Заседание № 283
О проекте федерального закона № 777087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (в целях совершенствования страховой защиты имущественных интересов физических лиц и организаций, которым может быть причинён вред в результате аварий на опасных объектах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", третье чтение. Докладывает Марина Алексеевна Мукабенова. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний юридико-технического характера не имеется, прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда...", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 06 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 282
О проекте федерального закона № 777087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (в целях совершенствования страховой защиты имущественных интересов физических лиц и организаций, которым может быть причинён вред в результате аварий на опасных объектах).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", второе чтение. Докладывает Николай Николаевич Гончар. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект правительственный, принят в первом чтении 16 сентября прошлого года. В комитет поступило девятнадцать поправок, из них восемнадцать поправок рекомендовано к принятию (таблица № 1), одна поправка - к отклонению (таблица № 2). Прошу проголосовать по таблицам поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу 5-ю поправку отдельно обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 31 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Борис Сергеевич Кашин - поправка 5. КАШИН Б. С. Когда я взял сегодня текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, то заметил, что в поправке 5 не учтено решение комитета и она осталась в первоначальном варианте, который был до заседания комитета. Речь идёт о том, что я предлагал - и комитет со мной согласился - убрать в данном случае слова, что тарифы по обязательному страхованию определяются в соответствии с настоящим федеральным законом. Почему такое изменение имеет смысл? Основным законом, который регламентирует порядок утверждения тарифов по обязательному страхованию, является закон "Об актуарной деятельности...", где записано, что эти тарифы должны быть актуарно обоснованы, и под это положение идёт подкоп, в том числе некоторыми страховщиками, которые пытаются убрать эту позицию и вернуть опять беспредел 90-х. И непонятно, почему осталась старая формулировка, в которой фактически есть ссылка на этот законопроект, ничего не говорящий о порядке определения тарифов, но игнорируются другие законодательные акты. Были варианты либо добавить другие законодательные акты, либо убрать ссылку именно на этот конкретный законопроект. Почему это не попало в текст, непонятно. Я предлагаю в таком виде не поддерживать, а изменить так, как мы договаривались. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. На заседании комитета действительно обсуждалось предложение Бориса Сергеевича и мы договорились, что изложим этот пункт в строгом соответствии с теми рекомендациями, которые нам дали юристы, Правовое управление. Этот вопрос поднимался на заседании комитета, и я хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что в тексте поправки сказано: "Страховые тарифы или их предельные... значения, структура... устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим федеральным законом". Полномочия Банка России определяются многими законодательными актами, в том числе законом "О Центральном банке...", законом "О банках и банковской деятельности", а также тем законом, который регулирует деятельность Банка России в части актуарных расчётов. Всё это предусматривается автоматически, и нужно было либо перечислить все законы, о которых идёт речь, либо дать ту формулировку, которая предлагается вашему вниманию, поэтому именно эта формулировка, выверенная, согласованная с юристами, и включена в таблицу поправок. Комитет просит принять поправку 5 в той редакции, которая вам предложена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю поправку 5 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 58 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Поправка 5 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 25 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, Комитет по финансовому рынку просит включить данный законопроект, в случае его принятия во втором чтении, в повестку дня на 26 февраля, для того чтобы 26-го рассмотреть его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
2-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 20 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 777087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (в целях совершенствования страховой защиты имущественных интересов физических лиц и организаций, которым может быть причинён вред в результате аварий на опасных объектах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 5 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляю вашему вниманию законопроект, направленный на совершенствование работы по страхованию опасных производственных объектов. Законопроектом предлагается сделать этот продукт страхования более удобным для граждан, которые застрахованы. В частности, расширяется перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего; Банк России наделяется правом устанавливать тарифный коридор, что позволит обеспечить ценовую конкуренцию при осуществлении данного вида страхования; исключается коэффициент страховых тарифов, устанавливаемый в зависимости от максимально возможного количества потерпевших, в связи с тем, что тарифные факторы данного коэффициента уже учитываются при определении размера страховой суммы; увеличиваются предельные размеры страховой выплаты за вред, причинённый имуществу физических лиц, - с 360 тысяч до 500 тысяч рублей; упрощается процедура получения страхового возмещения в связи с нарушением условий жизнедеятельности потерпевших и так далее. В целом законопроект учитывает двухлетний опыт действия данного вида страхования и, как я уже сказал, направлен исключительно на облегчение использования этого продукта гражданами, которые потерпели ущерб от аварий на опасных производственных объектах. