Заседание № 264
О проекте федерального закона № 777188-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Следующий - 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект также прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Прошу поставить его на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 13 сек.) Проголосовало за 288 чел.64,0 % Проголосовало против 60 чел.13,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 263
О проекте федерального закона № 777188-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам; принят в первом чтении 22 сентября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статью 226-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 22 сентября 2015 года. К нему поступило десять поправок, все они включены в таблицу поправок № 1 и рекомендуются к принятию. Прошу поставить таблицу на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 20 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект выносится на "час голосования".
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 12 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 250
О проекте федерального закона № 777188-6 "О внесении изменений в статью 226-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 226-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения правил налогообложения дохода по индивидуальным инвестиционным счетам)". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С 1 января текущего года начали формироваться так называемые индивидуальные инвестиционные счета, и те лица, которые их используют, могут получать так называемый инвестиционный налоговый вычет с суммы до 400 тысяч рублей либо вообще не платить налоги, если используется вторая схема - когда налоговый вычет не предоставляется, но при этом в течение трёх лет они осуществляют операции на финансовом рынке, а после прохождения трёхлетнего периода не платят никаких налогов. Более пятидесяти тысяч наших граждан уже воспользовались этими счетами, для того чтобы работать на финансовых рынках, - мы полагаем, что это положительный пример, и, по нашим оценкам, в стране будет где-то около семидесяти, а может быть, даже восьмидесяти тысяч клиентов, использующих такие счета. При реализации данных норм выявились некоторые пробелы в действующем законодательстве. Например, налоговым агентом может выступать и брокер, и управляющая компания, и, если налоговым агентом является управляющая компания, владельцы инвестиционных паёв могут лишиться вот этой налоговой льготы, предусмотренной в законе. Мы предлагаем всё-таки более чётко прописать нормы закона, которые определяют, кто выступает налоговым агентом, для того чтобы клиенты - граждане, использующие услуги либо доверительного управляющего, либо брокера, однозначно могли воспользоваться существующей налоговой льготой. Это первый момент. Второй момент в действующем законодательстве, вызывающий вопросы, связан с исчислением налоговой базы, с которой гражданин по окончании трёхлетнего периода должен заплатить налог, - либо это должно осуществляться ежегодно, либо это должно происходить как раз перед уплатой налогов, то есть через три года. Непонятно, каким образом должна исчисляться налоговая база, за какой период. Мы посчитали, что необходимо всё-таки закрепить, как это сделано для всех остальных субъектов, период в один год, и по нему определять доход, с которого должен уплачиваться налог, тем более что средства на этих индивидуальных инвестиционных счетах могут переходить к другим лицам и другие брокеры, другие агенты могут выступать в качестве налоговых агентов. Для того чтобы как-то упорядочить этот процесс, мы предложили прописать однозначно, что налоговая база должна исчисляться ежегодно, чтобы определять сумму, с которой будет уплачиваться налог. Ну и третий момент, который мы предлагаем прописать в законе более чётко. В действующем законодательстве указанный порядок налогообложения определяется только для операций с ценными бумагами, но граждане, используя индивидуальные инвестиционные счета, могут осуществлять операции и с другими финансовыми инструментами, и вот этот момент не очень чётко прописан: действует налоговая льгота для иных финансовых инструментов или не действует? Мы предложили более чётко прописать, что все операции с финансовыми инструментами, учитываемые на индивидуальных инвестиционных счетах, должны осуществляться в соответствии с порядком налогообложения, который прописан в действующем законодательстве. Спасибо за внимание. Прошу поддержать... Да, ещё момент. Правительство поддерживает данный законопроект. Есть замечания у Счётной палаты, я их внимательно посмотрел, и, на мой взгляд, они носят технический характер и их вполне можно учесть при доработке законопроекта ко второму чтению. Там высказываются опасения, что средства, предназначенные для уплаты налогов, могут перечисляться с индивидуальных инвестиционных счетов на какие-то иные счета, не только банковские, - можно чётко, однозначно прописать, что только на банковские счета должны перечисляться средства. Ну и по поводу хранения документов налоговыми агентами: у нас в законопроекте прописан срок три года, в действующем законодательстве - четыре года; поменяем ко второму чтению три года на четыре - и все проблемы снимаются. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, Анатолий Геннадьевич подробно доложил о законопроекте, а также остановился на тех замечаниях, которые были сделаны правительством, комитетом, Счётной палатой. Хочу сказать, что законопроект уточняет порядок исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц налоговым агентом в отношении доходов от операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте. В частности, предлагается распространить действующий порядок удержания налога на доходы физических лиц, установленный пунктом 9-1 статьи 226-1 кодекса, на все операции, учитываемые на индивидуальных инвестиционных счетах. В настоящее время указанный пункт регулирует порядок налогообложения только в отношении операций с ценными бумагами, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте. В связи с тем что законопроект направлен на устранение имеющихся пробелов в правилах налогообложения доходов по операциям, учитываемым на индивидуальных инвестиционных счетах, комитет рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а все недоработки, как уже отметил автор законопроекта, можно устранить ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в законопроекте прописаны ваши предложения в отношении удержания НДФЛ, но не совсем ясно, что имеется в виду. При существующем порядке