Заседание № 274
20.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 780675-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части учёта мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2213 по 2426 из 6207
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части учёта мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе". Доклад депутата Государственной Думы Максима Александровича Щепинова. Пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется достаточно простой, но, как я думаю, актуальный законопроект, которым предполагается внести в статью 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изменения, дополнив её частью 16 следующего содержания: "Решение о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе, может быть принято только с учётом результатов опроса жителей данного городского округа". Теперь, как говорит Владимир Николаевич, скажу человеческим языком, о чём идёт речь. Коллеги, речь идёт о таком важном, социально значимом объекте, как школа, и я думаю, в этом зале ни для кого не секрет, какое значение школа имеет для каждого жителя Российской Федерации: школа - это не только место, где дети получают знания, образование, воспитание, но и объект притяжения, по сути дела, для всех жителей округа, современная школа - это и всевозможные секции, это и всевозможные кружки, это и как минимум библиотека, это, в конце концов, и избирательный участок. Все мы присутствовали на оглашении ежегодного декабрьского Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, где были чётко обозначены тренды, в том числе в сфере образования, и в части, касающейся школ, было чётко сказано, что необходимо переходить на односменную систему обучения в общеобразовательных учреждениях, - абсолютно согласен с каждым словом, считаю, это действительно необходимо делать. К сожалению, чиновники на местах эти слова понимают по-разному, и порой под схемой реорганизации всё прячется в такую замечательную обёртку, как оптимизация, - и что мы видим на местах? Когда есть определённые вопросы к некоторым учебным заведениям, в том числе по уровню образования, по комплектованию, наверху просто принимают решение, что это учебное заведение закрывается либо реорганизуется, и происходит слияние с расположенным рядом учебным заведением. Для меня лично толчком к написанию этого законопроекта стала ситуация в Оренбурге (я депутат от Оренбургской области), связанная с реорганизацией старейшей школы в нашем городе, школы № 25, и то, как это было сделано. Да, действительно, это учебное заведение находится не в лучшем состоянии, есть вопросы и по успеваемости, и по посещаемости, и по комплектности, но как администрация это преподнесла? Перед Новым годом родителям и педагогическому составу заявили: вот вы доучиваетесь последние полгода, а потом ваша школа будет расформирована и реорганизована. В итоге в школе начались практически демонстрации, родители были крайне недовольны, педсостав был крайне недоволен - подключился депутатский корпус, вмешалось министерство образования региона, отыграли назад, и процесс реорганизации не прошёл, хотя на самом деле проблемы, в том числе системные, существуют. Мы говорим лишь о том, что каждый чиновник, который обладает полномочиями и хочет провести реорганизацию и оптимизацию общеобразовательного учреждения, должен чётко понимать, что прежде всего нужно опираться на результаты опросов жителей округа, где находится это учреждение (чаще всего, естественно, это на 90 процентов родители школьников, которые там учатся, и педсостав), и каждый чиновник должен чётко понимать, что он решает вопрос не с придорожным киоском или павильоном, а с таким социально важным объектом, как школа. Прошу поддержать законопроект. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по образованию Марины Юрьевны Назаровой. Пожалуйста. НАЗАРОВА М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части учёта мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе" и отмечает следующее. Законопроектом предлагается дополнить статью 22 новой частью, устанавливающей обязательность учёта результатов опроса жителей городского округа, в котором расположена государственная образовательная организация, при принятии решения о её реорганизации или ликвидации. Комитет обращает внимание, что частью 11 статьи 22 федерального закона установлено, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Частью 14 указанной статьи определено, что порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки, устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Предусмотрено включение в состав комиссии представителей общественности, как показывает практика, обычно это представители родительской общественности - родители или законные представители несовершеннолетних, - то есть уже предусмотрено, что представители родительской общественности включаются в состав этой комиссии. Таким образом, действующим законодательством уже предусмотрены механизмы учёта мнения граждан при реорганизации или ликвидации государственного образовательного учреждения. Ещё один момент: в пояснительной записке к этому законопроекту отмечается значимость законопроекта в отношении школ, что не согласуется с использованием в тексте законопроекта термина "государственная образовательная организация", под которой согласно части 5 статьи 22 понимается только образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. То есть, как следствие, предлагаемым законопроектом устанавливается обязанность учёта мнения жителей городских округов при организации или ликвидации в том числе государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования, созданных как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации, а указанные образовательные организации обеспечивают получение образования соответствующего уровня не только жителями городских округов, на территории которых они расположены, но и гражданами, проживающими на территориях иных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." опрос граждан проводится по инициативе, во-первых, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения, во-вторых, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учёта мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования. Таким образом, предлагаемая законопроектом норма не может быть реализована, поскольку с инициативой проведения опроса о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации не могут выступить ни органы местного самоуправления, ни органы государственной власти субъектов Федерации. В тексте законопроекта не определено, в чью компетенцию будет входить решение вопроса об опросе мнения граждан при осуществлении процедур ликвидации и каким образом такой опрос будет проводиться, не определяются источники его финансирования. По мнению комитета, существующий механизм принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, закреплённый в действующем законодательстве, в полной мере обеспечивает защиту интересов обучающихся в части получения образования в образовательных организациях и не нуждается в дополнительном правовом регулировании. Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию законопроекта. Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение. Правовое управление Аппарата Государственной Думы полагает, что законопроект нуждается в доработке. На представленный законопроект поступили отзывы от двадцати четырёх законодательных органов государственной власти, четырнадцать положительных, десять отрицательных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Марина Юрьевна, у меня вопрос к вам. Уважаемые коллеги, вопрос не просто актуальный, а просто крайне актуальный для многих регионов России: действительно во многих регионах России сегодня идёт так называемая реорганизация и оптимизация. В заключении указано, что решение принимается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Как было сказано, в состав этих комиссий входят очень многие представители общественных объединений, подчеркну, осуществляющие деятельность в сфере образования, то есть это те люди, которые аффилированы с чиновниками региональных и муниципальных департаментов образования, люди, которые не в полной мере отражают мнение населения, поэтому сегодня нам нужно действительно учесть и предусмотреть механизмы учёта мнения граждан, - Марина Юрьевна, почему мы этого боимся? Выборы не боимся проводить, а услышать и учесть мнение населения его мы боимся! Ведь власть может поддержать либо не поддержать то мнение, которое население может высказать через опросы. Если сегодня население категорически против оптимизации, которая происходит в системе дошкольного и школьного образования, то почему комитет не хочет и не готов поддержать?.. (Микрофон отключён.) НАЗАРОВА М. Ю. Уважаемый Владимир Владимирович, я думаю, что здесь нет никакого страха перед опросом жителей. Вот Максим Александрович, автор законопроекта, приводил в пример очень неудачную оптимизацию в Оренбургской области, а я представляю