Заседание № 58
О проекте федерального закона № 77694-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Слово по 3-му вопросу - о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" - предоставляется Ольге Николаевне Ануфриевой. Мы рассматриваем законопроекты третьего чтения. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к процедуре третьего чтения. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие высказаться? Нет желающих. Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 02 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 77694-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 259-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 22-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект очень важный. И при его рассмотрении в первом чтении было сказано о дополнениях ко второму чтению в рамках концепции данного законопроекта, которая подразумевает оказание мер в первую очередь налоговой поддержки нашим организациям IT-отрасли, ускорение амортизации по исключительным правам на программы ЭВМ и нашей радиоэлектронной продукции. Ко второму чтению было внесено семь поправок, которые рекомендованы комитетом к принятию. Могу сказать, что в основном эти поправки направлены на изменение порядка применения нулевой ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа для страховых взносов. Отменяется ограничение по численности работников, для того чтобы была применена нулевая ставка, снижается с 90 процентов до 70 процентов доля доходов, которая необходима для применения нулевой ставки, и существенно расширяется состав доходов, которые учитываются при расчёте вот этой доли доходов, при которой организации имеют право на применение нулевой ставки. Вместе с тем хотелось бы также отметить, что предоставление налоговой льготы, конечно же, влечёт выпадающие доходы, в первую очередь по налогу на прибыль для региональных бюджетов, поэтому при рассмотрении поправок и самого законопроекта были проработаны те моменты, которые позволяют соблюсти баланс интересов региональных бюджетов и, соответственно, налогоплательщиков. Просим рассмотреть таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 15 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. АНУФРИЕВА О. Н. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, просим поставить его в порядок работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 44
О проекте федерального закона № 77694-8 "О внесении изменений в статью 259-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления специального коэффициента к норме амортизации для отдельной категории основных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 259-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает сенатор Российской Федерации Ирина Валерьевна Рукавишникова. РУКАВИШНИКОВА И. В., сенатор Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Российская IT-отрасль и цифровая инфраструктура сегодня, конечно, являются ключевыми целями враждебных санкционных ограничений. Что используется помимо экономических мер? Наши компании и госорганы практически ежедневно сталкиваются с массированными кибератаками, в процессе которых используются и уязвимости иностранных IT-продуктов. Совместными усилиями партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и Правительство России сегодня формируют правовую базу для устойчивости нашей цифровой инфраструктуры и для помощи российскому IT-бизнесу. Эти задачи поставлены нам Президентом России, в том числе и в указе о мерах поддержки IT-отрасли, который был принят в марте этого года. Уважаемые коллеги, сенаторами и депутатами - членами партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", разработан законопроект, который является частью государственной политики по созданию наилучших условий для российских IT-разработчиков. Инициатива направлена на поддержку использования российских цифровых технологий и ускоренную замену устаревшего иностранного оборудования на российские конкурентоспособные продукты. В итоге это позволит многократно увеличить вложения в отечественные IT-решения. По экспертным оценкам, которые предоставили нам Минцифры и Минпромторг, стоимость приобретённых российских программно-аппаратных комплексов составляет примерно 200 миллиардов рублей в год. Наша задача - эти цифры многократно увеличить. Согласно положениям предлагаемого вам законопроекта налогоплательщики смогут применять к основной норме амортизации российской IT-продукции повышающий коэффициент. Это позволит им уменьшить расходы и оптимизировать налогооблагаемую базу. Мы уверены, что налоговая привлекательность российской IT-продукции будет способствовать активным закупкам в государственном и в частном секторах. Увеличение объёмов закупаемого оборудования создаст новые рабочие места в IT-компаниях и позволит увеличить объём подоходного налога, который на 85 