Заседание № 245
01.07.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2794 по 2809 из 8236
7-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Доклад Сергея Анатольевича Гаврилова. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, замечаний нет. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6558 по 6578 из 8236
7-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", третье чтение. По мотивам выступает Михаил Владимирович Дегтярёв. Нет, отказывается. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 244
30.06.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2144 по 2201 из 7664
14-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Сергей Анатольевич Гаврилов, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 19 мая текущего года. Он предусматривает создание государственной корпорации "Роскосмос" и направлен, я напоминаю, на совершенствование системы управления и на развитие научного и производственного потенциала ракетно-космической отрасли. Всего к законопроекту поступило тридцать девять поправок, двадцать восемь из них предлагается принять, одиннадцать - отклонить. Законопроект соответствующим образом согласован с президентской и правительственной сторонами. Прошу коллег поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 27 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 51 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Таблица № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6435 по 6451 из 7664
14-й вопрос, проект федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 26 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6972 по 6982 из 7664
По ведению - Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. По 14-му вопросу депутаты Литвинцев Дмитрий Алексеевич и Напсо Юрий Аисович голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 236
19.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 780157-6 "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2879 по 4021 из 6871
Уважаемые коллеги, мы сейчас будем рассматривать одновременно три вопроса - 20, 21 и 22-й. Это проекты федеральных законов "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации... "Роскосмос" и "О внесении изменений в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации", тоже связанный с этим законопроект. Вчера на Совете Государственной Думы мы определили следующий порядок рассмотрения. Предлагается по всем трём вопросам заслушать один доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Олеговича Рогозина, и время на выступление не ограничивать, потому что на каждый законопроект по семь минут, значит, около двадцати минут. Дальше по двум вопросам один содоклад председателя Комитета по вопросам собственности Сергея Анатольевича Гаврилова и по третьему - содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Далее по одному вопросу от фракций к любому из докладчиков и выступления представителей фракций, до семи минут. Вот такой регламент предложил Совет Думы, и, если нет возражений, мы пойдём по этому регламенту. Нет возражений, да? Тогда я предоставляю слово официальному представителю Президента Российской Федерации заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Олеговичу Рогозину. Пожалуйста. РОГОЗИН Д. О., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты, добрый день! Представляю вашему вниманию законодательный пакет в связи с созданием государственной корпорации "Роскосмос". По сути, принятие этих законопроектов означает начало второго этапа кардинальной реформы ракетно-космической отрасли. Работа по реформированию ракетно-космической отрасли началась три года тому назад и была обусловлена глубоким системным кризисом, который охватил отрасль в постсоветские годы. К основным симптомам этого кризиса я бы отнёс следующие. Первое, технологическая отсталость и изношенность оборудования. Комплексная модернизация в космической промышленности не проводилась за исключением, наверное, лишь нескольких предприятий. В отличие от авиастроения, где все ведущие конструкторские бюро давно уже перешли на цифровое проектирование и моделирование, в космической отрасли всё ещё проектируют по старинке на кульмане, математические модели при расчёте нештатных ситуаций не применяются. Пожалуй, только при работе над новой ракетой-носителем "Ангара" работа проводилась в цифре. Собственно говоря, такая комплексная модернизация была и невозможна из-за переразмеренности самой отрасли, предприятия которой дублировали друг друга, выпуская однотипную продукцию. Второе, понятие "единая техническая политика" в отрасли отсутствовало как класс. Приведу пример: в США лишь две компании - "Боинг" и "Локхид Мартин" - создают всю палитру космических аппаратов, как гражданского, так и двойного военного назначения. У нас таких фирм семь - это "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнёва, РКЦ "Прогресс", "НПО имени С. А. Лавочкина", РКК "Энергия" имени Королёва, НПП ВНИИЭМ, ЦНИИ "Комета" и КБ "Арсенал", и каждая из них имеет собственную кооперацию, производит однотипную бортовую аппаратуру, в которой используются различные комплектующие элементы. Каждая из этих организаций для целей производства и испытания космических аппаратов использует собственную экспериментально-испытательную базу, которая, естественно, создаётся за счёт федеральных средств, и в результате на наших спутниках до сих пор применяется восемь различных бортовых вычислительных машин, мало друг с другом сопряжённых. И только сейчас, после того как был создан по инициативе коллегии Военно-промышленной комиссии совет главных конструкторов по космическому приборостроению, ситуация поменялась. Третье. Как следствие, наши параллельно функционирующие предприятия в лучшем случае были загружены не более чем на 40 процентов, соответственно, их доходов не хватало ни на техническое перевооружение, ни на привлечение высококвалифицированных специалистов. Неэффективное управление производством, низкие зарплаты, текучесть кадров и, как следствие, низкое качество конечной продукции, выпускаемой крупнейшим нашим предприятием - центром имени Хруничева, привели к череде аварий ракет-носителей "Протон-М" при запусках космических аппаратов. Всё это резко снизило их конкурентность на мировом рынке и привело данную организацию ракетно-космической отрасли к фактическому банкротству. Правительство Российской Федерации и коллегия Военно-промышленной комиссии были вынуждены немедленно вмешаться в ситуацию. Роскосмосу было поручено оперативно разработать программу финансового оздоровления центра имени Хруничева на 2015-2020 годы, она уже реализуется. Программа предусматривает оказание финансовой поддержки в размере 37,5 миллиарда рублей, заключение на период 2016-2020 годов долгосрочных контрактов, передачу в рамках проведения акционирования в собственность предприятия земельных участков, на которых расположены непрофильные активы, а также другие неотложные меры. На предприятие пришло новое руководство, возвращены конструкторы, которые были вынуждены покинуть центр имени Хруничева в прошлые годы, приняты меры по усилению внутреннего финансового контроля, создано контрольно-ревизионное управление. В ходе совместной работы органов ФСБ, МВД, следственной группы при Следственном комитете России заведено восемь уголовных дел по вскрытым фактам мошенничества, присвоения и растраты имущества, злоупотребления полномочиями, подделки документов, что, по проведённой оценке, нанесло предприятию экономический ущерб на сумму свыше 9 миллиардов рублей. Кроме того, в результате проведённой годовой инвентаризации всех активов предприятия выявлены не подлежащая взысканию дебиторская задолженность, не принёсшие результатов расходы, недостачи по материалам и основным средствам на общую сумму 7 миллиардов 300 миллионов рублей. При таком моральном разложении в руководстве предприятия нечего удивляться столь высокой аварийности. Эти космические начальники много лет пребывали в своём космосе, надеюсь, что сила правовой гравитации вернёт их туда, где их давно ждут. Добавлю для полноты картины, что не менее интересная ситуация сложилась и в вопросе использования самим Федеральным космическим агентством внебюджетных средств, которые находились на депозитах с минимальными процентными ставками в коммерческом банке со своеобразной репутацией. Для сохранения этих средств Правительству России и Центробанку пришлось оперативно вмешаться и ввести внешнее управление. Четвёртое. Синдром системного кризиса в отрасли - это кадровый провал. Например, в 2011 году самому молодому директору предприятия отрасли было 66 лет, и при этом почти полностью отсутствовала молодёжь в КБ и в цехах. За последние два-три года мы эту тенденцию переломили, в вузах, где готовят кадры для отрасли, вырос набор, конкурс по 2014 году составил уже шесть человек на одно место, но потребуется, как вы понимаете, ещё несколько лет для того, чтобы эту ситуацию поправить. В сложившихся условиях Президент России принял предложение