Заседание № 53
17.10.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 79148-6 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу о количестве депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4197 по 4631 из 5588
6-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законами субъектов Российской Федерации. На деле число таких депутатов колеблется от четырёх до семи в зависимости от количества депутатов в законодательном (представительном) органе власти и его внутренних положений. В связи с этим возникает множество проблем, в том числе с эффективностью работы депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, депутаты по факту работают в законодательном органе в среднем один-два дня в месяц, а всё остальное время занимаются в основном продвижением собственного бизнеса, улучшением собственных условий жизни. Таким образом, представление интересов своих избирателей теряется на данном фоне. Депутатский мандат на сегодня - это не работа в законодательном органе власти, а престиж перед друзьями, товарищами, как какая-то вещь, которая покупается и продаётся. Зачастую человек, обладающий депутатским мандатом в основном с целью лоббирования своего бизнеса и, как правило, являющийся членом бизнес-сообщества, превышает свои должностные обязанности, что в нашей стране уже не раз в средствах массовой информации освещалось. Данным законопроектом предлагается всем без исключения депутатам законодательных органов власти субъектов Российской Федерации работать на профессиональной постоянной основе. Как следствие, все депутаты будут каждый день приходить в законодательный орган власти на работу и заниматься своими прямыми обязанностями. При этом занятие другой оплачиваемой работой будет запрещено федеральным законодательством. Законодательный орган станет по-настоящему живым организмом, в котором действительно будут решаться текущие вопросы и проблемы. Бизнес-сообщество отпадёт само по себе, и депутатский мандат не будет дорогой и красивой конфеткой. Уважаемые коллеги, закон очень прост для понимания. Мы все работаем в Государственной Думе на постоянной основе. У законодательных органов, парламентов субъектов Российской Федерации на самом деле очень много проблем, даже больше, чем в целом по России, а они один раз в месяц приходят на пленарное заседание, максимум на два - два с половиной часа. Чем они в остальное время занимаются?! Что, нет проблем в субъектах? Ещё больше проблем! То есть власти на местах не хотят отдавать законодательную инициативу депутатам местных парламентов, берут всё на себя, по факту 95 процентов всех проектов законов в законодательных органах власти вносятся исполнительными органами. Так зачем, спрашивается, вообще депутаты нужны субъекту Российской Федерации, если они даже не знают, как писать законы, как их представлять, как их защищать? Если все депутаты в субъектах будут работать на постоянной основе... У нас в Госдуме как минимум шесть пленарных заседаний в месяц проходит, не считая "круглых столов", парламентских слушаний. Я думаю, если комитет будет говорить, что мы не имеем права влезать в деятельность субъектов Федерации... Но извините меня, у нас одна страна, не имеет смысла говорить, что мы не имеем права туда влезать, не имеем права сюда влезать, - так после этого страна вообще распадётся, если каждый субъект будет писать себе законы и как хочет, так и будет жить! Есть федеральный закон, он должен быть един для всех. Эта поправка абсолютно не является политической. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Леонидович Бурков. БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел предложенный законопроект. Было бурное обсуждение, по итогам которого было принято решение рекомендовать Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении, и вот по каким основаниям. Во-первых, если сегодня разработчик законопроекта говорит о необходимости внесения изменения в статью 4 закона № 184-ФЗ, то тогда надо говорить и о статье 11, в которой чётко сказано, что субъекты вправе своим уставом или конституцией устанавливать порядок деятельности законодательного собрания и своих депутатов. Более того, подчеркну, что 73-я статья Конституции как раз затрагивает эту сферу, это вопрос совместного ведения, и здесь решение должно приниматься на уровне закона субъекта Российской Федерации. Учитывая мнение Правового управления Аппарата Думы, заключение которого содержит замечания правового характера, а также отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, учитывая то, что комитет Государственной Думы по региональной политике не поддержал концепцию, ещё раз подчёркиваю, комитет предлагает к отклонению данный законопроект. Плюс к этому хотел бы подсказать уважаемому депутату, моему коллеге, что 83-я статья Бюджетного кодекса гласит, что в случае принятия закона или иного нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходов из бюджета, любых расходных обязательств, данный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Этого, к сожалению, в данном законопроекте предложено не было, поэтому комитет настаивает на