Заседание № 262
О проекте федерального закона № 782111-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления мер защиты жизни и здоровья граждан от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. 3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Олег Иванович Иванинский. ИВАНИНСКИЙ О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! 18 декабря 2024 года мы с вами очень подробно рассмотрели этот важнейший закон, который направлен не просто на увеличение штрафов, это закон, являющийся большим серьёзным шагом в решении самой главной задачи, которая стоит сегодня перед всеми нами, перед правительством и перед Государственной Думой, - это увеличение продолжительности жизни и борьба с вредными привычками. Я не буду вновь останавливаться на аргументах, закон межфракционный, все коллеги выступали, очень активно поддержали, и Государственная Дума приняла его в первом чтении единогласно. За период между первым и вторым чтениями Комитетом по государственному строительству и законодательству подготовлены все необходимые документы, сформирована таблица поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, они носят редакционный и юридико-технический характер. Прошу поддержать таблицу поправок № 1 и законопроект в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 43 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Таблица № 1 принимается единогласно. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 14 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Олег Иванович. ИВАНИНСКИЙ О. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые согласования, прошу поставить законопроект на голосование для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Переходим к процедуре рассмотрения в третьем чтении? Переходим. Есть ли желающие высказаться по мотивам от фракций? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Это важный вопрос. Раиса Васильевна, ну, с этой стороны нет, а с той стороны были желающие. Покажите, пожалуйста, список. Вот видите, Куринный Алексей Владимирович и Останина Нина Александровна. Кто будет от фракции? Только один человек. Нина Александровна, вам Алексей Владимирович предоставляет возможность выступить. Соответственно, от "ЕДИНОЙ РОССИИ", Олег Иванович, Метелев Артём Павлович просит дать возможность высказаться. Или вы настаиваете? От фракции кто будет выступать? Пожалуйста, определитесь. Коллега Вяткин, скажите, кто будет выступать. Пожалуйста, включите микрофон Вяткину. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Есть предложение дать возможность выступить Артёму Павловичу Метелеву. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В соответствии с нашим Регламентом фракция решает, кто по мотивам выступает от фракции. Слово для выступления от фракции предоставляется Нилову Ярославу Евгеньевичу. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич. У вас три минуты, третье чтение. Не торопитесь, Ярослав Евгеньевич. Подготовиться Останиной. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит, я уверен, что и все депутаты это поддержат - усиление ответственности. Правоприменительная практика показывает, что в 2023 году около 6 тысяч протоколов было составлено по данной статье, поэтому, очевидно, назрело усиление. Кроме того, мы видим, как буквально на глазах растёт количество точек, где разного рода дрянь под названием "вейпы", "электронные сигареты" - как только их ни называют - продаётся, то есть есть спрос. Родительское сообщество бьёт тревогу, снижается возраст употребления, количество употребляемых жидкостей, сигарет растёт. Соответственно, хорошо, что мы вышли на консолидированное решение. И когда в выходной день у Вячеслава Викторовича в телеграм-канале появился вопрос, сразу стало понятно: ну всё, лёд тронулся, наконец-то, спустя несколько лет мы выходим на решение, когда эта дрянь под названием "вейпы" будет запрещена. Когда мы готовили нашу инициативу, а она находится сейчас на рассмотрении в Государственной Думе, её разработали депутаты фракции ЛДПР, поддержали и поставили свои подписи депутаты других фракций, за что спасибо... Мы её обязательно отзовём, когда будет подготовлен новый текст, под которым подпишутся депутаты всех фракций. Мы получили заключение правительства: да, действительно, большие выпадающие доходы. Когда мы поднимали акцизы здесь, в Государственной Думе, принимая соответствующие законы в отношении жидкостей, руководитель одной ассоциации, которая занимается вейпами, сказала в интервью насмешливо: да ничего страшного, всё равно как покупали, так и будут покупать, ну не сильно подорожает, и ладно. Она сказала это с определённой насмешкой над нами, над депутатами, которые, принимая эти законы, говорили, что, во-первых, это несправедливо, во-вторых, это