Правительства России о поэтапном и системном реформировании всей ракетно-космической отрасли. Летом 2013 года Путин образовал Комиссию по структурированию системы управления ракетно-космической отраслью, она и взяла на себя разработку плана действий, а также разработку проектов решений правительства и президента. Основным результатом первого этапа реформы ракетно-космической промышленности, объединяющей девяносто четыре организации различных форм собственности и направлений деятельности, стало создание Объединённой ракетно-космической корпорации. Она действует чуть более года, но уже сейчас уровень интеграции предприятий, вошедших в её состав, достиг 65 процентов. Сейчас в них сосредоточено 90 процентов активов и работает около 87 процентов сотрудников отрасли - в общей сложности это 240 тысяч человек. Сохранив на первом этапе реформы в ведении Федерального космического агентства лишь наземную инфраструктуру и науку, а также оставив за ним роль государственного заказчика, мы наконец-то избавили отрасль от дублирования функций и производственного феодализма, консолидировали закупки и собственное производство необходимых материалов и радиационно стойкой элементной базы, что позволило нам в принципе достойно встретить западные санкции. В 2014 году Россия впервые за многие годы сокращения состава космических аппаратов увеличила свою орбитальную группировку на 17 спутников, и сейчас она состоит из 134 космических аппаратов. Мы успешно испытали новый модуль, ракету-носитель "Ангара", с которой мы связываем большие надежды. Высокую эффективность показали такие предприятия, как "Информационные спутниковые системы" имени Решетнёва, "Российские космические системы", а также НПО "Энергомаш", от чьих ракетных двигателей так и не смогли отказаться наши американские партнёры, несмотря на то что объявили об единых санкциях, в том числе против всей нашей ракетно-космической промышленности. Сегодня на ведущие предприятия отрасли приходит новое руководство, что уже положительно сказалось на их производственной динамике, но проблем - это показали крайне обидные для отрасли очередные аварии и отказы - остаётся ещё очень много, именно поэтому необходимо, не откладывая на потом, форсированно переходить ко второму этапу реформы ракетно-космической отрасли. Речь идёт, по сути, о мобилизационном варианте, о создании государственной корпорации "Роскосмос" во многом с учётом положительного опыта и результатов деятельности Государственной корпорации "Росатом". Цель создания госкорпорации - обеспечить единство управления ракетно-космической отраслью Российской Федерации. С формированием госкорпорации мы связываем возможность решить следующие наиважнейшие для нас задачи. Первая - это проведение единой технической политики. Внедрение унифицированных технических решений и единых требований позволит преодолеть разобщённость предприятий, увеличить отдачу от НИОКРов, повысить уровень качества и надёжности выпускаемой ракетно-космической техники. Но унификация платформ космических средств бортовой и функциональной аппаратуры невозможна без участия отраслевых научных институтов, которые определяют перспективный облик космических средств. Работа отраслевых институтов в единой связке с головными предприятиями в рамках госкорпорации позволит получить реальный экономический эффект и добиться внедрения единых технических решений. Вторая задача - конечно же, это оптимизация производственного потенциала централизацией управления. Нам необходимо ровно столько производства, сколько нужно для решения текущих и перспективных задач в космической области, не больше и не меньше. Оптимизация потенциала позволит провести его ускоренную модернизацию. Надо иметь в виду, что при формировании госкорпорации полномочия собственника, а иногда и управляющего, будут сконцентрированы в одной структуре, что позволит проводить единую промышленную политику, ликвидируя переразмеренность производственных мощностей. Третья задача - это централизация ответственности за выполнение гособоронзаказа по боевой ракетно-космической тематике. Согласно 275-му федеральному закону современная практика выполнения гособоронзаказа подразумевает, что Министерство обороны заключает договоры и согласовывает календарные планы реализации мероприятий напрямую с предприятиями ракетно-космической промышленности без согласования с Федеральным космическим агентством. Естественно, это снижает контроль со стороны Роскосмоса, это снижало качество производимой продукции, срывались сроки, поэтому, самое главное, надо было повысить ответственность Роскосмоса в целом. Создание госкорпорации предусматривает централизацию ответственности в лице корпорации при проведении всего комплекса мероприятий по подготовке, согласованию и контролю за выполнением государственного оборонного заказа. Кроме того, образование госкорпорации позволит осуществлять постоянный мониторинг и контроль финансово-экономического состояния предприятий и уровня зарплат их работников, а также проводить мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, в том числе за счёт средств создаваемых специальных резервных фондов. Вот я уже говорил вам про центр Хруничева. В 2012 году, когда я в первый раз после назначения в правительство посетил этот центр, заработная плата там составляла 25-30 тысяч рублей. В Москве! Слушайте, какое качество, кто за это будет отвечать?! Текучесть кадров такая была, что там в основном работали молодые люди из дальнего Подмосковья, которые жили в общежитиях в Москве. Если мы не поднимем заработную плату, не будем платить достойную зарплату всем работникам, особенно высоким специалистам в области космоса, нечего ждать повышения качества производимой продукции - это, по-моему, очевидно совершенно. Особо хочу подчеркнуть, что сегодня России необходима глубокая осмысленная программа по созданию научно-технического задела в области освоения космоса не менее чем на тридцатилетнюю перспективу. Одной из болевых точек отрасли является отсутствие координации между различными интеллектуальными центрами: у них нет чёткого понимания, зачем мы реализуем тот или другой проект и что получим в итоге. Результатом стало отсутствие линейки типовых модульных аппаратов, которые могли бы быть совместимы, как детали в конструкторе "Лего", чтобы можно было оперативно формировать на орбите любую необходимую для выполнения задачи систему. Программа развития отрасли должна включать завершение работ по созданию перспективного пилотируемого корабля (работы по нему ведутся сейчас в РКК "Энергия"), межпланетных буксиров, водородных ступеней для ракеты-носителя "Ангара" (чтобы добавить сверхтяжёлый класс), разработку семейства малоразмерных космических аппаратов. Нам нужен гарантированный, и я подчеркнул бы ещё другое: дешёвый выход в космос. Базовая задача в этом направлении - снижение стоимости выведения полезного груза на околоземную орбиту. Сегодня стоимость выведения 1 килограмма груза на околоземную орбиту высотой 200 километров варьируется в диапазоне от 10 до 30 тысяч долларов. Целью ближайших двадцати лет является кратное снижение цены за килограмм полезной нагрузки - только тогда мы сможем сохранить своё доминирующее положение на рынке пусковых услуг. В связи с этим правительство ждёт от государственной корпорации "Роскосмос" конкретных предложений по обеспечению многоразовости систем выведения в космос и минимизации межпусковых затрат, а также доведённые до ума программы создания после 2024 года национальной орбитальной станции. Эта станция должна быть своеобразным сборочным производством сложных космических систем и одновременно ремонтной базы для группировки космических аппаратов с целью продления ресурса их жизни на орбите. Все эти высказываемые специалистами "Роскосмоса" идеи должны быть тщательно взвешены, проработаны и помещены в проект новой федеральной космической программы России на 2016-2025 годы, которую мы в правительстве ждём во второй половине этого года. Для решения этих амбициозных задач госкорпорации "Роскосмос" придётся освоить аддитивное цифровое производство, роботизировать обычные технологии, что позволит удешевить себестоимость продукции и повысить производительность труда. Кстати, сегодня по такому наиважнейшему показателю, как эффективность работы в космической отрасли, мы в 9 раз уступаем Соединённым Штатам Америки - в 9 раз! Приведу ещё цифры: в компании "Орбитал Сайнсиз Корпорэйшн", в которой работают 3 тысячи 300 сотрудников - это в 13 раз меньше, чем в центре имени Хруничева, где для МКС готовятся беспилотный корабль и ракета-носитель "Антарес", - выработка в год на одного человека составляет почти 414 тысяч долларов. Слушайте, если мы срочно не исправим ситуацию с производительностью труда в космической отрасли, полёты отечественных ракет-носителей и кораблей вскоре будут обходиться дороже, чем у наших западных партнёров! Сейчас мы занимаем 40 процентов рынка пусковых услуг, но можем съехать с такими нашими показателями очень