Заседание № 102

27.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 77834-4 "О внесении изменения в статью 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся компетенции субъектов Российской Федерации в области образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5813 по 6065 из 6679
Пункт 24, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29       
Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад представителя              
Законодательного Собрания Краснодарского края члена Совета Федерации Алексея    
Николаевича Шишкова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
И нам остался еще один вопрос.                                                  
                                                                                
ШИШКОВ А. Н., представитель Законодательного Собрания Краснодарского края,      
член Совета Федерации.                                                          
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О    
внесении изменения в статью 29 Закона Российской Федерации "Об образовании"     
был внесен Законодательным Собранием Краснодарского края с целью                
предоставления субъектам Федерации права регулирования обязательных             
требований к содержанию дополнительных образовательных программ с учетом        
региональных социально-экономических, экологических, культурных,                
демографических и других особенностей. Это позволит упорядочить деятельность    
образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного               
образования, которым в последнее время придается всё большее значение.          
Решением коллегии Минобразования дополнительное образование рассматривается     
как одно из приоритетных направлений государственной образовательной            
политики.                                                                       
                                                                                
В последнее время число субъектов, реализующих дополнительные образовательные   
программы, существенно возросло. Это не только учреждения образования, но и     
общественные организации, коммерческие структуры и отдельные граждане,          
деятельность которых не в полной мере, а иногда и вовсе не регламентируется     
федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском             
профессиональном образовании". Особое беспокойство вызывают частные,            
миссионерские и иные учреждения, где нередко уродуют в буквальном смысле        
этого слова психику людей, обучают оккультным наукам, лжецелительству и так     
далее.                                                                          
                                                                                
Заботясь о воспитании молодежи, мы делаем совершенно правильно, принимая        
законы о запрете рекламы пива, распития его в общественных местах, о запрете    
на показ порнографии и насилия на ТВ, но в то же время не всегда видим, что     
значительный ущерб моральной и нравственной чистоте подрастающего поколения     
может нанести несовершенство системы образования, в частности                   
дополнительного. Сегодня практически любой человек, называющий себя             
педагогом, но не являющийся им по сути, может сам разрабатывать программы, не   
соответствующие никаким требованиям.                                            
                                                                                
Мы можем решить эту проблему, внеся соответствующие изменения в действующий     
закон, для того чтобы органам управления образованием в субъектах Российской    
Федерации было предоставлено право формирования и регулирования программ        
дополнительного образования с учетом регионального компонента. Понимание        
необходимости этого было и раньше, в том числе и в Государственной Думе         
прошлого созыва. В 2001 году проект федерального закона "О дополнительном       
образовании" был принят в трех чтениях, но не был подписан президентом.         
                                                                                
В настоящее время обозначился ряд проблем, которые требуют законодательного     
решения. Одна из них состоит в том, что действующим Законом Российской          
Федерации "Об образовании" определен региональный аспект только в части         
общего и профессионального образования. Попытка же депутатов Законодательного   
Собрания края устранить этот пробел в отношении дополнительного образования с   
помощью принятия краевого закона вызвала возражение управления юстиции, так     
как этот вопрос, по их мнению, должен регулироваться федеральным                
законодательством. Вот почему был разработан рассматриваемый сегодня            
законопроект.                                                                   
                                                                                
К сожалению, на него получен отрицательный отзыв правительства и комитета       
Госдумы по образованию. При этом в качестве одного из главных аргументов        
отклонения законопроекта в первом чтении указывается, что согласно пункту 1     
статьи 7 Закона "Об образовании" по отдельным дополнительным образовательным    
программам могут устанавливаться государственные образовательные стандарты в    
порядке, определяемом федеральным законом (я подчеркну последние слова).        
Однако до настоящего времени этот порядок не определен и не установлены         
государственные образовательные стандарты по отдельным дополнительным           
программам. В связи с этим субъекты Российской Федерации не могут реализовать   
определенную в Законе "Об образовании" компетенцию по установлению              
региональных компонентов государственных образовательных стандартов по          
дополнительным образовательным программам и обеспечить разработку примерных     
дополнительных образовательных программ. В качестве другой основной причины     
отклонения законопроекта указывают, что из его текста неясно, к содержанию      
каких дополнительных образовательных программ предполагается установление       
обязательных требований. В то же время законодательной инициативой              
определено, что необходимо установление обязательных требований к содержанию    
всех дополнительных образовательных программ.                                   
                                                                                
