Заседание № 50
О проекте федерального закона № 77694-7 "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части продления срока пребывания на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладывает Ирина Михайловна Гусева. Пожалуйста. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буквально вчера мы приняли этот законопроект во втором чтении. К третьему чтению законопроект комитетом подготовлен, у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Предлагаем принять его в третьем чтении, поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 17 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 77694-7 "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части продления срока пребывания на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации; принят в первом чтении 19 апреля 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Доклад заместителя председателя комитета по федеративному устройству Игоря Вячеславовича Сапко. Пожалуйста. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 19 апреля. В рамках подготовки законопроекта ко второму чтению в профильный комитет - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - поступило три поправки. В соответствии с первой поправкой изменяется название законопроекта. Поправка Правительства Российской Федерации носит юридико-технический характер. Поправкой, внесённой уважаемыми коллегами, депутатами Государственной Думы Сергеем Владимировичем Ивановым и Игорем Владимировичем Лебедевым, предлагается установить возможность продления срока пребывания на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации для категории "руководители" - пожизненно. Комитет рекомендует данную поправку к отклонению, так как, по нашему мнению, её принятие нарушит принцип единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Законопроект прошёл правовую и юридико-техническую экспертизы и подготовлен к рассмотрению и принятию во втором чтении. Предлагается утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 17 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Я всё-таки прошу вынести на отдельное голосование нашу с Игорем Владимировичем Лебедевым поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Собственно говоря, она одна в таблице № 2, поэтому я поставлю на голосование таблицу поправок № 2. Ставится на голосование таблица поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Пожалуйста, включите режим голосования. (Шум в зале.) Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 07 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Это таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, поправка отклоняется, если кто не понял. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз объясняю: в таблице поправок № 2 содержится одна поправка, Иванова, он вынес её на отдельное рассмотрение, поэтому я поставил на голосование таблицу поправок № 2. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обоснование он уже дал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите ещё обосновать? Пожалуйста, обосновывайте, но вначале мы должны объявить результаты голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Триста один "за". Теперь кто за то, чтобы отменить результаты голосования, дать возможность Иванову высказаться, а потом ещё раз проголосовать? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 02 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Отменяется. Пожалуйста, включите микрофон Иванову. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, данная ситуация как раз является наглядным обоснованием нашей поправки. Если даже такой многоопытный депутат, как Александр Дмитриевич Жуков, ошибается, то представьте себе, каких дров наломал бы на его месте молодой депутат, впервые попавший в такую ситуацию. Наша с Игорем Владимировичем Лебедевым поправка состоит в том, что срок надо всё-таки сделать пожизненным, и это утверждение аргументируется ситуацией с нашим замечательным правосудием. Судьи наши несменяемы, находятся там пожизненно, и вся наша страна с благоговением и радостью говорит: да здравствует наш российский суд - самый туманный суд в мире! Если мы примем данную поправку, то все будущие поколения будут нам благодарны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель комитета. САПКО И. В. Хочу подтвердить позицию комитета - отклонить предложенную поправку, поскольку она нарушает принцип единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошо, что у нас депутаты пожизненно могут быть депутатами. (Оживление в зале.) Коллеги, ставлю на голосование поправку из таблицы № 2, которую комитет рекомендует к отклонению. Кто за то, чтобы принять эту поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 51 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 14 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. САПКО И. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, комитет предлагает включить рассматриваемый проект федерального закона в проект порядка работы Государственной Думы на 16 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 77694-7 "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части продления срока пребывания на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладывает представитель Думы Ставропольского края Дмитрий Николаевич Судавцов. Пожалуйста. СУДАВЦОВ Д. Н., представитель Думы Ставропольского края. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Думой Ставропольского края в рамках законодательной инициативы внесён указанный законопроект, которым предлагается предоставить право на продление срока пребывания на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации до достижения возраста 70 лет государственным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории "руководители", относящейся к высшей группе должностей, назначившему их на должность государственному органу или должностному лицу. Как вы знаете, аналогичные изменения были внесены в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в отношении увеличения предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе только федеральных гражданских служащих. Таким образом, предлагаемое нами изменение основано на соблюдении такого принципа гражданской службы, как единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. В качестве аргумента в пользу целесообразности продления срока нахождения на службе до достижения возраста 70 лет можно привести своего рода анализ карьеры государственных гражданских служащих. Вы знаете, что большинство граждан Российской Федерации поступают на государственную гражданскую службу в возрасте 40-45 лет, уже имея достаточно серьёзный жизненный опыт, научный опыт, опыт трудовой деятельности. Для того чтобы стать профессионалом, также нужно приобрести опыт, а это требует времени. Более того, гражданский служащий должен периодически повышать свою квалификацию, на что тратятся бюджетные средства. Получив достаточный опыт, приобретя необходимые знания, государственный служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", относящейся к высшей группе должностей, должен покинуть государственную службу только по причине того, что достиг возраста 65 лет, хотя у него есть достаточно серьёзный опыт, умения, которые он может передать своим коллегам. Продление срока нахождения на государственной службе гражданским служащим категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации позволит также укрепить органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт сохранения наиболее профессиональных кадров и, о чём мы часто говорим, обеспечить определённую преемственность, передачу их знаний и опыта более молодым государственным служащим. Принятие рассматриваемого закона не приведёт к увеличению численного состава государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации и к дополнительным финансовым затратам как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать законопроект, который был внесён Думой Ставропольского края. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, докладчик довольно подробно изложил суть концепции данной законодательной инициативы, нет смысла её повторять, хочу лишь отметить, что на проект представлено положительное заключение комитета, который рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении. Вместе с тем хотелось бы отметить, что принятию этого решения предшествовала дискуссия и члены комитета - депутаты фракции ЛДПР воздержались от участия в голосовании по данному проекту заключения. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Дмитрий Николаевич, вы же понимаете, что продление предельного срока пребывания на гражданской службе отрицательно скажется на вертикальной мобильности молодёжи. Вы готовы жертвовать молодыми кадрами ради сохранения руководящих мест за людьми пенсионного возраста? СУДАВЦОВ Д. Н. Наверное, никто не готов жертвовать талантами и опытом как среди взрослых людей, так и среди молодого поколения. Вместе с тем в субъектах, как показывает практика, не так много таких должностей, и не обязательно данный государственный гражданский служащий, находящийся на этой должности, доработает до семидесяти лет. Всё равно важна конкуренция, всё равно молодые люди должны перенимать опыт у взрослых. Чаще всего, как показывает практика, речь идёт о небольшом количестве специалистов, которые необходимы тому или иному государственному органу субъекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Вопрос представителю ставропольской Думы. В комитете звучал вопрос о статистике, но ответа так и не