процентов поступает в региональные бюджеты. Коллеги, напомню, что первый пакет льгот для IT-отрасли мы с вами принимали в 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации. По информации Минцифры, он уже принёс более 50 миллиардов рублей налоговых доходов. От данного законопроекта мы также ожидаем аналогичный эффект. Правительством Российской Федерации законопроект поддержан. Прошу депутатов также поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Валерьевна. С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ну, автор очень подробно рассказала о сути законопроекта. Комитетом законопроект тоже рассмотрен. Основная идея законопроекта поддерживается, но комитет полагает, что меры поддержки IT-отрасли, конечно же, не могут заключаться только в повышающем коэффициенте к норме амортизации как радиоэлектронной продукции, так и электронных вычислительных машин и баз данных. Могу сказать, что это развитие базового законодательства. Например, в законе об информационных технологиях прописан реестр и указано, что он предусмотрен именно в целях в том числе оказания мер государственной поддержки. Одной из мер государственной поддержки и является налоговое стимулирование. Однако комитет особое внимание уделяет тому моменту, что этот закон, очевидно, повлечёт выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - ну и федерального бюджета - в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Учитывая, что ни в финансово-экономическом обосновании, ни... и Министерство финансов подтвердило, что оно не может сделать такие расчёты по объективным причинам, мы ориентировались при поддержке указанного законопроекта на то, что фактически все субъекты Российской Федерации, ну, подавляющее большинство... только три субъекта сказали, что необходимо компенсировать выпадающие расходы, все остальные поддержали указанный законопроект. И соответственно, комитет предлагает всё-таки рекомендовать принять законопроект в первом чтении. И ещё отмечу, что официальный представитель правительства при рассмотрении в комитете указанного законопроекта отметил, что сейчас в правительстве планируется ещё целый ряд мер поддержки IT-отрасли, которые они в том числе предполагают вынести на рассмотрение Государственной Думы в качестве поправок к этому законопроекту. Исходя из изложенного комитет предлагает концепцию законопроекта поддержать и доработать его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете, я думаю, что мы все поддерживаем эту отрасль, более того, мы все являемся её фанатиками, но это что, у нас единственная отрасль, которая остро нуждается в импортозамещении и которая остро нуждается в стимулировании? То есть, понятно, да, радиоэлектронная продукция, да, программное обеспечение и всё остальное - а все остальные пусть вешаются, извините? Чем обусловлена исключительная выделенность этой одной отрасли, этой одной сферы из всех остальных? Ну, конечно, у нас Минцифры - влиятельная организация, но чем станкостроение не угодило? Сельхозмашиностроение у нас не нуждается в развитии? Углехимия? Газохимия? Космическая отрасль? Гражданская авиация? Это проявление кусочно-разрывного подхода, который... Ну, понимаете, у нас есть целое правительство, у нас есть целый Минпромторг, у нас есть крайне квалифицированные вице-премьеры, которые могут комплексную программу стимулирования принять. У нас что, только в программах проблема с амортизацией, что ли? Это общая проблема, почему мы выделяем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Валерьевна, пожалуйста. РУКАВИШНИКОВА И. В. Уважаемые коллеги, ну, это, наверное, скорее не вопрос, а призыв к более активной работе, я так понимаю, потому что по существу вопроса нет. Почему именно эта отрасль? Потому что вот сейчас обсуждается данный законопроект. Я думаю, что сейчас идёт массированная и очень активная законотворческая работа, которая выявляет все тонкие моменты, и мы совместно с вами предлагаем наиболее эффективные решения. Напомню вам, что задачу по поддержке IT-сферы поставил нам Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в том числе в мартовском указе этого года, поэтому мы вот решили обратить особое внимание на эту сферу, которая действительно на сегодня нуждается в особенной поддержке и в нашем очень пристальном внимании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаков Владимир Павлович, пожалуйста. ИСАКОВ В. П. Уважаемая Ирина Валерьевна, я вот ссылаюсь исключительно на официальную информацию: по данным Министерства информации Армении, за последние три месяца в страну приехало около 100 тысяч российских айтишников, исходя из купленных билетов в мае ожидается ещё 30 тысяч; пишут, что в Грузии находится примерно такое же количество. У меня вот в таком случае вопрос: как, вообще, государство планирует их возвращать? Понятно, что они не в индивидуальном порядке выехали, а