Законопроект "О внесении изменения в статью 29 Закона Российской Федерации      
"Об образовании" не требует признания утратившими силу законодательных актов    
или принятия новых. На него получены положительные отзывы от восьми             
законодательных и девяти исполнительных органов государственной власти          
субъектов Российской Федерации, что свидетельствует об общем характере          
проблемы, рассматриваемой сегодня и существующей в этой сфере, которая          
подлежит решению с помощью внесенного законопроекта.                            
                                                                                
Законодательное Собрание Краснодарского края настаивает на принятии данного     
законопроекта, и я прошу депутатов Государственной Думы с вниманием отнестись   
к этой просьбе и проголосовать за него в первом чтении.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Пожалуйста, Николай Иванович Булаев.                                            
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Обеспокоенность     
наших коллег из Краснодарского края решением данной проблемы, на мой взгляд,    
понятна, и я думаю, что, наверное, сегодняшним рассмотрением этого              
законопроекта в Думе мы могли бы и не ограничиваться. Практика работы           
комитета показывает, что данная проблема возникла в одном регионе в             
отношениях с управлением юстиции по данному краю. Я думаю, что мы могли бы      
оказать существенную помощь и региональным органам власти, в данном случае      
управлению образования Краснодарского края, и коллегам в Законодательном        
Собрании в попытке решить эту проблему.                                         
                                                                                
Вместе с тем все-таки мы считаем, что представленным законопроектом, где        
предлагается закрепить за субъектами Российской Федерации право установления    
обязательных требований к содержанию дополнительных образовательных программ    
с учетом региональных социальных, экономических, экологических, культурных,     
демографических и других особенностей, субъекты Российской Федерации не могут   
реализовать свою компетенцию по установлению региональных компонентов по        
дополнительным образовательным программам и обеспечить разработку примерных     
дополнительных образовательных программ. Образовательные программы              
разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов,           
включающих федеральные и национальные (региональные) компоненты (статья 7       
Закона Российской Федерации "Об образовании"). Государственные органы           
управления образованием в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона             
Российской Федерации "Об образовании" обеспечивают разработку на основе         
государственных образовательных стандартов примерных образовательных            
программ. Пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании"      
устанавливается: государственные органы управления образованием обеспечивают    
разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин. По   
отдельным дополнительным образовательным программам могут устанавливаться       
государственные образовательные стандарты в соответствии с Законом Российской   
Федерации "Об образовании" в порядке, определяемом федеральным законом (пункт   
1 статьи 7).                                                                    
                                                                                
Таким образом, в этом случае пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации    
"Об образовании" определена компетенция субъекта Российской Федерации по        
установлению региональных компонентов государственных образовательных           
стандартов, поэтому норма, заявленная Законодательным Собранием                 
Краснодарского края, уже по совокупности указанных выше норм урегулирована,     
на наш взгляд. В случае же, когда по дополнительным образовательным             
программам не требуется установления государственных образовательных            
стандартов, обязательный минимум содержания дополнительных образовательных      
программ может быть установлен органом государственной власти субъекта          
Российской Федерации или органом местного самоуправления для находящихся в их   
ведении образовательных учреждений, реализующих дополнительные                  
образовательные программы, и организаций, осуществляющих деятельность в         
области дополнительного образования.                                            
                                                                                
Таким образом, Законом Российской Федерации "Об образовании" допускается        
возможность установления на уровне субъекта Российской Федерации требований к   
содержанию дополнительных обязательных образовательных программ с учетом        
региональных особенностей. В рамках собственных полномочий субъект Российской   
Федерации на основании пункта 6-1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об     
образовании" обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение    
в том числе и дополнительного образования.                                      
                                                                                
Комитет не поддерживает концепцию данного законопроекта. Правительство          
Российской Федерации не поддерживает данный законопроект с аналогичной          
мотивировкой. При этом еще раз хотел бы сказать, что мы готовы вместе с         
коллегами из Краснодарского края - с депутатами Законодательного Собрания и с   
работниками управления образования - сесть и еще раз внимательно                
проанализировать ситуацию. И если не найдем решения или их доказательства,      
аргументы будут достаточно убедительны (на сегодняшний день такой               
убедительности нет), мы готовы вернуться еще раз к рассмотрению этой            
проблемы.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопросы есть к докладчикам? Нет.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю, Борис Григорьевич, вы обязательно должны          
выступить. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я хочу             
высказаться в поддержку этого законопроекта, который разработало                
Законодательное Собрание Краснодарского края и который только что член Совета   
Федерации Алексей Николаевич Шишков нам доложил. Почему я хочу это сделать?     
Берем Закон "Об образовании", статью 29 "Компетенция субъектов Российской       
Федерации в области образования". Компетенции такой много - восемнадцать        
пунктов. Пункт 8 - установление региональных (национально-региональных)         
компонентов государственных образовательных стандартов. Вот к этому пункту      
краснодарские законодатели предлагают добавить пункт 8.1 - установление         
обязательных требований к содержанию дополнительных образовательных программ    
с учетом региональных, социально-экономических, экологических, культурных,      
демографических и других особенностей.                                          
                                                                                