в Государственной Думе Тамбовскую область, образование Тамбовской области, и могу сказать, что мы эти процессы проходили и проходим уже очень давно, с 2007 года, когда область начала реализацию проекта модернизации образования, и благодаря этому удалось изыскать деньги на повышение заработной платы учителей - такие средства наша дотационная область без этого, конечно, не могла использовать на повышение заработной платы. Что касается города, такие проблемы действительно существуют и нельзя сказать, что ошибок в этом процессе нет, но я вам могу привести и другой пример: когда педагоги в одном из городов, небольших районных центров нашей области, проводили работу с родителями по этому вопросу, они были категорически против вот такой оптимизации и вопрос был снят, но когда родители учащихся из тех маленьких школ, которые должны были присоединить к большой школе, увидели условия обучения, материальную базу, квалификацию учителей в той школе, к которой они не согласились присоединиться, этот процесс был возобновлён и присоединение состоялось. И ещё хочу сказать по поводу того, что касается, так сказать, аффилирования родителей, родительской общественности с руководителями органов муниципального образования или директорами школ, - я с этим не соглашусь. В этой ситуации, понимаете, мы перекладываем профессиональную ответственность с руководителей органов управления образованием, с учителей на родителей, опираемся на их, можно так сказать, непрофессиональное мнение. Родители убеждены в том, что ребёнок должен учиться рядом со школой, но когда ребёнок едет заниматься в какой-то секции, на какие-то занятия, они об этом не говорят, то есть в этом нет такой большой проблемы. Отвечать за профессиональные вопросы должны профессионалы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3687 по 3816 из 6207
Так, коллеги, у нас осталось немножко времени до перерыва - давайте продолжим рассмотрение 9-го вопроса повестки. Напомню: мы заслушали доклад и содоклад, продолжаем задавать вопросы. Я предоставляю слово Валерию Викторовичу Иванову. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к Максиму Александровичу. Каким вы видите механизм реализации опроса жителей городского округа в решении вопроса о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Александрович Щепинов, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо за вопрос, Валерий Викторович. На самом деле таких схем и методов достаточно большое количество. Все мы прекрасно понимаем, что, по сути дела, этот вопрос касается больше всего родителей и педсостава. Я думаю, ни для кого не секрет, что, допустим, те же родительские собрания в школе посещают 80-90 процентов родителей, поэтому считаю, что проблема опроса не будет стоять очень остро. По моему мнению, администрация должна чётко понимать, что вопрос реорганизации либо закрытия школы очень серьёзный и во главу угла должно быть поставлено прежде всего мнение родителей и мнение активного гражданского общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Марине Юрьевне. Марина Юрьевна, мы с вами представляем одну и ту же область - скажите, пожалуйста, сколько у нас школ за это время было закрыто, не только городских, но и сельских, сколько всего? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марина Юрьевна Назарова. НАЗАРОВА М. Ю. Уважаемая Тамара Васильевна, мы с вами действительно представляем одну и ту же область и в большой степени одну и ту же сферу - сферу образования. Буквально сейчас уточнила цифры: в городе у нас не закрылось ни одной школы, в селе школы если и закрывались, то только ветхие или те, в которых остались один или двое учащихся, ну максимум десять. Уменьшается количество юридических лиц, и, может быть, складывается ошибочное впечатление, что закрываются школы, но это только юридические лица, о ликвидации школ речь не идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Марине Юрьевне. Уже давно вызывают сомнения комиссии по оценке последствий ликвидации или реструктуризации школ: если стоит задача сэкономить деньги и закрыть школу, то понятно, кто будет входить в состав комиссии. В принципе можно мнение учесть - имеется в виду мнение участников образовательного процесса - и школу закрыть, поэтому, думаю, более объективным будет опрос мнения именно участников образовательного процесса. Вот скажите, пожалуйста, комитет, когда давал отрицательное заключение на этот законопроект, учитывал данный аспект и как учитывал? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марина Юрьевна Назарова. НАЗАРОВА М. Ю. Мы уже несколько раз говорили здесь, в этой аудитории, что механизм опроса мнений авторами законопроекта не уточнён. В любом деле может быть формализм и может быть достаточно справедливая оценка той или иной ситуации, которая складывается в образовательном учреждении, и я не думаю, что в интересах тех, кто управляет, органов управления образованием и руководителей школ, замыслить какую-то хитрость, сделать так, как не нужно этой школе и этому городскому округу. Хочу сказать, что в финансовой ситуации, которая сложилась в образовании, с учётом требований, предъявляемых к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, и разноплановости учебного процесса объединение разных учебных заведений с разным профилем достаточно эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к автору законопроекта. Скажите, пожалуйста, собрана ли вами информация, сколько хотя бы за последние три года было закрыто городских школ, сколько реорганизовано, именно городских? И второй вопрос. Вы, как автор, настаиваете на том, чтобы опросить жителей данного городского округа, но ведь среди жителей родители обучающихся в данном учреждении составляют менее половины, среди жителей могут оказаться люди, весьма далёкие от этих проблем, - как вы вообще планируете проводить этот опрос? Тем более, что уже существует механизм, который позволяет учесть мнение родителей школьников, потому что они входят в совет школы, и педагогов, то есть эта позиция уже проработана. Зачем тогда жители? Может, вы всё-таки ошиблись? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Ирина Викторовна, спасибо за вопрос. Нет, к сожалению, я не ошибся. Объясняю вам свою позицию, почему нужны именно жители. Если мы говорим о школах в городском округе, то это чаще всего спальные микрорайоны, и в основном жители округа имеют непосредственное отношение к этому образовательному учреждению: либо дети туда ходят, либо внуки - в любом случае чёткое и непосредственное отношение. Теперь что касается механизма, который вы упомянули, - комиссии, в которую входят представители родительской общественности. К сожалению, - я вот соглашусь с коллегами из фракции Коммунистической партии Российской Федерации - не всегда эти комиссии представляют мнение населения и не всегда они являются независимыми. Чаще всего они аффилированы с администрацией, и это как раз те люди, которые выходят с инициативой закрытия либо реорганизации школы. Я ещё раз хочу уточнить: мы не против реорганизации школы как таковой, мы прекрасно понимаем, что это достаточно существенная проблема, и вопрос, который стоит на повестке дня, действительно очень актуален, но мы говорим лишь о том, что перед тем, как закрыть либо реорганизовать школу, необходимо уточнить мнение родителей, общественное мнение, а потом, уже на основании этого общественного мнения, принимать решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3837 по 4174 из 6207
Продолжим рассмотрение 9-го вопроса повестки дня. Мы заслушали доклад, содоклад, задали вопросы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, казалось бы, очень понятный, но нам, оппозиции, непонятно что? Когда про деньги, то понятно: денег нет - давать не будем, но в этом законопроекте речь не о деньгах, а мы всё равно говорим "не надо", но вопрос-то, может быть, ещё важнее, чем выделение средств! Вот представьте: прошло двадцать лет с начала всех этих реформ, школ закрылось неимоверное количество, многие юридические лица (теперь названия юридические), как сказала Марина Юрьевна, объединили в какие-то комплексы, где всё вместе - и культурный центр, и образовательный центр... Но вот выступал перед нами президент, и мне было очень странно слышать, когда он сказал, мол, это что за безобразие, ФАПы закрываются, школы закрываются, это как можно - закрыть школы и создать какие-то непонятные центры? Мне удивительно: неужели президент об этом не знал, если это длится уже двадцать лет и во всех регионах исполнительная власть не сама это придумала, а выполняет указания министерств и других ведомств?! Смотрите, с чего всё началось. Для тех, кто, может быть, в эту тему ещё не очень вник, скажу, что первым шагом к развалу системы бесплатного образования было введение так называемого ГИФО - государственного именного финансового обязательства. Я ещё в Думе второго созыва работала в комитете по образованию, когда мы активно всё это пытались отклонить, говорили, что это