Заседание № 344

10.03.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 790699-7 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4276 по 4620 из 5703
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32        
Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации государственных    
мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам,            
осуществляющим уход за инвалидами 1 группы". Доклад Николая Васильевича         
Коломейцева. Приоритетный законопроект фракции КПРФ.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я рад, что с тридцатого раза, после         
длительного нахождения в повестке дня этот законопроект наконец-то дошёл до     
своего рассмотрения.                                                            
                                                                                
Суть этого законопроекта заключается в том, чтобы внести в Федеральный закон    
"О страховых пенсиях" ряд изменений, направленных на установление права на      
назначение страховых пенсий застрахованным лицам из числа детей,                
осуществляющих постоянный уход за родителями - лежачими больными, признанными   
по результатам медицинского освидетельствования бюро медико-социальной          
экспертизы инвалидами первой группы с рекомендацией о необходимости             
постоянного постороннего ухода за ними. Я вам специально зачитал, потому что    
сегодня имеется несправедливость: родители детей инвалидов с детства первой     
группы имеют такую льготу, а если вдруг по стечению обстоятельств родители      
получили инвалидность первой группы и необходимо за ними присматривать, то      
дети не могут получить такую льготу.                                            
                                                                                
Я рад, что сегодня во время встречи с министром прозвучало, что якобы           
министерство за, но, к сожалению, в заключении правительства, которое,          
вероятно, готовило это же министерство, написано, что оно против. И у меня      
вот сегодня такие противоречивые чувства: полтора часа слушали министра труда   
и социальной политики - ну, можно заплакать от произнесённых речей, но как      
только доходит до конкретики... А вот эта конкретика вызвана чем? Ко мне        
пришла целая ассоциация тех, кто, отработав по 15-20 лет, потом вынужден по     
десять лет ухаживать за своими родителями, не имея никаких льгот и проживая в   
полунищете. Почему? Потому что, кроме ЕДВ в 1,2 тысячи рублей, они ничего не    
получают, понимаете?                                                            
                                                                                
В данной ситуации я хотел бы вас попросить, чтобы мы всё-таки, учитывая         
сегодняшнее выступление министра у нас на заседании комитета, в первом чтении   
поддержали законопроект. Я готов отказаться от авторства, если вы считаете,     
что здесь политические препятствия есть. Вы просто войдите в положение вот      
тех самых детей, которые вынуждены тяжелейшую - да, за собственными             
родителями! - обязанность каждодневно нести. Ну это адский труд! И я хотел бы   
вас попросить поддержать. Я не буду говорить о том, что целый ряд категорий -   
у нас четыре категории - уже имеют такие льготы, и это кроме родителей детей    
инвалидов с детства первой группы, понимаете?                                   
                                                                                
Да, здесь требуются бюджетные расходы, но, уважаемые коллеги, мы с вами         
должны понимать, что в Фонде национального благосостояния, я вам десятый раз    
повторяю, на сегодняшний день 13 триллионов 679 миллиардов. Я вам напомню,      
что, когда его переформатировали из двух, нам говорили: это наша кубышка, она   
нужна нам для того, чтобы в ситуации "Ч" оказать помощь своим гражданам. Вот    
мне кажется, что такая помощь крайне, чрезвычайно необходима, поэтому           
отговорки, что у нас якобы денег нет... Ну, прежде всего, мы законопроект       
внесли давно, и, естественно, бюджеты уже много раз пересматривались, но я      
вам напомню, что мы, памятуя о наших законах, всегда вносим поправки в          
проекты федеральных бюджетов, которые рассматриваются на трёхлетку и, как       
правило, в течение года раз пять пересматриваются.                              
                                                                                
Доклад закончен. Прошу поддержать.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Светланы Викторовны Бессараб.                                          
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Николай       
Васильевич действительно достаточно долго ждал рассмотрения своего              
законопроекта - и, к сожалению, перепутал законопроекты. Здесь речь идёт не о   
лежачих больных, не об уходе за ними и не о детях, осуществляющих уход, речь    
идёт о трудоспособных лицах - да, правильно, Николай Васильевич?                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Могут быть детьми, да. Но речь идёт о другом всё-таки            
законопроекте - о трудоспособных лицах, осуществляющих уход за инвалидами       
первой группы, без лежачих...                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Про лежачих - это другой вопрос, мы с вами вернёмся к нему.      
                                                                                
