Заседание № 310
О проекте федерального закона № 778655-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К законопроекту, принятому Государственной Думой во втором чтении 17 июня сего года, поступила одна поправка. Комитет рекомендует возвратить законопроект к процедуре второго чтения и рассмотреть поступившую поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование предложение: вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 32 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел.46,0 % Результат: принято Решение о возврате к процедуре второго чтения принято. Мартин Люцианович, пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Указанная поправка уточняет порядок вступления в силу принимаемого закона. Комитет поддерживает поправку и просит проголосовать за её принятие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 16 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Поправка принимается. Мартин Люцианович, пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Комитет поддерживает законопроект с учётом данной поправки и просит принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования". По третьему чтению есть предложения, Мартин Люцианович? ШАККУМ М. Л. Да. В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит принять его в третьем чтении. Все необходимые экспертизы пройдены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, услышали.
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Ставлю на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 29 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 54 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 778655-6 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
46-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги! В своём ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обозначил в качестве приоритетных направлений государственной политики в том числе импортозамещение и развитие собственного промышленного потенциала Российской Федерации. Настоящий законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с комплексным развитием промышленных зон в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и условий для инновационного промышленного развития, создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, общественных пространств и благоустройства территории с учётом экологических, экономических, социальных и иных общественных интересов. На сегодняшний день в населённых пунктах Российской Федерации сохранилось множество территорий, занятых ранее промышленностью и сопутствующими производствами, которые вследствие частичного или полного прекращения промышленной деятельности утратили своё первоначальное промышленное значение, но при этом земельные участки и недвижимое имущество, расположенные в границах таких промышленных зон, остались фактически выведенными из нормального экономического оборота и сохраняются в неизменном, а зачастую в разрушенном виде в составе меняющейся городской среды. Использование земельных участков и объектов недвижимости на территории таких промышленных зон осуществляется с нарушением видов разрешённого использования и часто не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иных нормативных правовых актов. Необходимость развивать собственную наукоёмкую промышленность, эффективно использовать уже имеющиеся территории, при этом фрагментарность законодательства, особенно с учётом мозаичности собственников, и ещё целый ряд причин легли в основу решения о необходимости подготовки предлагаемого законопроекта. Проект федерального закона даёт определение промышленной зоны и устанавливает условия, при наличии которых в отношении промышленной зоны может быть принято решение о комплексном развитии. В нём детально регулируется подготовительная часть процесса: обследование, актирование, далее разработка и утверждение концепции комплексного развития промышленной зоны и программы её реализации, а также проекта планировки территории промышленной зоны. Новацией являются механизмы вовлечения абсолютно всех собственников земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промышленной зоны, в процесс комплексного развития данной территории. Собственникам предлагается обширное меню вариантов участия в процессе помимо обычного выкупа земельных участков и объектов недвижимости, в том числе возможность участия в процессе комплексного развития самостоятельно. При этом предприятие, которое имеет не менее 80 процентов валовой прибыли, само принимает решение о необходимости проведения мероприятий комплексного развития. В границы промзоны не могут быть включены земельные участки, земли, на которых расположены многоквартирные дома, жилые дома, жилые дома блокированной застройки, там не могут оказаться земли сельскохозяйственного профиля использования, а также зоны с особыми условиями использования территории - природные, архитектурные и исторические памятники. Проектом федерального закона предполагается возможность установления мер муниципальной и государственной поддержки комплексного развития промышленных зон. Таким образом, данный законопроект предлагает добросовестным собственникам широкий выбор способов участия в управлении процессом и форм непосредственного участия в комплексном развитии промышленной зоны. Отдельно скажу о гарантиях соблюдения прав добросовестных собственников. Это возможность выбора формы участия, добровольность участия, в случае если доля от основной производственной деятельности в общей выручке составляет не менее 80 процентов, участие в выработке решений, при необходимости - создание координационного совета, решения которого носят обязательный характер для всех участников процесса; договорный характер отношений, поскольку каждый собственник заключает с органом местного самоуправления соглашение об участии в комплексном развитии промышленной зоны с закреплением взаимных прав и обязанностей; постоянное обязательное письменное информирование собственников. При этом в целях недопущения злоупотребления правом и уклонения от участия в комплексном развитии промышленных зон проектом федерального закона предусмотрены механизмы защиты прав добросовестных собственников и общественных интересов в виде процедуры возмездного изъятия земельных участков и объектов недвижимости у недобросовестных собственников для муниципальных нужд в целях комплексного развития промышленных зон. Безусловно, предполагается, что изъятие собственности - это исключительная мера. В целом законопроект предлагает не только пути развития инвестиционного климата в муниципалитетах, но, собственно, можно говорить и о развитии коммунальной инфраструктуры, транспортной и о создании дополнительных рабочих мест на муниципальном уровне. Мы предлагаем максимально эффективно использовать промышленные территории в целях импортозамещения, для развития собственной промышленности, связанной с высокими технологиями, хай-тек-производством. Реализация данного федерального закона потребует внесения изменений в некоторые действующие законы, что прописано в отдельных статьях предлагаемого законопроекта. Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета. Прошу вас, коллеги, поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. С содокладом выступает Балаш Курбанмагомедович Балашов. БАЛАШОВ Б. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ирина Викторовна достаточно подробно изложила суть проекта закона, сказала о необходимости принятия этого закона. Как вы знаете, на территории Российской Федерации сохраняется много промышленных территорий, на которых расположены полузаброшенные, полуразрушенные производственные объекты, которые требуют внимательного отношения и которые можно использовать, чтобы они приносили пользу. Нередко использование земельных участков и объектов недвижимости в границах таких промышленных территорий осуществляется с нарушением видов разрешённого использования, не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Законопроектом предложен механизм, который, по мнению его авторов, позволит изменить сложившуюся ситуацию и создать условия для инновационного промышленного развития, строительства или модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, общественных пространств, механизм комплексного развития промышленных зон. В законопроекте подробно описывается порядок разработки и утверждения концепции комплексного развития промышленной зоны, программы её реализации. Законопроектом также допускается возможность установления мер государственной и муниципальной поддержки комплексного развития промышленных зон. По законопроекту есть значительное количество замечаний, все они изложены в заключении комитета. Вместе с тем, по мнению комитета, все замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Балаш Курбанмагомедович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Ирина Викторовна, вы зачитали нам пояснительную записку к этому законопроекту, слово в слово, но её содержание настолько туманно - как и содержание законопроекта, - что вопросов возникает намного больше, чем слов в этом законопроекте, поэтому поясните мне, пожалуйста, может быть, я не совсем разобрался в этом туманном тексте. Ну вот у нас много таких заводов, как, например, станкостроительный завод - прекрасный завод, лучший был в СССР, наверное, и в странах СЭВ, а теперь в каждом цехе свой собственник: в одном по традиции пытаются выпускать токарную продукцию, в другом - складское помещение, в третьем - теплица, в четвёртом - вообще ничего, хотя там тоже собственники есть. И вот недавно появился собственник, который хотел бы этот завод возродить, - но попробуйте забрать у новых собственников эти цеха, из-под мебели или из-под теплиц!.. Они за них зубами держатся, и никакие решения местной власти, даже губернатора, им не указ! Как этот закон поможет в этом плане?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Владимир Николаевич, спасибо большое за вопрос. Дело в том, что в законопроекте как раз очень детально прописаны, учтены те особенности структуры собственности, о которых вы сейчас говорили, а именно её мозаичный характер. Действительно, сейчас количество собственников на таких так называемых заброшенных территориях зашкаливает, и законопроектом предлагается общая схема принятия решений, для того чтобы возродить данную территорию, для того чтобы эффективно развивать на ней те производства, которые должны развиваться. Давайте просто внимательно вчитаемся в предложенную концепцию: детальнейшим образом прописан каждый шаг, начиная с объявления, которое даёт орган местного самоуправления, с тем чтобы обследовать промышленную зону, например ту, о которой вы сейчас говорили, каждый шаг обязательно обнародуется, каждый шаг согласуется с собственниками. Законопроект как раз и направлен на то, чтобы эти территории заработали эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сикорский Анатолий Сергеевич. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Ирина Викторовна, у меня к вам вопрос (мы на заседании комитета уже дискутировали по этому поводу): президент, правительство нам постоянно говорят о том, что надо всё-таки давать мелкому бизнесу возможность развиваться, а не приведёт ли принятие этого закона к обратному? Именно на территории таких предприятий... Я не говорю об отдельных зонах, где действительно всё заброшено, запущено, но в большинстве случаев на территории подобных предприятий открыты небольшие производства, где небольшие собственники работают, и работают довольно эффективно. А в результате принятия этого закона мы можем получить следующее: появляется некая структура, аффилированная с муниципалитетом, с администрацией муниципалитета, и под видом применения этого закона вытесняет всех собственников, вплоть до изъятия земельных участков. Таким образом, мы можем получить абсолютно отрицательный результат, да ещё в дополнение к этому возрастает социальная напряжённость в регионе. Ответьте на этот вопрос, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Сергеевич. Действительно, когда мы с вами обсуждали этот законопроект в комитете, вы задавали этот вопрос, но я хочу всё-таки ещё раз обратить ваше внимание на те гарантии, которые уже сейчас, первоначально заложены в той концепции, которая предложена к обсуждению. Во всяком случае уже сейчас в том законопроекте, который мы сегодня с вами обсуждаем, рассматриваются как индивидуальная форма участия каждого собственника в развитии конкретной территории, так и коллективная, и видов форм собственности набирается в целом около пятнадцати. Дело в