услышали. Скажите, пожалуйста, о каком количестве должностей в разрезе всей страны сейчас идёт речь? СУДАВЦОВ Д. Н. Ну, по разным субъектам я сейчас вам не отвечу, в разных субъектах по-разному, это право законодательного органа соответствующего субъекта - утверждать реестр. Приведу пример по Ставропольскому краю: у нас тринадцать министерств, только первых замов тринадцать человек, которые подходят под эту категорию; в аппарате Думы Ставропольского края восемь человек таких, в аппарате правительства - тридцать два, то есть на самом деле речь идёт о совершенно небольшом количестве. В зависимости от того, какая структура у субъекта, это количество может колебаться, скорее всего, от порядка тридцати, наверное, до ста, может быть, ста пятидесяти, если это большие субъекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Дмитрий Николаевич, в вашем докладе прозвучало, что продление контракта человека может быть с его согласия. Я хотел бы уточнить, может ли сам человек инициировать продление контракта или нет? СУДАВЦОВ Д. Н. Может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Дмитрий Николаевич, не повторим ли мы горький опыт ЦК КПСС, когда их в гробу выносили, а они цеплялись за косяки дверные и говорили: "Дай ещё порулить"? Вот в чём причины такой вашей инициативы? И если можно, укажите средний возраст кадров в органах исполнительной власти и законодательной власти Ставропольского края, потому что речь идёт в основном о Ставропольском крае. Неужели проблема с кадрами у вас? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как они говорили-то, Николай Михайлович?.. (Оживление в зале.) СУДАВЦОВ Д. Н. Скажем так, у нас сейчас совершенно молодые правительство и законодательный орган, тем не менее для Ставропольского края актуально было бы двух-трёх человек сохранить в рамках вот этих вот изменений с точки зрения возраста. Что касается ЦК КПСС - ну там были немножко другие возрастные категории, сейчас, наверное, в рамках того, что мы достаточно серьёзно занимаемся повышением продолжительности жизни на территории Российской Федерации, силы и возможности людей увеличиваются в сторону повышения возраста. На Ставрополье средняя по региону продолжительность жизни практически семьдесят четыре года, то есть здесь, наверное, нормально. Когда восемьдесят лет - ну это, наверное, определённые исключения из правила, это если люди готовы, но семьдесят лет - вполне нормальный работоспособный возраст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Ну очень плохо, что нет статистики, потому что, если оценить все субъекты в целом, наверное, речь идёт не о сотнях руководящих должностей, а о тысячах, и тем самым, принимая сегодня законопроект, конечно, мы в определённой степени ограничим преемственность поколений и возможность для молодёжи воспользоваться социальными лифтами. Ну и конечно, мы понимаем, что нужно давать дорогу молодым, так, как это делает ЛДПР. Вот у меня вопрос к Алексею Николаевичу. Алексей Николаевич, есть, конечно, и мнение комитета, но всё-таки каково ваше мнение, как действовать молодым кадрам, если фактически руководящие посты - и руководителей, и первых замов - будут заняты? И конечно, если так поступать, действительно, как уже было сказано, наступит застой, и мы получим большой разрыв между молодыми кадрами и теми, кому будут продлены контракты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Владимир Владимирович. На самом деле законопроект касается конкретной категории гражданских служащих субъектов Федерации - категории "руководители", то есть высших должностей, и, разумеется, по всей стране, может быть, тысячи полторы их наберётся. Но я с вами согласен, очевидно, что наша задача - сделать гражданскую службу в субъекте привлекательной, в том числе для молодёжи, для молодых кадров. Мы прекрасно знаем, что среди выпускников нет большого количества желающих приходить на гражданскую службу, особенно на муниципальную службу, из-за того что всё-таки не такие высокие заработки, мы прекрасно знаем о проблемах в местном самоуправлении и об отсутствии реальных возможностей эти проблемы решать, поэтому действительно для них это ориентир, и здесь как раз вы правы в отношении службы. Продление, или повышение верхнего возрастного порога можно считать антидемократичной мерой, потому что во всём мире... Западный опыт как раз для публичных должностей верхнюю возрастную планку не ограничивает, там есть некоторые модели, где низший предел высоко, - для верхних палат парламентов, для губернаторов, для министров, - а что касается верхнего предела для публичных должностных лиц, он ни в одной цивилизованной стране не устанавливается. Но если мы говорим о службе, обо всех её видах, то, конечно же, он установлен, и повышение планки представляется не вполне демократичной мерой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Кузьмин Михаил Владимирович. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я считаю своим долгом сегодня выступить, поддержать, поскольку я сам представляю Ставрополье. Сегодня заместитель председателя Думы Ставропольского края представлял законопроект - кстати, наш докладчик пришёл совсем молодым, юным человеком на службу государеву, на муниципальную службу, он прошёл достаточно серьёзный путь на муниципальной службе и сегодня представляет население Октябрьского района, большого района, одного из пожилых, так сказать, районов города Ставрополя. Я хочу поблагодарить вас, Алексей Николаевич, за то, что этот вопрос был рассмотрен на заседании комитета, вас, Ирина Михайловна, за то, что такое решение было принято. Мы не часто видим, чтобы законопроект, который представляют законодательные органы территорий, проходил такой путь и вызывал размышления: поддержать или нет? Это может быть связано и со слабой подготовкой документа, и со слабым взаимодействием с рядом структур, которые готовят документ, но, Дмитрий Николаевич, Дума Ставропольского края прошла этот путь, а достойно или не достойно - покажет практика. Что касается возрастной категории и тех, кто из КПСС, - вы прекрасно знаете, Иван Андреевич Богачёв, которому 87 лет, является незаменимым депутатом Думы Ставропольского края. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУЗЬМИН М. В. Он возглавляет хозяйство, он наш коллега, он наш товарищ, ему 87 лет, и мы все на него равняемся! В своё время я пришёл на работу молодым человеком, возглавлял город (это был конец 80-х - 90-е годы), исполнял обязанности председателя горисполкома в 80-е годы, и со мной рядом всегда были пожилые люди, потому что команда была молодая и мы могли бы вообще улететь в пропасть, но лишь благодаря тем людям, которые имели определённый опыт, силу и знания, мы прошли этот сложнейший путь в 90-е годы и сегодня занимаемся созиданием. Поэтому я хочу поблагодарить комитет и рассчитываю на поддержку всех коллег при голосовании за инициативу Думы Ставропольского края. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Кадровая политика для государства - это, безусловно, вещь важнейшая, и об этом, в частности, сегодня по итогам отчёта правительства говорил в своём выступлении председатель ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский. Государство начинается с государственного аппарата, с тех людей, которые на разных уровнях работают в целях реализации всех программ, которые принимает правительство, и всех законов, которые принимает Государственная Дума. Государственный аппарат, люди, которые в нём работают, стягивают тело нашей страны как по горизонтали, соединяя регионы, так и по вертикали, и та самая пресловутая вертикаль власти - это и есть государственный аппарат. Коллеги, давайте вместе с вами сейчас проанализируем последние инициативы в сфере государственного управления и кадровой политики. Совсем недавно Государственная Дума установила предельный возраст для лиц, являющихся руководителями муниципальных организаций здравоохранения, и этот предельный возраст составил 60 лет. Затем, около недели назад, Государственная Дума в первом чтении одобрила изменение порядка получения профессионального образования государственными служащими: там нормальный порядок переподготовки государственных гражданских служащих уравняли и фактически подменили разного рода сомнительными тренингами и тимбилдингами, при этом отменили обязательный порядок прохождения профессиональной переподготовки государственными служащими - раз в три года. Теперь вот обсуждаемой инициативой, внесённой законодателями Ставропольского края, предлагается, чтобы руководители высшей категории работали до 70 лет. Складывается полное ощущение, что все эти инициативы имеют разный вектор, не направлены на достижение какой-то одной общей цели, это как Лебедь, Щука и Рак: одним мы не даём работать больше 60 лет, других оставляем работать до 70 лет, и всех вместе лишаем традиционной системы профессиональной переподготовки. Не уверен, что кто-то в этом зале будет утверждать, что в той группе должностей, о которых сегодня идёт речь, будут продолжать работать выдающиеся управленцы. Речь ведь идёт о региональном уровне, и там, к сожалению, до сих пор имён новых Столыпиных мы не слышим, они не появились. В регионах в большинстве случаев это, конечно, будет чистейшей воды синекура. Выступление от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ВОЛКОВ Ю. Г. И это происходит на фоне того, что социальные лифты в нашей стране не работают, корпус государственных служащих теряет профессионализм, чиновники всё больше плодят бумаги, занимаются перепиской друг с другом и отписками населению. Я