том, чтобы отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Леонидович, вот скажите, каково ваше личное отношение? Вы выступили как представитель комитета и озвучили соответственно позицию комитета, ну вот скажите: было бы, наверное, более правильно, если бы и региональные парламенты действительно работали на профессиональной основе? Ведь слово "профессионал", так сказать, от слова "профессионализм", то есть не кто попало, не как попало, а настоящие профессионалы. Это первый момент. И второй момент. Это в большей степени, наверное, людей дисциплинировало бы при исполнении ими своих прямых обязанностей - не носить мандат и показывать его, как верно сказал создатель этого законопроекта, а понимать, что ты работаешь на профессиональной основе и спрос с тебя соответствующий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Леонидович Бурков. БУРКОВ А. Л. Уважаемый Дмитрий Иванович, если говорить о моём личном отношении к закону, я, как представитель оппозиционной партии, могу сказать, что если на постоянной основе, то это было бы на пользу с точки зрения справедливого распределения мандатов. Мы сталкиваемся с тем, что во многих региональных парламентах представители оппозиционных партий вынуждены... скажем, они желают работать на постоянной основе, но большинство в законодательных собраниях не позволяет им это делать. Это один момент. Второй момент, что касается профессионализма, повышения уровня профессионализма, - тоже согласен. Мы, наверное, отсекли бы категорию граждан, которые приходят из бизнеса, туда шли бы только политические профессионалы, которые и занимались бы законотворческой деятельностью. С этим я согласен. Но, возвращаясь к самому законопроекту, могу сказать, что он подлежит доработке и нужно учитывать 73-ю статью Конституции, то, что касается предметов совместного ведения. Может быть, стоит рассматривать это как рекомендацию тем же региональным парламентам, чтобы они в своих конституциях и уставах предусматривали увеличение количества работающих на постоянной основе? По статистике, сегодня, если брать тот же количественный состав, который есть в России в заксобраниях, только три субъекта Российской Федерации могут обеспечить финансирование депутатов, работающих на постоянной основе, в полном объёме - это Москва, Санкт-Петербург и Чеченская Республика, у остальных сегодня средств не хватает. И то, что у депутата Зелинского в финансово-экономическом обосновании написано, что не потребуются дополнительные средства из федерального бюджета, - это, ну, от лукавого немножко, потому что в любом случае будут предусматриваться средства на выравнивание региональных бюджетов, то есть так или иначе средства понадобятся. И вот с учётом сказанного, к сожалению, комитет вынес такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Анатольевна Шайденко. ШАЙДЕНКО Н. А. Вопрос депутату Зелинскому. Даже не вопрос... Кто дал автору этого законопроекта право столь неуважительно отзываться о деятельности практически всех своих коллег из законодательных собраний регионов? Я ответа не требую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо. Я отвечу коротко, Надежда Анатольевна: жизнь, и вы, как пожилой человек, должны об этом знать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна - молодая и симпатичная женщина. (Аплодисменты.) Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну, сами видите: какой вопрос - такой ответ. Александр Леонидович, вот обычно озвучивают позицию регионов. Поскольку, как вы правильно заметили, это предмет совместного ведения, то скажите, пожалуйста, какие отзывы были из регионов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Леонидович Бурков. Микрофон, пожалуйста, включите. БУРКОВ А. Л. Сергей Владимирович, я приношу сразу извинения вам и своим коллегам: я действительно не огласил позиции регионов. Поступило пятнадцать заключений, из них нет ни одного положительного заключения, в котором и представительная власть, и законодательная власть поддержали бы данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. У меня вопрос к представителю комитета. Знаете, идея автора законопроекта, вообще-то говоря, благородная, другое дело, можем ли мы с экономической точки зрения осилить её по всей стране и во что это вылилось бы, каковы дополнительные затраты. Но вот я задаю вопрос, как комитет расценивает: по Конституции, по действующему законодательству это регионы принимают решения, а в регионе кто - губернатор или сами коллеги-депутаты? Вот в Самарской области новый губернатор очень энергично взялся за дело и сказал, что в области 52 миллиарда рублей уведено через фирмы-однодневки, - смелое, жёсткое заявление! Одновременно он сказал, что в Губернской Думе есть люди, которые, вообще-то, в списке "Форбса" могли бы числиться, и я его понимаю: тому, кто в списке "Форбса", не надо садиться на скромную депутатскую зарплату в области. Но осознаёт ли комитет, что, торпедируя этот закон, мы тем самым?