далеко, можем просто окончательно потерять этот рынок! В Соединённых Штатах Америки, в Великобритании и в Европе в целом, в Японии, Китае, Индии ведутся работы по многоразовым носителям, причём уже в стадии экспериментальных орбитальных полётов. В США орбитальный самолёт X-37B осуществил уже три полёта, ракета-носитель с многоразовым ускорителем первой ступени "Falkon 9.1.1" - пять полётов, общее число американских действующих многоразовых проектов достигло восьми. Очевидно, что предприятиям будущей, создаваемой государственной корпорации "Роскосмос" следует интенсифицировать работу по многоразовым средствам для достижения коммерческого и военного паритета в околоземном космосе уже в ближайшее десятилетие. Другим звеном программы освоения космоса должен стать активный поиск новых рынков сбыта высокотехнологичной продукции и услуг. Необходимо изобретать и инициировать создание новых рынков, прежде всего в сфере дистанционного зондирования Земли, в том числе в интересах частных пользователей, сельского хозяйства, сферы коммуникаций, навигации. Если мы продолжим действовать по прежней инерционной модели, то львиная доля рынка космических услуг в будущем достанется зарубежным производителям. Без агрессивного наступления в этой сфере нам не удастся не только расширить, но и удержать традиционные рынки сбыта нашей продукции. Да, конечно, у нас есть серьёзные преимущества, например в системе "ГЛОНАСС", в области картографии и поисковых интернет-технологий. Внутренние рынки и инвестиционные ресурсы таких государств, как государства - участники группы БРИКС, могут стать серьёзнейшим мультипликатором наших технологических возможностей, и для этого не нужны новые вложения бюджетных средств - надо лишь грамотно расставить приоритеты, исключив неэффективное расходование средств и оптимизировав технологические процессы, что позволит снизить себестоимость продукции и повысить рентабельность. Шестой технологический уклад в нашей стране не может быть создан без космического прорыва, который сам по себе является индикатором того, что вся остальная работа проведена правильно. Понимание этой истины необходимо и с точки зрения широкомасштабной подготовки и привлечения в отрасль молодёжи. Для неё важны не только материальные стимулы, но и такие, казалось бы, абстрактные понятия, как мечта, идея. Сергей Павлович Королёв как-то сказал: "Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце". Надо признать, что в первую очередь именно безыдейность 90-х годов испугала молодёжь, отбила у неё желание идти работать в организации с названиями "НИИ" и "КБ". Сегодня техника нового поколения требует подготовки качественно новых, амбициозных специалистов, более восприимчивых к использованию последних технологических достижений, умеющих самостоятельно принимать решения, непрерывно повышать уровень своего образования. В рамках целевой подготовки специалистов для эксплуатации и дальнейшего развития космодрома Восточный в 2013 году в Минобрнауки России были представлены предложения по сорока семи направлениям подготовки высшего профессионального образования и по двадцати двум - среднего профессионального образования в интересах развития космической промышленности. Базовым вузом данной программы стал Дальневосточный федеральный университет. Космодрому Восточный уже сегодня требуются тысячи специалистов инженерных и рабочих специальностей. Поиск молодых талантов должен вестись госкорпорацией "Роскосмос" как на региональном, так и на федеральном уровне. Без решения кадровой проблемы, без повышения денежного содержания, как говорится, классных спецов мы не можем рассчитывать на лидирующие позиции в космонавтике, на создание современной конкурентоспособной космической отрасли. И вообще, за деревьями надо видеть лес: можно сколь угодно долго технически переоснащать отрасль, но если мы не подготовим преданных ей высокообразованных специалистов, которым сможем платить достойные деньги за их талант и труд, то все наши усилия станут напрасными. В целом руководству создаваемой государственной корпорации по космической деятельности предстоит создать, по сути, принципиально новую ракетно-космическую промышленность, соответствующую шестому технологическому укладу. Теперь два слова о системе управления госкорпорацией. Она будет состоять из наблюдательного совета, правления и генерального директора. В соответствии с представленным проектом федерального закона Президент Российской Федерации назначает и членов наблюдательного совета, и его председателя, генеральный директор госкорпорации также назначается Президентом Российской Федерации. Для реализации положений первого законопроекта разработаны ещё два законопроекта-спутника. В частности, изменения вносятся в Закон Российской Федерации "О космической деятельности", чтобы определить госкорпорацию как уполномоченный орган по космической деятельности, который заменит в этом качестве упраздняемое Федеральное космическое агентство, при этом госкорпорация получит право осуществлять лицензирование космической деятельности. Соответствующие изменения вносятся также и в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Внесение изменений в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволит госкорпорации осуществлять полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета. В проекте федерального закона предусмотрен переходный период для осуществления процедуры передачи госкорпорации имущественного взноса Российской Федерации, а также определяются её полномочия и функции на этот период. В общей сложности вносятся изменения в двадцать три законодательных акта. Уважаемые депутаты, состоявшийся 9 мая этого года парад в честь Дня Победы впервые показал стране итоги колоссальной работы, которую провёл оборонно-промышленный комплекс России. Вы все видели образцы новейшей бронетанковой, артиллерийской, ракетной техники, вы видели и наблюдали в небе над Москвой вновь выросшие крылья Родины - это результат возрождения нашей военной науки и оборонной промышленности. Вот теперь такую же работу нам надо провести, то же самое сделать в ракетно-космической промышленности. Ракетно-космическая деятельность - принципиальная составляющая социально-экономического развития страны. Для нас дело чести - вернуть России, как космической державе, лидирующее положение в мире. Прошу поддержать создание государственной корпорации "Роскосмос" как эффективного инструмента возрождения нашей национальной гордости, нашей космической науки и ракетно-космической промышленности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по вопросам собственности Сергея Анатольевича Гаврилова. До семи минут. Пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Дмитрий Олегович, уважаемые товарищи! Внесённый Президентом Российской Федерации законопроект о создании Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в организационно-правовой форме государственной корпорации направлен на совершенствование управления космической деятельностью, на развитие научного и промышленного потенциала ракетно-космической отрасли, обеспечение оборонной безопасности страны. Главное, на наш взгляд, то, что в законопроекте решаются основные вопросы, вопросы собственности, поскольку одной из причин системного кризиса, по нашему мнению, является нерешённость глубинных, основательных, системообразующих корпоративных проблем, разрозненность управления, различные бизнес-модели и отсутствие контроля за состоянием переданной государством собственности. Мы понимаем, что в этих условиях одних рыночных механизмов явно недостаточно, и поэтому полагаем, что создание госкорпорации предполагает формирование прежде всего единого имущественного комплекса, то есть передачу под единое управление не только пакетов акций, но и имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, имущества федеральных учреждений, прежде всего Центра управления полётами и космодрома Восточный. Мы полагаем, что это является основой для технологического перевооружения и модернизации промышленности, для создания предпосылок для реструктуризации и повышения качества управления остальными производствами. По мнению комитета, достаточно оптимально разработана система управления. Главное, что помимо эффективности, надеюсь, вероятной эффективности работы правления и наблюдательного совета в структуре госкорпорации предусмотрен научно-технический совет, по сути дела, это воссоздание Совета главных конструкторов, принцип которого был заложен ещё Сергеем Павловичем Королёвым. Поэтому мы полагаем, что основная задача, которая будет стоять перед законодательной и исполнительной властью, - это помощь в формировании эффективного управляющего состава, который способен навести порядок в отрасли. Важное значение, на наш взгляд, имеет создание в такой ключевой отрасли, как космос, вертикально интегрированных компаний, которые способны - сейчас в виде госкорпорации - повысить эффективность использования государственной собственности, обеспечить контроль