Заседание № 271
25.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 782661-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О пчеловодстве в Российской Федерации" (в части совершенствования механизма предотвращения негативного воздействия пестицидов на пчёл).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3530 по 3846 из 5812
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О пчеловодстве в Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. Владимир Иванович, ваш доклад по пчеловодству. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, данная законодательная инициатива депутатская. Члены профильного комитета Совета Федерации, депутаты Государственной Думы внесли данную законодательную инициативу, исходя из неурегулированности вопроса. Мы определяли главную цель и концепцию, исходя из того, что у пчеловодов и у наших растениеводов нет конфликта, наоборот, это единое целое, и пчела, и механизатор работают на продовольственную безопасность, и пчелиный улей - это труженик. Неурегулированными остаются определённые ситуации, когда погодные условия, стихийная составляющая могут повлиять на тот базовый срок, который определён законом. Вы знаете, главное предупредить вовремя наших пчеловодов, и физических, и юридических лиц, не ранее чем за десять и не позже чем за пять дней. Но когда наступают вот такие стихийные бедствия, то мы не укладываемся в эти сроки, производитель вынужден, для того чтобы спасти урожай, сразу после стихийных бедствий проводить эти обработки, и вот здесь не должно быть конфликта. Данная законодательная инициатива устраняет эту правовую неурегулированность, мы говорим нашему производителю: хотя бы за 24 часа предупредить в семикилометровой зоне от того места, где будет проходить обработка пестицидами, всех заинтересованных людей, используя всё, что связано с печатными средствами, с электронными и так далее и так далее. То есть данная законодательная инициатива такого технического характера - устраняет тот пробел, который существует. Прошу, уважаемые товарищи, поддержать. На заседании комитета мы это рассматривали, приглашали пчеловодов, Союз пчеловодов, они поддержали нашу законодательную инициативу. Приглашаем - 28-го мы проводим международный конгресс в Колонном зале. Мы в последнее время приняли достаточно, немало законов, которые регулируют эту серьёзную отрасль, для того чтобы убрать все пробелы и проблемы. Мы приняли базовый закон, по которому сегодня обязаны помогать наши бюджетные организации, Министерство сельского хозяйства этой отрасли, исходя из того, что она относится сегодня именно к нашему департаменту по животноводству. И по всему, что связано с качеством продукции, тоже приняты законы соответствующие. Волнуют вопросы торговли и ряд других направлений, которые мы постоянно обсуждаем и со всероссийской структурой пчеловодов промышленного плана, и с индивидуальными пчеловодами. У нас и в Думе достаточно много достойных экспертов. Прошу поддержать данную законодательную инициативу. Будет ещё содоклад, Иван Иванович доложит ещё подробнее обо всём, что связано с отзывами и другими вопросами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Иван Иванович Лоор. ЛООР И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Владимир Иванович подробно остановился на данном законопроекте, я не буду занимать ваше время. Хотел сказать только, что Комитет по аграрным вопросам поддерживает данный законопроект, отмечает важность предлагаемых изменений. Вместе с тем, хотел бы сказать, что данный закон должен обеспечить баланс интересов всех участников экономической деятельности и населения. Ну и в то же время необходимо минимизировать вред, который может быть нанесён обрабатываемым территориям. Вместе с тем при доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно дополнительно проработать законопроект в части обеспечения обоснованности принимаемого решения и переноса срока применения пестицидов и количества таких переносов. Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию также поддерживает, также он поддержан 15 субъектами исполнительной и законодательной власти территорий Российской Федерации. Хотел бы сказать, это не значит, что это будет в течение 24 часов системная работа, это практически исключение, но бывают ситуации, когда счёт идёт на часы и необходимо принимать решение. Я также выступаю и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - фракция поддерживает данный законопроект, просит поддержать рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, действительно, этим законопроектом поднята достаточно актуальная тема, но возникает вопрос. Вот при согласовании этой обработки, если фермеры, которые занимаются пчеловодством, считают, что сейчас нельзя, а те, кто проводит обработку полей, считают, что им сейчас надо, - вот этот конфликт кто будет регулировать? Есть какой-то механизм или нет? Потому что у нас очень много случаев, когда вообще не предупреждают и потом ни судом, никем не доказывается ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Я уже говорил, что у нас в базовом законе определено, что оповещение - это одна из главных задач в целях