Заседание № 73
12.01.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 78158-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (в части увеличения установленного числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Марий Эл).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1936 по 2286 из 4212
Пункт 8, о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации". Доклад представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл Юрия Геннадьевича Буянова. Пожалуйста, Юрий Геннадьевич. БУЯНОВ Ю. Г., представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл. Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы! При подготовке в 1999 году проекта федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Марий Эл с учетом нашей инициативы предполагалось создать сорок должностей мировых судей и соответствующее число судебных участков. В принятом Федеральном законе от 29 декабря 1999 года № 218 "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Республики Марий Эл было предусмотрено тридцать четыре должности мировых судей. Анализ деятельности мировых судей за истекшие четыре года свидетельствует об их изначально значительном вкладе в дело отправления правосудия, вместе с тем растет и нагрузка на мировых судей. По статистическим данным, за 2004 год на многих судебных участках республики служебная нагрузка мировых судей составила сто сорок - двести дел, что значительно выше средней служебной нагрузки мировых судей в целом по России. То есть ежедневно судья должен рассмотреть не менее четырех, а на отдельных судебных участках - десяти дел. При такой нагрузке у мирового судьи не остается времени ни на подготовку дела, ни на контроль за исполнением решения. Подготовленные нами расчеты увеличения количества должностей мировых судей рассмотрены и поддержаны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, его постановление имеется в сопроводительных документах к законопроекту. Однако Правительство Российской Федерации считает, что нагрузка на мирового судью не является основанием для увеличения количества должностей, поскольку проблема может быть решена путем перераспределения судебных участков, что нам и было предложено сделать. Заключение Правительства Российской Федерации нами внимательно изучено, и тем не менее мы снова пришли к выводу о том, что специфика расселения граждан на территории республики не позволяет перераспределить судебные участки, не нарушив требований статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Эта статья предусматривает, что в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее пятнадцати тысяч человек создается один судебный участок. Несоблюдение этой нормы приведет к ограничению права граждан на доступ к правосудию, особенно в сельской местности, в связи с увеличением временных и материальных затрат граждан на соответствующие поездки. По данным переписи населения 2002 года, общая численность населения республики не увеличилась, однако по отдельным административно-территориальным образованиям, таким, как город Йошкар-Ола, город Козьмодемьянск и смежный с ним Горномарийский район, она увеличилась, причем там, где численность населения для образования судебных участков и так была близка к предельной норме. Поскольку именно здесь большая нагрузка, мы и планировали введение в указанных административно-территориальных образованиях шести должностей мировых судей, четырех из них - в городе Йошкар-Оле, столице республики. Все введенные должности мировых судей в республике заполнены, по состоянию на 1 января 2005 года имеются две вакансии в связи с переходом мировых судей на другое место работы. Необходимо учитывать, что с 1 января 2005 года разграничение полномочий органов власти всех уровней по расходным обязательствам будет осуществляться на новой финансовой основе, а также будет происходить дальнейшее увеличение нагрузки при рассмотрении судебных дел мировыми судьями в связи с предстоящим ростом обращений граждан по вопросам монетизации льгот. Кроме того, в республике принят закон об административных правонарушениях, дела по которым также уполномочены рассматривать мировые судьи. Республика Марий Эл как субъект Российской Федерации готова понести расходы на обеспечение деятельности шести дополнительно вводимых мировых судей. Финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в Республике Марий Эл в текущем году предлагается осуществлять за счет федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание мировых судей в 2005 году. Просим вас положительно рассмотреть и поддержать законодательную инициативу Республики Марий Эл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Геннадьевич. Присаживайтесь. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сразу должен отметить, что федеральным законом, в который предлагается внести изменения, определяется общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах Российской Федерации. В свое время при принятии данного закона учитывался средний показатель установленного законодательством критерия - двадцать две с половиной тысячи человек на одном судебном участке. Данный показатель использовался при определении числа мировых судей применительно ко всем субъектам Российской Федерации. Таким образом, задача федерального законодателя - определение общего числа мировых судей - выполнена исходя из общего подхода к различным регионам. Задача же регионального законодателя - это создание нормативно-правовой базы для формирования судебных участков исходя из требований федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" численностью от пятнадцати до тридцати тысяч человек на одном участке с учетом социально-демографических особенностей конкретного региона. Учитывая местные особенности, меньшую нагрузку на мировых судей в одних районах и большую в других, а также то, что такая нагрузка не остается постоянной, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять формирование судебных участков и могут производить их перераспределение. Представленная законодательная инициатива Республики Марий Эл предусматривает увеличение установленного числа мировых судей. При этом основным аргументом автора данного законопроекта является увеличение нагрузки на мировых судей в связи с расширением их компетенции. Однако должен отметить, что действующим федеральным законодательством предусмотрена возможность реализации задачи формирования судебных участков в условиях меняющейся ситуации без изменения законодательства. По итогам Всероссийской переписи населения, в 2002 году численность населения в данном регионе составляет семьсот двадцать восемь тысяч человек, а проектом предлагается установить число мировых судей - сорок, то есть образовать судебные участки в среднем с населением уже восемнадцать тысяч двести тысячи человек на каждом. В настоящее время для Республики Марий Эл число мировых судей равно тридцати четырем, то есть двадцать одна тысяча четыреста человек на одном судебном участке, и это в пределах средней величины. Но здесь докладчик говорил еще и о цифрах, которые определяют нагрузку мировых судей. Он давал нам цифры крупным блоком, годовыми периодами. Можно взять и большие периоды, тогда цифры будут еще больше. Но давайте возьмем нормальный рабочий период судьи. Вот смотрите: если всего за 2003 год, как указывают авторы в пояснительной записке, мировыми судьями республики рассмотрены полторы тысячи уголовных дел, тринадцать тысяч с небольшим гражданских дел и семь тысяч девятьсот дел об административных правонарушениях, то получается, если пересчитать на недельную нагрузку, что в неделю один мировой судья рассматривает одно уголовное дело, около восьми гражданских дел и около пяти дел об административных правонарушениях. Поэтому говорить о каких-то запредельных нагрузках, я думаю, не стоит. В связи с изложенным представляется преждевременным принятие решения об увеличении установленного числа мировых судей в данном регионе, и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пока один вопрос. Броницын Андрей Юрьевич, пожалуйста. БРОНИЦЫН А. Ю., фракция ЛДПР. Наверное, редко выступаю: Броницын. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Броницын Андрей Юрьевич. БРОНИЦЫН А. Ю. Александр Петрович, вы так всё хорошо, под копирку, нам рассказали, сколько по всей стране в среднем одному судье дел приходится вести, но сами же себе противоречите: сказали, что с учетом местных особенностей. Вы учитывали местные особенности Республики Марий Эл, где огромные расстояния, где леса, где невозможно перераспределить обязанности между судьями, перераспределить участки между судьями? Вот вы сами себе противоречите, еще раз говорю. Национальные особенности вы учитывали? МОСКАЛЕЦ А. П. Я думаю, мы должны учитывать особенности всей Российской Федерации. Если взять, например, Эвенкийский автономный округ, который имеет значительно большую территорию, чем республика, о которой мы сегодня говорим, а численность населения менее двадцати тысяч человек, тогда о чем там говорить? Там и до среднего показателя недотягивает ни один судебный участок, но ведь вопрос решается. В данном случае мы имеем тридцать четыре ставки на семьсот тысяч человек. Надо заполнять, без вакансий работать, перераспределять нагрузку. Ведь необязательно вкладываться, так сказать, в административно-территориальное деление той или иной республики или Российской Федерации в целом. Здесь возможны и другие подходы, и законодательство это допускает. А ведь авторы законопроекта немножко, понимаете, нас переводят на другие цифры, на такое вот, непрофессиональное, обывательское понимание проблемы работы мировых судей. Смотрите, с чего начинают статистику: раньше рассматривали всего девяносто пять уголовных дел в год и две тысячи гражданских, а теперь рассматривают полторы тысячи уголовных дел в год, поэтому резко нужно увеличивать число судей. Нет! Они берут за нормальную нагрузку ту, когда ранее на одного судью в год приходилось всего три уголовных дела. Это что, нормально, что ли? Да ненормально! Период становления проходит, всё идет своим чередом. Другое дело, что нужно повышать и профессиональный опыт, и техническую оснащенность, и материально-техническое обеспечение судов. Вот это - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще вопросы? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Александр Петрович, мне кажется, что заключение комитета отражает больше обывательское отношение к этому закону. Мы же с вами понимаем, что живем сегодня при совершенно другом общественно-политическом строе, что появилось столько вопросов, которые граждане нигде больше не могут решить, как только в суде. И иногда бывает, что судья принимает решение за десять - пятнадцать минут, вернее, вопрос рассматривает. Так, как и мы с вами: важнейший законопроект, можно его целый день рассматривать, а мы его за пятнадцать минут, скорее - вот потом результаты и имеем. Почему никогда комитеты не поддерживают мнение регионов? А если потом наступит такое время, когда можно будет сокращать, тогда и надо будет дать право сокращать. А то давайте дадим право увеличить число судей на регион, потом пусть они там деньги ищут. Ну так же неправильно подходить! МОСКАЛЕЦ А. П. Тамара Васильевна, если вспомнить даже совсем недавние заседания Государственной Думы, то можно привести немало примеров, когда мы поддерживали инициативы с мест вот именно такого плана - когда увеличивали число мировых судей и вообще федеральных судей судов общей юрисдикции. Поэтому не совсем верно, будто мы стоим на позиции, чтобы только лишь не допускать положительного решения по инициативам законодательных собраний или Верховного Суда Российской Федерации. А в данном случае, сами посмотрите, еще раз вдумайтесь вот в ту цифру, которую я назвал. Сами же авторы законопроекта дают нам цифры средней нагрузки по республике на одного мирового судью. Ну вот я вам и говорю: всего получается четырнадцать административных, уголовных и гражданских дел, в том числе только одно уголовное в неделю. Абсолютно нормальная нагрузка, тем более мы знаем, какую категорию дел рассматривают мировые судьи. Это вполне подъемные цифры. И я думаю, что здесь позиция комитета основывается на объективных показателях и не на чем-либо другом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Присаживайтесь, Александр Петрович. Есть необходимость выступить по данному законопроекту? Пожалуйста, Броницын Андрей Юрьевич. БРОНИЦЫН А. Ю. Уважаемые коллеги, действительно, какой-то у нас избирательный подход к ряду субъектов: кому-то мы дали возможность увеличить количество судей, а кому-то не даем, Марий Эл в частности. Ведь на местах виднее, какое количество судей им нужно. Кому нужен будет потом судья, который не может в течение месяца-двух разобраться со своими делами или который автоматически все дела там проводит? Ну кому нужны будут такие судьи? Тем более сейчас поток обращений к мировым судьям возрастет, в разы возрастет. Если просят увеличить на шесть судей, почему не пойти навстречу? И почему - меня удивляет - молчит одномандатник от Марий Эл, Комиссаров, уважаемый господин? Его и нет сегодня в зале, был, но ушел. Одномандатник, депутат - пожалуйста, выступайте! Свой председатель комитета у Марий Эл, должны провести... Количество судей надо увеличивать, если регион просит об этом. Я предлагаю поддержать данную инициативу. Действительно, подход комитета в данном случае какой-то избирательный: вот именно инициатива Марий Эл не понравилась, а инициативы других регионов понравились, другим дали увеличить. Всё в нормы вписывается: там восемнадцать тысяч человек на одного судью, нормальная норма. Поэтому, уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вопрос, казалось бы, такой сугубо индивидуальный, но, на мой взгляд, этот вопрос касается не только Марий Эл, а вообще всей России. Каждый регион, конечно, у нас не самостоятельная вотчина, хотя в последние годы делается всё для того, чтобы как можно больше ослабить связь регионов и чтобы у нас шел дальнейший развал еще и России. Разве можно вообще принимать законы, которые одному региону разрешают делать то, что он хочет, а другой ставится в иные условия?! И всё меньше и меньше ответственности мы налагаем на федеральную власть. Да у нас дело доходит до абсурда, когда выступает, допустим, премьер или вице-премьер и говорит о том, что это не мы, это вот