вообще вредно для употребления нашими гражданами. Мы видим, как в ходе агрессивной кампании всячески формируется образ безвредности употребления этих так называемых новых современных гаджетов, как лидеры общественного мнения показывают и говорят, что это лучше, чем обычные сигареты. Ничем не лучше, и то, и то плохо, но вейпы ещё более вредные, и это говорят специалисты, эксперты в этой области. Посмотрите, как продают, в каких упаковках, как формируют образ безвредности и эстетической красоты вот этой дряни, которая за наши деньги убивает здоровье прежде всего наших детей. Поэтому мы поддерживаем любые меры: по усилению уголовной ответственности уже были приняты - хорошо, сегодня выходим на усиление административной ответственности - тоже хорошо. Наши активисты в регионах проводили контрольные закупки - как продавали несовершеннолетним, так и продают несовершеннолетним, как выкладывали там, где нельзя выкладывать, так и выкладывают. Нарушая, они понимают, что зарабатывают деньги, и им плевать на то, что потом мы будем испытывать определённые государственные проблемы, связанные со здоровьем нации. Поэтому, поддерживая этот законопроект, мы ждём скорейшего внесения межфракционного проекта закона о полном запрете дряни под названием... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Останина Нина Александровна, фракция КПРФ. С места. Подготовиться Метелеву. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, понятно, что этот законопроект, ещё не будучи принятым, получил одобрение не только нашего депутатского сообщества, но и большинства граждан Российской Федерации, - об этом говорят опросы, которые проводил, наверное, каждый из нас, и вы проводили, Вячеслав Викторович. Мы последовательно идём по пути защиты здоровья наших детей. Приняли закон о запрете энергетиков для несовершеннолетних, но появилась новая увлекалка - аромаингаляторы, и мы также должны на это сейчас реагировать, понятно, что будем вносить изменения. Получается, сейчас единственное средство - это усиление наказания. Страх, конечно, очень важное оружие, но механизм контроля сегодня, к великому сожалению, вызывает много вопросов. Если мы будем ужесточать, ужесточать наказания, но не будем организовывать проверки, как исполняются принятые нами законы, то, к сожалению, будем иметь как раз тот эффект, который имеем и на сегодняшний день. За второй квартал 2024 года Минпромторг приводит данные об административных правонарушениях и говорит, что их на 23,5 процента стало больше, то есть как торговали вейпами, так и торгуют, как энергетики продавали, так их и продают. А у нас же мораторий на проверки! Ну давайте мы, в конце концов... мы же сами обязаны просто посмотреть, по каким видам мораторий всё-таки надо убрать. А то Роспотребнадзор уже приходит и жалуется нам, что ничего не могут сделать, никакие проверки, потому что якобы постановления правительства мешают в связи с принятием этого моратория. Давайте рассмотрим вопрос о том, чтобы отказаться от моратория, с одной стороны, а с другой стороны, отработаем механизм контроля за исполнением правил как раз продажи вот этих товаров, которые наносят ущерб здоровью наших детей. Другого пути у нас просто нет. Фракция, конечно, за, поскольку мы поддерживаем любые законы, которые касаются защиты здоровья наших граждан. Но одновременно нам говорят: идите дальше, говорите не только о детях, но и о взрослых - полный запрет всего и вся! Мы внесли законопроект о запрете вейпов, Вячеслав Викторович, вы вчера об этом говорили. Давайте ускорять принятие всех этих законов, потому что, ну, жизнь дороже, чем какие-то выпадающие доходы, на которые ссылаются все наши профильные министерства. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, все вас поддерживают, спасибо за позицию. Это очень важно, когда мы с вами принимаем такие решения, потому что есть те, кто за, но есть и те, кто против, и это, коллеги, надо тоже учитывать. Наша позиция здесь неизменна, и её заняли все политические фракции: мы должны защитить здоровье наших детей, защитить их от соблазнов, от этих вредных веществ, которые рекламируют, навязывают, продают. Да, мы с вами обсудили вопрос, связанный с запретом вейпов, и будем готовить необходимую законодательную инициативу, с тем чтобы как можно быстрее её принять. Такие поручения даны. Коллеги, давайте пройдём путь в том числе согласования и переговоров с правительством. Для всех совершенно очевидно, что это новый вызов и для подростков, и для взрослых, потому что вред в себе вейпы несут огромный. А сейчас мы принимаем решение в части никотинсодержащей продукции. Здесь также надо сделать всё для того, чтобы защитить здоровье детей и взрослых тоже. Нам своим примером надо показывать, с одной стороны, ну и, с другой стороны, не допускать, чтобы наживались на здоровье детей те, кто хочет им продать продукцию, а в итоге это обернётся большой проблемой, так что мы затратим больше денег, чем получим отчислений от продажи никотинсодержащей продукции: сигарет, папирос и так далее. Поэтому, коллеги, это абсолютно правильный подход. Слово предоставляется Метелеву Артёму Павловичу. Пожалуйста, Артём Павлович. