Заседание № 282
24.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 788736-6 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о перераспределении налоговых доходов от акцизов на табачную продукцию между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5498 по 5727 из 6897
Коллеги, мы продолжаем. У нас сегодня коллега из Саратовской областной Думы готов сделать доклад по одному из вопросов, по вопросу 52. Нет возражений, если мы с этого начнём, а потом остальное? Нет. Тогда 52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Саратовской областной Думы Алексей Анатольевич Мазепов. Пожалуйста, Алексей Анатольевич. МАЗЕПОВ А. А., представитель Саратовской областной Думы. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Саратовская областная Дума представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации". В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы от акцизов на табачную продукцию в полном объёме поступают в федеральный бюджет. Саратовская область на протяжении последних трёх лет демонстрирует положительную динамику большинства макроэкономических показателей, однако это не находит адекватного отражения в темпах наполнения доходной базы регионального бюджета и не сказывается на уровне государственного долга области. Увеличение объёма ассигнований на выполнение социально значимых обязательств опережает темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. Ежегодно крупнейший налогоплательщик нашей области Саратовская табачная фабрика перечисляет в федеральный бюджет значительный объём акцизов на табачную продукцию. По итогам 2015 года их объём составил 31 миллиард 700 миллионов рублей, что соответствует 49 процентам налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области. Не нанося ущерба экологическому состоянию Саратова, располагаясь в его центре, в непосредственном соседстве с перинатальным центром и массовой жилой застройкой, табачная фабрика имеет минимум стимулов для оказания спонсорской и иной социальной помощи жителям области, учитывая специфику её деятельности и невозможность открытой демонстрации благотворительных инициатив. В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по обеспечению самостоятельности и сбалансированности региональных бюджетов мы предлагаем решение: одним из резервов увеличения доходной базы бюджета области мы видим перераспределение акцизов на табачную продукцию в соотношении пятьдесят на пятьдесят между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Федерации. На наш взгляд, это будет способствовать повышению уровня финансовой самостоятельности региональных бюджетов, их сбалансированности, своевременности исполнения принятых обязательств. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Анатольевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, речь идёт об использовании в 2014 году примерно 314 миллиардов рублей, что заплатили в федеральный бюджет табачники, в 2015 году - 354 миллиардов, и в этом году мы хотим собрать за эту продукцию 414 миллиардов рублей, так что сумма серьёзная. Хотел бы сказать о позиции комитета, и её поддерживает правительство. Мы категорически не поддерживаем данное предложение. Эта отрасль монополизирована, табачные предприятия, большие или маленькие, есть только в двадцати двух регионах. В пяти регионах расположены наиболее крупные объекты, и вот эти пять регионов, пять фабрик перечисляют в бюджет 82 процента названных мною объёмов дохода. Мы считаем, что принятие такого закона приведёт к тому, что в абсолютном большинстве регионов образуются выпадающие доходы не менее 4-5 миллиардов рублей. Что касается пяти регионов, которые обеспечивают большую часть, 82 процента, табачных акцизов бюджету, там, конечно, обстановка значительно улучшится, но источников покрытия выпадающих доходов в других регионах никем не предложено. Это приведёт к обострению ситуации с бюджетным обеспечением регионов, в связи с чем комитет не поддерживает законопроект и просит вашей поддержки при рассмотрении этого вопроса. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Геннадий Васильевич, понятно, в этом законопроекте речь идёт об акцизах на табачную продукцию, вы называли действительно огромные цифры - 314 миллиардов, 414 миллиардов рублей в год, но с учётом того, что закредитованность регионов на сегодняшний день более 2 триллионов, не думаете ли вы, что настало время пересмотреть межбюджетные отношения между регионами и федеральным центром? КУЛИК Г. В. Спасибо за вопрос. Я говорил о предложении, которое внесла Саратовская областная Дума. Тема, которую вы поднимаете, заслуживает внимания, она находится в центре внимания депутатского сообщества, мы многие годы пытаемся выправить ситуацию с бюджетами регионов. Вы знаете, работая в комитете, мы настояли, чтобы 316 миллиардов рублей было отдано в виде кредитов по самой низкой процентной ставке, 0,1 процента, и другие меры в связи с этим принимаются. А сегодня мы рассматриваем конкретный законопроект, принятие которого приведёт к значительному ухудшению бюджетного обеспечения абсолютного большинства регионов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Геннадий Васильевич, сейчас акцизы от производства алкогольных напитков распределяются в пропорции шестьдесят на сорок между федеральным центром и субъектами Федерации - такую схему вы считаете тоже несправедливой? КУЛИК Г. В. Я ещё раз говорю, мы рассматриваем законопроект о табаке, а вы говорите об акцизах на алкоголь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос не по концепции законопроекта. Спасибо, Геннадий Васильевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Коллеги, естественно, необходимо поддержать эту инициативу. У одного