там, знаете, ваши губернаторы делают, это вот там ваши власти, а мы за это не отвечаем. Люди не понимают до сих пор вот этого подхода. Мы живем в одной стране, и должны быть федеральные законы, действующие на территории всей страны, а уже там принимаются затем свои законы, которые не должны никоим образом противоречить федеральным. Это первое. Второе. Я уже отметила, задавая вопрос, что мы живем сегодня при совершенно другом общественно-политическом строе. И бог меня, например, миловал: я никогда не обращалась в суды, и дай бог, чтобы никогда до своей смерти не обращалась бы, потому что это дело сегодня и накладное, и скандальное и так далее. Но тем не менее вы посмотрите, мы все депутаты, сколько к нам идет обращений. Причем пишут в основном о судебных вопросах. Отвечаю: уважаемые граждане, да не имеем мы права рассматривать их! Нам уже тысячи предписаний приходят из Верховного Суда, что не лезьте, мол, не в свое дело. Но людям некуда больше обратиться! Если раньше они ходили в райкомы, в обкомы, решали там какие-то вопросы, то сегодня остался только один суд. Прием граждан губернаторами - это редкость, потому что им тоже некогда, не до граждан простых. Многие депутаты зачастую вообще не приезжают в свои регионы. Да и решить-то особо депутат вопрос не может, там же все вопросы судебные. Особенно много дел связано сегодня с гражданскими, экономическими вопросами, и многие люди даже не понимают сегодня, как это... Поэтому, мне кажется, мы рассматриваем один из важнейших вопросов. Раз такая необходимость возникла, значит, наверное, там всё продумали. И потом, вовсе не убедительны аргументы, которые приводит председатель комитета. Ну разве можно так аргументировать: вот там одно уголовное дело в неделю?! Да бывает, что уголовное дело рассматривается месяцами! Месяцами - и то неправильное принимается решение. Разве мы можем вообще определять?.. Поэтому я считаю, что этот законопроект надо поддержать и впредь, когда к нам обращаются регионы, надо внимательно относиться к их просьбам. А у нас в основном: отклонить - вот такие решения мы принимаем на протяжении последних лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Юрий Павлович, пожалуйста. ИВАНОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, я абсолютно согласен с тем, что говорили Тамара Васильевна и ранее выступавший мой коллега, но все-таки хотелось бы обратить ваше внимание на следующее: никакого критерия сегодня для установления численности судей по регионам нет, кроме как численность населения и количество дел. Если мы от этих критериев отходим... Правильно Тамара Васильевна говорит: бывает, одно дело стоит двадцати дел. Но тем не менее если мы от этого критерия отойдем, то мы отойдем от системы, мы породим цепную реакцию выступлений регионов, которые будут просить об увеличении штатов. Мне кажется, это тот вопрос, где я бы все-таки согласился оставить приоритет за правительством. Вот подумайте сами: количество дел может проверить и определить отдел юстиции Министерства юстиции, Министерство юстиции определяет нагрузку на судью и сведения у правительства по поводу численности населения в регионах также имеются. Если правительство здесь возражает - а опирается оно на два столпа: на Министерство юстиции и на Министерство финансов, - на мой взгляд, надо этой системы придерживаться и не порождать цепную реакцию просьб регионов об увеличении численности судей. Я полагаю, критерии - это главное, хотя тот пафос, с которым выступали мои коллеги, я разделяю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? По карточке Гусакова? Пожалуйста, включите микрофон по карточке Гусакова Дмитрия Вячеславовича для выступления Юрию Геннадьевичу Буянову. БУЯНОВ Ю. Г. Уважаемые депутаты, я, конечно, понимаю, что у комитета свое видение, но просьба такая. Я вчера разговаривал с Председателем Верховного Суда Российской Федерации, он постарался через меня довести до депутатов Государственной Думы, что в населенном пункте в лесу, где численность населения... Пределы - 15-30 тысяч, а там живет 11 тысяч, но нельзя судью оттуда убрать и перевести в город, это то, о чем профильный комитет говорит. Основная нагрузка ложится вот именно на тех судей, которые работают в городе. Мы говорим только о городе Йошкар-Оле, где необходимо дополнительно ввести всего четырех судей, плюс Козьмодемьянск, это самые большие города. Всего шесть человек. Президент берется обеспечить участки всем необходимым, просьба только выделить шесть ставок. Единственная просьба. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Геннадьевич. Уважаемые коллеги, необходимо определиться голосованием по проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 10 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7% Результат: не принято Не принято.