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы принимаем важный закон: кратно повышаем штрафы, как уже было сказано, для безответственного бизнеса, который продаёт не только вейпы, но и насвай, контрафакт и многое другое. Это был длинный путь, мы с вами его начали два года назад, чтобы понять, с кем мы вообще имеем дело. И каждый раз, вводя новые и новые ограничения, мы с вами надеялись, что они сработают, что так называемый бизнес, продавцы вейпов будут соблюдать законы, но, как Ярослав Нилов уже сегодня сказал, никто никогда не планировал этого делать. Это действительно так, я сам периодически подхожу к этим точкам и говорю, что они нарушают, - иногда просто смеются в лицо, или продавцы разводят руками и говорят, мол, извините, указаний не поступало и так далее. И если в начале пути нарушения составляли 90 процентов, то сейчас это половина - кажется, в 2 раза меньше, но это целая половина рынка, которая сегодня нарушает законодательство. Именно для них принимается сегодняшний закон. Миллионные штрафы за продажу кальянов, сигарет, вейпов должны вроде как отрезвить продавцов, которые в погоне за прибылью теряют свой моральный облик. Ну а тем продавцам, которые этого всё-таки не сделают и продолжат толкать нашим детям дрянь, грозит уже уголовная ответственность, такой закон мы с вами приняли в декабре прошлого года. И важно отметить, что в прошлом году по поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, Нина Александровна, были приняты поправки в закон о госконтроле, теперь у Роспотребнадзора есть право проверять точки продажи без согласования с правоохранительными органами. Это значительно ускоряет процедуру. Мы на связи с коллегами - им дополнительных полномочий на данный момент не нужно. Однако я убеждён, уважаемые коллеги, что даже после этого мы всё равно будем видеть массовые нарушения и, что называется, бить по хвостам, потому что слишком высокая маржа в этом бизнесе - больше 30 процентов (в сигаретах - 7 процентов, для сравнения), слишком большие обороты. И единственно верным решением здесь может стать лишь очищение, полный запрет продажи вейпов в нашей стране. С этой трибуны мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", об этом заявляли неоднократно, эту позицию поддерживает и большинство других фракций в Думе. Мы надеялись, конечно, и ждали от правительства действий по запрету вкусовых добавок, право на это, напомню, два года назад мы с вами предоставили законом, но этого решения до сих пор нет. И в то же время миллионы наших мальчишек и девчонок, молодые семьи приобщаются к курению, можно сказать, с малых лет. Они ведутся на эти манипуляции - дети курят на уроках, дети курят в туалетах, взрослые курят дома в кроватях, кто один раз подсаживается, тот уже... слезть практически невозможно. Почти 50 стран приняли запрет - мы с вами, коллеги, здесь не одни, это решение назрело. Огромное спасибо всем, и нашему председателю Вячеславу Викторовичу, за принципиальную позицию. Считаю, что наша молодёжь выбирает спорт и здоровый образ жизни, - давайте занимать такую принципиальную позицию по всем ключевым вопросам, связанным со здоровьем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович, спасибо за активную позицию комитета в данном вопросе. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по законопроекту, третье чтение, 3-й вопрос. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Поимённое голосование - пожалуйста, повнимательнее, коллега Наумов. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 48 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято За - 434, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. (Аплодисменты.) Вот, уважаемые коллеги, позиция Государственной Думы, парламента, представителей наших граждан, избранных на прямых выборах, подчёркиваю. Коллеги, давайте дальше идти.
Заседание № 259
