Заседание № 267
04.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 786285-6 "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5745 по 6052 из 8884
36-й вопрос, проект федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы". Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаю вашему вниманию проект федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы". Этот законопроект устанавливает особое правовое регулирование деятельности, которая может осуществляться на центральной площади России. Красная площадь на протяжении всей своей многовековой истории с конца XV века служила ареной важнейших ключевых событий отечественной истории. С 1990 года комплексы Московского Кремля и Красной площади были включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Исключение составляет Государственный Кремлёвский Дворец (бывший Кремлёвский Дворец съездов). С 1918 года в праздничные дни здесь регулярно проводились парады и демонстрации трудящихся. В 1929-1930 годах на Красной площади по проекту Щусева был возведён существующий Мавзолей Владимира Ильича Ленина. С тех пор Мавзолей регулярно использовался как трибуна, с которой выступали руководители советского государства, а также почётные гости во время разного рода торжеств на Красной площади, прежде всего шествия 1 мая и парада 7 ноября, а с 1965 года - и парада 9 мая. Легендарный парад 7 ноября 1941 года навсегда вошёл в историю нашей страны, стал символом доблести и героической славы, несгибаемого мужества бойцов Красной армии и несокрушимости народного духа, во время парада с трибуны Мавзолея Верховный главнокомандующий Сталин напутствовал бойцов-красноармейцев, вдохновил на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Исторический парад в ознаменование победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, Парад Победы, также состоялся в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. Советские воины-победители бросили 200 знамён немецко-фашистских войск, разгромленных на полях сражений, к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора. И в советские годы, и в постсоветский период на Красной площади ежегодно проходит парад Победы, ставший важнейшей традицией всех послевоенных поколений нашей страны. Прямые трансляции парада Победы с Красной площади смотрит вся страна, миллионы россиян, и не только россияне, но и жители бывших республик СССР - стран, исторически связанных с Россией, - и это становится консолидирующим фактором для наших народов. 9 мая 1996 года был проведён парад по случаю 51-й годовщины Победы, тогда Мавзолей в последний раз использовался как трибуна. С 1997 года руководители государства во время парада находятся на временных трибунах, специально сооружаемых каждый раз, а во время торжественных, праздничных мероприятий - парадов, концертов - Мавзолей закрывают щитами, что искажает как исторический облик Красной площади, так и историческую правду, правду об истории России. Такая маскировка (в кавычках) оскорбляет, в частности, ветеранов Великой Отечественной войны. Начиная с периода так называемых рыночных реформ происходила и происходит коммерциализация Красной площади: из исторического символа её всеми силами пытаются превратить в ходовой бренд, в туристический объект, который прежде всего должен приносить прибыль, - все помнят, например, появление в 2013 году на главной площади страны павильона в виде чемодана. Для сохранения исторического облика Красной площади необходим законодательный акт, регламентирующий её особый статус. К сожалению, постановлением Государственной Думы от 21 февраля 2001 года № 1171-III ГД "О Федеральном законе "О статусе Красной площади города Москвы" данный закон был снят с повторного рассмотрения в связи с отклонением Советом Федерации. Закон был принят Государственной Думой в декабре 1998 года. После появления на Красной площади вышеупомянутого чемодана президент Путин издал распоряжение от 11 декабря 2013 года, регламентирующее список мероприятий, которые можно проводить на Красной площади. Ими стали парад Победы (9 мая), мероприятия в честь Дня славянской письменности и культуры (25 мая), Дня России (12 июня), присяга военных вузов (проходит на Красной площади каждое лето), исторический парад (7 ноября), фестиваль военных оркестров "Спасская башня" и каток. Что касается прочих мероприятий, включая День города и выпускной бал, их проведение необходимо согласовывать с Администрацией Президента Российской Федерации. Однако юридический статус подзаконного акта, в том числе распоряжения президента, недостаточен для регламентации правил сохранения исторического облика и проведения мероприятий на центральной исторической площади Российской Федерации. Предлагаемый нами проект закона призван ликвидировать данный правовой пробел и сберечь историческое и культурное