Заседание № 256

11.12.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 778084-8 "О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (о необходимости подтверждения иностранными гражданами законности их нахождения на территории Российской Федерации и прохождения тестирования на знание русского языка при приёме на обучение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 910 по 1489 из 6183
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона "Об образовании в    
Российской Федерации" (о необходимости подтверждения иностранными гражданами    
законности их нахождения на территории Российской Федерации и прохождения       
тестирования на знание русского языка при приёме на обучение), второе чтение.   
С докладом выступит Ирина Викторовна Белых.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Ирина Викторовна.                                                   
                                                                                
БЕЛЫХ И. В., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,         
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты Государственной Думы, добрый день!      
После вчерашнего, 10 декабря, рассмотрения законопроекта в первом чтении,       
когда мы с вами приняли решение рассмотреть его во втором чтении сегодня,       
прошло заседание комитета, под руководством Ирины Анатольевны Яровой прошло     
расширенное заседание по обсуждению предложений правительства, ГПУ,             
продолжалось оно около трёх часов. Мы пришли к консенсусу, мнения были          
урегулированы.                                                                  
                                                                                
После первого чтения к законопроекту поступило две поправки. Я очень            
признательна Олегу Николаевичу Смолину, мы переговорили и совместно решили,     
что поправка, которую он внёс, носит избыточный характер. На ваше               
рассмотрение представлена таблица, в которой две поправки, рекомендованные к    
отклонению.                                                                     
                                                                                
Комитет предлагает эту таблицу поддержать и законопроект, который не            
изменился, это текст первого чтения, также поддержать во втором чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 2, в ней две     
поправки, есть замечания? Есть.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нажмите кнопочку, Константин Фёдорович.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Затулин Константин Фёдорович. Что-то не сработала система.          
                                                                                
Включите микрофон Затулину.                                                     
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное обсуждение свою поправку, первую.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 1 из двух поправок в таблице № 2.                
                                                                                
Коллеги, есть ещё желающие? По записи больше нет желающих.                      
                                                                                
Я почему это ещё раз спрашиваю? Вот вчера мы обсуждали законопроект, а СМИ      
начинают передёргивать: мол, не дали возможности выступить, выключили           
микрофон. У нас микрофон не выключается, к сведению журналистского              
сообщества. Коллеги, ну, учите свой предмет! Нет пульта, с которого отключают   
микрофон у депутата, - есть Регламент. В соответствии с Регламентом либо        
минута, либо три минуты, либо семь минут, либо десять, это всё регламентные     
нормы. Не надо придумывать, что кому-то не дали слова.                          
                                                                                
Коллеги, берите слово, выступайте, отстаивайте свою позицию. Другое дело,       
есть аргументы, которые могут повлиять на голосование, а есть аргументы,        
которые не влияют на голосование. Это всё надо учитывать. Я говорю исходя из    
вчерашнего обсуждения. Вот мой коллега, которого я тысячу лет знаю и уважаю,    
выступил, позицию свою высказал, мы её услышали, потом, понятно, время          
закончилось, и микрофон отключился у Гильмутдинова - начинают писать, мол, у    
него отключили микрофон. У кого, у Гильмутдинова отключили микрофон? Да ну      
разве можно такое допустить?! Другое дело, что когда-то можно добавить время,   
допустим, при выступлениях по мотивам от фракций, а когда речь идёт о           
вопросах - минута, и всё: уложился - уложился, не уложился - не уложился.       
                                                                                
Это я говорю для журналистского сообщества, для тех, кто пришёл в профессию     
впервые. Вот у нас профессионалы здесь - смотрите, те, кто начинал в Думе, в    
итоге либо уходят на большие должности, либо потом приходят депутатами.         
Почему? Потому что они предмет здесь учат, утром рано приходят. А кто-то дома   
сидит сейчас, через гаджеты что-то прочитал, иногда толком-то и не понял        
даже, о чём речь, но напишет, потому что всё выдержат гаджет, социальные        
сети. Поэтому качество и ещё раз качество, ответственность! Многие становятся   
неконкурентоспособными - больше читают блогеров, социальные сети читают.        
Почему? По этой причине.                                                        
                                                                                
