Заседание № 259
18.12.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 780703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части правового регулирования создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1057 по 1707 из 2947
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". С докладом выступит Сергей Викторович Алтухов. Пожалуйста, Сергей Викторович. АЛТУХОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Одной из самых актуальных проблем в области обращения с отходами остаётся проблема, связанная с инфраструктурой накопления отходов. На совещании с членами правительства в августе этого года наш президент Владимир Владимирович Путин обратил внимание на то, что организация контейнерных площадок в регионах далека от идеальной, он поручил проработать вопросы, недочёты в этой области и выйти на решения, которые помогли бы увеличить количество контейнерных площадок и контейнеров исходя из реальных потребностей наших граждан. Действительно, сегодня у нас цепочка утилизации отходов начинается именно с контейнерной площадки, и именно по состоянию контейнерной площадки наши граждане оценивают, как в регионе организована система обращения с отходами. А неудовлетворительное состояние контейнерных площадок обусловлено тем, что у нас согласно 89-му федеральному закону за регионами закреплено право регулировать схему обращения с отходами, выбирать региональных операторов, то есть попросту определять, кто куда везёт, как сортирует, как утилизирует и перерабатывает отходы. Но полномочия по созданию контейнерных площадок, по их удовлетворительному содержанию возложены именно на муниципалитеты, и зачастую у муниципалитетов просто не хватает средств на должное их содержание. В результате на немногочисленных контейнерных площадках копятся горы мусора, они зачастую превращаются в такие стихийные свалки, это ведёт, конечно же, и к антисанитарии, и вообще к социальной напряжённости. Особенно остро этот вопрос стоит на курортных территориях, и в связи с развитием внутреннего туризма в нашей стране этот вопрос встал на большем количестве территорий. Вот, например, в Краснодарском крае, жителей которого я имею честь представлять в Государственной Думе, в прошлом году приняли 18,6 миллиона туристов, в этом году, по всем прогнозам, мы преодолеем историческую планку в 20 миллионов туристов. Конечно же, это создаёт дополнительную нагрузку на коммунальную инфраструктуру, в том числе на инфраструктуру обращения с отходами: на полигоны твёрдых бытовых отходов, на автопарк контейнеровозов и на контейнерные площадки. В пик сезона этим летом стало совершенно очевидно, что в ручном режиме вопросы, которые встали сейчас на курортных территориях, просто нельзя решить, необходимы именно системные законодательные решения, которые помогли бы эти вопросы решить. Представленный законопроект был разработан во исполнение поручения нашего президента, он согласован с Правительством Российской Федерации, обобщает опыт регионов. И я хотел бы отдельно поблагодарить профильный комитет Государственной Думы, Дмитрия Николаевича Кобылкина, Александра Борисовича, за то, что помогли обобщить опыт регионов. Александр Борисович тоже проехал большое количество субъектов Российской Федерации, доехал до Краснодарского края, где мы вместе с ним провели совещание с вице-губернаторами, с министрами, с региональными операторами, с главами муниципальных образований, мы смогли полностью разобрать имеющиеся проблемы и предложить решения, которые легли в основу представленного законопроекта. И благодарю коллег, которые помогли в дальнейшем доработать эти нормы, - это было непросто, откровенно скажу, но мы вышли на решение. Что мы предлагаем? Мы предлагаем дать возможность регионам передать часть функций - по созданию и содержанию контейнерных площадок - региональным операторам. По сути, у региона появится альтернатива, три варианта: либо оставить соответствующие полномочия муниципалитетам, то есть так, как это организовано сейчас, либо дать возможность субъектам нашей страны субсидировать соответствующие мероприятия муниципалитетов по созданию и содержанию контейнерных площадок, либо передать эти функции региональным операторам и тогда сосредоточить всё, что называется, в одних руках. Если субъект выберет именно третий вариант и передаст эти задачи региональному оператору, то нужно будет заключить трёхстороннее соглашение - между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта и региональным оператором, - по которому орган исполнительной власти субъекта должен будет проинвентаризировать, сколько контейнерных площадок и контейнеров необходимо в муниципалитете, выделить земельные участки и передать региональному оператору. Орган исполнительной власти также должен будет предусмотреть соответствующие мероприятия в тарифе и отследить реализацию соответствующей инвестиционной