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Леонидович Бурков, пожалуйста. БУРКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, я уже говорил об участии бизнесменов в законодательной деятельности. Подчеркну: я сам был депутатом Законодательного Собрания Свердловской области в течение одиннадцати лет и прекрасно знаю работу этого органа, прекрасно знаю, кто там присутствует. И то, что идея заложена в законопроекте правильная, я подчеркнул, но с учётом бюджетной обеспеченности ряда регионов, с учётом статьи 73 Конституции данный законопроект был рекомендован нашим комитетом к отклонению. Более того, я добавил бы, что и сегодня в некоторых регионах Российской Федерации у депутатов нет даже своих помещений, то есть депутаты как бедные родственники - где их приютит исполнительная власть, там они и работают, такое тоже есть. Но это связано ещё и с вопросами межбюджетных отношений и обеспечения доходами бюджетов наших регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Михайлович Заполев. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ. У меня вопрос к Зелинскому в продолжение вопроса Валентина Степановича: и всё-таки, сколько это будет стоить? Если все депутаты будут работать на профессиональной постоянной основе, умножьте это количество на такую-то сумму... Сколько это будет стоить? Это вопрос первый. И вопрос второй: откуда гарантии, что избиратели изберут того, кто умеет писать законы? Они ведь совершенно по другим критериям избирают и не спрашивают, может ли писать законы учитель, врач, дорожник и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Михаил Михайлович, знаете, надо задуматься сначала не о том, сколько это будет стоить, а о том, сколько мы потеряли и потеряем ещё, если депутаты будут работать на непостоянной основе. Как правильно ваш коллега по фракции сказал, работают на постоянной основе в основном, вернее, все сто процентов депутатов законодательных органов от партии власти, то есть все оппозиционные партии остаются за бортом. А деньги найдутся - сколько откатов дают, сколько денег отмывают исполнительные органы власти! Это мелочь, поверьте, если сорок - пятьдесят депутатов будут работать на постоянной основе и получать по 20-30 тысяч рублей, посчитайте - это мелочь абсолютно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рамазан Гаджимурадович, вы по ведению хотите выступить? Депутат Абдулатипов по ведению. Микрофон, пожалуйста, включите. АБДУЛАТИПОВ Р. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Ведь записано чётко, что Абдулатипов выступает от фракции. Если бы мне дали вовремя слово, может быть, вот этого дополнительного обсуждения вопроса не было бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рамазан Гаджимурадович, сейчас был блок вопросов и ответов на эти вопросы, а после этого мы переходим к выступлениям. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Валентин Валентинович Свиридов, пожалуйста. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, по поводу экономической составляющей. Я вот навскидку посчитал, очень быстро: восемьдесят три субъекта, если в каждом в среднем по тридцать депутатов будут работать на постоянной основе и, допустим, зарплату определить 100 тысяч рублей в месяц, получается 249 миллионов рублей. Я думаю, для нашего бюджета это не запредельная сумма. Почему тридцать депутатов? Я полагаю, что в законодательном органе Москвы, где работают тридцать депутатов, и в Башкортостане... в Москве тридцать депутатов на семнадцать миллионов населения, а в других территориях у нас по пятьдесят, по шестьдесят, по семьдесят депутатов есть, в некоторых доходит до ста и больше. Непонятно, чем они там занимаются. Вот сейчас выборы проходили в октябре, я пообщался с избирателями: подавляющее большинство наших избирателей не знают своих депутатов - ни депутатов сельских поселений, ни депутатов городских поселений, ни депутатов районных собраний, ни депутатов законодательных собраний субъектов Федерации. Так, может быть, мы сделаем какие-то шаги к тому, чтобы наконец-то наши граждане узнали своих депутатов, чтобы депутат не мог отмахнуться от своих избирателей, ссылаясь на то, что он вынужден заниматься какой-то иной работой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. АБДУЛАТИПОВ Р. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу прощения, но я хотел бы прежде всего сказать, что, видимо, не все депутаты нашего парламента, Государственной Думы, знают, что у нас федеративное государство и в соответствии с Конституцией Российской Федерации мы определяем только общие принципы местного самоуправления и полномочия субъектов Федерации. В соответствии с нашей Конституцией вопрос о количестве депутатов, которые должны работать в законодательных собраниях, решают исключительно субъекты Федерации и вмешательство сверху недопустимо. И следующее. Сергей Евгеньевич, дорогой, я хотел бы, чтобы вы делали замечания некоторым депутатам, которые по поводу и без повода, без конца говорят о развале Российской Федерации. Никакого развала не будет, мы уже научены и больше никогда этого не допустим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я хотел бы отметить, что здесь нет вмешательства в сферу полномочий муниципальной власти, мы