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гончар Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович изложил суть законопроекта. Комитет на своём заседании 29 июня этого года поддержал данный законопроект в первом чтении и предлагает Государственной Думе его принять. Тем не менее мы сочли необходимым сформулировать в своём заключении ряд замечаний. В частности, с нашей точки зрения, требует дополнительного обсуждения существенное повышение законопроектом страховых сумм - в 10 раз - для шахт угольной промышленности с численностью наибольшей рабочей смены более пятидесяти человек, для шахт с численностью наибольшей рабочей смены менее пятидесяти человек - в 5 раз. Это требует серьёзного обдумывания, и хотелось бы, конечно, при обсуждении во втором чтении знать мнение наших коллег, представляющих угледобывающие регионы. И кроме того, требуется уточнение: более пятидесяти человек, менее пятидесяти, а если на шахте пятьдесят человек, то страховая премия не меняется или что с ней происходит? Таким образом, предлагая вам принять данный законопроект в первом чтении, мы всё-таки считаем, что он нуждается в доработке, - и он будет доработан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Алексей Владимирович, в этом зале неоднократно звучало, наверное, и в вашем присутствии, что одна из серьёзных бед в нашей экономике, в промышленности, в том числе это касается шахт, - это физически серьёзно устаревшее оборудование, особенно основные фонды, износ которых достигает 70 процентов. Но пока все крики в Государственной Думе, что ситуацию надо изменить, не доходят до предпринимателей. Если внимательно посмотреть, то, согласитесь, окажется, что одна из причин аварий как раз связана с сильно устаревшим оборудованием, с основными фондами. Может быть, надо не столько страховать - бремя страхования в итоге всё равно на простых людей ляжет, да и не возместить, наверное, таким образом семье ущерб от потери кормильца, - сколько в первую очередь ужесточать отношение к тем, кто не обновляет основные производственные фонды, подвергая опасности людей и оборудование, и к другим юридическим лицам, тогда, может, отпадёт необходимость и в этом законе? Всё-таки по первопричине надо бить! МОИСЕЕВ А. В. Владимир Николаевич, я здесь не могу обсуждать технологическое состояние шахт. Могу только сказать, что, когда правительство обсуждало разного рода нагрузку на бизнес в связи с кризисом, действительно, были предложения бизнеса снизить нагрузку как в части защиты труда, так и в части выплат - это касается в том числе досрочного выхода на пенсию и страховки. Тем не менее правительство заняло такую позицию: мы ничего этого отменять не хотим, это всё должно остаться именно потому, что мы должны продолжать стимулировать работодателей на опасных объектах, таких как шахты, всё-таки улучшать условия охраны труда и повышать, соответственно, технологический уровень. Как Николай Николаевич уже сказал, объём страхового возмещения по шахтам увеличен, предельный объём увеличен в 10 раз, то есть мы действительно серьёзно повышаем степень защищённости граждан, которые могут пострадать от аварий на шахте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, я прошу вас уточнить. Вот мы говорим о введении более жёсткой ответственности для тех или иных структур, а какова статистика? О чём, например, говорят цифры за 2014 год в области угольной промышленности или в сфере химии, нефтехимии? Всем понятно, что только страхованием проблему обеспечения надлежащих условий труда для миллионов наёмных работников не решить. Какова статистика? МОИСЕЕВ А. В. К сожалению, я не готов дать статистику в разбивке по отраслям. В целом по экономике 2013 и 2014 годы - годы действия этого закона - слава богу, были достаточно спокойные с точки зрения потерь человеческих жизней на производстве, поэтому выплаты были минимальные, что, собственно говоря, позволило Центральному банку существенно снизить тарифы, а также накопить значительный резерв (примерно 6 миллиардов рублей) на случай, если такая авария всё-таки произойдёт. К счастью, как я уже сказал, за время действия закона серьёзных производственных аварий не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Николаевич, скажите, пожалуйста, у вас есть фактические данные по объектам, по которым вы повышаете страховую стоимость, какой процент тех взносов, премий, которые они выплачивают по действующим условиям, используется на выплаты по страховым случаям, данные ну хотя бы за два-три года? ГОНЧАР Н. Н. Такие данные есть у нас в комитете, они есть и в правительстве, ну и я могу сказать только одно: доходы страховых компаний от страхования этих объектов, по этим данным, существенно превышают те выплаты, которые они осуществляли за последние два года в такого рода случаях. Алексей Владимирович совершенно справедливо отметил, что с этой точки зрения, слава тебе господи, ситуация была достаточно спокойная, а платежи были, и достойные. При обсуждении законопроекта во втором чтении - и я не случайно сделал акцент на этих объектах, а именно потому, что у нас есть такая статистика, - мы ещё раз запросим эту информацию и в Центральном банке, и в Министерстве финансов и обо всём этом вам доложим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, при принятии таких документов, наверное, от разработчиков требуется представление нам информации не только о положении дел в данной сфере, но и об изменении ситуации в целом, об экономической ситуации в сопредельных сферах. Посмотрите, вот Николай Николаевич сказал о том, что там десятикратное увеличение размеров