наследие Красной площади. В законопроекте указано, что Красная площадь является историческим местом проведения официальных государственных мероприятий, в том числе парадов, а также общественно-политических и других массовых мероприятий, посвящённых общенародным торжествам и памятным дням России и города Москвы, - это парад Победы, День славянской письменности и культуры, День России, присяга военных вузов (в летний период), исторический парад (7 ноября), фестиваль военных оркестров "Спасская башня". Законопроектом запрещается реконструкция объектов на Красной площади города Москвы, в том числе временное изменение облика исторических зданий и сооружений, а равно строительство на указанной площади новых объектов, изменяющих её исторический облик и не отвечающих требованиям, предъявляемым к сохранению памятников всемирного наследия. Эти меры позволят, на наш взгляд, закрепить за Красной площадью значение исторического, культурного, цивилизационного символа России. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Валерий Фёдорович очень эмоционально говорил о проекте закона, который нам предлагается рассмотреть. Должен сказать, что ничто из того, о чём я буду далее говорить, ни в коей мере не подразумевает умаления значения или снижения оценки Красной площади как исторического памятника. Хотелось бы обратить внимание: частью 2 статьи 70 Конституции Российской Федерации закреплено, что столицей Российской Федерации является город Москва, в развитие указанного конституционного положения в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", которым определяется правовое положение города Москвы как столицы Российской Федерации, и этот закон регулирует общественные отношения, вытекающие из данного статуса. Частью второй статьи 1 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Из этого следует, что Красная площадь, располагающаяся на территории города Москвы, входит в состав территории столицы, соответственно, на неё распространяются особенности правового статуса столицы. Частью 4 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях..." установлено: "Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации", то есть этот вопрос также решён в конкретном федеральном законе. В связи с этим установление закрытого перечня проводимых на Красной площади мероприятий, что, собственно говоря, предлагается в тексте проекта, отдельным федеральным законом будет противоречить данной норме, которая статус мероприятий установила. Я уже не буду более подробно останавливаться на том, что положения, касающиеся охраны исторического облика Красной площади, установлены пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Соответственно, есть единый государственный реестр объектов культурного наследия и защита объектов, включённых в этот реестр, предусмотрена в данном законе. Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 года № 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" установлено, что проведение официальных приёмов, общественно-политических мероприятий, культурно-массовых мероприятий и так далее на территории Кремля, на Красной площади, на площади Васильевского спуска и в Александровском саду осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий. Таким образом, по итогам комплексного анализа законопроекта и тех регулирующих норм, которые действуют в настоящее время, можно сказать, что закрепление аналогичных положений проектируемыми нормами носит дублирующий характер и представляется нецелесообразным. Собственно говоря, они носят в том числе избыточный характер - именно на основании этого мы предлагаем законопроект отклонить. Вместе с тем Валерием Фёдоровичем был приведён исторический анализ с точки зрения оценки значения этого исторического памятника, и те предложения, которые были сделаны, нами полностью разделяются - забота о сохранении исторического облика крайне важна. Мы точно так же понимаем, собственно говоря, и цель, существенную цель определения особого статуса отдельного объекта на Красной площади, но мне представляется, что это несколько иная проблема, она не требует принятия отдельного федерального закона об особом статусе Красной площади. Она решается исторически, иногда возникают дискуссии, и в ходе дискуссий находятся те или иные решения. Я согласен с вами полностью в оценках, в том, что коммерциализация путём установки названного вами объекта была несуразна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Владимир Николаевич, я думаю, вы согласитесь, что Красная площадь - это не достояние Москвы, это достояние всего народа, всей страны, я бы даже сказал - прогрессивной части человечества, потому что на ней проходили события, которые объединяли не только наш народ, но и многих, кто смотрел с уверенностью вперёд - не как на будущее войны, а как на будущее мира. В советское время там проводились только те мероприятия, которые отвечали интересам всей страны: 1941 год - мужество, вся страна поддерживала; 1945 год - Парад Победы, вся страна поддерживала; полёт Гагарина в космос - празднество на Красной площади, вся страна поддерживала! А сегодня праздник на Красной площади - полуголые на сцене пляшут и полуголые же девушки на плечах у ребят сидят и раскачиваются в такт, бам-бам-бам-бам... Может, всё-таки ограничить возможности проведения таких мероприятий, которые не объединяют, а разъединяют людей, и оставить только события действительно?