Заседание № 254

14.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 779637-6 "О внесении изменений в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5540 по 6079 из 6643
Следующий вопрос - 15-й, проект федерального закона "О внесении изменений в     
статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Олег Александрович Лебедев, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в статью    
8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"          
направлен на повышение административной ответственности за нарушение правил     
пожарной безопасности в целях предупреждения лесных пожаров.                    
                                                                                
Лесные пожары являются одной из главных проблем лесного хозяйства в России, и   
при этом каждый лесной пожар сопряжён с нанесением значительного вреда жизни    
и здоровью граждан, окружающей среде, с причинением ущерба Российской           
Федерации. Согласно данным официальной статистики, ежегодно в России            
регистрируется от 10 до 32 тысяч лесных пожаров, огнём ежегодно охватываются    
площади от 500 тысяч до 3,7 миллиона гектаров, количество погибших в            
результате лесных пожаров ежегодно исчисляется сотнями, а пострадавших -        
тысячами. Кроме того, средний размер экономического ущерба от лесных пожаров    
составляет 20 миллиардов рублей, из которых одну четверть составляет ущерб,     
наносимый лесному хозяйству в виде потерь древесины. Причины возникновения      
пожаров в 80 процентах случаев связаны с деятельностью человека, при этом 70    
процентов всех лесных пожаров возникают в связи с неосторожным обращением с     
огнём.                                                                          
                                                                                
Учитывая изложенное, становится очевидным, что уровень ответственности за       
нарушение правил пожарной безопасности в лесах, определённый Кодексом           
Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая степень      
общественной опасности, нуждается в корректировке. Рассматривая данный          
вопрос, необходимо отметить, что аналогичные по концепции изменения уже были    
внесены в статью 8.32 КоАП федеральным законом в 2014 году, но были подняты     
штрафы для должностных лиц и для юридических лиц, а в 80 процентах случаев      
причины пожаров связаны с деятельностью именно физических лиц. Оценка           
эффективности указанных изменений видится преждевременной, поскольку они        
внесены недавно и информация о правоприменительной практике ещё не собрана в    
достаточном объёме, вместе с тем целесообразность соразмерного ужесточения      
административной ответственности для граждан, допустивших нарушение правил      
пожарной безопасности в лесах, не вызывает сомнений. Учитывая изложенное,       
законопроектом предлагается увеличить размеры штрафов, налагаемых на граждан    
за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.                              
                                                                                
Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает       
законопроект. В число соавторов вошли ряд депутатов из других фракций, из       
"ЕДИНОЙ РОССИИ", а также депутаты нашей межфракционной парламентской            
байкальской группы. Рослесхоз поддерживает законопроект.                        
                                                                                
Ну и хочу сказать, что в самый пик пожаров мы вместе с волонтёрами выезжали и   
принимали самое непосредственное участие в тушении пожаров, и я могу твёрдо     
сказать, что лесники, которые самоотверженно боролись с огнём на переднем       
крае, достойны поддержки. Я считаю, что этот законопроект, если будет           
поддержан, станет важным шагом в плане поддержки этих самоотверженных людей.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Александрович.                              
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел     
указанный законопроект. Без всякого сомнения, мы согласны с тем, что проблема   
существует - проблема нарушения правил пожарной безопасности в лесах, - эта     
проблема носит комплексный характер.                                            
                                                                                
Конечно же, самое простое, и мы все это прекрасно понимаем, - отчитаться о      
решении проблемы путём внесения законопроекта об увеличении штрафов, но мы      
также должны отдавать себе отчёт в том, что предотвратить пожар путём           
внесения законопроекта, которым увеличиваются штрафы хоть многократно, хоть     
до миллиона, хоть даже до двух, практически невозможно, особенно с учётом       
того, что ответственность уже увеличена буквально недавно, в 2014 году, и       
докладчик абсолютно справедливо отметил в докладе, что практика применения      
новых санкций в отношении должностных и юридических лиц ещё не устоялась, её    
невозможно в настоящий момент оценить, поскольку нет статистических данных,     
это так.                                                                        
                                                                                
