Заседание № 276
19.03.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 779131-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (о совершенствовании саморегулирования в строительстве).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4436 по 4622 из 5217
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". Доклад Романа Михайловича Лябихова. Пожалуйста. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На сегодняшний день все организации, которые занимаются строительством, изысканиями или проектированием, обязаны входить в СРО, для того чтобы подтверждать определённый уровень финансовой ответственности и оказывать услуги заказчикам. Дальше я всех их буду называть подрядчиками для упрощения, ещё раз, это проектировщики, изыскатели и те, кто производит строительно-монтажные работы. А сами СРО должны входить в национальные объединения: проектировщики и изыскатели - в свои национальные объединения, строители - в свои национальные объединения. Нормативно-правовая база по СРО регулировалась более десяти лет назад, соответственно, очень часто возникают ситуации, когда СРО - их у нас сегодня более 450, а подрядных организаций в целом по СРО несколько сотен тысяч, ну, больше 300 тысяч подрядных организаций, - не отвечая соответствующим критериям и требованиям, включают в свой состав подрядные организации, которые только номинально соответствуют существующим сегодня требованиям. Дальше эти подрядные организации выходят к заказчику, оказывают ему какие-то услуги, ну и, соответственно, качество этих услуг, как мы понимаем, возможно, будет сомнительным, в силу того что они только формально соответствуют критериям и требованиям. Более того, зачастую даже сами СРО этим критериям и требованиям не соответствуют. Например, одно из требований - это 100 членов СРО. Есть организации, мы знаем, где по 40 членов, и, соответственно, эти организации могут нанести вред своему заказчику. Сегодня у нас уровень заказов растёт, количество заказов растёт, в основном это сегодня государственный заказ, как вы знаете. Вот в этой сфере давно надо навести порядок, десять лет прошло. Необходимо ввести такие прозрачные критерии, которым соответствовали бы подрядные организации, саморегулируемые организации, для того чтобы они могли оказывать качественные услуги. Что мы предлагаем? В первую очередь мы в данном законопроекте предлагаем "цифру", то есть мы предлагаем, чтобы все сведения о подрядных, саморегулируемых организациях размещались на соответствующем федеральном ресурсе, где любой потенциальный заказчик сможет узнать, сколько членов в данной СРО, каким критериям они соответствуют, какие финансовые средства в компенсационном фонде есть у СРО. Сегодня эту информацию может получить только Ростехнадзор по запросу, и то ему сама саморегулируемая организация отвечает, то есть, как говорится, высекли сами себя - подтверждение этой информации получить не может никто, ну, за исключением, конечно, правоохранительных органов, когда это возможно. Вот первое - "цифра". Второе - чёткий перечень критериев. Мы видим, что мы его совместно с Минстроем разработаем. И этому новому, обновлённому и чёткому перечню критериев саморегулируемые организации будут соответствовать. Ну и третье, конечно же, ответственность. Мы одновременно вносим законопроект-спутник об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, потому что если есть контроль, то должна быть и ответственность. Ответственность мы предлагаем изменить, предлагаем её усилить. Соответственно, если те критерии, которые мы предлагаем, не будут соблюдаться, эта ответственность будет наступать. Ну и последнее, что хотел бы сказать. Данным законопроектом вводится возможность по заявлению национального объединения и при поддержке контролирующей организации, то бишь Ростехнадзора, лишать аккредитации СРО, которые критериям и требованиям не соответствуют. Законопроект прошу поддержать. У меня всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Сергеевича Аксёненко. Пожалуйста. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Сегодня мы рассматриваем очень важный законопроект для всей строительной отрасли. Роман Михайлович подробно рассказал об основных параметрах данного законопроекта, данной инициативы. Я хочу отметить, что закон о саморегулируемых организациях не изменялся с 2016 года, за этот период, конечно же, было принято огромное количество новых подзаконных актов - мы должны это учесть. Хочу сказать, что по результатам рассмотрения законопроекта профильный комитет дал замечания, которые указаны в заключении комитета. Ну, в частности, первое, необходимо доработать механизм исключения СРО, не соответствующих требованиям, установленным законом, из реестра саморегулируемых организаций и, второе, необходимо доработать вопрос, касающийся общего стандарта саморегулируемых организаций. Комитет полагает, что указанные в заключении замечания могут быть учтены при подготовке текста проекта федерального закона ко второму чтению. Законопроект поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и большинством субъектов Российской Федерации, прошёл большое обсуждение в регионах. И сам рынок СРО также поддерживает данный законопроект. С учётом изложенного представленный законопроект рекомендуется Комитетом Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству к принятию в первом чтении. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Александр Сергеевич, к вопросу всё-таки о СРО и их роли на нашем строительном рынке. Вот за последние пять лет - может быть, у вас есть статистика - сколько было собрано в соответствующие фонды и сколько уплачено вследствие невыполнения обязательств со стороны участников СРО? Это первое. И второе. Какое количество участников СРО было привлечено, скажем так, за нарушения именно со стороны СРО, саморегулируемых организаций? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автор готов ответить. Лябихову включите микрофон. ЛЯБИХОВ Р. М. Уважаемый Алексей Владимирович, на сегодняшний день действительно есть привлечения на существенные суммы - 60, 50, 70 миллионов рублей из компенсационного фонда. Сегодня в комфондах 200 миллиардов рублей. Самая большая сумма (правда, сейчас иск ещё рассматривается) - 1 миллиард рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р. Роман Михайлович, ну, в принципе на первый вопрос я уже ответ услышал, хотя, конечно, я думаю, что его надо расщеплять, там много вопросов, но, собственно, удовлетворюсь полученным ответом. Вопрос: законопроектом предусматривается уведомительный, необязательный характер прекращения членом СРО трудовых отношений с ним - не считаете ли вы необходимым сделать обязательной эту норму, чтобы деятельность по ведению национальных реестров была более достоверной, более чистой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лябихову включите микрофон. ЛЯБИХОВ Р. М. Айдар Раисович, спасибо за ваш вопрос. Как я уже сказал в своём докладе, мы введём нормы регулирования, и, безусловно, возможность контролировать эти критерии будет у соответствующих ведомств, это Ростехнадзор, Минюст и Минстрой. Что касается выхода из СРО - вы говорили об этом, насколько я понимаю, - да, конечно, сегодня можно выйти из СРО. Но мы сейчас, в частности, говорим о расчистке тех СРО, которые не соответствуют нынешним критериям, ну и тем критериям, которые мы введём. Таких СРО, кстати, не очень много, вот сегодня из 450 СРО таких пока единицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Докладчику Лябихову включите микрофон. ЛЯБИХОВ Р. М. Уважаемые коллеги, как уже сказал Александр Сергеевич, вопросов у сообщества было много - поверьте, с ноября мы их получали, контактировали, обсуждали, в том числе проводили "круглые столы". Если есть у кого-то замечания и предложения, приходите - ко второму чтению будем обсуждать и будем рассматривать. Спасибо всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 41 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принят единогласно в первом чтении.