Заседание № 277
27.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 777749-6 "О внесении изменений в статьи 20.4 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1475 по 1489 из 7137
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, вот до 51-го, 52-го вопросов уже седьмой или восьмой раз мы никак не дойдём - всё переносятся эти инициативы парламента Татарстана. Если можно, прошу сегодня всё-таки рассмотреть их первыми среди законопроектов первого чтения. Они рекомендуются к отклонению, даю слово, что выступлю с одним докладом по двум этим вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 51-й и 52-й поставить первыми среди законопроектов первого чтения? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Да, они в принципе по одной и той же теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4407 по 4659 из 7137
Коллеги, мы договаривались, что после этого мы рассмотрим 51-й и 52-й вопросы (15-й вопрос мы сняли). Ильдар Ирекович, вы готовы докладывать 51-й и 52-й? Одновременно оба доложите, да? Итак, коллеги, 51-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", и 52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые коллеги, прежде всего хотел бы напомнить, что законопроекты были внесены в апреле 2015 года. Теперь перейду к сути первого законопроекта. С 1 января 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах нового строительства и реконструкции, при этом с 2007 по 2014 год количество пожаров на территории Российской Федерации на указанных объектах возросло до девятисот шестидесяти девяти случаев, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей. В период с 2013 по 2015 год произошло более двадцати крупных пожаров: во Владикавказе - в торговом центре "Поиск", в Иркутской области - в торговом центре "Октябрь", в городе Кирове - в торговом комплексе "Фабрика", в Твери - в торговом центре "Радость", в Сарове, Нижегородская область - в торговом центре "Атриум". Пожар 11 марта 2015 года в Казани в торговом центре "Адмирал", который унёс семнадцать человеческих жизней, многие получили увечья разной степени тяжести, произошёл из-за многочисленных нарушений пожарной безопасности. В настоящее время должностные лица федерального государственного пожарного надзора лишены правовой возможности участвовать в процессе контроля за ходом проектирования и строительства подобных объектов, а также ввода их в эксплуатацию. Кроме того, положения федерального законодательства ограничивают полномочия органов федерального государственного пожарного надзора по проведению плановых проверок в течение трёх лет с момента ввода таких объектов в эксплуатацию. В связи с вышесказанным законопроектом предлагается ввести понятие "объекты защиты особого статуса", которое раскрывается в том числе через классификацию: к таким объектам относятся все здания дошкольных образовательных организаций, гостиницы, общежития, здания общеобразовательных организаций, здания образовательных организаций высшего образования, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставки, здания организаций торговли и так далее. Следующее предложение, связанное с этим, заключается в том, что при осуществлении строительства, реконструкции объектов защиты особого статуса федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами федерального государственного пожарного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Третье предложение: на объектах защиты особого статуса плановые проверки осуществляются органами федерального государственного пожарного надзора не реже одного раза в год начиная с первого года эксплуатации. Это, уважаемые коллеги, что касается первого законопроекта, вот такие предложения. Второй законопроект связан с этой темой, предлагаются поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Хотел бы, перед тем как обозначить эти поправки, сказать, что у меня есть данные по Республике Татарстан. Например, за два года управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан в области пожарной безопасности проведены 12 тысяч плановых мероприятий по надзору, в ходе которых установлено, - вдумайтесь, уважаемые коллеги! - что на 7 тысячах 700 объектах имеется более 100 тысяч нарушений требований пожарной безопасности, на 4 тысячах 80 объектах надзора указанные предписания не исполнены, также остаются неустранёнными более 25 тысяч нарушений. Это я к тому, насколько непростая у нас ситуация в этой области. Все эти примеры в отношении нарушений и, к сожалению, пожаров, которые привели к гибели людей, на взгляд наших коллег из парламента Татарстана, связаны в том числе с тем, что несовершенно наше законодательство, и поэтому в Кодекс об административных правонарушениях предлагается внести изменение в части применения в отношении юридических лиц наказания в виде административного приостановления деятельности на период от сорока до девяноста суток, что позволит, на взгляд наших коллег, повысить меры безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Прошу рассмотреть и поддержать данные законодательные инициативы парламента Республики Татарстан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. По вопросу 51 с содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагаются три новеллы: первая - это определить понятие объектов защиты особого статуса; вторая - наделить полномочиями по установлению порядка надзора Правительство Российской Федерации; третья - для объектов особого статуса предусмотреть особый порядок надзора. Так вот дело в том, что вопросы установления особого статуса объектов - это не предмет закона "О пожарной безопасности", это предмет регулирования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, поэтому в этой части законопроект не может быть поддержан. Кроме этого, следует сказать, что в целом в законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" критерии установления особого статуса зданий уже определены, и они более суровые, чем предлагается в законопроекте. Если законопроектом предлагается установить, что объекты защиты особого статуса - это здания площадью 3 тысячи 500 квадратных метров, то в техническом регламенте речь идёт о помещениях площадью 50 квадратных метров с постоянным или временным пребыванием людей числом более одного человека на квадратный метр. Второй момент, что касается полномочий правительства. Частью восьмой статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" уже установлено, что организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации, то есть у правительства такие полномочия есть, дополнительно устанавливать их нет необходимости. И третий момент, касающийся особенностей организации пожнадзора за объектами защиты особого статуса, - это также законодательством урегулировано, поэтому каких-либо дополнительных норм устанавливать нет необходимости. В целом понятно стремление после каждого тяжёлого случая, пожара искать пробелы в законодательстве, но в этом случае таких пробелов нет, поэтому комитет предлагает законопроект отклонить. Эту позицию поддерживает также Комитет по земельным отношениям и строительству, в его заключении отмечается, что действующее законодательство содержит достаточно инструментов для обеспечения пожарной безопасности при строительстве и реконструкции. Комитет предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. С содокладом по 52-му вопросу выступает Рустам Рифатович Ишмухаметов. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству разделяет обеспокоенность автора законопроекта в части необходимости более эффективного пресечения административных правонарушений в данной сфере, вместе с тем поддержать законопроект не представляется возможным по следующим основаниям. Прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 20.4 кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 той же статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Таким образом, грань между административным наказанием за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 кодекса, то есть совершённых впервые, и наказанием за правонарушение, предусмотренное частью 5, то есть совершённое повторно, практически стирается. Следует отметить, что в соответствии со статьёй 3.12 кодекса административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и назначается судьёй только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Комитет считает, что установление такого вида наказания, как приостановление деятельности, требует достаточно веских обоснований. Кроме того, предлагаемые изменения приведут к дисбалансу наказаний, установленных в статье 20.4 кодекса, поскольку в части 6 указано не менее общественно опасное правонарушение, то есть нарушение требований пожарной безопасности, повлёкшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В пояснительной записке в качестве одного из аргументов приведена статистическая информация о количестве крупных пожаров на объектах с массовым пребыванием людей - это торговые и развлекательные центры, - произошедших на территории Российской Федерации с 2013 по 2015 год. В связи с этим необходимо отметить, что Федеральным законом № 212-ФЗ от 1 декабря 2012 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" была введена административная ответственность для юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, повлёкшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, в виде административного штрафа в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статьёй 219 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлёкшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть одного и более лиц. На основании изложенного комитет рекомендует законопроект отклонить. Спасибо за внимие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рустам Рифатович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валерий Викторович Иванов. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ильдару Ирековичу. На встречах с избирателями мне очень часто руководители учреждений социальной сферы говорят о том, что в связи с послаблением для малого и среднего бизнеса, из-за того что к ним приходит мало проверяющих органов, сейчас практически все они - в бюджетных организациях. И у меня в связи с этим вопрос. Как вы считаете, не пора ли нам защитить руководителей учреждений социальной сферы от произвола надзорных органов? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гильмутдинову включите микрофон. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Конечно, но здесь же речь идёт не о том, что мы усиливаем или увеличиваем количество проверок и наделяем этим правом органы пожарной безопасности. Здесь как раз речь идёт об объектах в первую очередь с массовым пребыванием людей. Для нас лучше, извините, пять раз проверить, чем один раз возникнет ситуация, когда люди погибнут из-за того, что, во-первых, проверяющие недобросовестно относятся к своим обязанностям и, во-вторых, у них нет соответствующих полномочий, чтобы навести порядок в этой сфере. Ещё раз говорю: лучше пять раз проверить, чем один раз ошибиться! Можно ещё раз посмотреть перечень объектов, наиболее опасных в пожарном отношении, он же утверждается, в том числе и постановлением правительства, ещё раз усилить эти меры - вот об этом разговор. Кстати, когда мы обсуждали эту тему и в одном комитете, и в другом, и в комитете по безопасности, было понимание того, что при рассмотрении других законопроектов или в целом этой темы всё равно необходимо на это обратить внимание, усилить меры ответственности. Вот сейчас нужно внимательно посмотреть новый административный кодекс, чтобы там были соответствующие меры, соответствующие санкции. Ещё раз говорю: многие случаи, по крайней мере те случаи, которые я перечислил, произошли из-за того, что люди, которые за это отвечали, в том числе руководители учреждений и проверяющие, не выполняли свои должностные обязанности, всё это произошло из-за человеческого фактора, к сожалению. Мы этого не должны допускать, поэтому и предлагали с коллегами вот такие, конечно, очень жёсткие и очень серьёзные меры. Поставьте себя на их место в то время, когда случилась эта трагедия, и представьте, как должны были реагировать, - они отреагировали и законодательно, и организационно. Кстати, до сих пор идёт следствие, оно не закончилось, в отношении многих и многих должностных лиц возбуждены соответствующие уголовные дела и точка ещё не поставлена. Поэтому для нас это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Докладчик ещё раз будет выступать? Нет. Содокладчики? Тоже нет. Выносим законопроекты на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5617 по 5650 из 7137
51-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 36 сек.) Проголосовало за 152 чел.33,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел.66,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. 52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.4 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 08 сек.) Проголосовало за 149 чел.33,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 149 чел. Не голосовало 301 чел.66,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.