Заседание № 57
О проекте федерального закона № 77883-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносится на "час голосования".
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По мотивам - Аршинова Алёна Игоревна. Пожалуйста. АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я прошу вас обратить внимание ещё раз на важность принятия данных изменений. И хотелось бы подчеркнуть: учёные доказали, что алкоголь даже в небольших дозах наносит вред мозгу, а почти половина учащихся 4-х и 5-х классов уже попробовали алкогольные напитки, а к 11-му классу уже восемь из десяти попробовали. Все родители будут нам благодарны, все здравомыслящие люди страны будут благодарны, если мы действительно ужесточим законодательство в этой сфере. Поэтому, пожалуйста, проголосуйте все за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 17 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 77883-6 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции; принят в первом чтении 20 июня 2012 года с наименованием "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило три поправки, все комитетом рекомендуются к принятию. Просим утвердить таблицу поправок и принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок? Ставлю таблицу на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 21 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 15 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6% Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 35
О проекте федерального закона № 77883-6 "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, уважаемые коллеги, возвращаемся к рассмотрению повестки дня. По пункту 13, по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", у нас был предусмотрен доклад Владимира Николаевича Плигина. Кто от комитета готов доложить? Депутат Лысаков, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемые коллеги, представленным законопроектом предусматривается усиление административной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Главной задачей законопроекта является содействие реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни населения, прежде всего несовершеннолетних, включая искоренение пьянства и наркомании. Мы помним, как совместно мы принимали комплекс мер по улучшению дорожной ситуации, а вопросы практически равнозначны: у нас на дорогах гибнет огромное количество людей, не меньшее количество гибнет от употребления наркотиков и алкоголя, особенно среди детей и юношества. Усиление административной ответственности, повышение штрафов является неотъемлемой мерой в борьбе с этим злом. Мы знаем, что количество жертв на дорогах уменьшилось, хотя гражданское общество и выступало против повышения штрафов, тем не менее в качестве одной из мер это достаточно действенно и эффективно. Одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Именно в подростковый период происходит формирование личности, определяющее будущее человека, а также общества в целом, поэтому именно в этот период они должны быть особенно тщательно защищены от негативного влияния. Необходимость усиления ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции обусловлена возрастающими масштабами её потребления несовершеннолетними, при этом существенно растут производство слабоалкогольных напитков и продажа пива, а алкогольные коктейли - самый покупаемый напиток среди детей, подростков от тринадцати до семнадцати лет. Этому во многом способствуют продавцы алкогольной продукции и пива, отпускающие такую продукцию, невзирая на возраст покупателя. Зарубежный опыт свидетельствует: в большинстве стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется. Например, в США предусмотрена ответственность как продавца, так и покупателя: для продавца предусмотрена уголовная ответственность, а за попытку приобретения алкоголя лицом в возрасте до двадцати одного года предусмотрено наказание как в виде штрафа, так и в виде общественных работ, в виде аннулирования водительских прав, а также тюремного заключения. В Израиле за продажу алкоголя несовершеннолетним установлено наказание, предусматривающее тюремное заключение на срок до полугода, в Эстонии - тюремное заключение на срок до одного года, в Швеции - тюремное заключение на срок до шести лет, в Испании штраф составляет от 30 тысяч до 600 тысяч евро, в Норвегии - штраф от 900 до 3 тысяч 600 евро, во Франции - штраф 7,5 тысячи евро. Все изменения законодательства в этих странах направлены только на усиление ответственности лиц, допускающих продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. В целях сохранения здоровья самой уязвимой части населения - детей и подростков - авторами данного законопроекта предлагается усиление ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, что должно снизить уровень её потребления детьми и подростками. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что алкоголь противопоказан детям и подросткам до восемнадцати лет, представленным законопроектом предлагается усилить административную ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в виде увеличения размера штрафа. Вместе с тем, по мнению комитета, предлагаемая санкция части 2.1 статьи 14.16 КоАП нуждается в согласовании со статьёй 3.5 КоАП в части установления предельных размеров административного штрафа, а также со статьёй 4.1 КоАП, устанавливающей правила назначения административного наказания в виде административного штрафа. Данное замечание может быть полностью учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Федоткин Владимир Николаевич. Ещё есть вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. Заодно и по ведению. ФЕДОТКИН В. Н. "Заодно" за минуту не получится, это только в лёгкой атлетике... У меня вопрос. Свыше миллиона детей в России, по статистике, регулярно употребляют алкогольные напитки. Обойти данный закон будет проще простого: находят молодого парня двадцати одного года, который тоже любит выпить, он покупает для этих детей, часть ему отдают, и закон, получается, никакого смысла не имеет. Вот этот вопрос прорабатывали? А то эта норма закона легко обходится путём покупки любого алкогольного продукта через алкоголика двадцати одного года - как быть? ЛЫСАКОВ В. И. Это вопрос, да? Я думаю, что нам надо быть последовательными: мы говорим о ситуации, когда имеются явные нарушения, в данном случае общественных, публичных интересов, в виде продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, так давайте перекроем хотя бы эту лазейку. А то, что несовершеннолетний может другими путями купить алкогольный продукт, - ну, это факт, к сожалению, да, но он к данному законопроекту не имеет никакого отношения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вы не назвали конкретные цифры, вы так, общо сказали, что надо увеличить, углубить, расширить. Назовите, пожалуйста, конкретные цифры: до какого предела вы предлагаете увеличить штрафы юридическим, физическим лицам? Вы привели очень хорошие примеры других стран, более благополучных в этом смысле, где есть не только штрафы, но и уголовная ответственность. Не считаете ли вы, что пора, давно пора нам именно такую ответственность законодательно утвердить и решать вопрос именно на уровне уголовной ответственности, а не штрафами вот этих уже ожиревших торговцев алкоголем пугать? ЛЫСАКОВ В. И. Олег Анатольевич, спасибо за вопрос. Давайте на две части разобьём его. Первое... Ну, давайте с конца начнём. Никто вам не запрещает, коллега, выступить с такой законодательной инициативой - пожалуйста, ради бога, вы вправе это сделать, так же как и члены других фракций. Возможно, совместный законопроект по этому вопросу можно внести. Это первое. Что касается цифр. Всё-таки ожиревших, благополучных торговцев, как вы их назвали, наверное, надо призывать к порядку в том числе и с помощью штрафов - они только это понимают. Значит, давайте пройдём по цифрам. Вот размер административного штрафа за указанное правонарушение для граждан авторы законопроекта предлагают сделать в размере от 30 до 50 тысяч, то есть сейчас он от 3 до 5 тысяч, а предлагается - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Для должностных лиц размер штрафа сейчас составляет от 10 до 20 тысяч, предлагается - от 100 до 200 тысяч. И наконец, для юридических лиц в настоящее время размер штрафа составляет от 80 до 100 тысяч, а предлагается - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Мне кажется, это существенные суммы, которые всё-таки заставят тех, кто допускает продажу алкоголя несовершеннолетним или отвечает за юридическое лицо, является должностным лицом, относиться к этому более серьёзно, более ответственно, в конце концов люди начнут экономить собственный бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Вячеслав Иванович, скажите, пожалуйста, а есть ли за подобные нарушения уголовная ответственность и если есть, то почему её недостаточно? ЛЫСАКОВ В. И. Я думаю, что отношения между гражданами и государством должны регулироваться как в рамках уголовного законодательства, так и в рамках административной ответственности - одно другого не исключает. В данном случае предлагается всё-таки существенно повысить размер штрафа в рамках административной ответственности. Я думаю, что уголовная ответственность, к которой граждане могут быть привлечены, не исключает и возможности привлечения их к административной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Вячеслав Иванович, дело не в том, высокие или низкие штрафы, а в том, что они не взыскиваются, не работает административная практика, поэтому у меня вопрос следующий: владеете ли вы статистическими данными, сколько работников торговли привлечено к административной ответственности и на какую сумму, сколько должностных лиц и юридических лиц оштрафовано? Вот на основании этих данных можно сделать вывод об эффективности борьбы с административными правонарушениями в этой области. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за вопрос. Ну, прежде всего я хочу сказать, что я не автор данного законопроекта, поэтому у меня такой информации нет. Но могу заметить, что законодательство, и вы это прекрасно знаете, лучше меня, - это законодательство, а правоприменительная практика - это правоприменительная практика. То, что надо работать над правоприменительной практикой, улучшать администрирование законодательства в этой части, - это факт, и абсолютно никто его не оспаривает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Предлагают по одному от фракции. Так, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" три человека записались. Кто будет выступать? Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит этот законопроект: тема назрела, депутаты нашей фракции ещё в прошлом созыве проводили рейды по городу Москве и выявляли факты продажи алкоголя несовершеннолетним. Хотя как при действующем законодательстве, к сожалению, эта проблема не решалась, так и этот законопроект проблему в целом не решит. Почему? Потому что, как мы знаем, не тяжесть наказания исключает преступление, а его неотвратимость. Так вот, практика показывает, что очень сложно привлечь даже к административной ответственности владельцев этих точек, потому что объём прибыли, которую они получают, очень велик, и по большому счёту они фактически отделываются штрафами, которые выносятся продавцам. Да, безусловно, это шаг в правильном направлении, мы его поддерживаем, но подчёркиваем, что нужно идти дальше и увеличивать ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, однако мы считаем, что конечную задачу, конечно, он не решит. Во-первых, есть конкуренция норм, которая приведёт к возникновению определённой коррупционной составляющей. Если есть и уголовная, и административная ответственность, то, как часто пишет правительство в заключении или комитет в отзыве на тот или иной законопроект, конкуренция норм приводит к увеличению коррупционной составляющей. Во-вторых, как сейчас пользуются в школе услугами старших товарищей для покупки табака и алкоголя, так и будут пользоваться дальше. Далее. Представим себе малые города или спальные районы, где торговые точки либо принадлежат родственникам, либо, мягко говоря, крышуются правоохранительными органами или людьми, близкими к руководству соответствующих муниципальных образований, - вот как вы думаете, будут ли их привлекать к такой административной ответственности, к таким большим штрафам? Я сомневаюсь. У нас сегодня есть определённые ограничения по продаже алкоголя в ночное время, однако все мы знаем, что через Интернет без проблем его можно купить в любое время суток, а иногда на телефон приходят эсэмэски: доставка алкоголя ночью, любого и в любом количестве, - пожалуйста, без проблем всё вам организуют! В некоторых магазинах тоже ночью можно его купить - закрывая глаза на закон, продавцы, которые гонятся за получением прибыли, вам спокойно могут продать. Решить в целом эту проблему можно было бы, наверное, введя уголовную ответственность, как мы это сделали за склонение к употреблению наркотиков. Необходимо также использовать международный опыт. Так, например, в Америке, если подростку старший товарищ предложит выпить, допустим, пива в каком-то питейном заведении, то и заведение может лишиться лицензии, и этот товарищ может быть арестован. А в целом, для того чтобы бороться с проблемой алкоголизации нашей молодёжи, надо в сознании молодёжи формировать совершенно иной образ, надо редакционную политику наших телеканалов и средств массовой информации в целом поменять - необходимо больше пропагандировать здоровый образ жизни, больше говорить о вреде употребления алкоголя и табака. И всем рекомендую: послушайте лекции профессора Жданова из Новосибирского академгородка, который очень чётко, красиво и ясно расписывает примеры из жизни, демонстрирующие, к каким негативным последствиям приводит чрезмерное употребление алкоголя и табака, - подобные лекции могут навсегда отбить желание тянуться за стаканом или к сигарете. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, хотя мы понимаем, что до конца, конечно, проблема решена не будет. Её надо решать комплексно, всесторонне и всем вместе, и, наверное, можно будет решить только тогда, когда коррупция будет совершенно искоренена в нашей стране, чего, конечно, пока нет. Как будет данный закон работать на практике, мы увидим уже после его принятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Позгалёв Вячеслав Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПОЗГАЛЁВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, много было сказано о вреде, который наносит употребление алкоголя несовершеннолетними, но я думаю, никого убеждать не надо, все и так поддерживают любой комплекс мер, которые ограничивают употребление несовершеннолетними алкоголя. Я часто слышу здесь, в зале, призыв к усилению уголовной ответственности, но у нас и так достаточно много уголовных дел по этим вопросам, и суды перегружены. Я считаю, что наиболее эффективным средством борьбы с этим злом являются экономические средства. Вот я напомню слова классика, который говорил: обеспечьте капиталу 10 процентов прибыли - и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы. Поэтому никакие уговоры, никакие пути агитации не убедят торговцев алкоголем умерить свою активность при продаже алкоголя несовершеннолетним - только экономические формы борьбы могут поставить заслон на этом пути. Я считаю, что этот закон надо принимать. И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот закон, ибо значительное увеличение штрафов показывает, что именно экономические методы сдерживают зло. Это первое. И второе. Многие выступавшие говорили о том, что не только штрафами и уголовной ответственностью можно навести порядок. Конечно, вот сейчас среди молодёжи появилось такое движение, которое называется "Русские - за здоровый образ жизни" (ЗОЖ), и мы наблюдаем, как молодёжь сегодня ездит на велосипедах, катается на коньках - и уходит от употребления алкоголя, от табакокурения, я уже не говорю о наркотиках. Конечно, нужен весь комплекс мер для того, чтобы добиться кардинального успеха, но тем не менее стоять на месте нельзя, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у представителей правительства, президента, комитета? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 08 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.