Факт осуществления ухода за инвалидом первой группы предлагается принять как    
одно из условий возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, без    
конкретизации продолжительности периода такого ухода, его постоянности, числа   
лиц, ухаживающих за одним и тем же инвалидом, что может повлечь за собой        
правовую неопределённость и сложности при реализации проектируемых положений    
в случае обращения за досрочной пенсией, например, нескольких заявителей,       
которые осуществляли уход за одним и тем же инвалидом в течение одного дня.     
Законопроект не ограничивает такие обращения.                                   
                                                                                
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его принятие позволит     
восстановить справедливый подход к оценке труда граждан, осуществляющих уход    
за инвалидами первой группы на дому и не имеющих иных источников к              
существованию, кроме предусмотренных указом президента. Но хотелось бы          
обратить внимание, что в соответствии с указом президента речь идёт о           
выплатах неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход не только за    
инвалидами первой группы, но и за престарелыми, нуждающимися по заключению      
лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо за лицами,            
достигшими возраста 80 лет.                                                     
                                                                                
Несомненно, признавая необходимость осуществления материальной и моральной      
поддержки трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами первой          
группы, комитет полагает, что вопросы социальной защищённости рассматриваемой   
категории лиц должны иметь иное правовое решение, вне рамок системы             
обязательного пенсионного страхования, в том числе путём увеличения размеров    
компенсационных выплат лицам, осуществляющим такой уход. Одновременно           
предоставление дополнительных социальных гарантий и материальной поддержки      
данных лиц может осуществляться, к примеру, путём оказания мер социальной       
поддержки в рамках реализации национального проекта "Демография",               
предусматривающего, в частности, создание системы долговременного ухода за      
гражданами пожилого возраста и инвалидами.                                      
                                                                                
Коллеги, на законопроект поступил 71 отзыв из законодательных                   
(представительных) и высших исполнительных органов государственной власти       
субъектов Российской Федерации: девять субъектов Российской Федерации           
выразили консолидированную отрицательную позицию, пять - положительную.         
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении            
высказывает замечание об отсутствии нормы о необходимой продолжительности       
периода ухода, а также концептуальное замечание о нарушении концепции статьи    
32 федерального закона № 400-ФЗ, предметом регулирования которой является       
сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным             
категориям граждан.                                                             
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов предлагает отклонить законопроект в первом чтении.   
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! У меня вопрос   
к обоим докладчикам.                                                            
                                                                                
Николай Васильевич, скажите, пожалуйста, что именно сказал министр на           
заседании комитета, на котором мы, к сожалению, не присутствовали.              
                                                                                
Светлана Викторовна, есть ли в комитете данные о том, в какую сумму обходится   
государству содержание одного нетрудоспособного инвалида первой группы в        
доме-интернате?                                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, мне первому, наверное, да? Спасибо.                        
                                                                                
Олег Николаевич, данные есть: в сумму от 70 тысяч до 100 тысяч рублей           
обходится обслуживание таких больных в специнтернатах.                          
                                                                                
Ну, министр выступал полтора часа, он говорил, что всем будет ещё лучше, чем    
сегодня, - если так, в трёх словах.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Олег Николаевич, я хотела бы только обратить ваше внимание,      
что речь идёт о внесении изменений в законопроект о страховых пенсиях, а не о   
компенсации по уходу за инвалидами первой группы.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета всё-таки тот же самый вопрос.     
                                                                                