за акционерными обществами и унитарными предприятиями. Существенной новизной данного законопроекта является объединение публичных властных полномочий, передаваемых государством, в области нормативно-правового регулирования, в определении стратегии деятельности, в области распоряжения бюджетными средствами, с одной стороны, а с другой стороны, передача полномочий, носящих в основном хозяйственный характер, носящих характер оперативного управления, промышленным и научным производствам. На наш взгляд, законопроект, который предложен президентом, на сегодняшний день учитывает на новой стадии, по сути дела, переосмысливает то творческое наследие, те основные принципы, которые были заложены в советские времена Сергеем Павловичем Королёвым при создании космической промышленности, учитывает и тенденции и принципы, которые были сформированы Министерством общего машиностроения Советского Союза. Мы считаем, поспешная приватизация 90-х годов, акционирование, потеря управления нанесли серьёзнейший ущерб стратегическим отраслям, прежде всего космонавтике, поэтому сейчас, как никогда, необходимы серьёзные меры по повышению управляемости отрасли. Целями создаваемой корпорации являются проведение единой государственной политики в области нормативно-правового регулирования, управления государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества по совместным проектам и программам, а также организация работ в сфере ракетно-космической промышленности, при производстве техники военного назначения и боевой техники стратегического назначения. На наш взгляд, создание госкорпорации "Роскосмос" должно восстановить вертикаль управления отраслью, сформировать единый имущественный комплекс для восстановления утраченных производственных и кооперационных связей, создать структуру управления, которая соответствует требованиям и вызовам сегодняшнего дня. Комитет в течение полугода участвовал в совместной работе по подготовке данного законопроекта, мы считаем, что есть все основания рекомендовать Государственной Думе поддержать концепцию данного законопроекта, принять его в первом чтении. Имеется ряд достаточно принципиальных замечаний, которые носят характер не только юридико-технический. На наш взгляд, переходный период, который предполагается до пяти лет, вполне мог бы быть сокращён, в том числе за счёт снижения рисков в ходе реорганизации, ликвидации и перерегистрации предприятий в сфере ракетно-космической промышленности. Мы готовы участвовать в работе по подготовке законопроекта ко второму чтению. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Надежды Сергеевны Максимовой. Пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Олегович подробно изложил концепцию и суть представленных президентом законопроектов. Комитет по бюджету и налогам поддерживает внесение изменений в статью 241 Бюджетного кодекса, поскольку создаваемая государственная корпорация "Роскосмос" должна быть наделена бюджетными полномочиями, полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, в том числе в отношении казённых учреждений, полномочиями получателя бюджетных средств, администратора доходов федерального бюджета и государственного заказчика, - без этих полномочий корпорация "Роскосмос" не сможет функционировать и выполнять те задачи, которые на неё возложены. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, внести изменения в 241-ю статью Бюджетного кодекса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Переходим к вопросам. От фракции КПРФ - Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Олегович, в прошлом году Президент России был в Самаре, ранее приезжали вы - это были полезные контакты, и, полагаю, руководство страны убедилось, что есть профессионалы, которые занимаются делом на протяжении долгих лет. То, что централизация управления имущественным комплексом, централизация полномочий в руках корпорации отвечает интересам государства, - как будто бы всё так, и в то же время, хотя тут и ссылались на то, что работа велась долгое время... Скажите, каковы ваши ощущения: в этом рывке к централизации, в том числе к коммерческой централизации, не слишком ли мы ослабим мощные центры научно-технические, технологические, подобные, скажем, РКЦ в Самаре, и другие? Горький опыт, связанный с центром Хруничева, не должен нас в крайность загонять. Повторяю, мы искренне заинтересованы в том, чтобы этот законопроект был тщательно доработан ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. РОГОЗИН Д. О. Валентин Степанович, я хотел бы сказать, что действительно перед нами стоит неотложная задача объединения в рамках единой системы управления всех предприятий, как промышленных, так и научных. Самарский центр "Прогресс", безусловно, одно из ведущих предприятий отрасли, он производит ракеты-носители "Союз", и не только, работает по тематике космических аппаратов. У нас большие планы по технологическому перевооружению данного предприятия, но мы абсолютно убеждены, что, если профильные центры науки будут работать не за скобками предприятия, а будут непосредственно сопровождать, так сказать, научно-техническую политику данного предприятия, это только поможет общему делу. Когда мы с вами говорим о консолидации промышленного потенциала, то надо иметь в виду, что у нас ряд предприятий космической отрасли был вообще выведен за пределы контроля государства. Я не знаю, известно вам или нет, но, скажем, в ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Сергея Павловича Королёва у государства всего лишь 38 процентов акций, а ведь это вся наша пилотируемая космонавтика и значительный раздел по созданию космических аппаратов! Мы абсолютно убеждены, что создание госкорпорации как раз позволит государству установить жёсткий контроль за всеми предприятиями отрасли. Это никак не исключает возможность работы в рамках государственно-частного партнёрства с теми предприятиями, которые являются частными. Например, санкт-петербургский "Арсенал", вполне успешное предприятие, - это частное предприятие, но оно участвует в выполнении гособоронзаказа и, собственно говоря, работает по тематике гражданской космонавтики. Мы не будем душить частную инициативу ни в коем случае, но то, что государево, так сказать, должно быть под государственным оком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Олегович, в силу понятных причин в последнее время очень много внимания уделяется гражданской составляющей ракетно-космической отрасли, но хотелось бы узнать поподробнее, как обстоят дела с военной частью, насколько объединение, реформа скажется на исполнении, на качестве, на сроках исполнения оборонзаказа, какие существуют риски? Ну и желательно - вы коснулись вскользь этой темы, - приведите несколько конкретных примеров, чтобы и депутатам, далёким от этой сферы, было понятно, и нашим конкурентам в этой сфере было неповадно. РОГОЗИН Д. О. Спасибо за вопрос, Алексей Николаевич. Хочу сказать, что, конечно, боевая тематика... Этот разговор не совсем для формата открытого заседания, могу сказать только одно: при создании Объединённой ракетно-космической корпорации, то есть когда мы реализовывали первый этап реформы, у нас было понимание того, что в составе ОРКК будут предприятия как гражданской, так и боевой тематики. Скажем, центр Макеева в Миассе, который работает по теме жидкостных стратегических ракет, вошёл в состав ОРКК сразу; что касается Московского института теплотехники - это производство твердотопливных ракет стратегического назначения: "Булава", "Тополь", "Ярс" и так далее, - это предприятие должно было войти в состав ОРКК в конце 2016 года. Сейчас в связи с началом, по сути дела, второго этапа реформы ракетно-космической промышленности мы, безусловно, сохраним работу по боевой тематике так, чтобы она никак не пострадала при реализации гособоронзаказа. На прошлой неделе в Сочи Президент Российской Федерации проводил серию традиционных совещаний по гособоронзаказу, рассматривался вопрос и по боевому разделу. У нас вопросов по боевому разделу нет, гособоронзаказ у нас по прошлому году выполнен, и мы идём довольно-таки чётко по графику в части поставок всего необходимого вооружения и космических аппаратов военного назначения Вооружённым Силам как по линии РВСН, так и по линии воздушно-космической обороны. Также по графику идут работы по созданию единой космической системы, которая обеспечит полный космический эшелон системы предупреждения ракетного нападения. Мы - в графике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чиндяскин Сергей Викторович, пожалуйста. ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Олегович, в январе Президент Российской Федерации подписал указ "О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники", серьёзно повышающий статус генерального конструктора. Так вот планируется ли назначение конструкторов из ракетно-космической отрасли? И как вы оцениваете состояние и перспективы развития системы "ГЛОНАСС"? РОГОЗИН Д. О. Спасибо, Сергей Викторович. Как вы помните, на одном из наших последних обсуждений мы говорили как раз о необходимости качественного повышения роли генерального конструктора. Одно дело, когда мы доделываем ту работу, которая ещё нашими отцами делалась, то есть реализуем уже отработанный научно-технический задел, созданный в советские годы, но когда мы переходим к созданию сложных систем новых, новейших систем, требуется совершенно иной подход, и прежде всего повышение статуса генерального конструктора, как системного интегратора сложных работ и как, по сути дела, заказчика фундаментальных и поисковых исследований в рамках Российской академии наук. В связи с этим Президент Российской Федерации поддержал предложение о повышении статуса генеральных конструкторов, был принят соответствующий указ, и совсем недавно на заседании Военно-промышленной комиссии России были утверждены пять кандидатур генеральных конструкторов, правда не имеющих отношения к космической тематике. Что касается космической тематики, коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в числе примерно двадцати направлений работы рассмотрела четыре должности, которые связаны с ракетно-космической тематикой, это генеральный конструктор по твёрдотопливным стратегическим ракетным системам, генеральный конструктор по жидкостным стратегическим ракетным системам, генеральный конструктор по пилотируемой космонавтике и генеральный конструктор по созданию автоматических космических комплексов, космических аппаратов. Сейчас идёт подбор соответствующих кандидатур - работа крайне важная, и есть одно определённое - скажу вам, поделюсь информацией, - определённое отягощение. Дело в том, что одно из требований к генеральному конструктору - это наличие степени доктора наук. Ну, понимаете, что получается: у нас много докторов наук, это серьёзные и очень умные, толковые учёные-теоретики, но они никогда не занимались созданием сложных коллективов, не возглавляли советы главных конструкторов по таким тематикам, либо есть люди, которые знают эту работу, но они просто в силу своей занятости являются только кандидатами наук. Сейчас мы ищем решение и, возможно, найдём вместе с Минобрнауки способ - в том числе есть способы, применявшиеся ещё в Советском Союзе, - как сделать так, чтобы для заслуженных людей, в высоком научном профессионализме которых нет никаких сомнений, это формальное требование не являлось препятствием для назначения их на должность генеральных конструкторов. Такое решение скоро будет найдено, и я думаю, что до конца этого года мы представим президенту на утверждение кандидатуры четырёх генеральных конструкторов по космической тематике. Что касается "ГЛОНАСС" - Александр Дмитриевич, если можно, кратко скажу. Система "ГЛОНАСС" - одна из двух полноценно работающих всемирных систем наряду с "GPS". Мы имеем двадцать четыре спутника в боевом дежурстве, четыре в орбитальном резерве, и ещё несколько спутников находится у нас в наземном резерве. Сейчас идёт тестирование новых космических аппаратов "ГЛОНАСС-К". Сложность этой работы заключается только в одном: санкции Запада в основном ударили по нам в плане разработки и закупки радиационно стойкой элементной компонентной базы. Сейчас мы как бы на ходу перестраиваем промышленность, с тем чтобы полностью удовлетворить потребности в СВЧ-оборудовании и в целом в микрорадиоэлектронике для нужд космической промышленности. На данный момент "ГЛОНАСС" даёт разрешение 2 метра 70 сантиметров, а к 2020 году мы планируем выйти на заданный индикатор - 60 сантиметров будет разрешение системы "ГЛОНАСС". Мы ведём работу с нашими китайскими коллегами, которые создают свою навигационную систему - "Бэйдоу". Однако главное сейчас для нас - развернуть на территории Российской Федерации производство модулей - получателей сигнала, чипсетов, которые разрабатывались бы на нашей элементной базе и могли бы принимать сигналы и "GPS", и "Бэйдоу", и "Галилео" - европейской системы, и, естественно, "ГЛОНАСС", но в целом для всех наших военных систем - вы это понимаете, - конечно, приоритетом является "ГЛОНАСС", чтобы потом не было никаких неожиданностей в случае отключения иных навигационных систем. Такая система у нас есть, и мы продолжаем её совершенствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Олегович, в своём выступлении вы говорили о проблемах, с которыми сталкивается ракетно-космическая отрасль: аварии, технологические сбои, в частности у всех на слуху случаи с "Прогрессом", с "Протоном", срывы сроков поставки - всё это подрывает престиж нашей ракетно-космической отрасли. Ну и соответственно, возникает вопрос: какие первоочередные шаги, на ваш взгляд, корпорация должна сделать, для того чтобы повысить надёжность нашей техники, чтобы не было вот таких случаев, которые в последнее время, к сожалению, происходят? РОГОЗИН Д. О. Здесь присутствует руководитель Роскосмоса, и в принципе вопрос операционной деятельности Федерального космического агентства объектов ракетно-космической промышленности - это его вопрос, я отвечаю за реформу ракетно-космической промышленности, но тем не менее я отвечу на этот вопрос сам. Последняя авария - она произошла в субботу с "Протоном" - удивительным образом один в один повторяет аварии 88-го года и 2014 года: тоже отказ того же самого двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М". Это означает, что государственные комиссии, работавшие и в 88-м году, ещё в советское время, и в прошлом году, не нашли истинную причину аварии, то есть имеется некая конструктивная болезнь, и сейчас дело чести найти эту болезнь. Я поручил Комарову Игорю Анатольевичу лично возглавить эту комиссию, и вчера доложил об этом Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Мы должны найти эту причину, чтобы больше у нас не было такого рода инцидентов. Если говорить по существу, а не только о конкретных проблемах, то, как я уже сказал, людям надо платить достойную зарплату. Вот почему у нас "Росатом" работает нормально? Потому что там молодые специалисты получают, извините, больше, чем я, зампред правительства, и это нормально, это правильно! Если мы хотим удержать их в стране, хотим, чтобы они с самоотдачей работали в интересах страны, то они должны получать достойную заработную плату. Сделать это можно только в рамках государственной корпорации, чтобы при изменении самой системы финансовых потоков они оставались в отрасли, а не уходили непонятно куда. Это первое. Второе. Огромную, большую рыхлую промышленность надо собрать воедино, сделать так, чтобы предприятия не прятались за заборами друг от друга, а вместе пользовались единой испытательной базой, вместе закупали радиационно стойкую ЭКБ, создавали советы главных конструкторов, то есть должна быть некая внутренняя горизонтальная система планирования, развития этого промышленного потенциала. Если мы сожмём этот потенциал, то легко сможем его модернизировать, потому что сейчас на старом технологическом оборудовании создавать новые ракеты уже невозможно. Ещё раз повторю, я уже говорил об этом с трибуны: мы до сих пор не знаем в ракетно-космической промышленности, что такое цифровое проектирование, - ну это позор! Мы в авиапроме давно шагнули вперёд, а в ракетно-космической промышленности стоим ещё на рубеже XX века, поэтому надо делать это немедленно, срочно! Без принятия этих срочных мер все остальные наши разговоры о повышении качества будут пустым завыванием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к выступлениям. От фракции КПРФ - Савицкая Светлана Евгеньевна. Пожалуйста. Семь минут. САВИЦКАЯ С. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты Государственной Думы, сегодня мы рассматриваем пакет законов о создании госкорпорации "Роскосмос", которая должна будет объединить все организации ракетно-космической промышленности России, доставшиеся нам от Министерства общего машиностроения, которое руководило этой отраслью в Советском Союзе. Надо отметить, что эта отрасль стала чуть ли не единственной, наряду с атомной, которая смогла после развала Союза всё-таки сохранить свой потенциал и управление, чему способствовало создание в 92-м году Российского космического агентства. Потом, в конце 90-х годов, оно было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - присоединили авиацию (кстати, это было полезно для авиации и они очень жалели, когда их оттуда убрали). Затем - это была уже третья реорганизация - после очередной реорганизации Правительства России появилось Федеральное космическое агентство, Роскосмос. Около полутора лет назад, о чём Дмитрий Олегович говорил, отрасль разделили на федеральный Роскосмос и на ОРКК, Объединённую ракетно-космическую корпорацию. Это уже была четвёртая реорганизация начиная с 1992 года, предполагалось, что это поможет решить проблемы с выросшей аварийностью, которая стала закономерным результатом снижения технической дисциплины, потери квалифицированных кадров как на производстве, так и в КБ, попытки ликвидации института военпредов, предпринятой Сердюковым, и