сохранения пчёл и развития пчеловодства. В этой связи есть чёткий закон, которым нельзя пренебрегать: не раньше, чем за десять дней до обработки - в законе прописано - и не позже, чем за пять дней. В данной законодательной инициативе имеется в виду тот природный негатив, который не урегулирован: если в этот период прошли ураганы или ливневые дожди и прочее и невозможно было провести эту работу по применению пестицидов... Но, как вы говорите, без предупреждения делать это, в общем-то, просто безобразие, поэтому в данном законе ещё раз говорится: несмотря на погодные условия, на стихию и прочее, но хотя бы за 24 часа будь добр предупредить пчеловода в зоне 7 километров, о чём я говорю. Вот такая ситуация. Иван Иванович ещё дополнительно сказал, что законодательно мы это регулируем именно потому, что наряду с пчеловодами, фермерами-пчеловодами, и фермеры-производители заинтересованы, потому что без пчелы урожая тоже не получишь, как и тогда, когда вредитель может уничтожить. Абсолютное большинство полевых культур не самоопыляемые, им нужна именно пчела и другое насекомое, которые приносят большую пользу для решения вопросов продовольственной безопасности. Мы все в этом заинтересованы, и поэтому в этом ключе впервые появились федеральные законы, их не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить хотите? Пожалуйста, Иван Иванович. ЛООР И. И. Два слова я хотел ещё сказать Андрею Анатольевичу. Два конкретных примера. В бытность работы вице-премьером Алексея Васильевича Гордеева было просто нашествие саранчи из Казахстана - счёт шёл на часы, и в этой ситуации при этих сроках там потом уже незачем было обрабатывать. Сам был свидетелем, из моей практики случай, когда луговой мотылёк практически за часы съел поле - как раз то поле, на котором были перекрестно опыляемые культуры. То есть только вот из таких соображений, это не значит, что будет система. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Владимиру Ивановичу. Поддерживая в целом инициативу, хотел бы задать вопрос несколько шире данного законопроекта. В сентябре 2022 года была запущена в промышленную эксплуатацию система "Сатурн", в результате внедрения которой в системе фиксировалось каждое движение пестицидов и агрохимикатов. Скажите, пожалуйста, как показала себя данная система и будет ли она способствовать эффективной реализации норм данного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Я хочу сказать, что мы сегодня выстроили очень много направлений в агропромышленном комплексе, которые связаны с подобными системами. Они работают не только по защите, это система и в отношении зерна, и по вопросам, связанным с молочным и мясным животноводством, ветеринарией. В данном случае у нас организован центр соответствующий, и система, которая контролирует обращение агрохимикатов и пестицидов, сегодня работает достойно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Владимир Иванович, за последние годы в России, как известно, 40 процентов пчёл погибло. Главный виновник массовой погибели пчёл - это пестициды. Во многих европейских странах во спасение пчелиного населения пошли на запрет использования пестицидов. У нас, к сожалению, никаких ограничительных мер нет, а это приводит к тому, что у нас гибнут не только пчёлы, а всё живое. Два года назад на юге России погибло 6 тысяч журавлей, которые сели на поля, обработанные пестицидами. Нельзя ли в рамках этого закона предусмотреть запрет на пестициды там, где находятся стационарные пчелиные хозяйства и пчелиные площадки, с тем чтобы всё-таки сохранить оставшихся пчёл, потому что без пчёл какое-либо сельское хозяйство в будущем тоже трудно себе мыслить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Спасибо, Анатолий Николаевич. Я хочу сказать, что пестициды - довольно широкое понятие: это фунгициды, инсектициды, это гербициды, они разного класса опасности. Уже Иван Иванович говорил с трибуны, что бывает так, что вообще невозможно получить ни зерно, ни другую продукцию, когда вредитель или другое стихийное бедствие приходит такой бедой на поля. Но в данном случае вы задаёте вопрос о крупных промышленных предприятиях. Мне пришлось работать много лет директором, причём селекционных центров, у нас были пасеки по 200, по 300 семей, и никогда не было случая, чтобы что-то произошло в наших хозяйствах. Пасеки стояли отдельно, было два пчеловода, мы тоже применяли соответствующим образом и гербициды, и инсектициды, и фунгициды, без этого село не может жить. Другой разговор, что они должны быть менее опасны, толерантны, идёт отбор ежегодно, у нас меняется список допустимых препаратов. Ещё раз хочу сказать, что в принципе мы говорим, что пестициды виноваты, но часто есть другие причины. Вот что касается такого многократного сокращения наших пасек и в целом семей, виновата та большая реформа, участниками которой мы с вами являлись, по уничтожению колхозов, совхозов и всего того, что было связано с этим напрямую. Каждый колхоз, совхоз имел свою огромную пасеку, и всё в этом плане было нормально, а сегодня бедный фермер бьётся, бьётся, ему не до пасеки, редко у кого это есть. Но вы в чём правы? Сегодня у нас