страховых взносов, и в записке, и в документе отмечены разные цифры, но все изменения в сторону увеличения, - давайте сами себе ответим на вопрос: кто будет платить эти многократно увеличивающиеся страховые взносы? Мы с вами, наши избиратели - не предприниматель! Предприниматель берёт деньги с того, что заработал простой рабочий, инженер, проходчик и так далее. В этом случае возникает два варианта: предприниматель должен будет либо платить меньше заработную плату и премиальные - деньги-то из воздуха не возьмутся, откуда-то их нужно брать! - либо, если он будет не увеличивать, но хотя бы сохранять на том же уровне заработную плату и премиальные, он должен будет увеличивать стоимость продукции, в данном случае угля, нефти, бензина и так далее. А это что значит? Вот у нас в Рязани есть Рязанская ГРЭС, большая энергетическая электростанция, которая полностью работает на угле, - вот это изменение повлечёт ли за собой увеличение на 1 процент, на 2 процента, может быть, себестоимости производства электроэнергии? А ведь стоимость электроэнергии входит во всё! Вот мы сидим здесь, в зале, и у нас постоянно горит свет - платить будет Государственная Дума побольше. А в деревнях практически с осени до весны какое топливо? Это в основном уголь и дрова, сегодня уголь многие уже просто не могут приобрести, а дрова тоже приобрести нельзя: вырубишь хоть одно дерево в лесу - так сразу накажут административно и уголовно. Как это скажется на отоплении домов в наших деревнях? Тоже эти последствия не прописаны. Я думаю, что, безусловно, первопричина, ещё раз подчёркиваю, не просто в том, что низкие страховые взносы, а в том, что никто, или почти никто, не обращает внимания на техническое состояние оборудования, которое не вечно, которое изнашивается, и это приводит к серьёзным авариям. В этом плане надо заставить новых хозяев, частников, заниматься безопасностью производства, внедрять новые технику и технологии, а если не делают - брать с них штрафы. И всё это приведёт к тому, что не нужны будут повышенные страховые взносы, мы спасём не только имущество, мы спасём и очень многие жизни - вот это будет правильный путь. И, если можно, два слова по прежнему вопросу - меня отвлекли, я просто не успел нажать кнопку для записи на выступление. Вот тут Николай Игнатьевич говорил о том, что у нас с вами хорошие законы, они дают послабление. Помните фразу: строгость законов компенсируется необязательностью исполнения?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, не успел задать вопрос, поэтому в выступлении я обращусь к авторам, к представителю правительства, и, может быть, в заключительном слове они ответят на следующие предложения. Владимир Николаевич сказал, что у нас постоянно горит свет, а вот я хочу сказать, что у нас, во всяком случае в этом году, постоянно горит лес, это несчастье большое, и даже сейчас горит, хотя и нет такого большого накала - ну, видно, просто уже устали средства массовой информации показывать эти печальные картинки, но всё равно продолжаются пожары, десятки тысяч квадратных километров леса горят. При этом, как ни странно, наше МЧС вчера, коллеги, - я не знаю, слышали ли вы, но это действительно просто чёрный юмор уже - предложило оказать помощь Соединённым Штатам Америки в тушении леса, это официальное заявление ТАСС - найдите! Я не знаю, как это комментировать, при том что у нас самих десятки тысяч квадратных километров леса горят, - и это уже, знаете, звучит как статистика, то есть какие-то такие вот непреодолимой силы обстоятельства. Я задаю вопрос коллегам: не считаете ли вы, что нужно прежде всего в обязательном порядке застраховать лес, застраховать всем арендаторам, всем пользователям лесов? Они вот уже много лет только пользуются лесом, практически ничего не делая для его защиты, для пожаротушения, я не знаю, а тем более для посадки, а ведь это же наше общественное достояние! Такой законопроект, уважаемые члены правительства, разработан и внесён мною и моими коллегами - выскажите, пожалуйста, мне сейчас вашу позицию: вы считаете, что с учётом разных соображений нужно застраховать лес? Во-первых, потому, что это огромное достояние России и нельзя, чтобы оно вот так горело - миллионами и миллиардами тонн или кубометров - и никто не нёс никакой ответственности; во-вторых, по тем соображениям, что от пожаров страдают люди, горят деревни, потом государство выплачивает компенсации и так далее, и так далее. Почему вот этот вопрос как-то остаётся в стороне? Прошу, если можно, представителя правительства ответить в заключительном слове. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представители президента, правительства? Включите микрофон в правительственной ложе. МОИСЕЕВ А. В. Я коротко прокомментирую вопрос, который поднял Владимир Николаевич, просто уточню: летом этого года тарифы были снижены на 15 процентов - это, наверное, единственный вид страхования, по которому тарифы по факту снижены, - поэтому говорить о том, что они вырастут, наверное, неуместно. Я думаю, что они и дальше будут снижаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет признателен за все замечания, которые были высказаны в ходе обсуждения данного законопроекта при рассмотрении в первом чтении, мы все их внимательно проанализируем. Теперь о том, что говорил коллега Нилов по поводу страхования. Ну, в общем, страхование леса - это один из видов страхования от стихийных бедствий, если, конечно, речь не идёт о сознательном поджоге, но это уже Уголовный кодекс. В комитете есть - предложен и принят в первом чтении - законопроект на эту тему, и если коллега Нилов внесёт туда поправки, касающиеся именно лесов, то данные поправки будут рассмотрены и, вполне возможно, одобрены комитетом - всё зависит от того текста, который он предложит. Ещё раз прошу принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 56 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.