Ну, вы считали, что выгоднее: дать возможность досрочного ухода на пенсию       
тем, кто ухаживает за инвалидами, или всё-таки государству оплачивать           
содержание этих инвалидов, экономику просто считали? Ваше мнение какое?         
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Это разные темы, Валерий Карлович. Всё-таки давайте              
согласимся, что уход за инвалидом, содержание инвалида и досрочное назначение   
пенсии по старости неработающим пенсионерам - это две совершенно разные темы.   
Ну, для примера давайте вот сравним, пусть это несравнимо, но всё-таки          
давайте сравним: инвалиды по военной травме для получения досрочной пенсии,     
назначения её им на пять лет раньше общеустановленного возраста должны          
отработать 25 лет мужчины и 20 лет женщины соответственно - здесь               
предлагается 20 и 15 лет. Не урегулирован и вопрос о продолжительности ухода,   
то есть теоретически может приехать какой-то родственник, побыть в гостях       
пять дней, поухаживать, может быть, пару раз даже помочь инвалиду - и после     
этого он будет иметь право подать обращение на досрочную пенсию. Ну, то есть    
мы понимаем, о чём мы говорим, да? Это несовместимые понятия.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сапрыкина Татьяна Васильевна, пожалуйста. С места.                              
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Бесспорно признавая         
необходимость осуществления материальной и моральной поддержки трудоспособных   
лиц, которые осуществляют уход за инвалидами первой группы, мы вместе с тем     
полагаем, что вопросы социальной защищённости - и об этом ярко говорила         
представитель нашего комитета - рассматриваемой категории лиц должны иметь      
иное правовое решение, вне рамок системы обязательного пенсионного              
страхования, возможно, и путём увеличения размеров компенсационных выплат       
лицам, которые осуществляют такой уход.                                         
                                                                                
Фракция соглашается с доводами комитета-исполнителя о невозможности             
поддержать законопроект в той редакции, в которой он представлен.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну, конечно,    
я прошу депутатов Государственной Думы, независимо от фракционной               
принадлежности, поддержать этот законопроект.                                   
                                                                                
Я хочу напомнить реальные вещи. Уход за инвалидом первой группы - это очень     
тяжёлый труд, который сейчас практически никак не стимулируется. Я напомню,     
что на последней встрече с президентом депутаты от разных фракций, а именно     
Михаил Борисович Терентьев и ваш покорный слуга, поднимали вопрос, который      
поднимают сейчас очень многие люди с инвалидностью: при уходе за                
детьми-инвалидами выплата составляет 10 тысяч рублей, а за                      
взрослыми-инвалидами - 1,2 тысячи рублей. Мне скажут, что это другая тема. Да   
не другая это тема, коллеги, потому что дважды отклонялись законопроекты об     
увеличении компенсаций, но не мытьём, так катаньем - если мы отклоняем такие    
законопроекты, давайте будем обсуждать другие формы стимулирования.             
Действительно, мы не видели расчётов, которые позволяют понять экономику        
этого процесса, но для меня совершенно очевидно, что содержание инвалидов,      
которые нуждаются в постоянном уходе, в домах-интернатах обходится              
значительно дороже, чем какое бы то ни было стимулирование, будь то             
компенсация или досрочная пенсия.                                               
                                                                                
Что касается правовой неопределённости, о которой говорят наши коллеги, то я    
хотел бы напомнить, что мы вообще принимаем в последнее время законы сплошь с   
правовой неопределённостью, потому что за каждой нормой стоит "в порядке,       
определяемом правительством", а то и просто принимается бланкетная норма,       
когда все полномочия парламента передаются Правительству Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы думаем, что этот законопроект нужно поддержать, просим это сделать.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
поддержит этот законопроект и предлагает так же поступить всем депутатам        
Государственной Думы исходя из нескольких соображений.                          
                                                                                
Первое - из соображений гуманности. Вам уже сказали несколько раз с этой        
трибуны, что ухаживать за инвалидом первой группы - это реально тяжёлый труд,   
не только физически, но и морально тяжёлый труд, это реально так. И именно      
поэтому государство часто берёт на себя ответственность за содержание этих      
людей, и это выливается в копеечку. Причём государство выделяет денег явно      
недостаточно, и получается, что людей, которые могли бы это делать, мы не       
стимулируем никак, не то чтобы не стимулируем, мы им даже частично не           
покрываем затраты, не говоря уже о том, что это реально морально тяжело, при    
этом мы не выделяем достаточно денег на то, чтобы государство это делало. То    
есть мы фактически этих людей обрекаем на страшную смерть, на муки, это         
просто негуманно!                                                               
                                                                                