Поэтому мы предлагаем настоящий законопроект отклонить, продолжить работу над   
совершенствованием подзаконных актов, работать вместе с контролирующими         
органами в сфере лесопользования и противопожарного надзора, в том числе        
путём совершенствования практики их деятельности, путём координации работы с    
органами местного самоуправления, с органами государственной власти в           
субъектах Российской Федерации, потому что только путём принятия комплексных    
мер можно предотвратить пожары в лесах. Лес - это наше национальное             
достояние, никто не спорит, но нельзя поставить галочку или повесить себе       
медаль на грудь за то, что мы предотвращаем пожары, просто увеличивая штрафы,   
- этим мы ничего не добьёмся. Тем более что предусмотрена ответственность за    
ущерб, который причинён в результате пожаров, ответственность                   
гражданско-правовая, ответственность уголовная, мы это тоже прекрасно знаем,    
и гораздо важнее совершенствовать, повышать эффективность механизмов            
применения мер этой ответственности, механизмов, которые обеспечивали бы        
неотвратимость наступления ответственности, - вот тогда мы, я считаю,           
добьёмся нужного результата.                                                    
                                                                                
Ну а что касается увеличения штрафов или совершенствования непосредственно      
статей, может быть, внесения в диспозиции этих статей каких-то изменений, то,   
уважаемые коллеги, мы уже неоднократно говорили: ну давайте подождём! Я не      
исключаю, что законодательство об административных правонарушениях всё-таки     
будет реформироваться комплексно, в том числе через принятие новых актов,       
кодифицированных, поэтому давайте подождём, когда устоится практика, а в        
дальнейшем обсудим эту проблематику.                                            
                                                                                
Сейчас мы предлагаем законопроект отклонить.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шингаркин Максим Андреевич.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Большое спасибо, Иван Иванович.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу.                                             
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, в отношении ситуации, когда человек, управляя особо          
опасным транспортным средством, останавливается (вот я ещё раз обращу           
внимание: останавливается), не представляя ни для кого никакой угрозы, просто   
останавливается в том месте, где дорожные власти не рекомендуют совершать       
остановку, при этом не нарушая больше ничего, не создавая опасности, мы легко   
и непринуждённо взяли и повысили штрафы, причём в разы, а здесь речь идёт об    
опасности для жизни и здоровья людей и о нанесении крупного имущественного      
ущерба Российской Федерации - не видите ли вы двойную логику в подходах по      
этим двум ситуациям?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Максим Андреевич, мы не видим двойную логику, мы         
настаиваем на комплексности подходов к реформированию законодательства об       
административной ответственности. Ну, здесь, знаете, как в том самом            
анекдоте, на каждом партсобрании, то есть на каждом пленарном заседании, где    
рассматриваются и, как правило, отклоняются законопроекты, которыми вносятся    
точечные изменения в Кодекс об административных правонарушениях, мы всегда      
говорим: коллеги, давайте подходить комплексно, давайте реформировать           
законодательство, регулирующее отношения в той или иной сфере, в том числе в    
сфере лесопользования, в том числе в сфере пожарной безопасности, - но вместо   
этого, к сожалению... Есть соблазн идти по лёгкому пути: штрафы увеличили -     
проблему решили; проблема не решается, но мы-то считаем, что всё хорошо, -      
речь вот о чём идёт.                                                            
                                                                                
В тех случаях, когда штрафы составляют несколько сот рублей - за                
правонарушения, которые наносят значительный вред, - мы действительно вносим    
изменения; в тех случаях, когда статистика правонарушений говорит об их         
росте, часто резком, взрывном, мы точно так же вносим изменения - точечные,     
хотя, я ещё раз говорю, это порочная практика. Вот давайте мы вместе будем -    
я надеюсь, что это всё-таки произойдёт, - править кодифицированный акт          
комплексно, путём принятия его новой редакции, а сейчас... Мы не говорим о      
двойных подходах, мы говорим о комплексности подхода.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Олег Александрович, вопрос к вам.                                
                                                                                