Вот если два этих пункта - 8 и предлагаемый 8.1 - вместо, так сказать,          
трех-четырех строчек изложить одной, то пункт 8 будет отвечать не только на     
вопрос, что делать, но и, как предлагают краснодарцы, на второй,                
сопутствующий вопрос: как делать? Делать путем установления обязательных        
требований к содержанию этих компонентов.                                       
                                                                                
Ну, каждый регион имеет, естественно, свои особенности - природные,             
культурные и так далее, и так далее, и федеральный закон в пункте 8 дает        
право всем регионам эти особенности учитывать. Единство закона, так сказать,    
в его многообразии, и каждый субъект, в том числе Краснодарский край, или,      
как мы называем кратко, Кубань, имеет целый ряд собственных особенностей. Ну,   
назову несколько. Скажем, на Кубани не валяют валенки, у нас нет снега, но у    
нас вяжут корзины из чакана, потому что очень много его здесь растет. Мы        
недавно отпраздновали 60-летие великой Победы, с почетом относимся к            
участникам танковой битвы под Прохоровкой. Но не все знают о таком              
знаменательном факте, что в 43-м году в небе Кубани произошел решительный       
перелом в пользу советской авиации. Везде есть ученые, но на Кубани работали    
великие мировые селекционеры, академики Лукьяненко, Пустовой, Хаджинов и        
другие. Как давать эту информацию в учебных заведениях вот об этих              
особенностях, знают, естественно, лучше в Краснодарском крае, чем в             
Хабаровском. Вот и хотят законодатели Краснодарского края установить право      
для каждого региона определяться с этими особенностями.                         
                                                                                
У этого закона, как уже было сказано, два оппонента, два противника -           
правительство и Комитет по науке и образованию. В чем логика оппонентов? А      
логика в том, что, мол, в статье 26 Закона "Об образовании", в пункте 2, есть   
понятие дополнительных образовательных программ, указывается, в каких           
учреждениях дополнительного образования они реализуются, а статья 29            
предоставляет субъектам право решать эти вопросы. Повторю, что такое же         
мнение и у Комитета по образованию и науке.                                     
                                                                                
Так вот, все эти положения действующего закона Законодательному Собранию        
Краснодарского края известны. Расхождение у авторов закона и оппонентов         
только в отношении формулировок. Но в этих тонкостях формулировок как раз и     
кроется существо вопроса. Повторю, в действующем законе есть положение, что     
делать, но нет ответа на вопрос, как делать. А делать это надо как раз путем    
установления обязательных требований к содержанию дополнительных                
образовательных программ, что и предлагает законопроект Краснодарского края.    
                                                                                
Естественно, по нашему глубокому убеждению, есть смысл принимать этот закон.    
Я лично, безусловно, за него проголосую и призываю коллег присоединиться к      
моему мнению.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли еще желающие выступить? Голосовать. Коллега          
Алексей Николаевич? Вы всё сказали. Николай Иванович? То же самое. Прошу        
определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в       
первом чтении? Пункт 24 повестки дня. 25-й мы перенесли, я так понимаю.         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 95

20.04.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 77834-4 "О внесении изменения в статью 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части, касающейся компетенции субъектов Российской Федерации в области образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 531 по 540 из 6322
БУЛАЕВ Н. И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и       
науке, фракция "Единая Россия".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, у меня тоже не сработала кнопка записи. По        
пункту 17 поступила телеграмма от Законодательного Собрания Краснодарского      
края: их представитель не сможет сегодня приехать и доложить о законопроекте.   
Просьба перенести рассмотрение законопроекта, это пункт 17.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимаем его, да? Спасибо.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 594 по 596 из 6322
И Булаев Николай Иванович - пункт 17 снимается с рассмотрения в связи с         
отсутствием докладчика.