хотел бы продолжить, развить мысль, которую несколькими минутами ранее высказал Николай Михайлович Харитонов: мы фактически предлагаем сегодня наступить на те же самые грабли, на которые наступил Советский Союз в последние годы своего существования. Коллеги, средний возраст членов Политбюро в начале 80-х годов составлял те самые 70 лет, там каждый был безусловным профессионалом и каждый был незаменим, но всё вместе, вся эта кадровая политика закончилась для нашей страны катастрофой. Коллеги, правильно было бы, если бы в этой сфере Государственная Дума выработала единые подходы, - если мы ограничиваем одну категорию руководителей по возрастному цензу, то мы должны к другой категории руководителей подходить точно так же. Логично было бы, если бы Государственная Дума смогла синхронизировать эти нормы. Работа в органах исполнительной власти требует от человека максимальной отдачи сил, поэтому, наоборот, ограничение по возрасту для замещения руководящих должностях в органах исполнительной власти представляется более разумным. Фракция ЛДПР не может согласиться с представленным проектом закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна, пожалуйста. ГУСЕВА И. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы так бурно обсуждаем этот законопроект, который предложили наши коллеги из ставропольской Думы, и это понятно, потому что молодёжь громко кричит: когда и где будут освобождены для нас места?! Напомню, чтобы стать генералом, обязательно сначала надо стать лейтенантом. Молодёжь, у вас один плюс - молодость, но никогда никому не мешало, если рядом была мудрость. В этом зале некоторое время назад мы хлопали в ладоши, одобряя то, что был увеличен пенсионный возраст чиновникам и депутатам, а сегодня, когда предлагают, чтобы служащие категории "руководители" работали до 70 лет, почему-то возмущаемся. Регион правильно ставит вопрос: есть талантливые среди молодёжи и есть талантливые руководители, которым по 90 лет - в нашем государстве мы такие примеры знаем, - они уйдут, а ещё не появились те самородки, кто будет в состоянии после них поддержать эти направления. Напомню, что с 1 января 2017 года аналогичное право стало действовать в отношении продления срока службы федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности категории "руководители". Следуя именно этой логике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовала за, и в то время как коллеги из фракции ЛДПР говорят, что они голосовали против, депутаты-"единороссы" спорят между собой, задавая очень правильный вопрос: если уж идти по пути укрепления вертикали власти и следовать букве закона, то, конечно же, нужно говорить о всей категории "руководители", независимо от того, кто это - чиновники, депутаты, руководители медицинских учреждений, которые являются менеджерами (о них мы недавно здесь говорили). Ко второму чтению, конечно, здесь очень много вопросов, но в первом чтении фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Михайловна. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Я от фракции. Уважаемые депутаты, уважаемый президиум! Академик Амосов - помните то время? - писал, убеждал, что человек будет жить до 125 лет. Он сам пытался делать опыты, сам над собой - к сожалению, не получилось прожить столько лет. Представитель Ставрополья говорил о 90-х годах - я всю трагедию распада СССР, 90-й, 93-й годы пережил на себе, я был тогда народным депутатом РСФСР. И мы очень ждали тогда поддержки на местах, и, когда Съезд народных депутатов СССР принял - вы помните, что принял, - когда всё это происходило, мы, те, кто был в Москве, как раз верили и надеялись, нам говорили: вот 100 тысяч придёт, значит всё будет нормально, а с территориями как бы не получалось. Вот не хочу раскрывать нюансы событий того времени. Мы, наша фракция, за этот законопроект будем голосовать свободно, но знаю только одно: в 70 лет, по спортивной терминологии, в кость не идут - спортсмены, кто здесь есть, поддержите меня, - в 70 лет в кость не идут и не протестуют, даже когда можно, редко-редко кто. Если применять эту практику в соответствии с законом, то, может быть, сугубо индивидуально, учитывая физическое, психоэмоциональное состояние и многое, многое другое. А вот сам приезд представителя, заместителя председателя ставропольской Думы сюда - это набат, это колокол, это говорит о том, что подготовка кадров в России запущена напрочь! Я сам в своё время проходил подготовку для руководящих кадров: в 27 лет меня назначили директором совхоза, а до этого я проходил мой последний "всеобуч" в городе Омске - шесть месяцев шла подготовка руководящих кадров для областей от Кубани до Дальнего Востока, была группа из шестидесяти человек. Тогда потихоньку партийные советские органы смотрели: молодой