Заседание № 264
28.01.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 787328-8 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об установлении запрета на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ, услуг).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2446 по 2924 из 4919
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад официального представителя правительства руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Юрьевны Поповой. ПОПОВА А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации в целях недопущения недобросовестных действий продавца или исполнителя по навязыванию потребителю дополнительных товаров и услуг до заключения договора. Законопроект разработан на основе сформированной Роспотребнадзором правоприменительной практики, которая показала, что в отношении потребителей до заключения договора применяются агрессивные методы воздействия, понуждающие к приобретению ненужных дополнительных товаров и услуг. Законопроект предусматривает прямой запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг до заключения договора, а также проставление автоматических отметок о согласии потребителя с приобретением дополнительных товаров, работ или услуг. Согласно законопроекту продажа таких товаров возможна только с письменного согласия потребителя, но даже в этом случае потребитель вправе отказаться от оплаты дополнительных товаров, работ или услуг, если они были ему навязаны. Доказать добровольное согласие потребителя должен продавец товара или исполнитель работы либо услуги. Законопроект следует рассматривать как системный шаг к формированию цивилизованного потребительского рынка, в основе которого лежит ответственная деятельность его профессиональных участников. Прошу принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования сферы защиты прав потребителей. Проблема навязывания потребителю дополнительных товаров, работ и услуг за отдельную плату актуальна уже на протяжении длительного времени. Согласно действующей редакции пункта 3 статьи 16 Закона "О защите прав потребителей" продавец не имеет права выполнять платные дополнительные работы и услуги без согласия потребителя, а если такие услуги были оказаны без согласия, то потребитель может отказаться от оплаты и требовать возврата денег. Однако статистика, которая была приведена в государственном докладе о защите прав потребителей за 2023 год, показывает чрезвычайно высокую динамику: если в 2020 году таких случаев было выявлено 1097, то в 2023 году - 3197, рост практически в 3 раза. В соответствии с редакцией законопроекта получить согласие потребителя в письменной форме необходимо будет не только при оказании дополнительных платных работ и услуг, но и при продаже дополнительных товаров. Причём устанавливается прямой запрет на приобретение дополнительных товаров, работ и услуг до заключения основного договора. Анна Юрьевна уже сказала о невозможности теперь предустановки того, что мы называем "галочки", но тем не менее мы должны отметить, что очень часто этот способ использовался при дистанционной продаже через агрегаторы различных билетов - авиационных, железнодорожных, - также это часто используется при предоставлении кредитов, страховании жизни, ну и в прочих аспектах нашей жизни. Комитет предлагает дополнительно ко второму чтению урегулировать вопросы скидок, предоставляемых автосалонами на автомобили в обмен на заключение кредитных договоров или договоров страхования жизни, а также рассмотреть возможность увеличения административной ответственности за данные правонарушения. Конечно же, это будет предметом другого закона, поскольку необходимо будет вносить в КоАП изменения, но те штрафы, которые сейчас предполагаются, - для должностных лиц от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, для юридических лиц от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, - на взгляд комитета, не вполне смогут обеспечить должное правоприменение. Комитет по промышленности и торговле предлагает Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анна Юрьевна, собственно говоря, Владимир Владимирович сейчас сказал о том, что предстоит изменить ещё и административное законодательство. Несомненно, никакой запрет не будет работать, если он не будет обеспечен должным уровнем ответственности. И конечно, было бы хорошо, если бы эти проекты шли сразу, во всяком случае работу точно нужно ускорить. Но здесь возникает другой вопрос. У нас фактически отсутствует типологизация договоров по очень многим видам сложных услуг - не случайно здесь приводились такие сложные сферы, одна из них страхование, - что позволяет недобросовестному субъекту, оказывая услугу, ну, просто элементарно запутать клиента и в любом случае навязать дополнительную услугу. Быть может, есть смысл и нашим профильным комитетам, и, возможно, вы окажете содействие, подумать над тем, чтобы основные потребительские договоры имели типовой порядок изложения, чтобы сразу было очевидно, какие услуги дополнительно навязываются? ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопрос, Ирина Анатольевна. Мы, безусловно, готовы принять участие в обсуждении, поделиться всей своей правоприменительной практикой, для того чтобы сделать шаг в этом направлении и пойти тем же путём, что и по типовым договорам в части организации питания для детей. Это очень хорошая практика, поэтому мы, безусловно, готовы поучаствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Анна Юрьевна, правильно ли я понимаю, что после принятия закона будет прекращена практика, когда, например, при продаже нового автомобиля покупателю навязывается кредит, который реально повышает цену автомобиля? И что означает формулировка "до заключения основного договора"? Означает ли это, что после заключения основного договора услуги можно будет навязывать? ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопросы, Олег Николаевич. Безусловно, закон направлен на защиту прав потребителей и до заключения договора, и после, я об этом сказала. Но то, что сегодня происходит, когда практически обманывают потребителей, и тот пример, о котором вы сейчас сказали... У нас тоже есть такой конкретный пример, когда человек, покупая машину, должен был взять кредит, а в кредитном договоре была навязанная ещё услуга по консультированию однократному и по выезду в случае потребности на место какого-то там происшествия с этим автомобилем. Так вот в этой сумме - 70 тысяч рублей - 3,5 тысячи приходилось на выезд на дорогу и 66,5 тысячи на однократное консультирование. Это, конечно, недопустимая ситуация. И ровно для того, чтобы не повторялись такие ситуации, чтобы они были исключены, мы предлагаем поддержать сегодня наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемая Анна Юрьевна, потребительский рынок стремительно цифровизируется, всё больше и больше взаимодействие потребителей и бизнеса осуществляется в онлайне на базе цифровых платформ. Вот насколько я понимаю из выступлений, речь идёт о том, чтобы было письменное согласие на оказание дополнительных услуг. А есть ли какие-то ещё дополнительные идеи, как это можно сделать в цифре? И что является позитивной альтернативой навязыванию, если сам потребитель захочет узнать, какие ещё возможности в связи с основным договором он может получить для себя лично? ПОПОВА А. Ю. Уже существует норма, по которой продавец любого товара или услуги обязан информировать полностью и о качестве товара или услуги, и, соответственно, о форме её оказания. Так что сегодня этот вопрос урегулирован, и я уверена, что дополнительное регулирование, которое приводится в законопроекте, позволит нам избежать непосредственно обмана потребителей и нарушения их прав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Анна Юрьевна, как вы считаете, в случае принятия закона будут ли его положения распространяться, скажем, на сферу оказания медицинской помощи, на сферу деятельности медицинских организаций и так далее? ПОПОВА А. Ю. Николай Иванович, законопроект не содержит никаких изъятий. Любые товары, любые работы, любые услуги, их оказание будут подпадать под действие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо большое. Уважаемая Анна Юрьевна, сейчас потребитель вправе потребовать возврата денежных средств, если ему были навязаны какие-то дополнительные товары, услуги. Вот как предложение: я прочитала высказывания экспертов, они говорят, что с целью защиты прав потребителей стоит установить в законопроекте срок возврата средств - например, средства должны быть возвращены в течение трёх дней или в какой-то другой период. Как вы оцениваете это? ПОПОВА А. Ю. Мы ещё раз проработаем это ко второму чтению. Если будет необходимость, конечно же, такую поправку внесём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Анна Юрьевна, конечно же, хочется верить, что с принятием данного федерального закона такая проблема, как навязывание потребителю дополнительных товаров, работ, услуг, уйдёт в прошлое. В этой связи хотелось бы, чтобы вы более полно раскрыли, как на практике предлагаемые новеллы будут работать, например, при покупке дистанционным способом авиабилета, где в форме основного договора уже зашито согласие покупателя на страхование. Как в этой ситуации быть? Будут ли проектируемые новеллы защищать в этой ситуации покупателя? И сможем ли мы обеспечить осознанный выбор