обязательно приведёт к закрытию школ, потому что финансирования не будет: детей у нас рождается всё меньше, а государственное именное обязательство подразумевает выделение средств конкретно на каждого ученика, - всё это действительно привело к тому, что сельские школы стали закрываться, так как детей мало, учителю надо платить, и всё! Но был пункт, и правильно докладчик говорила, что по сельским школам мы это уже делали, - проводили опросы. Опять же для проведения опроса нужно было сход созвать, который должен был своё слово сказать. Вы знаете, в моей родной Тамбовской области, откуда мы с Мариной Юрьевной, закрылось очень много школ, и я не согласна с ней в том, что юридические названия остались. Я сама была инициатором сохранения одной сельской школы, говорила им: "Давайте, ребята, я вам помогу из собственной зарплаты, давайте из собственной зарплаты поддержим эту школу!" Это была сельская десятилетка, расположенная очень далеко от рабочего посёлка, там училось довольно много детей - около пятидесяти, и, если бы школа закрылась, их нужно было бы везти за 15-20 километров в соседнее село. Родители все дали добро, и мы стали работать, до конца года школа кое-как доработала, но потом потихонечку, постепенно власти всё-таки уговорили родителей, и детей стали возить в школу в соседнее село, а эту школу, где был и спортзал прекрасный, и всё, развалили. Я не согласна с Мариной Юрьевной, что там, может быть, учителя лучше, что, мол, родители увидели, будто там лучше учат, - да одинаковые школы, так же как институты - их переименовали в университеты, а кадры остались те же, всё это одно и то же, дело именно в деньгах! Теперь стоит вопрос о городских школах. В отношении городских школ, я согласна, сложнее провести какой-то опрос, тем не менее, если в селе можно сход организовать, здесь можно по-другому поступить: предлагается реорганизовать школы в каком-то микрорайоне - там тоже можно собрать сход, можно опросные листы ребятам дать, чтобы их родители свою точку зрения выразили. Ну хватит, хватит уже закрывать! Мы детские сады развалили - потом начали их строить, создавать, так сегодня мы и со школами хотим поступить! Вот это "не надо" мне непонятно сегодня! Представляете, если нет близко школы, как ребёнку добираться до школы в городе?! А уж о селе я сейчас не говорю... В нашей области, например, дошло даже до того, что мы вызвали журналистов из компании "НТВ": посмотрите, пожалуйста! Приехали из компании "НТВ" посмотреть дорогу, но власти об этом узнали и дырки на дороге залатали, чуть ли не соломой над ней потрусили - прикрывали, чтобы только показать, что тут возить детей можно, а теперь автобусы во всех районах за эти два-три года превратились в рухлядь, уже из строя выходят, нужно новые закупать, но это опять огромные деньги! Теперь вы хотите в городах школы закрыть, вернее, не спрашивать по поводу реорганизации. Слова "пусть это делают профессионалы" у меня вызывают саркастическую улыбку - ну как это?! Кто профессионалы - чиновники, что ли?! Да они профессионалы всегда всё исполнять, дали задание - они исполняют! Настоящие профессионалы - это учителя, директора, сотрудники, которые работают в РОНО, в управлениях, вот они профессионалы, но они-то ничего не решают, а решают как раз те, кто финансирует! Если мы раньше, в советское время, все финансы получали с федерального уровня, то потом это стали переводить на областные бюджеты, а потом вообще на муниципальные бюджеты - и всё, и получается, что не нужны нам оказались в селе ни школы, ни ФАПы, а теперь вот и в городах не надо никого спрашивать! Надо спрашивать! И вообще надо обратиться как раз к тому, о чём нам говорил президент, а он как раз и говорил о том, что это безобразие: нет школы - нет села, нет села - значит, ни хлеба, ни мяса, с чем мы сегодня столкнулись. А если у нас не будет образованных людей, то не будет у нас и государства нормального. И ещё хочу сказать: учили нас хорошо и в селе, я вообще в ГУЛАГе выросла, но я после школы могла поступить в любой вуз страны, я нисколько не обманываю вас! Сельский учитель отдавал нам всю свою душу и знания, ещё было желание наших семей и нас самих учиться - всё это и давало нам вот эту возможность, поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Владимир Владимирович Сысоев. Семь минут. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, действительно, вопрос не просто актуальный, а крайне актуальный. Да, Марина Юрьевна, я не являюсь профессионалом в сфере образования, но у меня два высших образования, и поскольку я имею троих детей, меня, конечно, серьёзно волнует вопрос, какое образование получат мои дети в российских школах, ведь, к сожалению, от года к году ухудшается качество российского образования. Если говорить по сути, то вот сейчас, буквально час назад, у нас прошла встреча с министром образования, и один из вопросов, который мы задавали ему, был связан в том числе с оптимизацией, и он высказывался и о том, что эти решения должны приниматься с учётом мнения общественности. Сегодня нам с вами предлагается поддержать законопроект, в случае принятия которого действительно будет учтено мнение общественности. О чём говорится в законопроекте? Что решение о реорганизации образовательного учреждения, расположенного в городском округе, должно приниматься с учётом результатов опроса жителей данного городского округа. Это решение может быть как положительное, так и отрицательное, но органы власти - муниципальные, региональные - должны результаты этого опроса учитывать в своей деятельности, а уже в последующем принимать своё решение. Та комиссия, о которой сегодня говорили, будет принимать решения, но с учётом действительно мнения общественности, а не с учётом мнения узконаправленных специалистов, которые, в частности, выполняют указания сверху. Мы с вами выборы не боимся проводить, а опросы граждан боимся провести - чем они нам с вами помешают? Президент страны неоднократно говорил о том, что нужно, чтобы люди, население участвовало в управлении государством, и это та реальная возможность, которую сегодня мы можем населению дать. В пояснительной записке приводится информация от 2012 года по городу Москве, что мы получили в результате оптимизации: у нас три средних образовательных учреждения объединились в одно. Но если, может, Москве с её деньгами нужны все эти реформы, то, к сожалению, во многих регионах ситуация совершенно иная, и часто у них нет денег даже на то, чтобы оплатить учащимся завтраки либо обеды в школах. Хотел привести несколько моментов, характеризующих ту ситуацию, которую нам принёс новый учебный год, начавшийся в сентябре 2015 года. Речь идёт о городе Тюмени: общественное возмущение, множество вопросов, опасения, всеобщее недовольство родительского и педагогического сообщества - процесс общероссийского масштаба в Тюменской области был запущен, как всегда, кулуарно, без обсуждения и без должной информационно-разъяснительной работы. Чем это грозит? Процесс реорганизации образовательных учреждений должен был бы улучшить и объединить в первую очередь финансовые ресурсы, улучшить материально-техническую базу и педагогические ресурсы для достижения большей эффективности деятельности, но, как говорил Станиславский, не верю: вся эта работа была начата без должного обсуждения с родительским сообществом, с педагогическим сообществом, и практически всех опять, в очередной раз, как говорится, сломали через колено. Мы совместно, мои коллеги из городской фракции ЛДПР вместе с "Народным фронтом", многие представители которого находятся сегодня здесь, в зале, провели ряд встреч, и что было выявлено? Вот мнение участника встречи: в средней школе ухудшится качество образования, реформы подобного рода необходимо делать при согласовании с родителями, с педагогическими коллективами. А куда тогда смотрели те комиссии, если родители возмущаются, педагоги возмущаются? К какой реформе мы хотим с вами в итоге прийти? Но это ещё было не окончание. В последующем были направлены письма, в том числе в прокуратуру, с просьбой разобраться, что же за реорганизацию мы затеяли в очередной раз без учёта мнения общественности, и из прокуратуры был получен ответ, который действительно показал то, что многие реформы, которые мы начинаем, не имеют никакой цели и мы не достигнем тех критериев, о которых мы говорим. Проверка показала, что департаментом образования не разработаны детально структура, механизм оптимизации учреждений, не представлен объективный расчёт предполагаемого экономического эффекта, не определены категории и количество работников, подлежащих сокращению. Ну, поймите сами, когда мы объединяем школы, у нас освобождаются директора, учителя - а что мы с ними будем делать? И всё это не проработано, а ведь это люди, которые не один десяток лет отдали системе образования, - конечно, так быть не должно! Следующий момент, который я хотел бы затронуть. А что такое опрос граждан? Ну вот, в частности, в том же городе Тюмени люди не за деньги