Гильмутдинова нельзя обижать. Не дело, когда пишут, что микрофон у него         
отключили, поэтому надо извиниться перед Гильмутдиновым и Думой, Дума никогда   
не отключит Гильмутдинову микрофон. Правильно?                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот представители самой крупной и старейшей            
оппозиционной партии предлагают семинар для таких журналистов провести, и это   
тоже правильно. Система рубит класс, правильно.                                 
                                                                                
Коллеги, по таблице поправок № 2 Затулин Константин Фёдорович предлагает        
вынести поправку 1 на отдельное голосование. В связи с этим в соответствии с    
Регламентом ставится на голосование таблица поправок № 2, кроме поправки 1,     
вынесенной на отдельное голосование Константином Фёдоровичем.                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Кто за? Поддержите, пожалуйста, да.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, Раиса Васильевна.                              
                                                                                
Дальше обсудим поправку. Демократия - это процедуры, нормы и правила. Вот       
Константин Фёдорович вынес на отдельное голосование - мы обсуждаем. А как       
иначе? Нравится или не нравится кому-то... Мне, может быть, не нравится, ну и   
что? Обсуждаем!                                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно решение по таблице поправок № 2, кроме поправки 1,      
вынесенной на отдельное голосование.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Константин Фёдорович Затулин. Обоснование.                          
                                                                                
ЗАТУЛИН К. Ф. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вчера при обсуждении законопроекта цитировались слова        
Президента Российской Федерации, сказанные несколько лет назад, с призывом к    
тому, чтобы обратить внимание на знание русского языка. Я хочу отметить, что    
вопреки мнениям, которые распространяются в том числе в сети "Интернет",        
проблема знания русского языка мной лично, как депутатом Государственной        
Думы, была поставлена много лет назад. На этом пути есть разные решения,        
конфронтационные и неконфронтационные. Я предлагаю поправку, не трогая всё      
остальное, которая позволяет ввести дополнительную, по сути, подготовку,        
чтобы дети, не знающие русского языка, могли учиться в школе, чтобы они         
прошли эту дополнительную подготовку и на основании этой подготовки и, если     
надо, после проведения повторного тестирования, как вчера и говорилось, были    
допущены к обучению в школе. Школа - это, на мой взгляд, место не только для    
образования, но и для воспитания, и если мы не согласны их пускать в школу,     
то мы предоставляем их улице. Вот об этом я говорю.                             
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать в связи с тем, что я слышу, вижу и читаю,   
уважаемые коллеги. Мне не впервой оказываться в меньшинстве или даже в          
одиночестве. Так было в 90-е годы, когда про Абхазию говорили, про Крым,        
Севастополь, про договор с Украиной и так далее. И я по этому поводу не         
комплексую, я хочу и просто обязан предложить эту поправку, потому что считаю   
это правильным. Повторяю, есть путь конфронтационный и неконфронтационный.      
                                                                                
А что касается голосов, которые по этому поводу звучат, надо оценивать их по    
достоинству. Уже написали, что пора наконец завалить Затулина, в Сети           
распространяется предложение о вознаграждении за изнасилование моей жены и      
детей. Я ещё раз хочу вам сказать: вы избрали меня специальным представителем   
по вопросам миграции и гражданства, и я предупреждаю вас о том, что будет,      
если мы будем идти по пути запретительства, как бы мы его ни называли.          
                                                                                
Я услышал, что сказал представитель комитета: мы обсудили замечания             
правительства и так далее. Вчера вообще ничего не было сказано при обсуждении   
о том, в чём состоят замечания правительства. Ознакомьтесь с ними - я с ними    
абсолютно согласен. Вы представляете, что в данном случае мы расходимся с       
теми межгосударственными договорённостями, которые сами подписали.              
                                                                                
Проблема со знанием русского языка существует, она признана. И я её тоже        
называл, и раньше, чем те, кто сегодня этим интересуется. Но эту проблему       
можно по-разному решать: можно конфронтационным путём, а можно                  
неконфронтационным.                                                             
                                                                                