покупателя в такой ситуации? ПОПОВА А. Ю. Анатолий Борисович, да, такая ситуация тоже предусмотрена нашим законопроектом как ситуация, которая требует разрешения. С момента принятия закона и вступления его в силу такое действие уже будет автоматически являться нарушением административного кодекса и повлечёт за собой без каких-либо разбирательств, без каких-то объяснений факт нарушения закона Российской Федерации. Нужно, чтобы эта норма попала в закон и чтобы она обрела силу закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемая Анна Юрьевна, в последнее время достаточно много идёт обращений, в том числе из моей родной Свердловской области, по поводу всего, что связано с автосалонами. Вы уже ответили по работе автосалонов, но хотелось бы обратить внимание ещё на одну проблемку: при оформлении кредита дилеры навязывают расширенное обслуживание по гарантии и в договоре прямо указано, что в случае отказа стоимость авто существенно возрастает. Скажите, пожалуйста, всё-таки мы можем - здесь уже звучало, и комитет на это тоже обращал внимание - выработать какой-то единый документ, единый типовой договор, чтобы не давать возможности автосалонам трактовать так, как они хотят, и навязывать вот эти дополнительные услуги? Хотелось бы узнать ваше мнение. ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Я уже сегодня сказала, мы, безусловно, готовы включиться в эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Анна Юрьевна, проект закона, безусловно, актуальный, и уверен, что все депутаты его поддержат. Но не считаете ли вы, что введение запрета навязанных дополнительных услуг без одновременного установления санкций, причём достаточно жёстких - вот действующие сейчас довольно слабые, я бы сказал, - за нарушение продавцом данных ограничений приведёт к отсутствию реальной эффективности в работе норм? Необходимо вводить большие штрафы, нужна неотвратимость наказания, с моей точки зрения. Вот каким образом вы рассматривали этот вопрос? Что планируется в этой сфере делать? Может быть, будет какая-то упрощённая форма возмещения ущерба? ПОПОВА А. Ю. Владимир Владимирович, ну, вы, безусловно, знаете, что сегодня вектор надзорной деятельности профилактический, и уже принятие этой нормы такой эффект будет иметь, я в этом уверена. Но, Владимир Владимирович, в начале слушания этого вопроса я уже сказала, что ко второму чтению предполагается проработать вопрос об увеличении штрафов. Уже прозвучало, что сегодня максимальная сумма штрафа - 40 тысяч рублей, притом что средняя сумма навязанной услуги - от 100 тысяч до 500 тысяч. Поэтому, да, ваш вопрос совершенно резонен и справедлив, и мы работаем над этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемая Анна Юрьевна, вы правильно в своём выступлении сказали про агрессивное навязывание товаров и услуг, но народ у нас очень изобретательный, порой вот эти дополнительные товары просто прикручиваются к основному товару физически. Ну, классический пример - продажа автомобилей, мототехники, когда либо есть вот такой автомобиль, либо могут продать без всего этого, но через шесть-восемь месяцев придёт такой автомобиль, или мотоцикл, или ещё какая-то техника. То есть вроде как не отказывают и не навязывают, просто ты только через полгода получишь своё. Вот как в таком случае, на ваш взгляд, будет работать этот закон? ПОПОВА А. Ю. Олег Юрьевич, мы, когда готовили этот законопроект, рассматривали такую ситуацию, и считаем, что это тоже элемент навязывания услуги, поэтому такая ситуация подпадёт под действие закона, проект которого вы сегодня рассматриваете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич. СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анна Юрьевна, в своём выступлении в качестве обоснования законодательной инициативы вы сослались на опыт правоприменительной практики, накопленный Роспотребнадзором. Скажите, пожалуйста, есть ли в распоряжении возглавляемой вами службы сведения о размерах компенсаций, которые россиянам удалось взыскать в 2024 году за нарушение их потребительских прав? О какой динамике - восходящей или нисходящей - мы можем говорить за последние несколько лет? И какой, по вашей оценке, процент обращений связан именно с нарушениями или, точнее, с навязыванием услуг, о котором говорят потребители? ПОПОВА А. Ю. Спасибо за вопросы, Юрий Аркадьевич. Динамика, безусловно, возрастающая, и мы прекрасно понимаем, что учитываем не всё, не весь объём, хотя в госдокладе о защите прав потребителей, который сегодня был упомянут и который мы готовим ежегодно, мы учитываем данные, которые нам удаётся получить и которые нам дают все федеральные органы исполнительной власти и судебная