уже достаточно много технологий. Например, если взять защитный грунт, то раньше было много проблем в этом ключе, а сегодня мы работаем биопрепаратами, там не применяются пестициды, там опылители или шмели, или пчёлы и так далее, уже и в этом ключе дальше жизнь идёт, развитие есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Владимир Иванович, защита пчёл - это действительно важная, даже очень важная задача для сельского хозяйства, и вы сами говорили о том, что главная задача товаропроизводителей - это информирование пчеловодов. Но почему тогда вы не прописали обязанность информирования? Сейчас в законе это прописано как обеспечение информирования, то есть нет обязанности, нет санкций. Почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Я с вами соглашусь, и мы подумаем вместе ко второму чтению. Может быть, стоит ввести более обязательную составляющую, можно сказать и об обязанности, а не об обеспечении информирования. Можно более жёстко, как вы сказали, внести поправку. Мы ждём от вас поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Погорелый Дмитрий Викторович. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Иванович, у меня уточняющий вопрос о практическом применении. Вы в законопроекте предусмотрели способы и источник информирования. Вот скажите, пожалуйста, какие средства массовой информации, вы предполагаете, должны дать объявление о том, что будут применены пестициды? Это во-первых. Во-вторых, если это региональное или межрегиональное применение пестицидов, возможно, то какие средства должны быть применены, федеральные, что ли? И ещё, если пчеловоды в поле с пасекой находятся, то какие СМИ они должны читать и смотреть, чтобы узнать за 24 часа, что будут применены пестициды? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Вопрос абсолютно правильный. Мы ко второму чтению это посмотрим, у нас есть и от других товарищей пожелание более расширенно прописать систему оповещений. Конечно, это минимум уровень района - и сайт администрации, и другие районные средства массовой информации. Но повторяю, исходя из своей практики, если есть одна пасека в районе 7 километров, можно в течение 30 минут туда и обратно сходить, а при сегодняшних средствах передвижения можно в течение нескольких минут это всё сделать, подъехать и оповестить, тут должно быть обоюдное желание, и оно должно быть. Значит, в этом ключе, думаю, никаких проблем нет. Но вы затронули ещё одну очень важную тему, которая связана и выходит на то, кто должен определить вот эту чрезвычайную ситуацию. Конечно, не фермер, конечно, не народное предприятие или производитель. Ведь выпадает не на одно поле, не на один медонос, такое явление, как правило, минимум ЧП районного характера, поэтому правильно говорить или о районной, или о межрайонной, или, если затронуло часть области, об областной составляющей. Вот в этом ключе все наши органы, во всяком случае, все, связанные с депутатским контролем, и подразделения Минсельхоза отвечают за правоприменительную практику вместе со своими структурами, вместе с производителями и мёда, и растений - урожая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Владимир Иванович, у меня тоже вопрос в развитие предыдущих вопросов. Ведь в жизни всякое может быть, и вы знаете, что на селе человек не сидит возле телевизора или радиоточки, он работает в поле. И в этой связи сможем ли мы на практике в такой короткий период времени, даже несмотря на то что есть сотовые телефоны и так далее, обеспечить пчеловодам реальную возможность узнать о предстоящей обработке пестицидами, чтобы они успели уберечь пчёл? Вот видите ли вы возможность доработать данный проект федерального закона ко второму чтению и в какой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Ивановичу Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Вопрос, действительно, по этой же составляющей. Да, мы и в комитете обсуждали, говорили, что можно добавить несколько часов, до 30, условно говоря. Но мы слушали в том числе руководителя союза пчеловодов, союза промышленного пчеловодства, товарища Чупахину. По её мнению, в принципе этого времени - при обоюдном желании - предостаточно, для того чтобы можно было решить в критических условиях... Это может быть один раз в пять лет, и то может не быть, может быть в десять лет один случай такой. Ну, мы пообсуждаем ещё с экспертным сообществом, с наукой, это может увеличиться, там, на несколько часов, но Иван Иванович вам приводил убедительные примеры, когда мы действительно будем на воду дуть, а здесь будут гибнуть целые поля и плантации. Поэтому главное - найти баланс, и вот он, на наш взгляд, найден сегодня в таком ключе. И с добавлениями, с поправками, которые мы собираемся сделать, думаю, всё будет так, как надо, опасений не должно быть. Только может в правоприменительной практике из-за безалаберности и отсутствия дисциплины всякое случаться, вы правильно это говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Иван Иванович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 10 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 17 чел.3,8 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.