Абсолютно очевидно, что рост количества лесных пожаров связан с разрушением     
структуры в плане охраны лесов, которая существовала в своё время, - это        
первое обстоятельство. Второе - абсолютно очевидно, что количество пожаров      
растёт, оно увеличивается с каждым годом и охватывает всё большие площади. Вы   
предлагаете увеличить штрафы, но хотелось бы понять, какое всё-таки             
количество физических лиц, юридических лиц было оштрафовано хотя бы в этом      
году, чтобы понимать, стоит ли вообще вести об этом речь.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Лебедеву Олегу Александровичу включите           
микрофон.                                                                       
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. А. Уважаемый коллега, вы знаете, говорить о числе оштрафованных      
юридических или тем более должностных лиц просто смешно, потому что оно         
ничтожно мало по сравнению с тем, что 80 процентов всех пожаров - это           
официальная справка Рослесхоза, правительства - случается из-за небрежного      
обращения с огнём физических лиц. В прошлом году мы подняли штрафы для          
юридических и должностных лиц, а сегодня так равнодушно говорим: ну, надо       
посмотреть правоприменение и так далее... В Рослесхозе есть замечательный       
детский конкурс "Подрост": сорок тысяч подростков собирают семена, сажают       
деревья, ухаживают за ними, изучают лес - то есть надо подходить с двух         
сторон, надо воспитывать, с одной стороны, а с другой стороны, надо решать      
проблему, надо штрафы поднимать. А пока мы будем рассуждать, леса будут         
гореть, понимаете? Неужели никому не понятно, что небрежно обращаются с огнём   
не юридические или должностные лица, а именно физические лица?!                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Ну, юридические лица, конечно, тоже нарушают, участвуют в незаконных,           
несанкционированных вырубках.                                                   
                                                                                
Меня удивляет позиция Дмитрия Фёдоровича: у него же на Урале, как и в Сибири,   
количество пожаров резко увеличилось, причём, как правильно сказал Олег         
Александрович, природа этих пожаров... Президент даже оторвался от важнейших    
дел, вынужден был на два пожара съездить, понимаете? Для чего? Для того чтобы   
акцентировать наше с вами внимание на важности этой проблемы, а Дмитрий         
Фёдорович - против.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, как я понял, вам вопрос.               
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. А вопрос-то в чём, Николай Васильевич?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему вы против? Он так формулирует вопрос.              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Я повторю: если никто не будет искать виновных, вы хоть 500        
тысяч штраф установите - во-первых, эти штрафы невозможно будет взыскать, а     
во-вторых, если никто не ищет виновных, эффект будет тот же самый. Коллеги,     
Дмитрий Фёдорович может быть хороший, нехороший, но есть логика, которой надо   
следовать: леса горят не из-за того, что штрафы маленькие, леса горят из-за     
того, что нет культуры поведения, из-за того, что нет контроля, из-за того,     
что часто в лесах нет нормального хозяина, - вот из-за чего горят леса.         
Установите штраф любой, какой угодно, но если он не будет применяться в силу    
того, что никто не ловит за руку, никто не контролирует, никто не               
инспектирует, не проводятся специальные охранные мероприятия, санитарные        
вырубки, да всё, что угодно, - леса будут гореть. А вы можете дырочку           
просверлить, пожалуйста, у себя и сказать: вот видите, я защищаю лес. Раньше    
был полторы тысячи рублей штраф за нарушение правил пожарной безопасности, мы   
сделали 5 тысяч - и что? И ничего. Так давайте мы будем всё-таки говорить о     
реальном решении проблемы, а не сотрясать воздух.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы несколько раз сказали о комплексном подходе к   
решению этого вопроса. Это ваша принципиальная позиция, что данные              
предложения не входят в комплекс решений проблемы лесных пожаров, как вы его    
видите? Это первое.                                                             
                                                                                