пошли по домам собирать подписи, чтобы остановить этот процесс оптимизации, - это и есть опрос граждан! Были отправлены письма и председателю партии ЛДПР Жириновскому Владимиру Вольфовичу, и губернатору, и мэру, и в том числе в "Народный фронт". О чём пишут люди? С начала сентября 2015 года школы города накрыла волна массовой реорганизации, но никто из руководителей городского образования не может назвать точных причин реорганизации конкретных учебных заведений, нет точного списка реорганизуемых школ и сроков реорганизации, а самое важное, что основанием для этой реорганизации послужил план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов города Тюмени, - вот и истинная цель оптимизации! И конечно, при этом не хотят учитывать мнение людей. Наверное, мы должны учитывать мнения людей, которые понимают, что сегодня образование - это, наверное, последний рубеж, который мы не должны перейти, ведь от образования зависит будущее страны, в которой мы с вами живём. Прошу вас всех, уважаемые коллеги, при голосовании ещё раз подумать о том, что законопроект крайне важный и актуальный, - давайте мы сегодня дадим возможность через опросы учитывать мнения и педагогического сообщества, и родительского сообщества, и, конечно, тех детей, которые сегодня учатся в наших с вами родных школах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, на самом деле мы сегодня рассматриваем очень важный законопроект, который касается непосредственно будущего наших детей. Мне не совсем понятно, почему мы сегодня опасаемся учёта мнения общественности и отклоняем данный законопроект. Например, комиссия, которая работает в областном центре, учитывает, как указывает комитет, последствия реорганизации учебных учреждений - пусть же и мнение общественности, мнение родителей, людей, которые проживают в данном муниципальном образовании, будет основанием при принятии решений комиссией. Мне лично не совсем понятна аргументация комитета, который предлагает отклонить данный законопроект. На самом деле речь идёт всё-таки больше о средних образовательных учреждениях, и у реорганизации, конечно, бывают как положительные, так и отрицательные последствия. Если они будут положительными, то мы, конечно, всеми руками за, и общественность будет за, и, соответственно, комиссия примет то решение, которое действительно позволит улучшить условия для наших детей, но если последствия будут крайне отрицательными в данном муниципальном образовании, если будет принято решение не в пользу наших детей, то есть ограничивающее право на образование, ухудшающее условия в образовательном процессе, тогда... Я думаю, будет правильно, если комиссия примет решение действительно с учётом общественного мнения, поэтому я целиком и полностью поддерживаю предложение о принятии данного законопроекта. У нас есть ещё полчаса для того, чтобы подумать и изменить своё решение в пользу принятия данного законопроекта, тем более что существенных оснований для его отклонения в заключении комитета нет. Всё можно поправить, а что касается полномочий муниципальных образований, то можно внести изменения в 131-й федеральный закон. Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я хочу всех поблагодарить за дискуссию, которая развернулась по этому вопросу, хочу поблагодарить своих однопартийцев и коллег от оппозиционных фракций. Для представителей партии большинства хочу отметить следующее: мы не говорим о том, что мы против реорганизации, мы говорим лишь о том, что если чиновник решил проводить реорганизацию или ликвидацию общеобразовательного объекта, конкретно школы, то он в первую очередь должен понимать, что это школа, а не придорожный ларёк или киоск, и во главу угла этого решения должно быть поставлено общественное мнение, - вот в чём суть этого законопроекта. Прошу поддержать. Ещё раз всем спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, извините, я не предоставил слово Ирине Викторовне Мануйловой. Пожалуйста. МАНУЙЛОВА И. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. На самом деле я, к сожалению, не услышала от автора ответов на свои вопросы, поэтому вынуждена взять слово. Давайте всё-таки ещё раз вернёмся к самому законопроекту. Что касается сельских школ, то норма о недопущении закрытия, реорганизации без учёта мнения жителей сельского поселения прописана в 273-м федеральном законе. Авторы остановили своё внимание на школах, которые располагаются в городских округах. Если все так хорошо разбираются в образовании, тогда, пожалуйста, потрудитесь выяснить, что же такое государственная образовательная организация! В данном случае речь идёт об организациях, которые учреждены либо федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные школы сюда не относятся, и именно об этом Марина Юрьевна говорила, когда сообщала о позиции комитета, но её, к сожалению, мало кто услышал! Так вот, учитывая, что у нас 99 процентов школ - это муниципальные образовательные организации, ни о каком распространении предлагаемой нормы на эти организации речи вообще у авторов и не было! И тогда вопрос: если мы говорим о государственных образовательных организациях, давайте выясним, кто обучается в них? Это не те ребята, которые территориально закреплены за ними, это, как правило, обучающиеся, которые поступают даже не всегда из данного муниципального образования, это могут быть ребята из сельской местности, это смешанный контингент обучающихся. Это первое. Второе. Сегодня при принятии любых решений невозможно не учесть мнение органа, который является коллегиальным в самой школе, - совета учреждения, общественного совета. В совет сегодня входят в обязательном порядке родители и педагоги, при этом педагоги не могут составлять более одной трети, таким образом, преимущество родительского мнения здесь действительно налицо. И все вопросы, связанные с реорганизацией учреждения, а тем более с его закрытием, вне всякого сомнения, обсуждаются и решение принимается в первую очередь коллегиальным органом. И представитель этого коллегиального органа в обязательном порядке входит в состав комиссии, которая и занимается оценкой последствий реорганизации или ликвидации образовательной организации, тем самым учитывается мнение родителей. Далее. Вы говорите о том, что нужно провести опрос жителей, но жители - это не только родители данных учеников. В городских школах, не секрет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. МАНУЙЛОВА И. В. ...не секрет, от 20 до 70 процентов контингента - это ребята, которые не проживают на закреплённой территории, а поступили в эту образовательную организацию, потому что они хотели в неё попасть. И возникает вопрос: когда вы проводите опрос жителей, половина из которых вообще не имеет отношения к школе, потому что у них нет детей, которые там обучались бы, нет маленьких детей, которые пойдут туда обучаться, кто будет участвовать в этом опросе? Пенсионеры преимущественно, люди преклонного возраста, которые чаще всего участвуют в голосованиях, но тогда насколько правомерно такое решение? И последнее. Кто будет проводить вот этот опрос граждан? Это опять дополнительная нагрузка в первую очередь на педагогический коллектив, как показывает, к сожалению, печальный опыт. Мы столько говорим о том, что нужно освободить педагогов от ненужной работы и одновременно пытаемся им эту работу добавить, хотя на самом деле механизм учёта мнения родителей достаточно хорошо прописан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марина Юрьевна Назарова, пожалуйста. НАЗАРОВА М. Ю. Вряд ли кто-либо в этом зале, независимо от фракционной принадлежности, может возражать против участия общественности в процессах оптимизации, которые проходят в образовании, это так. Ирина Викторовна очень о многом сказала, подробно сказала, привела некоторые аргументы, почему комитет также возражает против принятия законопроекта, и мне тоже хотелось бы отметить: что бы мы ни говорили, хотелось бы, чтобы наши дети получили лучшее образование, чем получили их родители. Мы постоянно в этом зале обсуждаем проблему единой линейки учебников - так вот, если несколько образовательных организаций объединятся в одну, эта линейка сократится и ряд школ, образовательных организаций будут заниматься по одним учебникам. Ещё хотелось бы отметить, что аргумент о неимоверном множестве школ - это не тот аргумент, это не та цифра, о которой мы можем здесь говорить, которую можем обсуждать и приводить в качестве аргумента. И ещё, уважаемые коллеги: нам, по-моему, хватает наших депутатских полномочий, чтобы в каждом конкретном случае разбираться отдельно, - я уверяю, эти случаи немногочисленные, практически единичные. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4861 по 4880 из 6207
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части учёта мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, расположенной в городском округе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 27 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.