есть Саратовская табачная фабрика, у другого есть Рязанский нефтеперерабатывающий завод, и это нормально, когда каждый субъект Российской Федерации вносит законодательные инициативы, которые позволили бы наполнить его бюджет. Вот когда мы ездим по стране, то видим, что у нас всё "оптимизируется" - учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, что у нас не строятся дороги, что действительно тяжёлая ситуация на селе, и очень много вопросов возникает в связи с нехваткой финансирования на региональном уровне. Если мы посмотрим, как были распределены денежные средства в конце 2015 года, то увидим, что, допустим, в такие регионы, как Саратовская область или Рязанская область, должно быть направлено 112 миллионов рублей безвозмездных субсидий, а для некоторых республик Северного Кавказа это сумма в 1 миллиард 124 миллиона рублей. Естественно, у этих территорий нет проблем с такой системой налогообложения, какая сложилась сейчас. Если бы в Саратовскую область направляли такие же безвозмездные дотации, как в некоторые национальные регионы, я думаю, там бы не поднимали этот вопрос. Вот когда у нас возникает инициатива, связанная с тем, чтобы предприятие платило налоги по месту своего фактического нахождения и было там зарегистрировано, оказывается, что это противоречит федеральному законодательству и такие поправки принимать нельзя. Коллеги из Саратовской области предлагают конкретный вариант, с его помощью они в своём субъекте Российской Федерации смогут пополнять бюджет и обеспечивать жителей не хуже, чем в других регионах Российской Федерации, а мы таким образом смогли бы разгрузить Москву: львиная доля доходов идёт в столицу нашей Родины, это хорошо, но и столько пробок на улице потому, что все едут жить и работать в Москву, и асфальт здесь перекладывается после того, как он выцвел на солнце. В субъектах Российской Федерации на элементарные вещи не хватает денег, а мы им даже не даём возможности взять в руки удочку: ни рыбы им не даём, ни удочки! Коллеги, необходимо поддержать эту инициативу, и это будет стимулом для того, чтобы региональные власти стали привлекать инвесторов. Если региональная власть привлекает инвестора, а львиная доля налогов уходит в Москву, в федеральный бюджет, то какой тогда смысл региональным властям привлекать инвестиции и строить новые и новые предприятия?! Так что эту инициативу нужно поддержать! Если мы одним регионам даём огромные финансовые средства, а другие регионы выживают сами по себе, то нужно дать им хотя бы возможность, хотя бы удочку, чтобы они зарабатывали у себя в субъекте и пополняли свой бюджет. Надо поддержать инициативу Саратовской областной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, ну, на самом деле не от хорошей жизни предлагаются такие законодательные инициативы. Вот сегодня долг Саратовской области по коммерческим и бюджетным кредитам составляет 52 миллиарда рублей, эта сумма фактически равна собственным налоговым и неналоговым доходам региона. Именно поэтому предлагается установить такую систему налогообложения и распределения этих доходов, чтобы область, любая область, где находится производитель, в данном случае табачных изделий, могла получить дополнительные источники дохода и покрыть эту коммерческую задолженность, снизить затраты на её обслуживание, ну и решить многие и многие другие вопросы социальной сферы, которые сегодня область, к сожалению, решить не способна. Вот 2015 год в Саратовской области был объявлен годом дорог. Но если вы приедете на территорию области и посмотрите, в каком состоянии находятся там дороги, то поймёте, что это пример антирешения вопроса: речь идёт не о качественном дорожном покрытии, это пример того, как нельзя строить дороги, как нельзя содержать эти дороги. Но это всё потому, что просто нет финансирования, и это звучит практически на каждом выступлении и представителей правительства, и губернатора, и так далее. Сегодня на заседании Комитета по бюджету и налогам будут обсуждаться вопросы, связанные с повышением акцизов на ГСМ, и вот это предложение найдёт поддержку, как мне кажется, у депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому что оно предусматривает увеличение, пополнение дорожных фондов, при этом фактически из карманов наших избирателей. А когда областная Дума предлагает вам просто перераспределить доходы из федерального бюджета в региональный, не повышая, не создавая дополнительную нагрузку, почему-то нет позитивного восприятия этого предложения. Фракция ЛДПР предлагает и некоторые другие нормы, которые помогли бы пополнить региональные бюджеты, например ввести прогрессивную шкалу по НДФЛ, когда необеспеченные граждане, люди с небольшим уровнем дохода - до 15 тысяч рублей в месяц, - вообще не должны платить налог на доходы физических лиц, при этом те, кто получает 200 тысяч и выше в месяц, должны платить налог с повышенной ставкой, а для тех, кто получает 100 миллионов рублей в год, ставка налога должна быть 70 процентов. Если ввести такую систему налогообложения, то наш консолидированный бюджет Российской Федерации пополнится дополнительно 1 триллионом рублей. Давайте обратим внимание на те предложения, которые вносит фракция ЛДПР и которые дают возможность наполнять бюджеты всех уровней, при этом абсолютно не повышая нагрузку на основную массу населения, потому что введение прогрессивной шкалы налогообложения затронет лишь несколько процентов граждан, тех, у кого высокий уровень дохода... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6057 по 6074 из 6897
52-й вопрос повестки дня, рассмотренный нами, - проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 32 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.