И второе. Вы вообще были на территориях, охваченных лесными пожарами, где       
днём затмевается солнце, как вечером, где людям деваться некуда от гари, от     
запаха, некуда спрятаться? Вообще невозможно находиться на этих территориях!    
Ну и сами потери нашей страны от лесных пожаров, они же катастрофические!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста.                            
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Иванович, ваш сосед по региону, который сидит   
в соседнем кресле, Николай Васильевич Коломейцев, только что сказал, что я      
должен быть в курсе, потому что я сам депутат от Уральского региона, из         
Челябинской области, - так вы спросили бы у Николая Васильевича, он бы вам      
объяснил. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. Хотите, я вам историю расскажу? Ну, времени у нас полно, поэтому        
давайте расскажу. Однажды, когда я работал ещё в регионе, мы с главой района    
поехали территорию объезжать - у меня, как у регионального депутата, была       
такая практика. Ну, сели с главой района в машину и поехали. А на одном из      
полей фермер начал жечь сухую траву, сгорело несколько гектаров молодых         
сосен, и мы с главой района на обратном пути чуть не сгорели в этом пожаре -    
он верховой был на самом деле. Поверьте, ответственность, к которой потом       
привлекли этого фермера, она не административная была, за пал травы, и ущерб    
с него взыскали по полной программе. Думаете, если бы штраф был не полторы      
тысячи рублей, а хоть 5 тысяч, хоть 10 тысяч рублей, но если у него культуры    
нет такой, если за ним никто не следит, если ему просто-напросто никто не       
объяснил, что за этим последует, что, не было бы этого пожара? Точно так же     
был бы!                                                                         
                                                                                
Я ещё раз повторяю: не надо подменять реальную защиту лесов от пожаров и        
реальное усиление мероприятий по пожарной безопасности имитацией бурной         
деятельности. Штраф повысили с полутора до 5, 6, 8 тысяч рублей и считаем,      
что всё, у нас теперь пожаров не будет, - не надо себе врать-то, что от этого   
пожаров будет меньше! Вот, собственно, и всё.                                   
                                                                                
Поэтому мы и говорим, что такие точечные изменения - это имитация бурной        
деятельности, ни больше, ни меньше, тем более что в 2014 году мы уже повышали   
ответственность.                                                                
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить, коллеги? Вот Николая Васильевича вижу... Прошу          
записаться.                                                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ух, какой большой интерес!                                                      
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не      
поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается         
значительно увеличить размер штрафных санкций для граждан за нарушение правил   
пожарной безопасности в лесах, как недостаточно обоснованный и в плане          
установления штрафа свыше 5 тысяч рублей противоречащий части 1 статьи 3.5      
Кодекса об административных правонарушениях.                                    
                                                                                
Как уже говорили коллеги, проблемы, связанные с лесными пожарами, необходимо    
решать прежде всего с точки зрения профилактики, недопущения пожаров.           
Номинально увеличивая штрафные санкции - мы можем увеличивать их до             
бесконечности, - мы вряд ли добьёмся хоть сколько-нибудь положительного         
эффекта. Необходимо развивать, как уже неоднократно говорилось, систему         
профилактики пожаров в регионах, совершенствовать деятельность                  
соответствующих органов контроля. Немаловажную роль играют и воспитательные     
меры, меры правовой пропаганды, необходимо работать с населением, а у нас       
зачастую вся пропаганда сводится к установке знаков, информирующих о запрете    
разведения костров в лесных массивах.                                           
                                                                                