человек, комсомолец, специалист - вели, вели, вели и только потом принимали решение, доверять или не доверять ему коллектив, людей, может он отвечать или не может. Мы, повторяю, будем свободно голосовать за этот законопроект, но в то же время нам надо подумать (может быть чуть позже, после отпуска) о восстановлении системы подготовки кадров. Понятно всё с депутатским корпусом: избирает тебя народ - и в 70, и в 80, и в 90 лет трудись, если ноги носят, руки свои и сам себя обихаживаешь, трудись в этой должности! Ну а что касается административного ресурса, когда и перелёты, и многое, многое другое, мне кажется, этим законом необходимо предусмотреть индивидуальный подход. А нам нужно заняться восстановлением системы подготовки кадров - двадцать пять лет выпали, поэтому сегодня мы испытываем кадровый голод. В любой администрации и у нас в Государственной Думе, безусловно, необходимо сочетать опыт, мудрость и молодость, но держать баланс, иначе будет перекос. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Дмитрий Николаевич, будете выступать с заключительным словом? СУДАВЦОВ Д. Н. Спасибо большое за высказанные замечания. Я думаю, всем нам необходимо обращать внимание на молодёжь, но, наверное, рассматривать карьеру нужно не как лифт, а скорее как служебную лестницу, чтобы человек мог пройти все ступени и не было падений, которые при быстром взлёте приводят к печальным последствиям. В целом, уважаемые коллеги, спасибо вам большое! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич, будете выступать? Депутату Диденко включите микрофон. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Спасибо, уважаемые коллеги, за дискуссию по такому сложному вопросу. Действительно, здесь поиск оптимального решения сложный, очень тяжело с морально-этических позиций оценивать эту инициативу, но тем не менее. Мы говорим, во-первых, что инициатива региона поддержана. И я хочу сказать, что на площадке нашего комитета довольно часто происходит так, что мы инициативу дорабатываем при встречном интересе региона со всеми участниками законодательного процесса, - ну кому, как не комитету по делам Федерации, поддерживать наши бедные регионы в их праве реализовать свою законодательную инициативу! Второе. Вот Юрий Геннадьевич Волков справедливо отметил, что наши действия должны быть синхронизированы, не асинхронны, а мы одним законом поднимаем предельный возраст нахождения на руководящих должностях, а другим абсолютно уничтожаем, разрушаем систему профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих - это неделю назад было. Поэтому нужно всё-таки синхронизировать свои действия. Тогда оставьте возможность молодёжи обучаться и получать этот опыт в соответствии с другим законом. Я, если честно, не совсем понял, кто из выступавших возмущался, когда поднимали пенсионный возраст для муниципальных и государственных служащих, потому что те, кто возмущался, за повышение пенсионного возраста не голосовали, а возмущение наше вполне обоснованно и обдуманно. Также я не могу согласиться с тезисом о том, что для публичных должностных лиц, выборных лиц должен быть какой-то верхний возрастной предел, повторю, это абсолютно азиатская мера, которая в цивилизованном обществе сегодня не принимается. В этом и разница публично-правовых полномочий, выборных полномочий и службы. Человек, который решил свою жизнь связать со службой, должен понимать, что она не будет высокооплачиваемой и если он будет вести себя честно, то вряд ли получит какие-то блага, но зато он получит определённое почитание в обществе, в муниципалитете, он будет вправе претендовать на какие-то дополнительные социальные выплаты, на получение недвижимости, на какие-то подъёмные, что абсолютно исключено для выборных должностных лиц. Здесь избиратель оценивает, когда выбирает: способен человек в свои 90, 100, 150 лет активно защищать их интересы или нет, - в этом суть свободного мандата. Поэтому эти аргументы мне не совсем понятны. И в завершение прислушайтесь в том числе и к мнению авторитетного представителя фракции КПРФ Николая Михайловича Харитонова, который правильно провёл аналогию, но логически её не сопроводил: именно потому, что был застой в Центральном комитете - долгие годы власть не отдавали аксакалы, - и возник этот вакуум средних поколений. И когда молодой коммунист из Ставрополья взобрался наверх на фоне этого вакуума, то это имело определённого рода трагические последствия, которые мы с вами все сегодня вспоминаем. Таким образом, исходя из экспертной точки зрения фракция ЛДПР не будет поддерживать законопроект, а комитет, представленный фракцией большинства, законодательную инициативу поддержал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 20 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.