том, что каждый шаг, - я не боюсь повториться - прописан очень детально, с тем чтобы эта территория, как вы правильно говорите, выражая такое опасение, не ушла в неизвестном направлении, а работала именно на эффективное развитие промышленности. Если мы с вами внимательно хотим рассматривать те предложения, которые даются в отношении собственников, то давайте всё-таки начнём с того, что если предприятие, которое находится на территории промышленной зоны, подтверждает доходы от производственной деятельности в размере не менее 80 процентов, то только выразив согласие, вообще говоря, оно вступает (или не вступает) в реконструкцию, никто у него ничего не отбирает. Я уже сказала, что изъятие - это исключительная мера, и если на этапе переговорного процесса выбрана хотя бы одна форма участия и это зафиксировано в соглашении с органом местного самоуправления, то об изъятии речи уже не идёт - собственник работает на тех условиях, на которых было заключено это соглашение. В целом, возможно, вы увидите ряд недоработок, но я ещё раз повторяю: главное - это концепция, у нас с вами есть время, чтобы отработать каждый вопрос, и чем более грамотный документ мы подготовим, тем лучшим инструментом мы снабдим наши органы местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Ирина Викторовна, скажите, пожалуйста, а каков всё-таки механизм возмездного изъятия, он как-то прописан? Как это будет осуществляться? Потому что это очень сложная вещь - изъять, оценить, возместить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое за вопрос, Василий Юрьевич. Да, действительно, уже сейчас, на этом этапе, в законопроекте прописан механизм изъятия, например, объекта недвижимости для муниципальных нужд. Прежде всего определены четыре условия, при невыполнении как минимум одного из которых можно говорить об изъятии. Процесс действительно договорной, он не быстрый, и, собственно, изъятие возможно, если, например, собственник уклоняется от заключения в установленный срок соглашения об участии в комплексном развитии или собственником в установленном порядке и в установленные сроки не выбрана форма участия, но если, например, форма участия выбрана, то ни о каком изъятии уже речь не идёт. При заключении соглашения с органом местного самоуправления очень важно, чтобы соблюдались те права и обязанности, которые прописаны в соглашении, и только при нарушении соглашения и при неоднократном письменном уведомлении со стороны органа местного самоуправления о таком нарушении можно ставить вопрос о подаче искового заявления в суд. Понятно, что любое изъятие возможно только по решению суда, но, опять-таки, прежде чем это произойдёт, за пять месяцев до изъятия, собственник об этом предупреждается, и в этот период возможен выкуп участка или объекта недвижимости с согласия его собственника. Если и этого не происходит, орган местного самоуправления организует оценку объекта недвижимости, оценщик составляет отчёт и при необходимости организует кадастровые работы. После этого и только по решению суда возможно принудительное изъятие объекта недвижимости, причём орган местного самоуправления выплачивает собственнику возмещение. В законопроекте этот порядок прописан, но если мы с вами увидим, что он может быть проработан более тщательно, то это можно обсудить при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к депутату Балашову - что мы одну докладчицу мучаем и мучаем? Они оба депутаты, а он тем более от комитета выступает. Вот вы знаете, уже двадцать с лишним лет прошло с тех пор, как развалили все наши предприятия, работавшие в советское время, и, конечно, многие из них - да большинство! - вообще не подлежат восстановлению, никогда. Уже сказал депутат Федоткин, что если где-то сохранились стены, то там уже торговые точки и прочее; если и стен нет, то там уже домов настроили и чего только нет. Получается, что мы опять действуем против граждан. Вы знаете, что такое кадастр? Вы знаете, что такое подписать соглашение? Вы знаете, что такое... Говорите, что им будут выписывать что-то, возмещать, - да никто не будет ничего возмещать! Это же местное самоуправление, у них вообще никаких денег нет, ничего нет! И вообще, вот мы опять... Против кого мы всё это делаем, объясните! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Балашову включите микрофон. БАЛАШОВ Б. К. Уважаемая Тамара Васильевна, конечно, вопросы будут возникать при обследовании полуразрушенных территорий, находящихся сегодня в плохом состоянии и не работающих на благосостояние народа, такие вопросы требуют немедленного вмешательства, и, конечно, возникнет много разных вопросов и к собственникам: почему территории не используются так, как необходимо, почему они не развиваются? Я уже сказал, что у комитета много вопросов по данному законопроекту, в том числе частично и заданный вами вопрос, поэтому ко второму чтению законопроект будет рассмотрен ещё раз, более детально, и все замечания, все вопросы, которые сегодня были заданы, будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Тамара Васильевна, спасибо большое за вопрос и за проявленный интерес. Дело в том, что мы не хотим против кого-то дружить, мы говорим о том, что необходимо вернуть конкретные производственные территории, промышленные зоны в лоно, так скажем, их эффективного использования, и для этого в законопроекте предусмотрен механизм их возврата и порядок налаживания работы на этих территориях, называемых чёрными дырами, - там действительно сейчас всё что угодно хранится в открытом виде, там бродячие собаки, это криминогенный фактор, и постоянно поступают жалобы от людей, которые вынужденно живут рядом с этими промышленными зонами. Ничего не делать нельзя уже потому, что, как показывает статистика по регионам, около 20 процентов территории относится вот к таким промышленным зонам. Коллеги, убедительная просьба подключиться к обсуждению этого законопроекта! Если действительно нужно его дорабатывать, то у нас есть время отработать все замечания и пожелания ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Всё, видимо, выяснили из ответов на вопросы. Выносим законопроект на "час голосования".
46-й вопрос, проект федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 55 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.