удержания НДФЛ для одних категорий граждан он практически незаметен и не влияет на их инвестиционную деятельность, инвестиционную активность, другие же работают просто для того, чтобы выжить, как говорится, на грани фола. Вот есть ли какие-то особенности учёта размера НДФЛ в вашем законопроекте, или всех считаем скопом? Поясните, потому что из документов это не ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. По-моему, у нас в законодательстве записано однозначно: налог на доходы физических лиц - 13 процентов. То есть с дохода, полученного от операций с финансовыми инструментами, физическое лицо должно заплатить 13 процентов по истечении трёх лет использования этого счёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Анатолий Геннадьевич, мы прямо один инвестпроект-законопроект за другим рассматриваем! Конечно, надо поддерживать не только предприятия, но и граждан, и вместе с тем у вас всё-таки разнонаправленные вектора. Я хотел бы понять, чтобы определиться для голосования, что мы хотим получить в итоге. С одной стороны, вы изменяете период, то есть он будет не трёхлетний, а годовой, с другой стороны, говорите, что теперь будет или брокер, или управляющая компания, а что в итоге мы получим? Вот итог-то какой будет? Мы что, больше соберём налогов? Или меньше? Мы что-то упростим? Что это даст бюджету и что это даст населению? Это очень важный момент! Понятно, Сергей Дмитриевич не может представить данных, но вы же у нас всё-таки не Сергей Дмитриевич, я думаю, у вас должны быть цифры, которые нам могут помочь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Думаю, что всё-таки это вопрос не конкретный, а философский. Мы получим порядок при работе с индивидуальными инвестиционными счетами. Сейчас тем, кто их использует, непонятно, должны они заплатить подоходный налог по истечении налогового периода или не должны. Законопроект на самом деле скорее технический, чем содержательный, он позволит вот этот пробел ликвидировать, и люди будут понимать, платить им налог или не платить. Что касается периода. Мы не сокращаем период действия индивидуального инвестиционного счёта до года, мы просто предлагаем в течение года определять доходы и расходы по операциям с использованием индивидуального инвестиционного счёта и тот доход, который получает гражданин, осуществляя соответствующие операции. Этот доход не облагается налогом, он просто учитывается в документах, для того чтобы по истечении трёх лет использования этого счёта суммировать эти показатели и определить дельту, сальдо - сумму, с которой уже будет уплачиваться налог. Но уплачивать налог нужно будет только после трёх лет использования этого счёта. Так что порядок, порядок и ещё раз порядок - вот главное направление этого законопроекта. Он ликвидирует те пробелы, которые сегодня, к сожалению, в законе есть и из-за которых формируется неверное мнение о существующем инструменте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Вижу одну руку. Катасонов Сергей Михайлович, выступление с места. Включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Буквально два слова по поводу вот этого законопроекта. Дело в том, что та двойственность, которая у нас существовала по инвестиционным счетам, - кто учитывает этот доход, брокер или управляющая компания, - приводила к тому, что каждый из этих субъектов имел свою систему налогообложения и у одних налог был чуть больше, у других чуть меньше, поэтому мне всё-таки интересно, как же налоговая инспекция трактовала этот процесс, в чью пользу. Очень часто, когда мы выходим с аналогичными предложениями, комитет по бюджету, нам Минфин говорит: не надо, всё понятно по смыслу, по духу (инвестиционный счёт - это же ценная бумага по духу), поэтому мы напишем в налоговую инспекцию разъяснительное письмо и этим ограничимся. Конечно, мне бы хотелось узнать всё-таки, как до сегодняшнего дня шли эти процессы: всё-таки брокер подпадал под налогообложение, управляющая компания или каждый субъект Российской Федерации делал что хотел? Вот так называемое упорядочение процесса приведёт к тому, что произойдёт, скажем так, изменение в суммовом выражении, а в чью пользу - я так и не понял: мы в результате получим больше налогов в бюджет или мы, скажем так, облегчим жизнь наших налогоплательщиков? Анатолий Геннадьевич, я не радею за то, чтобы как можно больше налогов собрать, я просто хочу понять - вот для этого был задан мой вопрос. Если было письмом разъяснено и мы сейчас подчищаем, а фактически никаких изменений нет - это понятно, а если, как вы говорите, было двоякое толкование (да наверняка каждый инспектор толковал по-своему!), то какой будет результат? Мы за то, чтобы у нас действительно не было двойного толкования норм, мы за чистоту наших законов, но вместе с тем информация для принятия решения должна быть, на мой взгляд, более полной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Действительно, двоякое толкование норм закона как раз и простимулировало нас внести этот законопроект в Государственную Думу. Ну и очевидно, что если будет больше понимания по использованию этого инструмента, то больше наших граждан попытаются воспользоваться им, для того чтобы инвестировать свои средства не только в депозиты в кредитных организациях, но и в другие финансовые инструменты. Я считаю, исходя только из этого мы должны поддержать этот законопроект, чтобы сподвигнуть наших граждан активнее задействовать свои ресурсы, которые могут работать на экономику, а не лежать где-то под матрасами, ну, или в банках, в кредитных организациях, вложенные под относительно низкие проценты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект носит технический характер, о чём сказал автор, но его обязательно нужно принять, проголосовать за него. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Также хочу обратить ваше внимание (Анатолий Геннадьевич это как бы подтвердил) на то, что наши граждане всё-таки доверяют своему государству и вкладывают свои деньги именно в инвестиции государства - это очень отрадно! Я хочу вам привести данные: только за семь месяцев этого года у нас в стране образовано 166 организаций. Мы об этом не говорим, мы говорим, что, мол, стагнация у нас, всё падает, но тем не менее благодаря в том числе и тем пятидесяти тысячам, которые открыли свои инвестиционные лицевые счета, нашу промышленность удаётся развивать. Призываю всех проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона о внесении изменений в статью 226-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 41 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.