, на уровне субъекта         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В настоящее время распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов в    
малых реках внутренних вод Российской Федерации осуществляется в порядке,       
установленном частью 3 статьи 30 того же федерального закона, которая           
закрепляет указанные полномочия за Правительством Российской Федерации. В       
свою очередь Правительство Российской Федерации утвердило указанный порядок в   
постановлении Правительства Российской Федерации "О распределении общих         
допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их   
добычи (вылова)", которым, в частности, закреплена следующая очерёдность        
распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов во внутренних водах    
Российской Федерации по остаточному принципу: первое - квоты добычи водных      
биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления      
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов          
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; второе - квоты добычи   
водных биоресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и   
контрольных целях; третье - квоты добычи водных биоресурсов для осуществления   
рыболовства в целях аквакультуры; четвёртое - квоты добычи водных биоресурсов   
для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;     
пятое - квоты добычи водных биоресурсов для организации любительского и         
спортивного рыболовства; наконец, шестое - квоты добычи водных биоресурсов      
для осуществления промышленного рыболовства.                                    
                                                                                
Предлагаемые законопроектом изменения обоснованы прежде всего необходимостью    
гибкого подхода к распределению и утверждению общих допустимых уловов водных    
биоресурсов в малых реках, поскольку такие реки, не играя сущностной роли на    
федеральном, общегосударственном уровне (малые реки - это реки,                 
располагающиеся в одной географической зоне и имеющие длину не более 100        
километров и площадь бассейна в пределах 2 тысяч квадратных километров),        
зачастую выполняют стратегические, жизнеобеспечивающие функции в пределах       
отдельных субъектов и районов субъектов, что наиболее полно можно учесть,       
отразить и в дальнейшем более точно утвердить лишь на уровне субъектов          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Учитывая обязательное требование соблюдения всех ограничений, предусмотренных   
федеральным законодательством при выполнении указанных функций, исключается     
возможность самоуправства и иные возможные негативные последствия передачи      
таких полномочий.                                                               
                                                                                
В связи с изложенным, с целью развития и поддержки рыболовства среди            
населения, с целью наделения субъектов Российской Федерации дополнительными     
полномочиями по распределению своих внутренних ресурсов предлагается            
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, за этот год я побывал почти во всех арктических районах      
Республики Саха (Якутия), там, где ведётся реальное рыболовство, и могу         
сказать, что на местном уровне очень остро поднимаются эти вопросы. Этот        
законопроект родился после очень острых и требовательных выступлений            
избирателей, которые встречают большие препятствия при получении квот на        
организацию рыбной ловли именно на местах, поскольку все вопросы решаются       
централизованно и это затрудняет реализацию прав по рыболовству, в том числе    
для малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.                    
                                                                                
Убедительно прошу поддержать данный законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Эльмира Гусейновна Глубоковская.                         
                                                                                
ГЛУБОКОВСКАЯ Э. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение вынесен        
законопроект № 792564-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О            
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части расширения      
полномочий субъектов Российской Федерации по распределению и утверждению        
общих допустимых уловов водных биоресурсов в малых реках внутренних вод         
Российской Федерации". Автор законопроекта, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ       
РОССИЯ" Тумусов предлагает наделить высшие органы исполнительной власти         
субъектов полномочиями в сфере распределения и утверждения общих допустимых     
уловов, при этом автор отмечает, что его инициатива позволит сформировать       
более гибкую систему распределения водных биоресурсов, утверждения допустимых   
уловов.                                                                         
                                                                                
В связи с изложенным следует отметить, что при разработке законопроекта автор   
не учёл основной принцип управления водными биоресурсами в России -             
централизованный подход к управлению водными биоресурсами по бассейновому       
принципу в соответствии с 166-м Федеральным законом "О рыболовстве...". У нас   
существуют рыбохозяйственные бассейны, в пределах которых обитают водные        
биоресурсы, но эти биоресурсы не могут быть принадлежностью определённой        
территории, они склонны к кормовым, сезонным, нерестовым миграциям и, по        
сути, являются трансграничными видами. Если нарушить централизованный подход    
к управлению водными биоресурсами, к определению общего допустимого улова, то   
мы можем прийти к абсолютно нерациональному, неэффективному изъятию водных      
биоресурсов в отдельно взятых регионах, и в целом это может отразиться на       
численности водных биоресурсов, на их разнообразии, а это, на минуточку,        
природные богатства Российской Федерации! Это первое.                           
                                                                                
Второе. Автор предлагает внести изменения в статью 30, но при этом возникает    
противоречие с частью 1 статьи 28, в соответствии с которой установление и      
распределение общего допустимого улова водных биоресурсов и утверждение видов   
водных биоресурсов, в отношении которых он устанавливается, являются            
полномочиями федерального органа исполнительной власти, а именно                
Росрыболовства. Кроме того, данная процедура не только не упростит систему      
распределения и утверждения ОДУ, а, наоборот, усложнит её, поскольку появится   
новый участник процесса - высший орган исполнительной власти субъекта.          
                                                                                
Если говорить о технических моментах, то нужно указать, что автор вводит        
термин "малые реки внутренних вод", дефиниции которого нет ни в Водном          
кодексе, ни в законодательстве о рыболовстве, и хотя вот сейчас автор дал       
определение термина, в законопроекте этой дефиниции нет, а это может привести   
к сложностям в правоприменении тех законодательных инициатив, с которыми        
автор выступает.                                                                
                                                                                
Данная законодательная инициатива вступает в противоречие и с законом "Об       
общих принципах организации законодательных (представительных) и                
исполнительных органов государственной власти...", где есть подпункт 2 пункта   
7 статьи 26-3, в котором чётко указано, что охрана природных ресурсов           
находится в совместном ведении федеральных и региональных органов               
исполнительной власти, изъятие не допускается.                                  
                                                                                
В связи с изложенным, а также учитывая, что Комитет Совета Федерации по         
аграрно-продовольственной политике и природопользованию, ГПУ президента и       
правительство дали отрицательные отзывы, Комитет по природным ресурсам,         
природопользованию и экологии предлагает Государственной Думе отклонить         
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет.            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.