Как я уже говорил, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного     
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, прежде чем предоставить слово Олегу Анатольевичу, хочу напомнить,      
что мы должны, естественно, завершить рассмотрение этого вопроса и ещё у нас    
пять законопроектов по сокращённой процедуре, поэтому прошу рассчитывать свои   
силы.                                                                           
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит представленный              
законопроект, и прежде всего потому, что это действительно тема острейшая, во   
всяком случае в этом году, это тема, это проблема номер один. Для               
комплексного решения этой проблемы, Дмитрий Фёдорович, было много лет - не      
один десяток, наверное, два десятка лет было, - и вот мы видим результаты       
этого, так сказать, комплексного решения проблемы: впервые в истории лесная     
отрасль стала убыточной. А убыточной она стала, как сказал докладчик, именно    
по причине многочисленных пожаров и многомиллиардных потерь, расходов бюджета   
на компенсацию убытков. Вот ваш комплексный подход!                             
                                                                                
Сейчас, когда не принимается данный вариант, надо крепко подумать, чей сук      
рубится, и прежде всего правительству и проправительственной фракции. Я         
считаю, что тут не просто дно достигнуто - дно пробито! Увеличением штрафов,    
конечно же, не решаются проблемы лесной отрасли, но вы сами себе                
противоречите во многом в своих комментариях. Мы приводим пример, говорим,      
что увеличение штрафов за дорожные правонарушения - за непристёгнутый ремень    
безопасности, за какие-то другие - кардинально меняет ситуацию: было 500        
рублей - стало 5 тысяч, и это останавливает многих нарушителей. Не нравится     
вам повышение штрафов с полутора тысяч до 5 тысяч, предложите 15 тысяч,         
предложите другую цифру, ведь это неконцептуальное изменение - увеличение       
размера штрафов!                                                                
                                                                                
Конечно, мы за то, чтобы решать вопрос комплексно, но разве когда-нибудь        
вносился вами комплексный законопроект, где предлагалось бы, например,          
освободить от должностей всех руководителей в правительстве сверху донизу по    
лесной отрасли? Потом предложили бы - тоже в одном каком-то документе -         
разобраться с чёрными лесорубами, потом был бы законопроект про инвестиции и    
штрафы и так далее, и так далее. Разве это возможно - представить один          
документ, где комплексно решались бы все проблемы лесной отрасли? О чём вы      
говорите, про какое комплексное решение?!                                       
                                                                                
Спрос, конечно же, будет, с профильных ли комитетов нашей Думы, с               
правительства ли, и спрос, я думаю, будет уже в ближайшее время, потому что,    
когда мы получаем в бюджете минус от тех отраслей, которые должны приносить     
туда миллиарды долларов, - не рублей! - ну как можно говорить об отчёте этого   
правительства?! Ситуация в лесной отрасли, в рыбной отрасли - это, коллеги,     
результаты вашей "комплексной работы" многолетней! Впереди не только отчёт      
правительства, впереди отчёты в том числе и депутатов Государственной Думы,     
и, не принимая эти предложения концептуально... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Львович Резник.                                                           
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По-моему, данный законопроект   
- это попытка подмены сути и понятия. Конечно, человеческий фактор имеет        
очень серьёзное значение в возникновении лесных пожаров. Ну отчего леса         
горят, особенно на Дальнем Востоке? Где-то бутылка брошена, где-то молния       
ударила, множество всяких разных других факторов и причин. Горят леса очень     
мощно, на огромных территориях, потому что мы абсолютно не защищаем сегодня     
леса - лесная охрана уничтожена. У нас была авиационная охрана лесов, было      
более сорока летательных аппаратов (вертолёты, лёгкие самолёты), а сегодня      
практически ни одного воздушного судна на Дальнем Востоке нет.                  
Минерализованных полос (то есть когда на участки разбивают лес, чтобы был       
опорный рубеж) сегодня тоже нет, никто не делает эти минерализованные полосы,   
и дороги, по которым можно было бы по лесным массивам проехать, тоже не         
строят. Что в результате получается? У нас ежегодно, скажем, в Хабаровском      
крае сгорает в 3-4 раза больше леса, нежели мы заготавливаем. Повторяю:         
ежегодно в 3-4 раза больше! Мы сегодня могли бы вообще колоссально увеличить    
доходы от лесной отрасли: у нас расчётная лесосека составляет примерно 33       
миллиона кубометров - это без ущерба для лесного хозяйства можно было бы        
брать, а мы берём едва 6-7 миллионов кубометров, потому что - ну, была          
названа такая цифра - около половины (вы вдумайтесь!) заготовленного леса       
контрабандно уходит в Китай. Контрабандно! А это не бриллианты, которые можно   
где угодно провезти, это значит, что задействована колоссальная коррупционная   
схема!                                                                          
                                                                                