И ещё раз говорю, школа - это очень важный инструмент... (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович. Регламент - у вас три      
минуты было. У Гильмутдинова микрофон отключился, когда минута завершилась,     
потому что это было время на вопрос, а у вас время на обоснование - не на       
выступление, а на обоснование. Вот если мы проголосуем законопроект во втором   
чтении и перейдём соответственно к третьему, будут выступления от фракций, и,   
если фракция вас уполномочит, тогда у вас будет возможность ещё раз             
попытаться убедить депутатский корпус. И очень хорошо, что вы такую             
возможность используете.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, мнение руководителя профильного комитета по данному вопросу,        
конкретно по поправке 1 из таблицы поправок № 2, рекомендованных к              
отклонению. Пожалуйста, Ирина Викторовна Белых.                                 
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
Я действительно строго по поправке. Поправкой предусматривается необходимость   
освоения дополнительной общеобразовательной программы по изучению русского      
языка с целью обеспечения возможности быть допущенным к обучению для лиц,       
которые не прошли тестирование. Возможность и целесообразность освоения         
дополнительных программ, которые могли бы обеспечить успешное прохождение       
тестирования и дальнейшее освоение образовательных программ, не исключаются     
законопроектом, никакого запрета нет, но это и не навязывается. Намеренно       
предлагается диспозитивный подход: осуществить мягкое, эффективное              
регулирование данного вопроса на уровне профильных ведомств, а также регионом   
самостоятельно с учётом остроты проблемы в каждом конкретном субъекте           
Российской Федерации и исходя из потребности в её решении. Такая возможность    
предусмотрена пунктами 27, 32 статьи 44 Федерального закона "Об общих           
принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и      
статьёй 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Важно    
сохранить предложенный в законопроекте сбалансированный подход к решению        
данного вопроса.                                                                
                                                                                
Комитет предлагает отклонить данную поправку.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, совершенно очевидно, что речь идёт о   
следующем. Константин Фёдорович предлагает тем, кто собирается приехать в       
страну, не готовиться к этому, не учить русский язык в своей стране,            
предлагает перенести решение этого вопроса к нам, предоставив здесь курсы,      
создав центры и дальше занявшись подготовкой и обучением русскому языку. Мы     
считаем иначе, и комитет, рассматривая эту поправку, не случайно её отклонил.   
Всё-таки семье, людям, которые собираются приехать в нашу страну, надо          
выучить язык; изучая русский язык, они изучат нашу культуру, традиции, законы   
и приедут уже более подготовленными. (Аплодисменты.)                            
                                                                                
Коллеги, вот в чём разница. Не надо под разными предлогами, особенно            
псевдогуманизма, брать и начинать придумывать отговорки, как только отклонить   
этот законопроект. Его ждут наши граждане, и они надеются, что мы с вами        
защитим как ребёнка, который приезжает, не зная язык, от стресса, так и         
детей, которые знают язык, пришли учить предмет, но они не могут это сделать,   
потому что в классе дети, которые язык не знают, не понимают учителя.           
                                                                                
Мы предлагаем вот прежде разобраться: приехали, вообще, легально или            
нелегально? У нас после принятия закона встанет вопрос: будет это               
распространяться на тех, кто уже учится? Вот здесь звучат вопросы. Мы лишь      
говорим сейчас по факту о тех, кто только приехал, после того как закон         
начнёт действовать, хотя надо посмотреть и на тех, кто раньше приехал -         
легально, нелегально, - потому что это важный вопрос, ничего тут обидного       
нет. С нелегальной миграцией должны бороться все страны, потому что это         
вопросы правонарушений.                                                         
                                                                                
А теперь что касается детей, которые хотят поступить учиться. Вся мировая       
практика построена на том, что, прежде чем прийти в учебное заведение, ты       
учишь язык страны, куда приехал, - и в Америке, которую стандартом считают, и   
в Англии. Учите! Учите, масса курсов есть. Они все платные, да, но у нас с      
вами в соглашении ведь что записано, когда речь идёт о приезжающих семьях? Мы   
этот вопрос обсуждали с Леонидом Ивановичем Калашниковым детально. Там есть     
норма: наличие жилья, денежных средств на счетах. Коллеги, а сейчас это         
учитывается? Нет. Мы будем это соблюдать? Об этом речь идёт.                    
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка 1 из таблицы № 2. Комитет             
предлагает её отклонить. Кто за, кто за то, чтобы принять? Кто-то может и       
против быть, коллеги. Кто за?                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Комитет против, фракция против. Константин Фёдорович просит её поддержать.      
Пожалуйста, это уже право каждого депутата.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2 %                                     
Проголосовало против           30 чел.6,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     31 чел.                                          
Не голосовало                 419 чел.93,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
За - один, против - 30, воздержавшихся нет.                                     
                                                                                