система. Безусловно, рост есть. Хочу сказать, что 99 процентов случаев, в которых мы поддерживаем потребителей в суде, заканчиваются решением в их пользу. Вместе с тем по удельному весу здесь тоже очень условная история. Было уже сказано, что количество обращений выросло почти в 3 раза, но это количество обращений: у нас потребитель достаточно терпелив, поэтому количество фактических случаев нарушения прав разнится, отличается от количества обращений, ну, в значительной степени, поэтому здесь статистика лукавая, но и количество потребителей, которые обращаются, конечно, уже сегодня очень значимо. И я уверена, что если мы введём такую норму, то мы увидим более явно реальную картину в этой сфере, в этой ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анна Юрьевна, считаю, что это очень хороший законопроект, отстаивающий интересы граждан. Но кроме того, существует и такая практика, при которой, например, мы оплачиваем услуги ЖКХ и тут же страхование жилья. А выбрать страховую компанию или хотя бы сравнить цены просто не имеем возможности. Например, при покупке железнодорожного или авиабилета компания, которая сотрудничает с перевозчиком, попросту лоббируется. Одним словом, нет возможности у простого обывателя выбрать альтернативного поставщика дополнительных услуг. В связи с этим вопрос: законопроект регулирует данную проблему? ПОПОВА А. Ю. Законопроект регулирует право отказаться от той услуги, которую вы не считаете необходимой. Это ваше право. Право выбора всегда остаётся за потребителем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е. У меня вопрос к Анне Юрьевне. Анна Юрьевна, меня интересует банковская сфера, в частности такое явление, как мисселинг, это продажа одного финансового продукта под видом другого, то есть когда под видом оформления банковских вкладов идёт продажа полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни, а также паёв паевых инвестиционных фондов: людям говорят, что они фактически будут получать проценты ежемесячно, а по факту их втягивают вот в эти договоры страхования. При этом им говорят одно, а подписывают они на 20 листах договор, который в принципе прочитать-то нереально. Вот скажите, эти ситуации будут подпадать под действие вашего закона? ПОПОВА А. Ю. Евгений Евгеньевич, мы готовы рассмотреть отдельно, но здесь в чём я вижу тонкость? Здесь нужно дифференцировать нарушение прав потребителя и мошенничество, поэтому в каждом конкретном случае нужно смотреть отдельно. Мы готовы помочь, если это необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Анна Юрьевна, ну, судя по характеру вопросов, которые задают коллеги сегодня в зале, совершенно очевидно, что этот законопроект буквально все сферы жизни охватывает. Это такой и социальный, и общественный заказ, ждут от этого закона очень многого. Но предположим, сфера ЖКХ. Коллега Шеремет уже начал говорить о том, что навязывание услуг просто ну настолько бесцеремонное, что уже переходит всякие границы, ведь в счёте тебе направляют дополнительные услуги, такие как телетрансляция, кабельное телевидение и прочая, и прочая. Вот предметно: скажите, как сработает этот закон, когда он будет принят и вступит в силу, если при приобретении дополнительных услуг по страхованию продавец предоставляет потребителю скидку на товар, а в случае отказа от дополнительной услуги размер скидки подлежит взысканию с этого потребителя? Вы сказали, что отказ от услуги - дело добровольное, но отказался, а с тебя денежки взяли обратно. ПОПОВА А. Ю. Спасибо большое за вопрос. Сфера ЖКХ, безусловно, крайне важна, потому что касается каждого из нас. Вы спросили, как будет. Первый этап - это информирование населения, и чем чётче мы донесём до каждого потребителя его вновь возникающие права, тем быстрее мы с этим справимся. И если депутаты Государственной Думы смогут подключиться к этой работе, по информированию населения, я думаю, что профилактический эффект, как первый шаг, первый этап, будет самым первым результатом нашей с вами общей работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анна Юрьевна, скажите, пожалуйста, учитывая, что вопрос ОМС очень чувствительный, очень важный для наших граждан практически всех возрастных категорий, выполняют ли медицинские учреждения обязательство информировать граждан о возможностях по услугам ОМС и дополнительным услугам и какие последствия для медучреждений могут наступить, если они нарушают эти нормы? ПОПОВА А. Ю. Айдар Раисович, безусловно, медицинские организации, как и любые предприятия и частные предприниматели, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают товары, будут подпадать под действие этого закона, но только в той