О проекте федерального закона № 782111-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления мер защиты жизни и здоровья граждан от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 6-му вопросу - блок "Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении". О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления мер защиты жизни и здоровья граждан от никотинсодержащей продукции и последствий её потребления). С докладом выступит Артём Павлович Метелев, а с содокладом - Олег Иванович Иванинский. Пожалуйста. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы принимаем очередной законопроект, направленный на защиту наших детей и молодого поколения от никотиновой диверсии и настоящей вейпомании, разворачивающейся в нашей стране. Я уже говорил, когда докладывал вам законопроект об уголовной ответственности за продажу детям сигарет и вейпов, что мы имеем дело с максимально недобросовестными продавцами, торгующими отравой, содержания которой, честно говоря, не знает никто. Из-за этого подростки в прямом смысле слова умирают, причём не только в перспективе, они умирают от парения опасных токсинов в моменте каждый месяц и даже чаще. По инициативе нашего председателя Вячеслава Викторовича Володина полтора года назад принимался пакет законопроектов, цель которого была навести порядок в сфере продажи вейп-устройств и кальянов. Правила продажи вейпов приравнивались к правилам продажи сигарет, вводился ряд ограничений: обязательно закрытая выкладка, то есть спрятанный от глаз детей товар, запрет продажи в Интернете, продажи возле школ, запрет рекламы, скидок. Тогда мы с вами не пошли по жёсткому пути, хотя в зале много звучало таких предложений, о запрете вейпов в целом, и, должен сказать, многие родители, да и сама молодёжь об этом просили. Было принято решение о регулировании рынка и введении ограничений маркировки товаров. Представители вейп-индустрии, с которыми я имел дело, дискутировал в своё время, убеждали, что они безобидны и вообще приносят в казну много налогов, готовы соблюдать законодательство, - лишь бы им дали продолжать зарабатывать на молодёжи. Мы с вами им поверили, и, я вам скажу, зря. С чем мы имеем дело сейчас? Первое - это контрафакт. Только за первые три квартала 2024 года Роспотребнадзором в рамках проверочных мероприятий закуплено более 650 тысяч пачек табачной и никотинсодержащей продукции, из которых практически половина, 43 процента, продавались с нарушениями маркировки. Это значит, что деньги в казну в половине случаев не идут, идёт массовая торговля китайским контрафактом. На сегодняшний день штрафы за нарушение маркировки небольшие - 50 тысяч рублей, для юрлиц - до 300 тысяч, и мы предлагаем их повысить в 10 раз: до 500 тысяч рублей с конфискацией товаров, для юридических лиц - до 1 миллиона также с конфискацией. Второе - это общие нарушения. Вот снова данные Роспотребнадзора: из 15 тысяч обследований в этом году в 6 тысячах случаев выявлены нарушения запрета открытой выкладки, в 8 тысячах, то есть больше чем в половине, - нарушения в прейскурантах; каждая десятая точка продолжает продавать возле школ, причём количество этих вейп-шопов растёт как грибы - на 130 процентов в год, и в этом году их стало на 70 тысяч больше. Почему такие тотальные нарушения? Из-за низкой ответственности: сегодня продавцам проще отделаться штрафом в 2 тысячи рублей и продолжать торговать. Законопроектом мы повышаем административные штрафы в 10 раз: для продавца - до 20 тысяч, для юридических лиц - до 120 тысяч вместо 50, как сейчас. За повторные нарушения штрафы будут выше, суммы указаны на экране*. Третье - за продажу жевательного или нюхательного табака, снюса мы также повышаем административные штрафы в 10 раз: до 200 тысяч - для граждан и до 1,5 миллиона - для юридических лиц. Ну и четвёртое - это продажи детям, пожалуй, главная сегодняшняя проблема. Школьные учителя бьют тревогу, подростки и даже в младших классах постоянно дымят в туалетах, они это делают даже на уроках, не говоря об улице. И, по данным исследований РОМИР (я эти данные вам приводил), только 20 процентов подростков сталкивались с отказом в продаже им никотинсодержащих устройств, то есть абсолютное большинство сегодня может спокойно их купить. Они ведутся на яркие вкусы, картинки - тропическое манго, киви, алоэ, крем-брюле, ванильная карамель, там сотни разновидностей, но с одним финалом: убитое здоровье, а иногда и потерянная жизнь. Уважаемые коллеги, мы предлагаем ввести жёсткий запрет на продажу сигарет и вейпов, кальянов несовершеннолетним, и в случае его нарушения должна быть сопоставимая ответственность. Вчера мы с вами приняли закон об уголовной ответственности за повторную продажу несовершеннолетним, однако наказание должно быть ощутимым с первого раза: за первичную продажу мы также предлагаем повысить штраф до 300 тысяч рублей для граждан и до 2 миллионов для юридических лиц. В совокупности эти два закона, я уверен, отобьют желание их нарушать. Кроме того, уважаемые коллеги, на днях мы приняли поправки в закон о госконтроле, который позволит Роспотребнадзору проводить проверки после получения первичной информации о продаже никотина и алкоголя детям, проводить контрольную закупку и возбуждать дело об административном нарушении сразу (раньше для