Не проходит поправка, Константин Фёдорович. Но ваша позиция прозвучала, и как   
раз это и является демократией. Но, видите, знаете, тут... Значит, просто те    
аргументы, о которых вы говорили, депутаты не считают возможным поддержать.     
                                                                                
Коллеги, мы с вами проголосовали по таблице поправок № 2, вынесли на            
отдельное голосование поправку 1 и выразили по ней позицию.                     
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос, во втором чтении.             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 408, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект во втором чтении       
принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
БЕЛЫХ И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты! Комитет докладывает, что   
все регламентные процедуры пройдены, все заключения получены. Мы предлагаем     
рассмотреть законопроект в третьем чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим     
данный законопроект по процедуре третьего чтения? Нет возражений.               
                                                                                
Переходим к рассмотрению законопроекта по процедуре третьего чтения.            
                                                                                
По мотивам от фракций кто хотел бы выступить?                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему нет? Яровая записывалась. Кашин? Останина?         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Нет, вы, кстати, исходите из того, что нам надо убеждать Константина            
Фёдоровича и его последователей в этом вопросе, а это значит, надо выступать.   
А вдруг ему дадут возможность выступить? Надо оппонировать - как раз в этом и   
демократия, правильно? Правильно! Вот Грешневиков, он...                        
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Видите, сколько записалось! Коллеги, не имею права, от фракций только. Решите   
во фракции, кто будет выступать. От КПРФ - Останина, от "ЕДИНОЙ РОССИИ" -       
Яровая, от ЛДПР - Чернышов, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ..." - Нилов.                
                                                                                
Константин Фёдорович, один депутат ошибаться может, а фракция не может,         
поэтому выбор фракции другой. (Аплодисменты.)                                   
                                                                                
А Вяткин скромно смотрит - Дмитрий Фёдорович, вы решение поддерживайте, а то    
нить утратили, а Макарова Вячеслава Серафимовича нет. А кто поддержит           
председательствующего? Сидякин, вот Сидякин поддерживает, правильно.            
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".                   
                                                                                
Подготовиться Чернышову. Затем Яровая и Останина, тяжёлая артиллерия женская,   
выскажут свою позицию в завершение.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", как   
соавтор этого проекта закона, конечно же, будет голосовать за.                  
                                                                                
Ну, Константину Фёдоровичу не дали слова, а я сейчас предоставил бы ему         
слово, пусть он выступит. Есть такие голоса и в нашем парламенте, и в           
регионах российских - давайте им дадим возможность высказаться, давайте,        
пусть все услышат их позицию и оценят. Избиратели, общество, представители      
различных структур, в том числе силовых структур, пусть дадут оценку            
лоббистам вот этой бесконтрольной неограниченной миграции, не трудовой          
(аплодисменты), а вот такой якобы туристической, а на самом деле иногда даже    
экстремистской, исламистской и так далее и так далее.                           
                                                                                
Уроки Сирии для них ничего не значат. Посмотрите, что сделали 30 тысяч          
вооружённых исламистов за десять дней с превосходящей в разы, если не на        
порядок, армией и силовыми структурами. А у нас что, мало террористических      
актов в последнее время?! В этих тяжелейших условиях - настежь двери, настежь   
окна, а ещё давайте из бюджета, из дефицитного бюджета оплачивать учёбу. Это    
конфронтационный путь?! 100 миллиардов, по моим подсчётам, Россия тратит на     
то, чтобы учить детей этих мигрантов в школах, в детских садах, 100             
миллиардов! Вот это называется конфронтацией?! Ничего себе конфронтация! А      
ещё нужно добавить, чтобы не конфронтировать, по мнению Константина             
Фёдоровича, сколько-то миллиардов, чтобы вообще приехали все, кто угодно, и     
язык учили, потом кормили, размещали...                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А. Не перевираю я, Константин Фёдорович!                               
                                                                                