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, я вспоминаю, что все президенты Российской Федерации: Борис Николаевич Ельцин, Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев - разрешали проведение на Красной площади только тех мероприятий, которые действительно носят объединяющий характер, и там проводились фантастические по эмоциональности мероприятия, например связанные с Севастополем, с воссоединением Крыма с Россией. То есть иные мероприятия здесь вряд ли могут проходить. И мне представляется, что мы действительно должны оставить Президенту Российской Федерации полномочие определять характер проводимых мероприятий, несомненно используя и уважая историческую память всего того, что было на Красной площади. Если позволите, я не буду комментировать форму одежды, потому что если мы будем обсуждать это, то давайте отдельно посмотрим форму одежды разных исторических периодов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Фёдорович, очень близка и понятна забота о роли и значении Красной площади, тем более я столько лет ею занимался, но вот вопросы исчерпывающего списка вызывают некую оторопь. Ну например, мы говорим о столице и отказываем Москве, не закрепляем в перечне празднование Дня города - самой столицы. Почему? Второй момент. Вы пишете: "...фестиваль военных оркестров "Спасская башня", как будто бы это название будет навечно закреплено. Или мы должны будем через год поправки вносить? Третий момент: а как же Геннадий Андреевич будет повязывать галстуки юным пионерам 19 мая? Как это будет регулироваться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы завершим блок вопросов, а потом сделаем перерыв. Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемый Сергей Александрович, спасибо большое за вопрос. Данным законопроектом определяется уже установившийся перечень мероприятий, принятых всей страной, которые проводятся на Красной площади, но он абсолютно не является ограничивающим. Законопроектом предусмотрена возможность проведения на Красной площади и иных мероприятий, но эти являются обязательными, а все другие имеют особый статус и особый порядок. Поэтому перечень не окончательный, а этот список мероприятий будет определяться именно законом, а не каким-то решением или распоряжением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Сергей Александрович, мы понимаем, что сегодня в условиях резко меняющейся международной обстановки, в условиях, когда национальное самосознание большинства россиян действительно поднимается, громадные проблемы ложатся на плечи президента. Ведь в 92-м году, когда Борисом Ельциным соответствующие законы принимались и проводились в жизнь, может быть, это и было предметом, который находился в ведении президента, относился к тому, что должен делать президент, - вот лично решать, разрешить парад оркестров или нет, но времена меняются. Совершенно ясно, что парад Победы в этом году весь мир смотрел, - понятно, что весь мир вправе задавать вопросы, когда вдруг русские прячутся от части своей истории, пусть даже и за очень красивыми декорациями. Не кажется ли вам, что стоит ещё раз поразмышлять, с тем чтобы освободить президента от?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, кому вопрос - Владимиру Николаевичу Плигину? РОМАНОВ В. С. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Я с удовольствием передал бы возможность ответить на этот вопрос Сергею Александровичу Попову, который занимался вопросом, касающимся Красной площади, но отвечу, и, отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы повторить, что это компетенция Президента Российской Федерации. И спасибо большое, Валентин Степанович, за то, что вы в своей речи подчеркнули значимость тех событий, значимость позиции президента Владимира Владимировича Путина, значимость тех мероприятий, которые проводились в последнее время на Красной площади, подчеркнули в том числе значение парада, который проводился в этом году, и то, что его смотрел весь мир. Мне представляется, что президент очень рационально и последовательно пользуется своими полномочиями, - давайте оставим это в рамках того регулирования, которое есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Валерий Фёдорович, я искренне и с глубоким уважением отношусь к вашим чувствам по отношению к Красной площади, я разделяю их, согласен с вами в плане выборочности мероприятий, которые там должны проходить, но в своём докладе вы также обозначили позицию касательно исторического облика Красной площади (не скрою, возможно, на моё сознание определённое влияние оказало чтение книги "Дорога на Голгофу", автор - Мультатули, правнук повара Харитонова, расстрелянного с царской семьёй), и в связи с этим у меня вопрос: как вы считаете, исторический облик Красной площади с какого года нужно сохранять неизменным? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Александр Николаевич, спасибо большое за вопрос. Исторический облик Красной площади сегодня определён, он определён ЮНЕСКО, это утверждено нормативными документами ЮНЕСКО, поэтому надо сохранить тот облик, тот вид, то состояние, в котором площадь сегодня, и именно это закрепить в законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6744 по 6806 из 8884
Коллеги, кто хотел бы выступить по 36-му вопросу повестки дня? Нет таких. Выносим на "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово по 36-му вопросу. Валерий Фёдорович Рашкин, пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Прошу прощения, но данная тема очень волнует нас с вами, ведь это столица, это Красная площадь. Уважаемые коллеги, как показывают время и практика, на сегодняшний день установленных правил и действующих законов недостаточно, поэтому и появляются на Красной площади эти чемоданы, завтра может ещё что-то появиться, какая-то телега, - и что, всем этим будет заниматься президент? Мы с вами законодатели, мы исходим из того, что указное право действует по данному вопросу сейчас, а жить надо не по правилам и понятиям, а по закону! Может быть, это слишком утрированно, но неужели Путину надо заниматься площадями?! А площадь в Санкт-Петербурге - что, тоже ему припишем, тоже он будет разрешать или не разрешать какие-то мероприятия? Неужели у президента нет дел в области экономики? Сегодня кризисная ситуация в Российской Федерации! Неужели президенту не надо заниматься социальными вопросами? Одни только пенсионные вопросы чего стоят! Неужели президенту не надо заниматься международными вопросами? Они требуют каждодневного, поминутного внимания, чтобы принимать оперативные решения! У президента вся страна, а не только одни площади - что же мы его низводим до площадей, что, у нас президент по площадям? Утрированно говорю, но это так! Сегодня если не президент, то аппарат принимает решения, какие-то секретари, администрация президента, ещё кто-то, но не президент, а мы ссылаемся на то, что это, дескать, воля президента и пусть он этим командует, оперативно вникает. На мой взгляд, мы с вами, исходя из сказанного, должны спокойно принять этот закон, и пусть этот закон работает независимо от того, кто у нас президент. Я помню, что творилось при Ельцине на Красной площади, а если придёт такой же, как Ельцин, то, с моей точки зрения, мы получим такую Красную площадь, что будет стыдно перед всем миром, ведь она является главной площадью Москвы, страны и вообще мерилом авторитета всей Российской Федерации! Ещё раз прошу проголосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! При всём уважении к Валерию Фёдоровичу, хотелось бы ещё раз повторить, что правовой статус Красной площади полностью урегулирован и Красная площадь защищена нормами действующего законодательства. Необходимости в дополнительном регулировании этого исторического объекта, пусть и столь важного, действительно не существует, необходимая защита законом обеспечена. Хочу ещё раз сказать, что мы также разделяем обеспокоенность, которая не имеет отношения к законодательству, обеспокоенность, когда имеют место - точнее, имели место, в настоящее время они не повторяются - случаи нецелевого использования или размещения каких-то объектов на Красной площади. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Законопроект выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8108 по 8124 из 8884
36-й вопрос, проект федерального закона "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 01 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 255
16.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 786285-6 "Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1633 по 1639 из 7572
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, по объективным причинам есть предложение рассмотрение 30, 33 и 42-го вопросов перенести на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30-й, 33-й и 42-й - перенос.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1646 по 1648 из 7572
Предложение перенести рассмотрение вопросов 56, 57, 70, 30, 33 и 42 на следующую неделю или на одно из следующих заседаний.