этого требовалось отдельное разрешение прокуратуры, всё это очень усложняло и удлиняло цепочку). После вступления в силу новых законов надзорные органы смогут быстрее реагировать и обеспечивать соблюдение правил торговли. Уважаемые коллеги, принимаемый сегодня законопроект - это ещё один шаг для защиты здоровья детей и молодёжи, наведения порядка в сфере торговли никотинсодержащими устройствами. Как некурящий человек, я убеждён, что полный запрет вейпов или хотя бы запрет вкусовых добавок будет лучше для страны, в том числе в демографическом плане. Этим путём пошли десятки стран, и я уверен, что и мы когда-то на это решимся. Ну а пока мы убеждаем в этом правительство, мы продолжим осуществлять контроль и повышать ответственность за соблюдение принятых нами ранее решений. Принятие сегодняшнего и вчерашнего законов было бы невозможно без принципиальной позиции и поддержки нашего председателя Вячеслава Викторовича Володина - Вячеслав Викторович, большое вам спасибо! В этом вопросе у нас всех здесь, в Думе, общая позиция - законопроект внесён межфракционно, авторами стали руководители и представители всех фракций. И благодарю коллег за солидарность и активную поддержку инициативы. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович. Уважаемые коллеги, содоклад сделает Олег Иванович Иванинский. Пожалуйста. ИВАНИНСКИЙ О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Артём Павлович очень подробно объяснил и мотивацию, и причины, по которым вносится данный законопроект. Также очень подробно объяснены те изменения, которые предлагаются в статьи 14.53 и 15.12. Я, единственное, хотел бы добавить, что полномочия по рассмотрению правонарушений, предусмотренных данными статьями, предполагается сохранить без изменений с учётом действующих законодательных норм, это Роспотребнадзор и суд. Комитет рассмотрел данный законопроект и просит поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся на вопросы. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. Подготовиться Куринному. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Абсолютно правильная, здравая и нужная инициатива, об этом уже давно говорим. С точки зрения ответственности - правильно, что сделали уголовную, и по штрафам тоже правильно. И вообще, я считаю, что в этих вопросах, в вопросах защиты здоровья наших детей от никотина, у нас должен быть как сегодня, так и всегда консенсус. У меня такой вопрос. Вот что касается штрафов - мы увеличиваем, а есть ли у нас понимание, какое количество правонарушений в совокупности уже за 2024 год? Чтобы потом мы отслеживали динамику тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелев хочет ответить. Пожалуйста, Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Бийсултан Султанбиевич, я подробно в своём докладе эти цифры привёл, и даже слайды были: у нас при проведении 15 тысяч контрольных мероприятий больше чем в половине случаев были обнаружены нарушения - 8 тысяч нарушений прейскуранта, 6 тысяч нарушений открытой выкладки, 1250 случаев - это торговля возле школ. Соответственно по каждому этому нарушению были предписания, несколько тысяч штрафов было оформлено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Коломейцеву. КУРИННЫЙ А. В. Артём Павлович, в продолжение вопроса. Всё-таки сколько было заявок, грубо говоря, или обращений по поводу проведения проверок? Для понимания: 15 тысяч мероприятий провели, там, худо-бедно с разрешения прокуратуры, через кучу всяких разных согласований - а сколько было заявок, то есть сколько раз Роспотребнадзор реально отреагировал? Почему я об этом спрашиваю? Потому, что, на мой взгляд, вот тот мораторий, который сегодня работает в этой сфере и продолжает, к сожалению, работать в настоящее время, не делает статистику реальной и объективной, мы видим только вершину айсберга этих самых нарушений. Именно это провоцирует те нарушения, о которых вы говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Алексей Владимирович, у нас информации о том, сколько заявок поступило в Роспотребнадзор, нет, коллеги её в Государственную Думу не представляют. Относительно того объёма проверочных мероприятий, о котором я сказал, информация есть. Предполагаю, что Роспотребнадзор на каждое заявление реагирует и включает в число проверочных мероприятий, поэтому рассчитываем на цифру, о которой я сказал, это 15,5 тысячи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Артём Павлович, вот я послушал ваш доклад и понял, что надо расстрел ввести, потому что, ну, в половине случаев проверок - нарушения. Вот классик сказал: если прибыль составляет 300 процентов, суть человеческой натуры в том, что подавляющее большинство пойдёт на любое преступление. Почему мы не можем запретить это? Вот мы тут рядом, около, там, 30, 