Поэтому давайте не идти на поводу у этой команды, которая нам, знаете, вот      
так втирает, что без мигрантов мы пропадём, что мы пропащие, вымирающие и так   
далее, и так далее.                                                             
                                                                                
Справка: во времена Ивана Грозного до 10 миллионов численность населения        
России была - ничего, справились; Петровские времена - 15 миллионов; 1812 год   
- 40 миллионов численность населения России, и ничего, до Парижа дошли;         
Великая Отечественная война (1941 год) - 110 миллионов численность населения    
страны. Поэтому мы справимся без мигрантов, тем более тех, которые не хотят     
знать язык, культуру и приезжают сюда устанавливать свои порядки. Утром         
воспитайте, обучите языку, культуре, там, на тех территориях, вечером - добро   
пожаловать!                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду ссылаться при       
обсуждении этого вопроса на период Наполеоновских войн и другие, допетровские   
и днепропетровские периоды, я изложу по фактам.                                 
                                                                                
Первое. Очень детально позицию фракции изложил при обсуждении в первом чтении   
Ярослав Нилов. Те ключевые моменты и позиции, которые он обозначил - и в        
теме, связанной с миграцией, и в теме, связанной с адаптацией детей, - с ними   
нельзя не согласиться, их нельзя не принимать во внимание.                      
                                                                                
Второе. Для тех, кто говорит, что есть какие-то ограничения для детей           
представителей других стран, которые сегодня приезжают, работают, особенно в    
крупных мегаполисах, просто статистика по одной стране: 8 тысяч детей подали    
заявки - 7,8 тысячи были определены по заявкам в образовательные учреждения.    
Никаких дискриминационных вещей нет, никакой дискриминации для нашего           
населения нет.                                                                  
                                                                                
Что нравится при изложении данного закона фракции ЛДПР? То, что это закон не    
ограничительный, а, наоборот, про возможности: мы должны создавать условия в    
школах, чтобы не было конфликтов. Если приходит в школу ребёнок, который не     
знает язык, начинается конфликт; если приходит в школу ребёнок, который         
отличается от других и не знает, как с этим справиться, не знает, как найти     
общий язык, начинается конфликт, и не только между детьми, но ещё и между       
учителями. То, что предлагается некоторыми критиками данного закона, является   
абсолютным непониманием сути дела. Чтобы обучать русскому языку человека,       
который не знает языка, нужна специальная компетенция для педагога, который     
проводит это обучение, поэтому и есть целая дисциплина - русский язык как       
иностранный. Обычно этим компетенциям обучаются те, кто приезжает сюда          
получать высшее образование.                                                    
                                                                                
Что ещё хотелось бы сказать? Конечно же, безусловно, мы не должны забывать      
самое главное: русский язык для стран, к которым идёт серьёзнейшая апелляция,   
для стран бывшего Советского Союза, является связующим явлением, языком         
общения, языком понимания. И Россия действительно тратит огромные ресурсы,      
чтобы появлялись центры изучения языка и культуры, открывались филиалы вузов    
российских. Но то, что никто или практически никто не хочет, мало кто хочет в   
странах исхода поддерживать эти инициативы, - это тоже налицо. Мне кажется,     
мы далеко не уйдём, если они, забывая русский язык, будут получать при этом     
преференции от нас. Для всех должны быть единые правила. Если наши дети         
готовятся к поступлению даже в первый класс, готовятся для того, чтобы          
нормально учиться в школе, то, мне кажется, такие же условия должны быть        
реализованы и по отношению к другим детям тоже.                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович.                             
                                                                                
Слово предоставляется Яровой Ирине Анатольевне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
Подготовиться Останиной.                                                        
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня принимаем очень    
важное, позитивное и конструктивное решение, которое призвано решить очень      
важную проблему. Сегодня мы с вами фактически даём ключ к решению вопроса,      
который, конечно, можно было игнорировать, который можно было не замечать, но   
полагаю, что депутаты, представляя все регионы нашей страны и каждого           
гражданина Российской Федерации, не имеют права игнорировать те проблемы,       
которые являются социально важными и тревожными. Ни в коем случае школа не      
может и не должна быть местом конфликта, не может быть тем местом, где можно    
разжигать межнациональную рознь. А что такое незнание языка? Незнание языка -   
это основа конфликта. А что такое конфликт? Это источник межнациональной        
розни.                                                                          
                                                                                