целыми компаниями. Я боюсь, что вот данной законодательной инициативы недостаточно нам будет, чтобы наши специалисты к нам на родину, собственно говоря, вернулись. РУКАВИШНИКОВА И. В. Владимир Павлович, спасибо большое. Действительно, вы затрагиваете актуальный вопрос, но он никоим образом к данной инициативе отношения не имеет, потому что речь идёт о порядке налогообложения компаний, которые используют отечественные программные продукты и основные средства в этой сфере, и, соответственно, об облегчении и снижении налогооблагаемой базы для этого, что высвободит дополнительные средства для закупки отечественного программного оборудования и привлечения и расширения количества рабочих мест. Очень косвенно, безусловно, это будет способствовать в том числе возврату тех, кто уехал, но напрямую - я думаю, вам стоит подумать о дополнительных мерах, в том числе можем объединиться для работы в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прусакова Мария Николаевна, пожалуйста. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Ну, Ольга Николаевна уже затронула вопрос о выпадающих доходах, но мне всё-таки хотелось бы задать его авторам законопроекта. Ирина Валерьевна, мы в пояснительной записке не увидели цифр выпадающих доходов по регионам. Хотелось бы узнать, у вас есть такие данные, такая информация, хотя бы в общих цифрах, и перечень тех регионов, в которых эти выпадающие доходы, возможно, будут после принятия этого закона? РУКАВИШНИКОВА И. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, ну, мы не согласны с тем, что здесь надо вести речь о выпадающих доходах. Действительно, в комитете мы подробно этот вопрос обсудили, и, по оценке Министерства финансов, которую имеем на сегодня, речь может идти о временном кассовом разрыве в бюджетах регионов. При этом у нас есть статистика абсолютно из всех регионов России, и подавляющее большинство этих регионов данный законопроект поддерживает, отмечая, что эффект от принятия закона многократно перекроет возможные кассовые разрывы, которые в перспективе могут быть. Да, статистика по регионам имеется, но, наверное, сейчас нет смысла её... Есть огромная таблица по этому поводу, я могу передать вам для ознакомления, чтобы ко второму чтению этот вопрос уже был снят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Николаевна, спасибо. По ведению - Делягин Михаил Геннадьевич. Пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я депутат начинающий, наверное, много чего не понимаю, но как бы нам так выстроить работу с представителями правительства, чтобы они отвечали на вопросы, ну, хотя бы пытались? Задаёшь вопрос, а тебе отвечают: а это не вопрос. И почему мы выделяем именно эту отрасль? - А нам президент сказал. Ну, что, президент только эту одну отрасль, что ли, упоминал, скажем, в последний год? Ну, явно же нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Геннадьевич, я должен дать здесь пояснение. Это выступает не представитель правительства, а сенатор Российской Федерации, автор конкретного законопроекта, и она отвечает только за тот предмет, который она представила, за тот законопроект, который она представила на наше рассмотрение. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Щапов Михаил Викторович, пожалуйста. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, борьба с последствиями санкций для нас сегодня главный приоритет, и мы, как законодатели, должны объединить усилия и сделать всё возможное для скорейшего преодоления последствий от санкций, особенно в такой важной сфере, как развитие собственного производства электроники и программного обеспечения. Но мы не можем согласиться с предложенным авторами подходом по двум причинам. Во-первых, сама методика поддержки отрасли сформулирована слишком осторожно. На наш взгляд, уже поздно заниматься таким сложным стимулированием отрасли, как предлагают авторы, это даст свой эффект, но через годы, а их у нас нет. Нужна комплексная программа поддержки подобных отраслей, включающая в себя как налоговое стимулирование, так и мобилизацию ресурсов, прямое государственное управление, прямое финансирование критически важных производств. Предложенный подход не даёт нужного эффекта, он слишком несмелый и мягкий. Но даже с учётом этого с ним нужно было бы согласиться, в конце концов, мало - это лучше, чем ничего, если бы не негативные последствия от реализации закона. Вопрос в том, за чей счёт банкет. В данном случае - за счёт регионов. Налог на прибыль преимущественно региональный, любое сокращение, любые налоговые льготы приводят к выпадающим доходам регионов. Напомню, что и Госдума, и президент определили как приоритет поддержку регионов в текущей ситуации. Буквально три недели назад мы с вами приняли важнейший закон, который позволяет облегчить долговое бремя субъектов Федерации и муниципалитетов. Это нужно было