50... Вы поймите, если он зарабатывает миллионы, для него 50 тысяч - это вообще ничто. Тем более у них, у хозяев, есть люди, так скажем, на посидеть и заплатить штраф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. Включите микрофон Метелеву. МЕТЕЛЕВ А. П. Николай Васильевич, мы вас полностью поддерживаем и предлагаем вместе обратиться с инициативой о запрете вейпов к Правительству Российской Федерации. Вы, Геннадий Андреевич Зюганов обладаете возможностью убеждать руководство нашей страны и Правительство Российской Федерации в необходимости принятия решений, нам это необходимо. Мы вас поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список на выступления. Нилов Ярослав Евгеньевич, Куринный Алексей Владимирович, Иванинский Олег Иванович. Пожалуйста, Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Начну с того, что в Государственной Думе находится межфракционная инициатива о полном запрете вейпов, в том числе депутаты фракции КПРФ, как и фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", и фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ", её подписали. Мы надеемся, что рано или поздно мы к этому вопросу придём и его поддержим. Мне понравилось, с чего начал автор, представляющий коллектив авторов, - депутат Метелев, он сказал: диверсия - абсолютно верно, действительно идёт диверсия! И когда мы поднимали акцизы на жидкости, я слышал интервью руководителя ассоциации производителей, который так, хихоньки-хаханьки, сказал: ну, поднимают - и пусть поднимают, всё равно покупали и будут покупать, ну, немножко подорожает, всё равно потребление будет, нас это особо не беспокоит. Через лидеров общественного мнения идёт всяческая пропаганда, направленная на молодёжную среду, которой пытаются привить, что якобы это круто, это модно, это безвредно. Посмотрите, в каких коробочках продаётся, с каким изображением: молодая девушка с вейпом в руке - эстетически всё выдержано, в руке приятно держать, а на самом деле это дрянь, и маленькими буквами здесь написано, какой вред этот вейп приносит организму. Мы в ЛДПР считали ранее и считаем сейчас, что надо подходить, пока не поздно, радикально: полный запрет вейпов. В противном случае те ограничительные меры, те регулирования, которые мы с вами принимаем и вводим, до конца работать не будут. Здесь задавали вопрос про статистику. В 2023 году 7 тысяч административных дел было возбуждено по этой статье, на 150 процентов увеличилось количество точек по продаже вейпов. Наши активисты ЛДПР в регионах делали контрольные закупки: как продавали несовершеннолетним, так и продают. На маркетплейсах делали закупки - всё это можно приобрести. Пока выгодно, пока это приносит деньги, огромные деньги, это всё будет продолжаться. У нас на внесённую инициативу поступило заключение правительства: огромные выпадающие доходы для бюджета - да, мы понимаем, но давайте будем смотреть комплексно, ведь вейп убивает организм, снижает рождаемость, влияет негативно на демографию и бьёт по генофонду в целом, поэтому, говоря о выпадающих доходах, мы должны понимать, какие ещё будут последствия, если мы не будем бороться с этой дрянью. Наша принципиальная позиция в ЛДПР остаётся неизменной: полный запрет этой дряни. Регулирование - это хорошо, только непонятно, почему только Роспотребнадзор должен, здесь несколько ведомств должны быть наделены полномочиями по привлечению к ответственности, по вынесению решений, чтобы не ограничиваться только силами Роспотребнадзора. В целом, конечно, усиление ответственности, может быть, кого-то будет останавливать, но всё равно есть прикормленные точки, есть понимание, кто постоянный клиент. Родители бьют тревогу, возраст употребления вейпов снижается, количество растёт, и мы видим, что всё быстрее и быстрее захватывают вейпы рынки потребления в нашей стране. Это плохо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я не зря спросил Артёма Павловича про статистику: сколько было заявок на проверку вот этих самых торговых точек? У меня личный пример. Недалеко от нашего дома на улице Пальме есть несколько точек, я сам по ним прошёл: везде открытая выкладка, то есть в принципе любой проходящий может посмотреть и купить, практически половина соответствующих изделий без маркировки. Были направлены соответствующие запросы в Роспотребнадзор, в органы внутренних дел. Какие ответы я получил, как депутат Государственной Думы? Что прокуратура не согласовала соответствующие проверки. Роспотребнадзор ответил, что они пришли с профилактическим визитом и сделали профилактическое замечание, ничего больше не составляя, поскольку им опять же не согласовали проведение вот этих самых проверок. И по сути, сегодня отсутствие нормального контроля со стороны соответствующих органов и привело вот к