Мы предлагаем решение, которое обеспечит абсолютно позитивное ведение           
образовательного процесса для всех участников и даст возможность иностранным    
гражданам на бесплатной основе оценивать знание языка, осуществлять свою        
подготовку при желании получать бесплатно и доступно образование в российской   
школе. Для этого мы создаём все возможности. Более того, Правительство          
Российской Федерации - в лице Министерства просвещения, Рособрнадзора -         
создаст дополнительные инструменты для решения этого вопроса.                   
                                                                                
Но, коллеги, позвольте сказать сейчас ещё и о другом. Мы с вами за очень        
короткий период провели очень большую работу, фактически мы сегодня в           
определённой степени подводим итог. Мы с вами рассматриваем четырнадцатый по    
счёту законопроект по вопросам противодействия нелегальной миграции. Мы         
разработали и консолидированно, единогласно приняли 13 законов - хотелось бы    
это подчеркнуть - всеми фракциями Государственной Думы, и эту работу мы         
провели по поручению Председателя Государственной Думы, и эти законы были       
полностью поддержаны правительством, Верховным Судом, правоохранителями,        
регионами России, уже подписаны президентом и вступили в законную силу. 13      
законов уже действуют как новое правило обеспечения государственной и           
общественной безопасности. Государственная Дума провела очень вдумчивую,        
конструктивную, позитивную работу, чтобы обеспечить безопасность в              
государстве и выработать комплексные решения, которые позволяют и нашим         
дружественным партнёрам реализовывать комплексные меры по противодействию       
нелегальной миграции.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня мы, подводя определённый итог, ожидаем, конечно, в   
дальнейшем решений от Правительства Российской Федерации и подтверждаем свою    
готовность к конструктивной работе. Трудовая миграция, вопросы                  
межнационального мира и согласия, исполнение поручений президента - это то,     
на чём всегда строится работа парламента. И мы очень рассчитываем, что          
инициативы правительства будут столь же вдумчивыми и комплексными, чтобы        
решить... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. И, пользуясь случаем, Ирина   
Анатольевна, большое спасибо вам и коллегам, кто многое сделал для того,        
чтобы законопроект мы сегодня рассмотрели. Надеюсь, что мы его примем.          
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна, фракция КПРФ.                          
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи,     
вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ.                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, здравствуйте! Константин      
Фёдорович, я не знаю, где проживают ваши избиратели, но, если честно, мне       
кажется, что 449 депутатов, ну или 439 депутатов, в этой Думе получили только   
положительные отклики на законопроект, который вчера был принят в первом        
чтении, это действительно так. Ну, надо смотреть, как интерпретировать этот     
законопроект. Вот в этом зале ни вчера, ни сегодня не звучало слово "запрет",   
собственно, нет этих слов, "запрет на образование", и в самом законопроекте.    
                                                                                
По сути это то, что мы давно должны были сделать, чтобы защитить детей,         
которые не могут реализовать своё право на образование согласно нашему же,      
российскому закону. Самые уязвимые категории населения - это как раз дети       
мигрантов, которые приехали без знания языка, это наши родные дети и            
педагоги. Вот мне кажется, что все будут нам аплодировать, потому что право     
этих детей на получение как раз языковых знаний ещё до того, как они пришли в   
школу, позволит им интегрироваться в образовательный процесс. (Аплодисменты.)   
                                                                                
Мы проводили выездное заседание нашего комитета в Калуге, где у нас Ольга       
Владимировна Коробова... Там есть 45-я школа, некогда передовая школа,          
которая оказалась... заняла последние позиции, потому что особенно тяжело       
педагогам работать с ребятами, которые поступили в 9-й класс, в 11-й класс:     
не смогли сдать ни ОГЭ, ни ЕГЭ, завалили все показатели, чувствуют себя         
ущербными, комплексуют. Неужели мы сейчас не должны позаботиться о них, о       
том, чтобы эти дети получили возможность обучиться русскому языку?              
                                                                                