программы. Ну а региональному оператору, создав контейнерные площадки, нужно будет передать это всё на баланс органа местного самоуправления. Ну а чтобы оцифровать, иметь полную цифровую картину системы обращения с отходами, мы предлагаем сформировать реестры мест размещения твёрдых коммунальных отходов в государственной информационной системе учёта твёрдых коммунальных отходов, так называемой ФГИС УТКО, прописать, сколько где каких контейнерных площадок необходимо, чтобы ликвидировать имеющийся сейчас дефицит. Мы считаем, что предложенные законодательные новеллы, конечно же, позитивно будут влиять прежде всего на улучшение санитарного состояния наших городов и курортных территорий, это, несомненно, решит проблему стихийных свалок и ликвидирует, скажем так, перегрузку отходами немногочисленных контейнерных площадок. Ну и в заключение хотел бы поблагодарить от имени региона всех коллег, которые принимали участие в разработке этого законопроекта, и попросить поддержать его в первом чтении. Уверен, что он позволит многим субъектам решить имеющиеся в этой области проблемы. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Содоклад по этому вопросу сделает Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б. Уважаемые депутаты, ну, на самом деле мы прошли достаточно серьёзный путь. Хочу вам напомнить, что в рамках депутатского контроля в августе, в сентябре мы обратились к депутатам Государственной Думы с просьбой помочь нам сделать ревизию хода проведения рекультивации объектов, достижения целевых показателей по утилизации, обработке отходов, ну и, конечно, состояния контейнерных площадок. Была проведена достаточно серьёзная работа, 34 депутата Государственной Думы подключились к ней, и у нас на сегодняшний день достаточно интересная картина отражена в этом законопроекте. Лично хотел бы поблагодарить Евгения Владимировича Маркова, Михайлова Олега Алексеевича и Арапова Георгия Константиновича, которые вроде бы из альтернативных фракций, но очень серьёзно приступили к этой работе и дали нам большую информацию. На основании нашей работы совместно с правительством было принято решение о создании инцидента. Алексей Владимирович, теперь я отвечаю вам: я не забыл про рабочую группу. Вы сказали, что необходимо создать рабочую группу, - так вот, создан инцидент, который заседает теперь еженедельно, в него входят абсолютно все субъекты Российской Федерации, губернаторы представляют субъекты Российской Федерации. И вопрос, который стоит на повестке, только один - это ход реформы, недостатки и меры, которые необходимо принять здесь и сейчас либо в части законодательства, либо в части нормативной документации, для того чтобы улучшать показатели реформы и достигать целевых показателей. На самом деле большинство целевых показателей по 2024 году, к сожалению, достигнуты не будут, и вы в этом вопросе были правы. Приглашаем вас работать на инцидент еженедельно по четвергам в 10 часов в Правительство Российской Федерации. Теперь о том, что касается конкретных поправок. Почему всё-таки приняли альтернативность? От многих я слышу критику, что не должно быть альтернативности, что контейнерные площадки нужно передавать в одни руки, один ответственный должен быть, и это справедливо. Почему всё-таки приняли альтернативность и дали возможность регионам оставить механизм так, как есть? Мы проехали более чем по 40 субъектам Российской Федерации, и в половине из них нам сказали, что у них приняты производственные программы, инвестиционные программы, приняты государственные программы, которые позволят ликвидировать за счёт денег субъекта Российской Федерации дефицит контейнерных площадок. Также муниципальным образованиям передаётся в полном объёме субсидия, для того чтобы содержать эти контейнерные площадки. Мы попросили их не ломать механизм, который был сформирован именно в 2024 году. Мы считаем, справедливо будет дать альтернативу. Если субъекты Российской Федерации выстроили чёткую, стройную систему - и мы это видим по жалобам, которые поступают и в Государственную Думу, и в регионах, в отношении чистоты на контейнерных площадках, а это лицо реформы, - то предлагаем оставить за ними право оставить систему так, как есть. А для тех субъектов, которые считают необходимой передачу в одни руки, всё-таки мы предусмотрели чёткие механизмы, об этом Сергей Викторович сказал сейчас в своём докладе, как автор. Ну и ещё очень важные моменты, о которых я хочу сказать. Решения мы принимали, используя только первоисточники. Мы дошли вместе с публично-правовой компанией до каждого экологического оператора, дошли до каждого муниципального образования, посчитали наличие контейнерных площадок, дефицит, контейнерные площадки, которые сегодня не соответствуют СанПиНу и которые нужно приводить в соответствие. И теперь у нас есть чёткое представление об объёме финансирования, о дефиците контейнерных площадок и о том, какие действия необходимо предпринять по каждому региону в разрезе каждой зоны, за которую отвечают региональные операторы, то есть мы это решение принимали с открытыми глазами. Есть замечания Правового управления, которые можно учесть ко второму чтению. Есть замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и также замечания Правительства Российской Федерации. Все заключения положительные, поддерживается принятие законопроекта в первом чтении с учётом замечаний. Просьба поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. Подготовиться Гартунгу. ЛЕОНОВ С. Д., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Вопрос докладчикам, Сергею Викторовичу. Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что если будет принято решение о том, что содержать контейнерные площадки и строить, достраивать необходимые будет региональный оператор, то в регионе будет повышаться тариф на вывоз мусора? Соответственно, в таких регионах вот это дополнительное строительство и организация контейнерных площадок просто ляжет на плечи людей, особенно, как вы сказали, в регионах, где турпоток очень развитый. То есть граждане, которые там живут, будут просто платить за туристов, за то, чтобы контейнерных площадок стало больше? Так это или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алтухов. Включите Алтухову Сергею Викторовичу микрофон на рабочем месте. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, если у нас будет предусмотрено, что контейнерные площадки будет строить региональный оператор, как я уже сказал, то необходимо будет заключить соответствующее трёхстороннее соглашение между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта и региональным оператором. Вся инфраструктура по строительству будет включена в соответствующие мероприятия регионального оператора, ну а предельный индекс повышения тарифа, о котором вы говорите, установлен сейчас, и мы с вами в этом зале им руководствуемся. И у субъекта будет возможность, первое, действительно повысить тариф в пределах этого индекса и, второе, субсидировать из регионального бюджета соответствующие мероприятия, как я уже сказал, для покрытия соответствующей межтарифной разницы региональному оператору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Борисович, у меня к вам вопрос: а когда вы рассматривали предложение по расширению количества площадок и увеличению количества контейнеров, предусматривался ли раздельный сбор мусора? Вы же понимаете, что в этом случае большее количество контейнеров должно быть и они разных видов должны быть. Каким образом вот это предусматривается? КОГАН А. Б. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович. На самом деле предусматривалось, потому что все регионы в соответствии с поручением президента должны иметь на 100 процентов раздельный сбор отходов на площадке. Значит, анализировалось количество контейнерных площадок, на которых уже есть раздельный сбор, и тех, где нет. По Челябинской области - а я так понимаю, что вы, собственно, её представляете, - у нас есть чёткий прогноз, сколько необходимо средств и так далее, я могу вам назвать с трибуны, либо вы можете ко мне подойти. Но в целом в случае стопроцентного раздельного сбора отходов и ликвидации дефицита контейнерных площадок рост тарифа не может быть выше 11 процентов. Вот посчитали весь дефицит, вот по Челябинской области - 11 процентов. В случае ликвидации, раздельного сбора отходов, если надо будет сделать, поменять контейнерные площадки, добавить их и так далее, - 11 процентов. Сегодня это не превышает те пределы, которые установлены Правительством Российской Федерации и Государственной Думой при принятии бюджета, роста тарифов коммунальных услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Викторович, так называемая мусорная реформа, к сожалению, очередная провальная реформа. И данная инициатива подтверждает технологическую несостоятельность мусорной реформы в целом, так как новация направлена на банальное увеличение территорий и контейнерных площадок, так как новация - это, как правило, корректировка тарифной политики в сторону её увеличения (я уже об этом сказал). Вопрос: что вы можете сказать о существующих территориях и накопителях ТКО, а также предполагаемых контейнерных накопителях? Есть ли по ним требования о проведении обязательной экологической экспертизы или отсутствуют вообще? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алтухову вопрос. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, ну, это ваше мнение. Действительно, есть сложности, но реформа идёт, идёт своим чередом, и это ещё один шаг к тому, чтобы вопросов в этой области было меньше. Что касается экологических норм, они сейчас существуют. Несомненно, контейнерные площадки нуждаются в соблюдении определённых требований, но законопроект сейчас немного не об этом. Законопроект сейчас о том, чтобы дать нашим губернаторам, регионам дополнительные полномочия в этой области. И мы сейчас говорим о том, что у губернаторов сейчас максимально широкие полномочия, так давайте дадим им возможность подключиться в том числе к финансированию мероприятий по созданию и мест накоплений, и контейнерных площадок, контейнеров и бункеров. Это очень важный аспект, потому что сегодня, к сожалению, муниципалитеты за счёт собственных средств просто не вытягивают эти задачи. Вот законопроект направлен на то, чтобы мы покрыли существующий дефицит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Сергею Викторовичу вопрос. Скажите, пожалуйста, если так, грубо, за чей счёт, ну, вот эта реформа, ну, вот это преобразование? Не получится ли так, что после передачи оператору региональному в дальнейшем опять появится какой-то дополнительный мусорный сбор, налог на граждан, на туристов, и, таким образом, хорошее дело превратится в очередную возможность для регоператора добавить дополнительные деньги к суммам, и без того немалым? Вот в этом главный вопрос. Если это не за счёт муниципалитета, не за счёт субсидии, то это не должно происходить за счёт граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Алтухову включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я ещё раз подчеркну то, что сказал в своём докладе. Мы, по сути, этим законопроектом даём региону альтернативу из трёх вариантов. Первое, если у муниципалитета всё отлично отлажено и у него хорошо организована система инфраструктуры для накопления отходов, контейнерных площадок, то он может оставить всё за муниципалитетом. Второе, мы даём возможность регионам из региональных бюджетов финансировать и субсидировать затраты муниципалитетов на создание соответствующей инфраструктуры. Ну и третье, всё-таки мы даём возможность сосредоточить всё в одних руках, потому что, ещё раз подчеркну, у нас цепочка обращения с отходами начинается с контейнерной площадки, и будет правильно во многих случаях, чтобы именно региональный оператор отвечал - от создания контейнерной площадки, её содержания до утилизации конечных отходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Викторович, вот в Алтайском крае есть операторы, были операторы, которые стали уже банкротами, на них заводятся уголовные дела, и в Республике Алтай население жалуется на регоператоров местных. Вот вы говорите, что муниципалитеты сейчас не справляются с функциями, а где гарантии, что вот такие нерадивые регоператоры справятся с теми функциями, которыми мы их дополнительно ещё наделяем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухову включите микрофон, пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Уважаемая Анжелика Егоровна, ну, это будет право субъекта - определять, каким путём идти. Если муниципалитет справляется, то он может оставить всё как есть. Но если у муниципальных властей не хватает сил и средств на поддержание контейнерных площадок в должном состоянии, а есть региональный оператор, который готов организационно взять на себя эту функцию, то будет правильно, если регионы примут решение по передаче этих функций, по созданию и содержанию этих площадок, региональным операторам. Здесь нельзя говорить о том, что правильно так, так или так. Мы даём, по сути, региону альтернативу - он примет решение для выполнения соответствующих задач. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Согласно законопроекту, вот по соглашению, "...обязанность органа местного самоуправления определять и предоставлять земельные участки для создания мест (площадок)...", но не вся земля находится в собственности муниципалитета, есть и государственная, есть и частная, есть и неразграниченная, на неё право собственности не определено. И если будет необходимость организации таких площадок, но, предположим, возникнет вопрос по собственникам земельного участка, как вы считаете, есть ли необходимость дополнительно какие-то вопросы проработать, чтобы при принятии решения органами местной власти не возникало конфликтной ситуации с собственниками земельных участков? Когда мы принимаем здесь решение, что площадка должна быть, необходима, ну, предположим, проблемы будут по земле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алтухов, пожалуйста. АЛТУХОВ С. В. Ну, если эти вопросы будут возникать, несомненно, регион эти вопросы будет вправе решить. И я убеждён, что в каждом конкретном случае у муниципалитета достаточно мест, где он сможет организовать соответствующие площадки накопления инфраструктуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сулейманов Ренат Исмаилович. Вы говорите только, кому вопрос. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Ну, вопрос тому, кто ответит, из содокладчиков... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги... СУЛЕЙМАНОВ Р. И. К авторам. Я разделяю мнение тех коллег, которые говорили, что мусорная реформа действительно провалена. Она, к сожалению, свелась только к тому, что выросли тарифы в 2-3 раза после перехода на региональных операторов, и сегодня там возбуждаются уголовные дела. Значит, у нас вот экология, Новосибирск допустим: тоже просто собирали деньги и выводили эти средства. Если вы даёте возможность муниципалитету выбирать, будет он платить из бюджета или, так сказать, переложит это на плечи населения, конечно, муниципалитеты будут эти средства экономить, так сказать, и перекладывать это всё на граждан. Так вот, есть ли у вас оценки, насколько ещё?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, инициативно Коган, но не автор. КОГАН А. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович. Ну да, сказали к автору, к соавтору. Значит, тариф может вырасти только - подчёркиваю, может вырасти, потому что в каждом субъекте Российской Федерации разная картина по ликвидации, - может вырасти только в рамках ограничений. Это коммунальная услуга, тариф не может вырасти не в 10, не в 20 раз и не на 40 процентов. Есть ограничение - 12,5 и 18,5 процента, вот ровно в этих пределах он и может расти, поэтому переживать по этому поводу вообще нет никакого смысла. Ещё раз хочу подчеркнуть всем, кто задаёт соответствующий вопрос: это коммунальная услуга, рост тарифа ограничен, тариф будет расти только в рамках ограничений, которые мы же с вами вместе и устанавливаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, завершающий вопрос - Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Борисович, в продолжение вопроса. Региональные операторы - коммерческие организации, в убыток себе они работать не собираются, у муниципалитета нет денег, чтобы организовать самостоятельно эти самые площадки, но есть возможность придумать инвестиционную составляющую для регионального оператора, что, собственно, и пугает: сегодня она необязательна, а завтра постановление правительства будет - включить в тариф в обязательном порядке инвестиционную составляющую; сегодня она там как-то ограничивается тем ростом, о котором вы говорите, а завтра не будет ограничена, как с альтернативной котельной, - нас долго убеждали, что это хорошая штука, только теперь это не ограничивается тем пределом, который мы устанавливаем как на федеральном, так и на региональном уровне, потому что это инвестиционная часть, и вот эта инвестиционная часть просто будет переложена на людей. Нет денег у муниципалитета, нет денег у региона, значит, оплачивать содержание этих самых площадок, которые в далеко не удовлетворительном состоянии, будут сами люди. Так ли это? КОГАН А. Б. Алексей Владимирович, ну, на самом деле вы подметили правильно: можно увеличить сверх норматива тариф, который устанавливается ежегодно, только через инвестиционную составляющую. Но я хочу вам напомнить, какая процедура: регион делает обоснование, выходит в ФАС, ФАС проверяет каждую копеечку - здесь не будет уже такого, это очень серьёзная процедура, - дальше ФАС по этому поводу выпускает отдельное распоряжение, это отдельное распоряжение спускается органам местной власти, депутатам, депутаты ещё раз смотрят, утверждают по конкретному муниципальному образованию, отдают губернатору, и только тогда губернатор подписывает. Этот документ проходит три стадии, три ступени согласования - с местными, с региональными и с ФАС, но при всём при этом ФАС проверяет всю экономику, до копейки. Это сложно будет сделать, ну и тут нужно указывать - мы категорически настаивали на этом, и это записано у нас в законопроекте, - что в таком случае регион обязан предусмотреть это в государственной программе и предусмотреть помощь как муниципалитетам, инвестиционное строительство... Почему? Потому, что регионам, по логике, эти площадки не нужно отдавать, - регион же может уйти, он же площадки с собой не заберёт, поэтому они должны принадлежать муниципалитету, а регионы должны иметь региональные программы обустройства и строительства таких контейнерных площадок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие выступить. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, Соболев Виктор Иванович, Гартунг Валерий Карлович. Кто будет выступать от фракции КПРФ? Куринный. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Гартунгу. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле те три механизма, о которых мы говорили, - это действительно альтернатива, но давайте посмотрим, как они работают. Первый вариант - муниципальные власти справляются, денег хватает. Хороший пример - город Москва: никто не видел здесь мусорных завалов или чего-то там ещё, потому что деньги есть. Второй вариант - денег у муниципалитета нет, помогает регион. Тоже есть соответствующие примеры сегодня, это могут быть какие-то нецелевые (прямые) субсидии, но в рамках выравнивания обеспеченности крупные богатые регионы помогают муниципалитетам, и те тоже более-менее содержат площадки. А теперь о третьем случае - денег у муниципалитета нет на содержание этих самых площадок, это подавляющее большинство. Именно поэтому они завалены, не ухожены, развалены, за ними никто не смотрит сегодня. И как предполагается решить этот вопрос? А очень просто. Заключается трёхсторонний договор между регионом, муниципалитетом и региональным оператором, который является коммерческой организацией и которого, естественно, никак никто не может заставить, не заплатив деньги. А он говорит: у меня инвестиционная составляющая, я готов содержать ваши площадки, я готов установить недостающие, но какой источник? И если у муниципалитета и региона денег нет, то единственный источник - это люди, их карманы, мы прекрасно понимаем. Почему мы говорим про ограничение или его отсутствие? Это дополнительный механизм: ввести инвестиционную составляющую, вылезти из-под ограничения тарифа и опять всё это сделать за счёт граждан. Совершенно очевидно, что сегодня это дополнительная нагрузка на и так небогатых наших граждан, вот в этих регионах проживающих, - ещё раз повторяю, это регионы небогатые, регионы, как правило, дотационные. В этой связи, конечно, мы видим огромные риски, видим, как это уже неоднократно реализовывалось. И рассказы про то, что ФАС защитит, ФАС увидит... Отчего она защитит? Только от того, что не будет сверх, скажем так, дополнительных затрат. Будет просчитано: на содержание не хватает 300 миллионов рублей - их надо взять с граждан. ФАС проверит: да, 300 миллионов не хватает, надо взять с граждан - и спустит в регион. Губернатор скажет: да, не хватает 300 миллионов, включит в государственную программу - взять с граждан. Ну, муниципалитет, естественно, включит героически это всё в тариф на вывоз мусора... ну, точнее, регион это включит, а муниципалитет будет выполнять, и всё это будет выполняться за счёт средств наших жителей, которые далеко не разбогатели. И когда нам рассказывают, что 12-18 процентов в год - это вот такой небольшой рост... Это огромный рост! Если мы сегодня говорим, что официальная инфляция 9 процентов, то рост на будущий год вообще всех коммунальных платежей в 1,5-2 раза выше инфляции ничем невозможно объяснить. Плюс к этому мы с вами ещё дополнительно создаём механизм, для того чтобы наши мусорные короли чувствовали себя хорошо и дальше обогащались за счёт простых граждан. Мы будем голосовать против данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать за этот законопроект, и вот почему. Сегодня действительно не урегулирован вопрос об ответственности за содержание этих площадок. Вот я не знаю, как к вам, а ко мне постоянно обращаются люди, присылают фотографии. Да и при обходе территории я всегда это вижу. Когда ты приходишь на встречу с жителями, первое место, куда тебя ведут, - это площадка, где собирают мусор, её показывают и говорят: "Вот смотрите, какие горы мусора! Куда смотрит регоператор?" Но самое интересное, что ответственность за содержание площадки несёт муниципалитет или управляющая компания, у которых денег на её содержание нет. Мало того, у них не хватает контейнеров. И вот главы поселений, особенно сельских поселений, ходят и побираются - собирают деньги, для того чтобы купить контейнеры, отремонтировать, сделать асфальтовое покрытие, твёрдое покрытие, чтобы там сбор мусора производился. В законопроекте урегулируется этот вопрос, предлагается региону принять решение - выбрать из трёх вариантов. Первый: если муниципалитет справляется с этой работой, то оставить как есть. Я думаю, что, может быть, есть такие муниципалитеты, но их будет меньшинство, даже в Москве куча проблем со сбором мусора. Второй вариант - за всё отвечает регоператор, что, я считаю, очень правильно, потому что если ты собираешь мусор, то, когда что-то выпало... Сейчас как получается? Регоператор приехал, из контейнера вывалил всё, а если контейнер был переполнен и рядом мешки с мусором лежали, то это уже его не касается, он это оставляет. А потом кто этим будет заниматься? Да никто! Люди ходят, жалуются, фотографируют, выкладывают в соцсетях, ну и потом, понятно, кто-то должен эту проблему решать. Вот законопроект эту проблему решает, но в целом проблему со сбором, переработкой и утилизацией отходов не решает. Я сейчас хотел бы об этом сказать. Да, действительно, мы шаг в правильном направлении делаем, давая региону выбрать вариант: либо муниципалитет этим занимается, либо региональный оператор, либо сам регион этим занимается и выделяет средства. Кстати, вот сегодня от КПРФ было сказано, что они против того, чтобы всё это в тариф включать. Ну, мы согласны, что в тариф это не нужно включать, но нужно выделять деньги, например, из регионального бюджета. И самое главное, нужно обязать регоператоров раздельный сбор мусора производить, потому что если мы не введём раздельного сбора мусора, то порядка здесь не наведём. А это значит, что нужна переработка сырья, как в советское время, - пожалуйста, бумага отдельно, стеклотара отдельно, пластик отдельно, батарейки отдельно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Уважаемые коллеги, заключительное слово... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы от фракции хотите? У вас же есть возможность ещё с заключительным словом выступить, можете от комитета сказать. Коллеги, есть желающие выступить с заключительным словом. Пожалуйста, Алтухову Сергею Викторовичу включите микрофон. АЛТУХОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я в заключение хотел бы сказать коллегам вот что. Действительно, сегодня вопросы есть, но, коллеги, мы предлагаем дать регионам более широкие полномочия. Просто вдумайтесь: в пик курортного сезона в городе Геленджике, интересы жителей которого я имею честь представлять в Государственной Думе, 480 тонн отходов в сутки, в Новороссийске - 350 тонн отходов в сутки. Конечно же, муниципалитет не имеет даже организационной структуры для того, чтобы вывозить вовремя мусор с контейнерных площадок. А у регоператора задача начинается именно от бачка, поэтому мы, как регион, решение приняли бы как раз таки передать всё в одни руки. Но каждый субъект будет решать самостоятельно. Коллеги, вот Алексей Владимирович говорил: будет так плохо, так плохо... А вы что предлагаете - оставить просто так, оставить, ничего не меняя? Оставить, действительно, то малое количество контейнерных площадок, которое сейчас есть? Нет, нам эту задачу нужно решать! Давайте, коллеги, подключайтесь, ко второму чтению будем вместе вырабатывать необходимые решения. Ещё раз благодарю коллег, Вячеслав Викторович, вас за то, что смогли сегодня этот важный вопрос рассмотреть. Уверен, что к началу курортного сезона мы примем закон и решим поставленные задачи. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Александр Борисович Коган, заключительное слово от комитета. КОГАН А. Б. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, я постараюсь быть кратким, потому что вопрос уже понятен, мы его обсуждаем не первый раз. Алексей Владимирович сказал, что данную проблему будут решать за счёт граждан. Ни комитет Государственной Думы по экологии, который занимался этим вопросом, ни депутаты Государственной Думы, ни фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" никогда ничего за счёт граждан не решали и решать не собираются. В этом законопроекте нет ни одной строчки, ни одного пункта, которые говорили бы о том, что мы предлагаем решать это за счёт граждан. Здесь указан чёткий механизм - вы на него сослались - трёхсторонний договор, где должна быть описана каждая контейнерная площадка, показано, в каком она состоянии, показан необходимый объём финансирования для приведения в соответствие контейнерных площадок и строительства новых, а также их содержания. Так вот, тариф будет ограничен, и я не понимаю, как субъекты Российской Федерации смогут свою инвестиционную составляющую переложить на плечи граждан. Почему? Потому, что это не поддержат ни ФАС, ни муниципальные депутаты, ни губернаторы. Абсолютно очевидно, что закон надо принимать. Призываю вас тоже проголосовать за него, потому что делается самый важный шаг - предлагается субъектам Российской Федерации назначить одного ответственного за контейнерную площадку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет замечаний. Уважаемые коллеги, мы с вами всесторонне обсудили законопроект, 7-й вопрос нашей повестки, ставим его на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Вот, уважаемые коллеги, на самом деле только что с Владимиром Абдуалиевичем обсуждали вопросы очень важные, вспоминали то время, когда в завершение сессии... даже было такое понятие - "закон под ёлочку", когда пытались втолкнуть в повестку очень много законодательных инициатив с целью, чтобы никто их не изучал, не анализировал, не обсуждал и как можно быстрее эти лоббистские инициативы приобретали форму закона. Вот сейчас мы с вами повестку сбалансировали и вынесли на обсуждение только то, что подготовлено, и обсуждаем, видите, всесторонне. И докладчик, и содокладчик уже так устали, что вздохнули с облегчением, когда перешли к голосованию. На самом деле многое зависит от нас, и хорошо то, что мы выводы сделали определённые за этот 31 год, и ситуация поменялась в лучшую сторону. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 39 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято За - 348, против - 3, воздержавшихся 3. Законопроект в первом чтении принят. А дальше уже автор вместе с профильным комитетом будут готовить законопроект для рассмотрения во втором чтении, но это произойдёт в будущем году, он наступит скоро. Но в любом случае это не одномоментное принятие, и обсуждение должно быть публичным.