сделать, так как регионы задыхаются под грузом долгов, а прогнозируемое выпадение поступлений по налогу на прибыль, по НДФЛ ещё сильнее усугубит эту ситуацию. В такой ситуации любые предложения, которые ведут к выпадающим доходам субъектов Федерации, должны сопровождаться указанием конкретных источников, которыми эти доходы будут компенсированы. Представленный законопроект, конечно же, приведёт к выпадающим доходам регионов, это неизбежно, если мы сокращаем поступления по налогу на прибыль, но авторы даже не посчитали, сколько именно потеряют регионы. Это как минимум некорректно по отношению к субъектам: они должны знать, какие последствия им грозят. Вызывает удивление, что на законопроект дало положительное заключение правительство, при том что у нас есть правило не оставлять без компенсации выпадающие доходы регионов. Возможно, после расчётов сумма выпадающих доходов окажется небольшой и затронет не все регионы, но сейчас мы не знаем, какова эта сумма, и не можем в такой ситуации принимать решение и голосовать за данный законопроект. В итоге получается, что идея законопроекта правильная, но при реализации мы имеем, с одной стороны, слабо работающий механизм, а с другой стороны, непонятную сумму выпадающих доходов. В такой ситуации мы не можем поддержать эту инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста. На рабочем месте включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать концепцию данного законопроекта, направленную на стимулирование, внедрение и обеспечение роста спроса на отечественные программно-аппаратные комплексы и ускорение процесса импортозамещения в сфере цифровой трансформации в российских компаниях. Уважаемые коллеги, в федеральном проекте программы "Цифровая экономика...", который посвящён информационной безопасности, планируется создание механизмов поддержки для разработки отечественного программного обеспечения и увеличения его доли на рынке. Вот для информации: доля российского программного продукта в государственных структурах к 2024 году должна превысить 90 процентов, а в госкомпаниях составит не менее 70 процентов. Законопроект разработан во исполнение утверждённого правительством плана мероприятий "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий". Законопроектом устанавливается право организаций - налогоплательщиков налога на прибыль, обладателей исключительных прав на российское программное обеспечение и собственников российской радиоэлектронной продукции применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. Проект на самом деле очень нужный: предприятия рано или поздно все перейдут на российский софт и оборудование, и затраты в ходе ускоренной амортизации перенесутся, конечно, в себестоимость, следовательно, уменьшится налоговая база по налогу на прибыль. При этом нельзя допускать, чтобы нагрузка возлагалась на региональные бюджеты, и ко второму чтению необходимо предусмотреть механизм компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в связи со снижением поступлений от налога на прибыль при применении повышающего коэффициента 3. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать концепцию законопроекта, просит всех поддержать в первом чтении и совместно проработать вопрос ко второму чтению с учётом высказанных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Иннокентьевна. Ирина Валерьевна, есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. РУКАВИШНИКОВА И. В. Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за конструктивные предложения, надеюсь очень на вашу поддержку данного законопроекта. Ко второму чтению, безусловно, мы готовы совместно работать и учитывать все высказанные предложения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Николаевна, будете выступать? Включите депутату Ануфриевой микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые депутаты, ещё раз хотелось бы поблагодарить за вопросы, и, если Государственная Дума сейчас поддержит в первом чтении, острые моменты, которые прозвучали, мы, безусловно, отработаем. Более того, хотелось бы ответить Михаилу Викторовичу Щапову, что именно для того, чтобы разработать комплексную поддержку IT-отрасли, мы и предложили принять в первом чтении этот законопроект, чтобы не ждать годы, а максимально быстро это сделать. И что касается вопроса Михаила Геннадьевича Делягина, у нас в статье 259-3 Налогового кодекса уже обозначены очень многие отрасли, в том числе и сельхозтоваропроизводители, и технологическое оборудование, и ещё многие, которые имеют повышенные коэффициенты. И если вы считаете, что нужно сейчас ещё кому-то в части повышения коэффициента по амортизации оказать помощь, давайте рассмотрим это во втором чтении. Приглашаем всех к работе и просим ещё раз поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 39 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.