части, которую мы сегодня обсуждаем, - в части навязанных дополнительных услуг. В других сферах этот законопроект регулирования не предлагает, а вот в этой сфере, в этом направлении - в полном объёме, независимо от формы собственности, независимо от вида деятельности и сферы деятельности. Этот закон будет работать для всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Мы не планировали выступать, учитывая, что обсуждение продемонстрировало общую поддержку данной инициативы, но, раз коллеги захотели свою позицию обозначить, я обозначу позицию фракции ЛДПР: фракция ЛДПР поддержит. И мы поддерживаем дальнейшую работу, связанную с корректировкой административного законодательства с целью усиления административной ответственности. Что касается административных штрафов, мы считаем, что штраф должен соответствовать стоимости той услуги, которую навязывают, тогда нашим горе-коммерсантам просто будет невыгодно это делать. А вообще, анализируя сложившуюся практику, иногда просто диву даёшься, как наши коммерсанты сегодня работают. Ну, кроме как торговое варварство, по-другому это назвать просто невозможно. Очень много жалоб в отношении автосалонов, которые просто наглеют. Стоит в автосалоне автомобиль, который предлагают приобрести хоть сейчас, но приобретите ещё коврики по цене непонятно откуда взявшейся (такое ощущение, что эти коврики золотые), приобретите аптечку, приобретите набор инструментов, и всё это за баснословные деньги. Если не приобретаете - пожалуйста, полгода ждите, автомобиль приедет под ваш заказ, но надо ждать. Понятно, что создают специально условия, чтобы человек вынужден был приобрести то, что ему в принципе, может, не нужно, а может быть, и нужно, но втридорога он приобретает. Этим раньше особо пользовались страховщики, которые продавали полис ОСАГО и тут же навязывали страхование жизни, здоровья, дополнительное медицинское страхование и так далее. При приобретении билетов предлагают сразу же приобрести страховку, там, от невыезда, от болезни, от потери и так далее. Это всё специально навязанные вещи, чтобы побольше денег вытащить из карманов наших граждан. Людей обманывают, людей путают. Например, ипотечное страхование: если взять ипотеку, то будут навязывать страховку жизни и здоровья. Ну можно же отказаться от неё. Если взять льготную семейную ипотеку, то не надо никакую страховку приобретать, но будут путать, будут навязывать, будут заставлять страховку обязательно приобрести. А можно отказаться безболезненно, человек имеет на это право! Анализируя всё, что происходит, вспоминаешь те случаи, то, что особенно активно практиковалось в 90-е (это рассказывали те, кто гонял автомобили из-за рубежа в нашу страну): на границе предлагалось приобрести, например, тазик за 5 тысяч долларов, и этот тазик давал гарантию беспрепятственного проезда по определённой дороге. В противном случае можно было просто без автомобиля остаться, пока по этому пути двигался тот, кто перевозил транспортное средство. Вот навязывание - это всё пережитки прошлого, мы от этого должны избавляться. Потребитель должен быть полностью проинформирован, и нельзя его рассматривать как дойную корову, чтобы просто выжимать последние деньги, пользуясь его юридической неосведомлённостью, незнанием, какой-либо эмоциональной неопределённостью, пытаясь ему всячески навязать дополнительные услуги или абсолютно ненужные товары. Мы законопроект поддерживаем и считаем, что административная ответственность должна быть в разы серьёзнее, чем существующая. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Козловский Александр Николаевич, пожалуйста. КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема навязывания платных услуг нарушала принципы справедливости. Граждане по всей стране просили защиты, так как манипуляции недобросовестных акторов рынка становились всё более изощрёнными, происходили в очень чувствительных сферах, таких как ОМС, ЖКХ, при покупке железнодорожных билетов, авиабилетов, а также в банках. Законопроект полезный, защищает интересы практически каждого россиянина, особенно пожилых граждан, которые часто слишком доверчивы и не могут разобраться в деталях. Также данный законопроект позволит нашим гражданам избежать необоснованных трат. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вместе с профильным комитетом и правительством будет следить за тем, как будут влиять эти изменения на нарушение прав потребителей, в случае необходимости мы готовы сделать новые корректировки. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово - докладчик, содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 03 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.