Второе - с экономической точки зрения. Нам представители комитета и             
представители фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорят: "Да, мы согласны, что есть эта   
проблема, надо этот вопрос решить, но это надо решать не за счёт выхода на      
пенсию, а нужно выделять деньги на финансирование этой работы". Ну пожалуйста   
- были законопроекты, в которых предлагали, мол, давайте мы поднимем            
компенсацию, выплаты за счёт государства тем, кто этот уход осуществляет,       
чтобы эта компенсация действительно соответствовала реальным затратам           
человека, но вы это тоже не поддерживаете. Вообще, странно звучит: вы даже не   
говорите, что на это нет денег. Сначала говорили всё время, что нет денег,      
дескать, давайте подождём, Силуанов много раз нам говорил, что нет денег, вот   
сейчас мы разживёмся немножко и вернём индексацию пенсий, вообще, как бы        
денег выделим больше. Но теперь вы даже про это не говорите.                    
                                                                                
Коллеги, мне кажется, это как-то с общечеловеческой точки зрения... Я даже не   
знаю, как это объяснить, не хочу никого обижать, вы сами всё понимаете.         
Деньги в стране есть, люди, крайне нуждающиеся в этих деньгах, тоже есть,       
люди, которые готовы инвалидам первой группы помочь, есть, надо только им       
создать условия для того, чтобы они эту работу на себя взяли, помочь им хотя    
бы немного. И в этом малом вы им отказываете. Коллеги, ещё раз подумайте! За    
прошлый год государство из федерального бюджета не смогло потратить 1,8         
триллиона рублей. На реализацию этого законопроекта вообще крохи от этой        
суммы нужны. Мне кажется, никаких вариантов нет, как только поддержать этот     
законопроект. Пожалуйста, поддержите.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, пожалуйста.                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Светлана Викторовна, я вам зачитываю специально      
текст законопроекта (он не такой большой), чтобы вы в другой раз меня не        
обвиняли в том, чего я не произносил.                                           
                                                                                
Статья 1: в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013   
года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской       
Федерации № 52...) - ну, не буду дальше номера читать - после слов "опекунам    
инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства,        
воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет" дополнить словами              
"трудоспособным лицам, осуществляющим постоянный уход за инвалидами 1 группы,   
достигшим возраста: мужчины 55 лет, женщины 50 лет, если они имеют страховой    
стаж соответственно не менее 20 и 15 лет". Всё, дальше о вступлении в силу.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, члены комитета знают, скажу для тех, кто не знает: ЕДВ   
не индексировалась 15 лет. Ну попробуйте вы за 1,2 тысячи рублей поухаживать    
за кем-нибудь - вам на один памперс не хватит этих 1,2 тысячи рублей! Это       
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Ну, дорогие мои, мы же с вами тут являлись, вообще-то, свидетелями,     
когда во втором чтении законопроект был в 5 раз толще, чем в первом. У нас же   
для этого есть, Светлана Викторовна, три чтения, даже сложные законопроекты,    
которые трудно согласовать... Вот представитель комитета по экономической       
политике вам говорил, что создаётся специальная рабочая группа. А тут никакой   
группы не надо, тут любому инвалиду понятно: воспитавшие детей-инвалидов до     
восьми лет есть в законе, а выросшие дети, ухаживающие за своими родителями     
восемь лет, не могут получить эту возможность - ну как же вы этой простой       
вещи понять не можете! Во втором чтении напишите, говорю вам, напишите, что     
это законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ", я откажусь от авторства и уговорю всех        
своих депутатов, но только примите, во имя того чтобы помочь этим несчастным    
людям. Вот когда мы готовили законопроект, их было 1,4 миллиона человек,        
сегодня министр сказал (я все цифры записываю, я люблю цифры), что всех         
инвалидов первой группы - и детей, и не детей - 1,6 миллиона. Понимаете? То     
есть это, в общем-то, не так много, если говорить о гуманности по отношению к   
своим гражданам.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части реализации          
государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным   
лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.22,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    103 чел.                                          
Не голосовало                 347 чел.77,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.