А вот тут давайте с вами спросим, у нас же есть агентство по делам              
национальностей - приходил к нам, отчитывался. Он сам говорил тогда, -          
Константин Фёдорович, мы спросили: а сколько детей вне школы и вне детского     
сада? - что нет такой статистики. Вы сейчас говорите, что они окажутся у нас    
на улице, - да там они уже, на улице, эти дети, потому что они нигде никак не   
учтены: в детский сад не ходят, в школу не ходят, вот в той же Калуге.          
Поэтому давайте сейчас позаботимся о том, чтобы, с одной стороны, наше          
агентство по делам национальностей, с другой стороны, Россотрудничество, а с    
третьей...                                                                      
                                                                                
Ведь мы поддерживали все ваши инициативы: мы проголосовали за строительство     
наших школ за счёт нашего бюджета, пять школ в Таджикистане, шесть школ в       
Киргизии, - давайте больше этих школ строить. Но давайте тогда спросим и с      
правительств этих государств, почему они не помогают своим детям, почему не     
помогают тем, кто хотел бы не только интегрироваться в образовательное          
пространство, но и в целом восстановить наше единое государство союзное?        
                                                                                
Спасибо за законопроект. (Аплодисменты.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.                              
                                                                                
Заботиться о детях надо и думать надо о людях, которые хотят поехать в другую   
страну работать, - их надо готовить к этим поездкам. Важно, чтобы они в своей   
стране учили наш язык, если хотят приехать сюда, наши законы, наши традиции,    
всё это соблюдали и так же готовили своих детей. Об этом закон - ничего         
личного и чего-то другого тут нет.                                              
                                                                                
Константин Фёдорович, вы просите слово по ведению, но мы не нарушали пока       
ничего. Какие замечания по ведению? Никому микрофон не отключали, вы своё       
время выбрали, а дальше - решение фракции. Ничего личного. Можете потом по      
другому вопросу взять слово и высказаться по вопросу, который мы сейчас         
обсуждаем, - это уловки депутатские, их тоже используют, вы это знаете. Вы,     
кстати, в Государственной Думе с 1993 года, с первого созыва, так? Так. Вот     
вы что думаете? Тут нет никого простых. Не нарушал, говорят, никто порядок      
ведения.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение. Поимённое голосование.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Внимательно - это точно, потому что...                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              409 чел.90,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 409, против - один, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят.          
Коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
Это один из важнейших законов из тех четырнадцати, которые Государственная      
Дума не только инициировала, потому что практически все депутаты были           
авторами, но в течение этого года мы уже и приняли данные федеральные законы,   
а это значит, что ситуация будет меняться в лучшую сторону в плане борьбы с     
незаконной миграцией. Ну и конечно, мы с вами сейчас этим решением защитили     
как ребятишек, которых везут родители, от стрессов - чтобы они больше ими       
занимались у себя дома, - так и детей, которые учатся. А ситуация, связанная    
с отсутствием знания языка у тех, кто приходит, влияет на общую атмосферу в     
классе. Мы и этот вопрос рассмотрели.                                           
                                                                                
Спасибо большое всем. И надо сказать слова благодарности правительству. Мы      
вчера спорили, помните, как напряжённо, но в течение дня, вечера, ночи всё      
проработали, нашли общее решение и сегодня вышли на принятие. Вот так надо и    
в будущем. Спасибо, Александр Юрьевич, передайте руководству правительства,     
всем, кто обеспечил компромисс, обсуждение, и особо руководителю аппарата.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1679 по 1695 из 6183
По ведению - Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста.                                
                                                                                
НИЛОВ О. А. Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, произошла какая-то такая      
дьявольская история с моим голосованием по вопросу об образовании! Значит, я    
при свидетелях пытался проголосовать за на пульте, на экране - голос "за" не    
принимался. Я знаю, уже сталкивался с такими ситуациями, поэтому вытащил        
ключ, опять его вставил - опять "за" не принимается. Несмотря на то что я не    
трогал кнопку "Против", в итоге вот этот компьютер выдаёт "против". Поэтому     
внимательнее, товарищи! Вот в этой электронной системе скрываются вот           
какие-то дьявольские истории. Поэтому прошу зафиксировать и внести в            
протокол: мой голос "за", двумя руками.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Коллеги, констатируем: таким образом, законопроект, который мы рассматривали    
под пунктом 3, принят единогласно. Спасибо.