этой катастрофической картине, которую мы наблюдаем в течение двух последних лет. Именно мораторий провоцирует на нарушения, именно мораторий провоцирует на то, что половина продукции продаётся без маркировки, и, вообще, неизвестно, что это такое, именно мораторий провоцирует на то, что эти точки растут как грибы после дождя, что продают несовершеннолетним, что нарушаются все существующие нормы, за которые положена ответственность. Я вас уверяю, если бы каждую неделю представители соответствующих органов приходили в такую точку и штрафовали её хотя бы на установленные сегодня 5-10 тысяч, давным-давно был бы эффект. Но они не приходят, просто не приходят! И почему я говорю про вершину айсберга? Дай бог, это 1 процент тех нарушений, которые реально существуют сегодня в этой среде. И, как правильно сказал Николай Васильевич, когда там прибыли сумасшедшие, а контроля нет никакого, конечно, они зарабатывают, причём зарабатывают на здоровье наших детей. И если три года назад количество несовершеннолетних, которые потребляли вот эти самые вейпы, было 4-5 процентов, то теперь статистика говорит, что за 10 процентов перевалило, то есть теперь это уже общенациональная проблема. Это те люди, для которых это модно, это те люди, которым это доступно, самое главное, это те люди, которые к этому уже привыкли, и сегодня как-то перестраивать или пытаться их остановить крупными штрафами будет гораздо тяжелее, чем это можно было сделать два года назад, когда мы предлагали отменить мораторий. То, что было сделано вчера, вот мы, мол, отменили мораторий - да, но только по двум основаниям, это в случае продажи несовершеннолетнему, а в случае если... Все остальные нарушения: продают с нарушением соответствующей маркировки, о чём я говорил, продают жидкости или какие-то другие курительные смеси непонятного происхождения, продают при открытой выкладке, там ещё есть куча нарушений - всё это на сегодня не подпадает, скажем так, под вот это послабление по мораторию. Да, если будет заявлено и доказано, что несовершеннолетнему, можно без согласования с прокуратурой выходить и проверять, во всех остальных случаях опять будет, так скажем, закрыто. Совершенно очевидно, к чему это приводит, понимаете? Та картина нерадостная, которую мы сегодня имеем, я уже не говорю о том... Я от фракции - прошу время немного добавить. ...что мы будем иметь в результате воздействия всего этого дела на детский организм, в том числе спровоцирована бездействием. Бездействием и Правительства Российской Федерации в данном случае в части вот этого моратория, который должен защитить. Что касается тех средств, которые мы должны собрать в бюджет, собираемые 100 миллиардов рублей - те, что от этих вейпов собираются, - я думаю, наносят нашей системе здравоохранения гораздо больший вред в итоге. И поэтому если ещё два-три года назад мы говорили о том, что необходимо всё-таки включить реальные, действующие механизмы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, всем тогда надо добавлять. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но, коллеги, тогда и все будут запрашивать от фракции. Фракция, выступление от фракции? Семь минут ставьте. Добавьте время - плюс четыре минуты. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я закончу, не так долго. Я думаю, вы понимаете суть проблемы на сегодня. Если мы действительно не были противниками, точнее, не так остро воспринимали эту проблему запрета три года назад, то сегодня она назрела. Сегодня у нас нет, к сожалению, другого варианта, не будет в ближайшее время, чтобы остановить это дело. И второй момент. Конечно, надо рассмотреть промежуточный вариант лицензирования этих точек, тогда они перестанут увеличиваться в таком количестве, я вас уверяю, контроль будет лучше. Ну а вопрос по штрафам... Да, он назрел, да, это необходимо, да, мы поддержим, но, к большому сожалению, очень часто вся жёсткость наших законов искупается необязательностью их исполнения. И в условиях действующего моратория, продолжающего действовать, боюсь, и эти меры не приведут к тем результатам, на которые мы рассчитываем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." - Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, конечно, этот законопроект - это шаг вперёд, ну, что тут говорить, это действительно так, и, конечно, его надо поддержать. Но я хочу согласиться с теми, кто сказал, что, наверное, это недостаточный шаг вперёд, - почему? Вот смотрите, у нас ведь идёт борьба за детей, по большому счёту. Ведь мало того, что это приобретает некий такой флёр, о чём было сказано, что это стильно, что это круто, там, и так далее, так ведь ещё и им потом отказаться от этого вдвойне тяжело, потому что они начинают привыкать в тот момент, когда у них формируется