целого ряда других факторов, о которых специалисты криком кричали все эти годы, пытаясь остановить деградацию отрасли. Сегодня с созданием госкорпорации "Роскосмос" делается уже пятая реорганизация в надежде на то, что это позволит вывести её на качественно новый, современный уровень, а не пользоваться только старым советским заделом. Делается это действительно, как было сказано, по образцу и подобию Госкорпорации "Росатом", которая считается наиболее успешно работающей из всех госкорпораций, но в "Росатоме" другая структура промышленности, отличная от ракетно-космической, и, копируя её, корпорация может столкнуться с рядом вопросов, на которые сегодня ответы не предусмотрены. Все три законопроекта рассматриваемого пакета не только дают "Роскомосу" новые большие возможности, но и несут определённые риски, которые надо будет обязательно учитывать. Так, "Роскосмос" станет главным распорядителем средств федерального бюджета. Кроме того, в отрасли есть большие внебюджетные средства от коммерческой деятельности, от запусков, от международного сотрудничества, но почему-то эти средства хранятся в частных банках, таких как пресловутый "Фондсервисбанк", который, как выяснилось недавно, не очень-то и хочет отдавать Роскосмосу эти деньги. Это вообще безобразие, очевидно, что госкорпорации придётся решать этот вопрос, с тем чтобы средства отрасли хранились в банках с государственным участием и контролем. Корпорация получит право распоряжаться имуществом входящих в неё предприятий, зачастую они имеют большие активы в виде земельных участков, зданий и сооружений. Мы не должны допустить, чтобы здесь повторилась ситуация с разбазариванием активов, как это произошло в Минобороны с "Оборонсервисом". Обязательно должна быть создана система гласного распоряжения активами организаций, которые войдут в "Роскосмос", по аналогии с гласностью госзакупок, так как просто система ведомственного контроля или, допустим, внутриведомственного контроля совета директоров не даст прозрачности. И здесь есть опасность: корпорация станет одновременно заказчиком и исполнителем государственного заказа, и в этом, когда один и тот же заказывает и принимает, в общем-то, есть определённые риски, поэтому надо будет думать о создании внутри корпорации независимого управления заказами, которое будет принимать объективные решения. Законы, которые мы примем, позволят госкорпорации проводить преобразования: реорганизацию, слияние, ликвидацию вошедших в неё структур с целью оптимизации их деятельности. Надо сказать, что за последние четыре-пять лет было уже немало сделано в этом направлении: в ведение федерального Роскосмоса перешла деятельность на Байконуре, строится и, конечно, в конце концов будет построен космодром Восточный, наконец, из Минобороны в ведение Роскосмоса передан центр подготовки космонавтов, что положило конец межведомственному противостоянию, которое существовало в старые времена, и позволило создать единый отряд космонавтов под эгидой Роскосмоса. Несомненно, ЦПК должен сохраниться в составе госкорпорации, а при наличии в корпорации центра управления полётами можно подумать о создании, может быть, какого-то единого центра пилотируемых полётов, что позволит оптимизировать структуру и более эффективно работать. Создан хороший задел по созданию линейки современных ракет-носителей военного назначения "Ангара", ракетных комплексов "Ярс", целого ряда других изделий для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Рассчитываем, что госкорпорация справится с очень напряжённым гособоронзаказом - несмотря на то что будет реорганизация, слияние и так далее, оборонзаказ должен быть выполнен. Конечно, оборонзаказ - важнейшая задача отрасли, но не хотелось бы услышать от следующего руководства госкорпорации, уже общего, то, что мы услышали от двух предыдущих пришедших на должность руководителей Роскосмоса. Они даже здесь, у нас говорили, что пилотируемая космонавтика вообще очень дорого обходится - они посмотрели расходы - и надо её, наверное, сворачивать, сокращать, правда, потом они как-то к исходу своей карьеры об этом перестали говорить. Но это грубейшая ошибка тех, кто не понимает общей структуры этой промышленности, потому что только страна, которая способна вывести на орбиту пилотируемый корабль, может считаться великой космической державой, и не потому что там космонавты, а потому что это другой уровень техники, другой уровень надёжности, другой уровень науки, авиационно-космической медицины, которая у нас ведущая. Мы надеемся и уверены, что руководство "Роскосмоса" будет поддерживать пилотируемую космонавтику, тем более мы были первыми, и думаю, что так и останется. В целом фракция поддержит эти законопроекты, и при необходимости "Роскосмос" может рассчитывать на нашу поддержку, я думаю, что и на поддержку всех депутатов в деятельности той отрасли, которой мы всё ещё всё-таки можем гордиться. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дегтярёв Михаил Владимирович - от фракции ЛДПР. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, Дмитрий Олегович! Фракция ЛДПР будет выступать по теме внесённых законопроектов, и обижать, конечно, ракетно-космическую отрасль, специалистов мы не будем, наоборот, хотим поддержать всех инженеров, учёных, рабочих, которые удержали предприятия в сложнейшие 90-е годы и в не менее сложные, тучные, расслабленные 2000-е годы. Вот за всю историю существования "Протонов" совершено 400 пусков, об этом сегодня как-то забывают; за прошлый год осуществлено 38 пусков с территории Казахстана, нашей страны, Гвианы; на орбите, Дмитрий Олегович сказал, работает больше 130 наших аппаратов. Для нас как-то стало уже привычным, что регулярно отправляем космонавтов на МКС, запускаем новые спутники, аппараты, но сегодня главная проблема в отрасли, по опросам всех руководителей, и среднего, и высшего звена, - это потеря управляемости, дезинтеграционные процессы. Сегодня упоминалась РКК "Энергия" - вот трудно себе вообще представить, но прежнее руководство Роскосмоса инициировало даже судебную тяжбу с этой корпорацией, и это немыслимо было в прежние годы. Или, например, в конце 2014 года было объявлено о долгах центра Хруничева порядка 30 миллиардов рублей - это, на всякий случай, годовой бюджет миллионного города. Поэтому, конечно, финансовая дисциплина, интеграция, жёсткая управленческая команда, единая техническая политика, унификация - вот то, что сегодня нужно Роскосмосу. И президент поставил, собственно, диагноз системе управления ракетно-космической отраслью, внеся пакет законопроектов, и предложил метод лечения, метод успешный, опробованный в атомной промышленности, - это создание госкорпорации. Многие, правда, критикуют кадровые решения и руководителя Роскосмоса Игоря Анатольевича Комарова, но мне легче, я избран от Самарской области и видел, как он руководил "АвтоВАЗом": в конце нулевых завод был на боку, скажем откровенно, Тольятти был на грани социального взрыва, и команде Игоря Анатольевича удалось не только внедрить эффективные методы управления и технологические практики, но и создать альтернативные рабочие места вокруг автозавода. На наш взгляд, курс на то, чтобы возрождать космическую промышленность силами эффективных управленцев из гражданских отраслей промышленности, оправдан. Тут вечный спор, кто лучше управляет - хозяйственник или менеджер. Ну, знаете, после хозяйственников обычно остаются или заводы с долгами в 30 миллиардов, или полуразрушенные города, поэтому здесь, на наш взгляд, вывод очевиден: эффективный менеджмент необходим российской космической отрасли, тут вручную не получится заставить всё работать без сбоев, нужны, конечно, кардинальные изменения. С чего начал Игорь Анатольевич, придя на пост руководителя? Создал научно-технический совет - это всеми наблюдателями отмечено как позитивный факт, - соответственно такой прообраз Совета главных конструкторов, который когда-то возглавлял Сергей Павлович Королёв, и пригласил на должность руководителя этого совета главу Роскосмоса так называемого догенеральского периода, как специалисты говорят, Юрия Коптева - прекрасное решение, на мой взгляд, оно воспринято отраслью положительно. С приходом нового руководства вскрываются нарывы - мы слышали и от Дмитрия Олеговича о хищениях, о разных выводах активов, и из прессы регулярно об этом слышим, - но нельзя же допустить, чтобы растащили российскую космическую отрасль! Поэтому если мы не победим в ней коррупцию, то нечего думать о светлом будущем. ОПК же смогли реорганизовать, об этом говорилось с этой трибуны: создали новые образцы техники, загрузили производство, ввели современные методы проектирования на современных компьютерах, линк-технологии на производстве. Можно говорить, что там, где Рогозин, - там победа! И ещё о культуре производства. Культура производства, прямо скажем... Мы регулярно посещаем предприятия - низкая производительность труда, низкая: в отрасли занято 200 тысяч человек, в то время как в США - 75 тысяч. И