говорим о законодательном органе государственной власти. Понятно, что закон, скорее всего, не будет принят, но, уважаемые коллеги, давайте подумаем, ведь депутат Зелинский поднимает здесь два серьёзных, основных вопроса. Первый вопрос - это то, что профессия "политик" ещё в России практически не существует, она ещё не сформирована, и поэтому люди, идущие в органы законодательной власти, зачастую действительно мандат свой пытаются получить для того, чтобы была "крыша" какая-то или статус какой-то, чтобы решать проблемы своего бизнеса, предприятия, какие-то коммерческие вопросы. В этом суть этого законопроекта. То есть мы хотим, чтобы вот эта проблема ушла из российского общества, чтобы профессией "политик" наконец-то в России заинтересовались, чтобы она была людьми воспринята, обществом воспринята, вот к чему ведёт этот законопроект в первую очередь. Второй вопрос - это вопрос профессионализма. Вы понимаете, XXI век постоянно требует от каждого человека определённой специализации. Вы посмотрите: медики, учителя, водители, даже депутатский корпус постоянно вынуждены специализироваться, мы не можем владеть всем объёмом знаний, которые сегодня существуют в мире. Даже юристы уже столько понаписали, что сами зачастую говорят, что не могут быть специалистами во многих сферах своей деятельности. То, что человек будет заниматься этим видом деятельности, то есть политикой, депутатской деятельностью на профессиональной основе, то, что ему будут платить за это деньги, естественно, приведёт к профессионализму - не сразу, не спеша... Но если мы этого не сделаем, мы ещё десять - пятнадцать лет к этому не придём и опять будем пожинать плоды. Мы говорим об экономической составляющей. Давайте отдавать работу непрофессионалам и платить за это три, четыре, пять раз - это же потери экономические и для бюджета, и для страны, и для людей! Непрофессиональный закон, если он читается одними юристами так, другими по-другому, - это в первую очередь проблема для всего общества. Поэтому надо поддержать вот эту идею, надо, я думаю, сегодня всё-таки принять законопроект в первом чтении, а если есть какие-то моменты, доработать их во втором чтении. И не жалеть на это денег, потому что не 250 миллионов, намного меньше будет стоить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Куликов. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я считаю, что закон нужный, своевременный, и главное - это антикоррупционный закон. Когда мы смотрим, а кто из депутатов Государственной Думы нарушает статус депутата и занимается не своими прямыми обязанностями депутата, а бизнесом, делает уклон в сторону бизнеса, мы должны посмотреть и на субъекты Российской Федерации. Часто возможности у депутата законодательного собрания, или парламента, намного больше, чем у депутата Государственной Думы. Кстати, у депутатов - презумпция невиновности, я никого не обвиняю. Но если мы посмотрим, а кто же представлен в законодательных собраниях, в парламентах, мы увидим, что практически это все богатые люди регионов, это своего рода бизнес-клуб. В основном они избираются по одномандатным округам, и конкурировать с ними невозможно. Часто они являются руководителями градообразующих предприятий, и им избираться намного проще. И при этом они действительно не выполняют свою основную работу - депутатскую. С другой стороны, когда мы говорим о разделении федерального законодательства и регионального, мы помним, что сначала формирование всех местных, региональных парламентов шло только по одномандатным округам, и только после того, как был принят федеральный закон, пошло формирование 50 на 50. Если мы не примем федеральный закон, то эта ситуация будет вечной, она не будет меняться. Я считаю, что надо принимать этот закон, а ко второму чтению внести те поправки, которые здесь были оглашены выступающими. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович, вы будете ещё раз выступать? Микрофон, пожалуйста, включите. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Очень коротко. Уважаемые коллеги, особенно те, которые выступали в защиту данного законопроекта, большое спасибо. Надеюсь, голосование будет проходить намного активнее, потому что все фракции поддерживают данный закон, и всё-таки с мёртвой точки данная тема сдвинется. Хотел бы особо выделить нашего коллегу Абдулатипова, который, видимо, опоздал, когда я докладывал свой закон, или, может быть, я как-то не так выступал. Речь шла не о количестве депутатов, а о том, чтобы все депутаты законодательных собраний субъектов работали на постоянной основе. Также коллега затронул тему развала страны. Вы знаете, я думаю, только слепой не видит, что страна разваливается, а тот, кто не видит, наверное, сам заинтересован в развале страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Леонидович, вы будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5052 по 5070 из 5588
6-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 09 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 207 чел. Не голосовало 243 чел.54,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.