Я считаю, мы должны глубоко и всесторонне изучить эту проблему и принять        
кардинальные, по-настоящему эффективные меры, потому что увеличить штраф или,   
скажем, не пускать людей в тайгу - всё это проходили, никакого эффекта это не   
даёт.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Уважаемые коллеги, я хочу вернуться к системным проблемам в     
лесной отрасли и сразу сказать, что, конечно, Российская Федерация сегодня не   
вырубает расчётную лесосеку - это первое. Леса горели и до того момента, как    
человек стал их заготавливать в промышленных масштабах, и сегодня они горят     
не только в России, а на огромных пространствах планеты, и существует баланс,   
происходит восполнение лесов, но мы с вами сегодня рассматриваем комплекс       
проблем, которые касаются только злого умысла или небрежного обращения с        
собственным имуществом тех лиц, которые либо хотят действительно получить       
дополнительные лесные участки под разработки под видом погорелья, либо          
оказывают воздействие на сельхозземли в результате применения сельхозпала, и    
в этом смысле, конечно, мы говорим о том, что назидательная, карающая функция   
штрафа является единственно возможным инструментом.                             
                                                                                
Теперь о комплексном подходе. Ну давайте мы с вами узнаем, сколько              
Росприроднадзор несёт затрат на одного инспектора в год сверх зарплаты именно   
с точки зрения выполнения государственных функций. Я вам скажу: 6 тысяч         
рублей в год - это дополнительные расходы государства на каждого сотрудника     
Росприроднадзора, обеспечивающие его функциональность. Такие же цифры в         
лесной отрасли. У нас сегодня Федеральное агентство лесного хозяйства с точки   
зрения удельных затрат государства на выполнение госфункций и размера           
упущенной выгоды является, наверное, самым выпуклым моментом во всей            
национальной экономике. И мы при этом - ещё раз обращаю внимание, привожу       
простой пример - штрафуем людей на колоссальную сумму за то, что у них          
автомобиль стоит около дома, - обратите внимание: около дома! - где он стоял    
пять лет назад, четыре, три, два года назад, один год, месяц назад стоял, и     
этот автомобиль никому не мешал, а сегодня мы человека штрафуем. Что            
изменилось в мире или в городе Москве, что на человека неожиданно возлагается   
этот штраф? И сегодня говорим: нет, мы не хотим профилактировать людей,         
которые приходят в лес и сжигают его по специальному своему решению, чтобы      
получить погорелье, или по глупости - по глупости ещё страшнее! Я перестал      
ходить в лес, во всяком случае в московском регионе, только для того, чтобы     
другим людям честно говорить: я вообще не хожу в леса. Лучше вообще туда не     
заходить в летнюю пору, вот осенью за грибами - пожалуйста. Давайте летом       
вообще закроем леса! Конституция не позволяет? Ну, давайте штрафовать тех...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич.                                
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! А теперь я       
расскажу историю Дмитрию Фёдоровичу.                                            
                                                                                
Август этого года, Улан-Удэ, чемпионат мира по стрельбе из арбалета. К          
сожалению, это мероприятие не было освещено в средствах массовой информации     
нашей страны - СМИ, к сожалению, плохо освещают жизнь и деятельность в наших    
с вами регионах, - но я там был, видел всё своими глазами. Можете себе          
представить, когда днём - как вечером, солнца не видно, гарь, от которой        
спрятаться некуда, ни на Байкале, ни в гостинице находиться невозможно, и       
состояние, Дмитрий Фёдорович... Дмитрий Фёдорович, ау! Вяткин!.. Состояние      
удручающее. Нельзя к этому относиться равнодушно, надо что-то делать.           
                                                                                