конечно, ввести единую систему культуры производства, унифицировать его можно только в рамках единой госкорпорации. Но нужно ещё и о Восточном сказать. Здесь не прозвучало о том, кто строил Восточный: Спецстрой. Почему некоторые рабочие до сих пор не получают зарплату, почему сбои, при чём здесь вообще Роскосмос? Нужно задавать вопросы строителям, причём самые жёсткие, потому что задачи Роскосмоса - определить, какие будут ракетоносители оттуда запускаться, в какие сроки, какие нужны технические помещения, и всё, это была вся миссия, собственно, Роскосмоса до сегодняшнего дня. И о персональной ответственности. Конечно, введение персональной ответственности поможет точно и в срок выполнять решения, поставленные президентом, правительством и руководством отрасли. Вот о сохранении имущества здесь поднимался вопрос, вопрос чрезвычайно важный, потому что гигантские площади на балансе предприятий, но вопрос открытый: нужны ли они, нужно ли их отапливать, нужны ли гигантские полигоны? Это вопрос отдельного обсуждения, и здесь не стоит замораживать ситуацию. И идеология. Без идеологии понятной, для чего рабочий крутит гайки, слесарь собирает ракеты, руководитель управляет заводом, невозможно сегодня конкурировать в сложном мире. Идеология и пропаганда успешного работника ракетно-космической отрасли, на наш взгляд, это сегодня ключевая задача, стоящая перед руководителями Роскосмоса и всего этого блока. Исходя из всего сказанного фракция поддерживает внесённый пакет законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Афонский Владимир Игорьевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня уважаемый Дмитрий Олегович представил нам пакет законопроектов о создании Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", внесённый на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, и о наделении её бюджетными полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, администратора, получателя бюджетных средств и государственного заказчика. Представленные законопроекты направлены, на наш взгляд, на систематизацию деятельности в ракетно-космической отрасли, централизацию и координацию управленческих решений, повышение качества и надёжности, проведение единой технической политики, а также на развитие международных контактов. Важно отметить, что такая форма собственности, как государственная корпорация, позволяет, с одной стороны, представлять интересы государства и обладать его полномочиями в отдельных вопросах, а с другой - вести полноценную хозяйственную деятельность. В свою очередь это даёт возможность не только принимать и оперативно реализовывать важнейшие для отрасли решения, но и будет способствовать усилению роли обновлённого Роскосмоса на международных рынках. Необходимость принятия данных законопроектов обусловлена серьёзными трудностями в реализации ракетно-космической отраслью поставленных государством задач, о чём Дмитрий Олегович сказал в своём докладе. Одной из причин сложившейся ситуации является частичная потеря управления со стороны государства и, как следствие, преобладание корпоративных интересов отдельных предприятий над стратегическими целями развития отрасли как составной части оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. В этих условиях для преодоления имеющихся кризисных явлений в экономике одних только рыночных механизмов может оказаться недостаточно. Безусловно, нынешняя ситуация в ракетно-космической отрасли является во многом непростой - архаичные, порой изношенные производства, дефицит высококвалифицированных кадров, плохое финансово-экономическое состояние большинства предприятий - это накладывает отпечаток на всю производственную цепочку, что не может не вызывать беспокойства. Нынешнее руководство ракетно-космической отрасли прекрасно понимает эти проблемы. Подтверждением тому являются результаты проведённого аудита эффективности работы предприятий ракетно-космической промышленности, по итогам которого запущен пилотный проект по финансовому оздоровлению и стратегической реструктуризации Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева". Мы считаем, что подобный опыт стратегических преобразований в случае своей состоятельности должен быть экстраполирован и на другие предприятия отрасли. Также была разработана модель показателей эффективности и оптимизации производственных затрат, запущен процесс централизованной подготовки и рассмотрения бюджетов предприятий ракетно-космической промышленности. Россия - мировой лидер по доставке грузов и космонавтов в космос, наши ракетные двигатели являются абсолютно конкурентоспособными на рынке - США приобретают их даже в условиях санкций и охлаждения международных отношений между нашими странами. Перспективным направлением является развитие прикладного применения космических технологий, в том числе развитие космической связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. Мы поддерживаем планы руководства отрасли по повышению производительности труда, норм выработки на одного работника минимум в 2 раза, по омоложению трудовых коллективов и закреплению кадров в возрасте до 30 лет - в результате к 2020 году средний возраст работников отрасли может составить 42 года. Все эти вопросы мы обсуждали с руководством отрасли. К сожалению, до сегодняшнего дня отрасль находилась в разрозненном, разобщённом состоянии. Создание госкорпорации, на наш взгляд, позволит сформировать единую систему управления, унифицировать промышленные стандарты, инструменты контроля качества, а также внедрить современные практики бережливого производства. При этом крайне важно, чтобы, несмотря на все потрясения, отечественная ракетно-космическая промышленность сохранила свой потенциал и была способна обеспечить производство современной конкурентоспособной космической техники. Но сегодня перед отраслью стоят задачи не только сохранения конкурентоспособности, но и снижения себестоимости производимой продукции, внедрения современной культуры производства, обеспечения производства отечественных компонентов космической техники. Всё это возможно только при реализации единой технической политики, преодолении разрозненности в управлении, надлежащем контроле за расходованием средств, искоренении коррупции, преодолении диспропорций, избыточности производств и бюрократизации управления. Как было отмечено Дмитрием Олеговичем, мероприятия по формированию госкорпорации будут способствовать повышению эффективности использования денежных средств в процессе выполнения опытно-конструкторских разработок, внедрению унифицированных технических решений и единых требований к проведению единой промышленной политики, выстраиванию вертикали управления, централизации и персонификации ответственности за выполнение мероприятий в рамках целевых программ, а также развитию международных контактов. Централизация нормативных, планово-экономических и производственных функций, на наш взгляд, позволит эффективно проводить постоянный мониторинг показателей эффективности и контроль финансово-экономического состояния предприятий ракетно-космической промышленности. Кроме того, проведение единой научно-технической политики обеспечит более эффективное прогнозирование и создание стратегического технического задела на будущее - сегодня необходимо задуматься о том, что мы будем создавать даже не завтра, а через несколько десятилетий. Также, коллеги, необходимо подчеркнуть, что госкорпорацию легче контролировать с финансовой точки зрения, поскольку её действия могут отслеживаться контрольными органами государства, включая Счётную палату Российской Федерации, о чём сказано в законе. Кроме того, ключевые решения, принимаемые госкорпорацией, будут оцениваться наблюдательным советом, состоящим из представителей Президента Российской Федерации и правительства. Уважаемые коллеги, обсуждение целесообразности создания новой государственной корпорации ведётся довольно продолжительное время. Высказывая разные мнения, большинство экспертов сходятся на том, что создание государственной корпорации "Роскосмос" должно восстановить вертикаль управления ракетно-космической отраслью, сформировать единый имущественный комплекс отрасли для восстановления утраченных производственных связей, создать структуру управления отраслью и отдельными предприятиями, адекватную потребностям государства и поставленным перед отраслью задачами. Мы считаем, что государственная корпорация по космической деятельности сможет наладить управление всеми разрозненными активами отрасли, её создание будет способствовать консолидации, повышению управляемости и поиску новых решений. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие представленных законопроектов в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Дмитрий Олегович, уважаемые коллеги! Я сразу хочу сказать, что наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, мы считаем его актуальным, своевременным. К сожалению, эту актуальность подтверждают не очень приятные события, связанные с неудачными запусками "Протона", - понятно, что отрасль находится в кризисе, понятно, что на этот кризис надо реагировать, и та реакция, которая заложена в данном законопроекте, адекватна. Наше общество очень болезненно реагирует на то, что происходит с нашими космическими кораблями, наверное, столь же болезненно, как на поражение наших хоккеистов в финале чемпионата мира, потому что для россиян космос - это больше, чем космос. Мы говорим о национальной идее, так вот космос, освоение космоса - это и есть та национальная идея, которая обуревает всеми россиянами, то, чем россияне гордятся! Наверное, наш приоритет в космосе, первый полёт нашего космонавта в космос по значению сравним с победой в Великой Отечественной войне, эти два факта - часть нашей национальной идентичности, и, естественно, мы не можем потерять те успехи в освоении космоса, которые у нас есть, мы должны постоянно закреплять свои приоритеты. Дмитрий Олегович в своём выступлении поставил довольно точный диагноз состоянию космической отрасли и наметил те пути, идя которыми, можно решить эти проблемы, и мы можем сказать, что государственная корпорация - это та адекватная форма, которая позволит нам эти задачи решить. Вряд ли какая-то другая форма позволила бы нам быстро и эффективно решить те проблемы в космической отрасли, которые накопились, потому что соединение функций государственного исполнительного органа и хозяйствующего субъекта, централизация этих функций и объединение имущества в единый комплекс, единое управление им, повышение эффективности и есть тот путь, по которому мы должны идти, чтобы решить проблемы в этой отрасли. Нам также важно, что Дмитрий Олегович упомянул в своём выступлении о сотрудничестве с частным бизнесом: да, проблемы космической отрасли ни в одной стране не решаются исключительно частным бизнесом, везде активная роль принадлежит государству, но сбрасывать со счетов потенциал частного бизнеса, возможности частных инвестиций, я думаю, не стоит. И в этой связи у нас вопрос, пожелание к разработчикам этого законопроекта. Всё ли в нём достаточно для организации государственно-частного партнёрства именно в этой сфере? Возможно, какие-то поправки необходимо внести ко второму чтению. Мы готовы в этом направлении поработать, чтобы и частный бизнес внёс свой вклад в освоение Россией космического пространства. И наконец, по оптимизации. Здесь звучали неоднократно слова о том, что нам необходимо оптимизировать космическую отрасль, предполагается определённое сокращение. У нас есть определённые опасения, потому что оптимизация во многих отраслях часто приводит к тому, что работу теряют лучшие и уходят специалисты, которые нужны отрасли, а те, которые не очень нужны, к сожалению, остаются. Вот нам бы хотелось, чтобы в ходе оптимизации не были потеряны те специалисты, которые могут принести пользу космической отрасли, не были закрыты предприятия, которые способны производить конкурентоспособную продукцию, не были бы перестроены НИИ таким образом, что из них уйдут специалисты. Вот мы хотели бы призвать очень внимательно подходить к оптимизации и сохранить тот хороший потенциал, который ещё остался в нашей космической отрасли. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Если требуется заключительное слово, Дмитрий Олегович, пожалуйста. РОГОЗИН Д. О. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я сам, как бывший депутат, проработавший одиннадцать лет в стенах этого здания, с уважением отношусь к депутатскому корпусу, поэтому считаю необходимым всё-таки ответить на ряд вопросов, которые были поставлены в выступлениях представителей фракций. Ну, прежде всего, Светлана Евгеньевна, могу сказать: мы, конечно, реформировали в прошлые годы систему управления ракетно-космической отраслью, но вот именно саму систему управления, то есть агентство по-разному называлось и то оно занималось авиацией, то оно занималось только космонавтикой. В 2014 году с создания Объединённой ракетно-космической корпорации мы впервые стали заниматься консолидацией промышленности - вот что важно, я это имел в виду. Это важный момент, потому что до сих пор как бы вот только начальников там двигали на разные стулья. Что касается пилотируемой космонавтики. Светлана Евгеньевна, могу вам тоже сказать своё мнение, мы неоднократно обсуждали этот вопрос: да, дорого, примерно треть бюджета всей нашей федеральной программы уходит сегодня на финансирование пилотируемых программ, но стоит остановить эти программы - и мы потом к ним не вернёмся. Это является явным достижением нашей науки и техники, поэтому сегодня заложена основа для создания перспективной пилотируемой космонавтики. Недавно мы посещали РКК "Энергия", видели уже этот перспективный пилотируемый корабль, намного более удобный, чем те, на которых сегодня летают наши космонавты. Вторая очередь космодрома Восточный у нас будет связана именно с созданием стартовых столов для ракеты-носителя "Ангара" тяжёлого и сверхтяжёлого классов, с тем чтобы сформировать орбитальную станцию. Задача создания такой станции после выхода из программы МКС уже поставлена президентом, и в ближайшее время, даже на этой неделе, мы ему будем докладывать планы по развитию пилотируемой космонавтики. Поэтому не переживайте, здесь абсолютный консенсус, будем развивать это направление и дальше. Хотя хочу сказать одно: конечно, вы это знаете лучше нас всех, но сам я один раз был на Байконуре, видел, как стартует пилотируемый корабль, - даже видавшие многое в своей жизни мужчины и то волнуются, потому что это риск, всегда риск, не надо забывать об этом. И когда мы рискуем человеческими жизнями, мы должны думать, ради чего, каковы задачи, которые должны решаться в рамках пилотируемой космонавтики. Если это задачи только лишь поддержания космонавтов в нормальном физическом состоянии на орбите в течение долгого периода - этого недостаточно, поэтому мы собираемся подключить Академию наук, Институт медико-биологических проблем, для того чтобы выработать план действий, которые могут совершаться на орбите, и я об этом тоже говорил. Идея такая, чтобы орбитальная станция, по сути, могла бы быть ремонтной базой для орбитальной группировки. Вот сейчас космический аппарат выходит из строя, а мы не знаем, что на нём произошло, - это же там происходит, не на Земле, и, когда он спустится на Землю, он будет либо уже в виде обгорелых обломков, либо вообще всё сгорит в атмосфере. В этом специфика проблемы. Вот почему крайне важно, чтобы пилотируемая космонавтика дала нам шанс продления ресурса орбитальной группировки страны и, может быть, сборки сложных кораблей для дальних переходов. Я верю в эту перспективу! Что касается Восточного. Хочу сказать, что безобразия, которые там были, безусловно, расследуются прокуратурой. Проблемы с заработными платами в основном были связаны с многослойной системой субподряда, который был обеспечен организациями Дальспецстроя. За это господин Хризман сегодня находится в СИЗО, арестованы три руководителя субподрядных организаций, лишился должности наследник господина Хризмана господин Савин, которого я уволил, потому что он не информировал ни правительство, ни руководство Роскосмоса о наличии проблем с задолженностью рабочим. И предприняты экстраординарные меры для того, чтобы людей защитить, я сам встречался с рабочими, был в городке, с ними по телефону разговариваю каждый день - сейчас ситуация нормализуется. Есть проблема с задолженностью только в отношении тех рабочих, которые были привлечены на космодром Восточный, но уже его покинули, - они будут в судебном порядке решать свои вопросы, защищая свои права, мы их будем поддерживать по линии прокуратуры. Почему такая ситуация возникла? Во многом потому, что ряд предприятий, которые были привлечены в качестве субподрядчиков на работы на космодроме Восточный, стали банкротами в других регионах, пострадали и их люди. То есть деньги были этим организациям заплачены, но они даже аванс не отработали и своим рабочим не заплатили. Я считаю, что эта ситуация... мы её исправим обязательно, потому что я не хочу, чтобы что-то омрачало великую идею создания национального гражданского космодрома. Я знаю, что скоро мы с депутатами посетим космодром Восточный, и я вам покажу, какую огромную работу мы там проводим. Космодром сдадим в срок! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет желания выступить у представителей профильных комитетов? Нет. Выносим на "час голосования" все три законопроекта, пункты 20, 21 и 22. Спасибо, Дмитрий Олегович, вам и коллегам, которые с вами сегодня пришли на заседание.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5666 по 5717 из 6871
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 31 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается. 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 04 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается. 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 31 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.