организм. Вот все эти привычки - это потом трагедия для каждого человека, который, поняв, что это гадость, пытается потом это бросить, неимоверные трудности испытывает, и это действительно серьёзный ущерб для здоровья. Коллеги, конечно, этот законопроект надо поддержать, но надо двигаться дальше и подумать вот о чём. Во-первых, в школах надо это изымать, и делать это целенаправленно, прямо проводить кампании, давить это всё бульдозером, чтобы люди, которые это видят, понимали, что это преступление. Дети наши должны понимать, что это преступление против себя, против государства, потому что они вредят своему здоровью, действуют неразумно, а человек, который действует неразумно, на эмоциях, - это человек опасный для государства, потому что он может совершить на эмоциях вред не только себе, но и всем остальным. Надо двигаться во всех направлениях. И конечно, нужна пропаганда, конечно, здесь без пропаганды не обойтись. Ну, будет глупо, если мы детям запрещаем, а взрослые у нас во всех фильмах, на всех экранах, там, в аэропортах и так далее будут этим всем бравировать и ходить, значит, показывать. Я неоднократно видел, как в самолетах этим занимаются, там, одеялом прикрываются и начинают... Взрослые люди это делают, зная, что это запрещено, понимаете? А почему это происходит? А потому, что идёт такое равнодушие, вроде как... Знаете, вот главное наследие прежних времён заключается в том, что мы все, общество, закрываем глаза на недостойное поведение. А мы не должны этого делать, и государство должно чётко обозначать свои приоритеты. И вот этот законопроект - это первый шаг, но недостаточный, надо двигаться дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванинский Олег Иванович. ИВАНИНСКИЙ О. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы, по-моему, все говорим об одном и том же. Безусловно, борьба с никотином - и с сигаретами, и с вейпами - это, наверное, не три года, я хотел сказать, уважаемые коллеги. Мне недавно попался дневник Иоанна Кронштадтского: он в XIX веке обращался к медицинской общественности и к церковной общественности с просьбой бороться с никотином как с одним из главных врагов для здоровья русского народа и Российской империи. Коллеги, наверное, не обратили внимания на очень важную позицию Артёма Павловича в докладе: запретительные меры будут наращиваться, можно запреты полные делать, самая главная борьба сегодня с этим злом - это пропаганда здорового образа жизни, пропаганда нестильности. И наверное, две трети доклада Артёма Павловича было этому посвящено. Коллеги, я прошу поддержать данный законопроект. С этой проблемой мы будем бороться всегда, и разные меры будут идти, но сегодня это важный шаг, который нужно сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Иванович. Уважаемые коллеги, выступления состоялись. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово - есть желающие? Пожалуйста, Метелев Артём Павлович. МЕТЕЛЕВ А. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, хотел бы коротко отреагировать на слова Алексея Владимировича Куринного, так как были не совсем достоверные цифры озвучены. Ни о каких 100 миллиардах рублей речь не идёт, Минфин нам сообщает о 8 миллиардах. И не 10 процентов, а больше молодых людей сегодня курят. И я уже говорил в докладе, что Роспотребнадзору мы предоставили полномочия без прокуратуры проводить проверочные мероприятия, поэтому сегодня этой проблемы нет. Ну а если говорить по существу, то это не первый законопроект по этой теме и не последний, который мы в Государственной Думе принимаем. Вячеслав Викторович, по вашему поручению мы изучили международный опыт регулирования этой темы, в том числе по вкусовым добавкам. Мы проведём вначале социологическое исследование, спросим граждан наших, молодых людей, как они относятся к ограничению вкусовых добавок и, может быть, вообще к запрету в целом, проработаем и представим дополнительный, отдельный доклад по этой теме. И надеюсь, что нам удастся вместе убедить в своё время и правительство в том, что нужно продолжать вводить ограничения и в конечном счёте избавить наших детей и молодых людей от вейпомании, которая есть в нашей стране. Большое спасибо всем за поддержку и вам лично за то, что есть возможность сегодня принять этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Павлович. Есть ли у Олега Ивановича Иванинского желание выступить с заключительным словом? Нет. Переходим к голосованию по 6-му вопросу. Пожалуйста, включите режим голосования. Рассматривается законопроект в первом чтении, подчёркиваю. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 44 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято За - 419, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принимается единогласно - поздравляю, коллеги!