У нас в Ростовской области есть завод по производству самолётов "Бе-200", и,    
к сожалению, у него сейчас нет должного количества заказов, а эти самолёты      
как раз были бы нужны в рамках комплексного подхода, о котором вы говорите.     
Многие говорят, что, когда разгораются пожары, этих самолётов недостаточно,     
их недостаточно, а ведь они могут взять на борт 10-15 тонн воды и тушить        
лесные пожары, нам же по телевизору показывают пульверизаторы, - видели вы,     
да? - за спиной пульверизатор. Ну это просто смешно, это несерьёзно!            
                                                                                
Я вам расскажу об интересном факте. Объявляют о приезде министра по             
чрезвычайным ситуациям, действительно, приезжает Пучков - и выпадает дождь,     
потом появляется солнце, становится возможно дышать нормально! Я не знаю,       
может быть, он привлекал бурятских шаманов, для того чтобы потушить пожары,     
но мы действительно увидели солнце и задышали полной грудью.                    
                                                                                
Да, необходим комплексный подход, да, необходим широкий подход, но там мне      
сказали о том, что лесники заинтересованы в пожарах - им по 500 рублей          
доплачивают в период пожаров, МЧС тоже премии выплачивает в этот период,        
поэтому при комплексном подходе ни в коем случае нельзя исключать повышение     
ответственности граждан. И я считаю, что нам необходимо хоть что-то сделать     
для того, чтобы исключить возможность лесных пожаров в нашей стране.            
                                                                                
Я предлагаю поддержать инициативу нашей фракции.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Александрович, будете ещё раз выступать?                                   
                                                                                
Олег Александрович Лебедев.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. А. Уважаемые коллеги, если мы сегодня говорим о комплексном          
подходе, то Государственной Думой - активно работал наш комитет по природным    
ресурсам - за этот созыв принято много законов, которые реально улучшили        
ситуацию, устранили пробелы в лесном законодательстве; внесены поправки в       
Лесной кодекс в отношении и чёрных лесорубов, и развития лесной отрасли в       
целом, но в вопросе размеров штрафов действительно есть пробел: мы подняли      
штрафы для юридических и должностных лиц, но о физических лицах мы забыли, а    
ведь по официальной информации Рослесхоза, службы статистики, правительства,    
сегодня восемь из десяти пожаров возникает из-за небрежности физических лиц!    
И мы стараемся как-то это не замечать! У нас порядка трёхсот обращений - не     
только от лесников, но и от жителей тех регионов, которые пострадали от         
пожаров!                                                                        
                                                                                
Поэтому мы считаем, что необходимо принять законопроект и заняться              
последовательным наведением порядка в лесной отрасли.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Пожалуйста.                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, простим        
Владимиру Ивановичу фамильярное отношение, по всей видимости, он всё-таки       
считает, что только от мнения, которое я представляю, от мнения комитета, а     
также от мнения других коллег, которое высказывается публично, зависит, будут   
гореть наши леса или не будут.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович, я могу лишь повторить: не надо заниматься имитацией бурной   
деятельности. Штраф от полутора тысяч до трёх сделаем от трёх от пяти - и       
леса гореть перестанут, вот ваша логика. Расскажите об этом нашим гражданам -   
они посмеются и над вами, и над нами, если мы подобного рода решения будем      
принимать. Так давайте будем как-то серьёзнее относиться к своей                
деятельности, экономить своё время и свои силы, а не проводить, извините, по    
полчаса, даже больше, в абсолютно бесплодных дискуссиях.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, справедливости ради: фамильярности со стороны Владимира      
Ивановича не было, он дважды назвал ваши имя и отчество, а после маленькой      
паузы - фамилию, просто вы первое не услышали, а услышали только отдельно       
фамилию.                                                                        
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              186 чел.41,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    189 чел.                                          
Не голосовало                 261 чел.58,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.