Заседание № 253
О проекте федерального закона № 776292-6 "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части наделения судей правом представлять в Верховный Суд Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства по вопросам ведения судебной власти).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Докладывает Михаил Васильевич Емельянов. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы предлагаем внести в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" поправку с целью увеличить роль судей в законотворческом процессе. Как известно, в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, в то же время в законодательстве нет механизма реализации этого права с точки зрения участия в этом федеральных судей, при этом статус судей как Верховного Суда, так и областного или районного, собственно говоря, одинаков. С целью развития данной конституционной нормы в текущем законодательстве мы предлагаем ввести следующие нормы. Судьи вправе разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам ведения судебной власти и направлять их в Верховный Суд Российской Федерации, как субъекту права законодательной инициативы в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Мы исходим из того, что судьи являются теми субъектами, которые непосредственно применяют право, им лучше видны пробелы в законодательстве, неэффективность той или иной нормы, и у них, естественно, есть идеи и по совершенствованию законодательства. Мы хотели бы создать легальный канал, для того чтобы эти федеральные судьи могли реализовывать свои компетенции в этом вопросе. С этой целью мы и вносим этот законопроект и просим его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Александровича Поневежского. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Авторами проекта закона предлагается закрепить за всеми судьями право разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и направлять их в Верховный Суд Российской Федерации, который использовал бы эти предложения для реализации им права законодательной инициативы. Смею заметить, что в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Конституционному Суду и Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения. В ходе изучения и обобщения практики рассмотрения судами различных категорий дел выявляются пробелы законодательства, несогласованность отдельных нормативных правовых норм, в данной работе принимают участие судьи арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех уровней. Итоги этой работы служат основой для подготовки судами законодательных предложений по уточнению и изменению законодательства в соответствующей сфере. Таким образом, судьи всех судов в настоящее время принимают активное участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о судебной системе. Также следует отметить, что участие судей в процессе разработки законодательных предложений не только возможно, но и обязательно, поскольку согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" одной из основных задач органов судейского сообщества, которое как раз состоит из судей, является содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства. Учитывая изложенное, обозначенный авторами проекта закона вопрос дополнительного регулирования не требует, в связи с чем Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зелинский Ян Викторович, пожалуйста. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Владимир Александрович, очень внимательно слушал ваш доклад. В нём вы сказали о том, что Верховному Суду и Конституционному Суду Конституцией Российской Федерации дано право законодательной инициативы, но заметьте, не всем судьям - федеральным, районным, городским - дано такое право. Далее. Вы сказали о том, что в законе о судейском сообществе сказано: судьи Российской Федерации должны содействовать законодательной инициативе, но мы, как депутаты Государственной Думы, обладающие правом законодательной инициативы, мы же не содействуем, а непосредственно федеральным законом нам предоставлено право законодательной инициативы, чем мы и пользуемся. То же самое должно быть прописано и в Законе "О статусе судей в Российской Федерации". Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Ян Викторович, я считаю, не совсем уместно сравнение судей федерального уровня, даже всех уровней, с депутатами Государственной Думы - совершенно разные задачи, совершенно другая ветвь власти, как мы понимаем. Ко всему прочему я скажу, и вы знаете прекрасно, что создано судейское сообщество, есть советы судей, через которые судья любого уровня известным образом, может осуществить своё право законодательной инициативы и внести предложение, а затем, если совет судей поддержит, оно выносится на Пленум Верховного Суда. Поэтому я считаю, вопрос в достаточной степени урегулирован и Пленум Верховного Суда достаточно компетентен, для того чтобы обладать правом законодательной инициативы. Этого вполне достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Вопрос у меня к Михаилу Васильевичу. Михаил Васильевич, в принципе интересная инициатива, но мы все прекрасно знаем, что органы судейского сообщества, особенно периодические пленумы Верховного Суда, как раз эту экспертную функцию и выполняют. Поскольку ситуаций и разнообразных дел несметное количество, на этих ежегодных мероприятиях они разбирают типовые ситуации, вырабатывают какие-то рекомендации, обобщают результаты практики, поэтому Верховный Суд в пределах своих полномочий обладает правом законодательной инициативы. Не повлечёт ли принятие данной поправки некий законодательный спам со стороны судейского сообщества, если кроме Верховного Суда как единственной инстанции наделить правом законодательной инициативы всех судей без исключения? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Постановление пленума Верховного Суда, как правило, является обобщением судебной практики и касается применения той или иной нормы права. Всё-таки вопросы законодательной инициативы там обсуждаются довольно редко, я такого, честно говоря, даже не припомню. Действительно, в рамках отношений внутри судебной системы этот вопрос можно отрегулировать, но мы хотели бы закрепить это на федеральном уровне и создать некий легальный канал для реализации судьями своих компетенций в сфере правотворчества - вот в этом, собственно, цель нашего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Михаил Васильевич, вот я послушал вас и как бы двумя руками готов поддержать данный законопроект, послушал Владимира Александровича - у меня и к мнению комитета доверие появилось. В какой-то степени я считаю, что вы правы, это, как в Государственной Думе: наша фракция, КПРФ, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы что-то говорим, доказываем, предлагаем, а Дума проголосовала противоположно, и всё, но за нами остаётся право вносить законопроекты, и от нашей фракции, и от вашей фракции. Я понимаю, что, видимо, эта ситуация рассматривается и применительно к судебной практике: если Верховный Суд не принимает по какой-то причине, то другие судьи имеют право вносить. Или этот вопрос уже решён окончательно? Если в такой редакции, то, конечно, я поддержу, а если вопрос решён, то тогда зачем этот законопроект? Поясните ещё раз, подробнее. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Конституцией Российской Федерации в статье 104 право законодательной инициативы предоставляется только Верховному Суду, как органу государственной власти. Федеральные судьи, естественно, правом законодательной инициативы не обладают, и мы не можем их наделить этим правом без изменения Конституции, что практически невозможно в нынешних условиях, поэтому мы предлагаем механизм участия федеральных судей в реализации Верховным Судом права законодательной инициативы - в этом смысл законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Михаил Васильевич, а насколько законопроект востребован самим судейским сообществом? Ведь ни для кого не секрет, что сейчас нагрузка на многих судей зашкаливает за пятьдесят дел в неделю, и совершенно непонятно, будет ли у них физическая возможность заниматься разработкой предложений по совершенствованию законодательства. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, я вам раскрою небольшой секрет: этот законопроект действительно родился в результате общения с федеральными судьями, среди них очень много творческих людей, а те несовершенства законодательства, с которыми они сталкиваются, подвигают их к законотворческой работе. Так что это прямое следствие пожеланий определённых людей, которые занимают должности федеральных судей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к автору. Уважаемый Михаил Васильевич, вы правильно говорили, что цель данного законопроекта - это повышение роли судей в законотворческом процессе. Вы, безусловно, мониторили ситуацию, в итоге у меня следующий вопрос: а есть ли какая-либо статистика, говорящая об активности либо о пассивности судебной власти в отношении законотворческой деятельности? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Как я уже сказал, федеральные судьи правом законодательной инициативы не обладают, поэтому их активность в этом вопросе мы отследить не можем, а что касается активности Верховного Суда, то здесь лучше спросить у представителей комитета, у них эта статистика есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю. Михаил Васильевич, вопрос вам. Вот вы говорите о создании какого-то легального канала, который будет пронизывать всю судебную систему. Скажите, пожалуйста, как на практике будет реализовываться данная инициатива для судей низовых инстанций, что это будет - это будет оформляться в виде законопроекта? - и кто будет принимать решение о том, каким образом поступать по отношению к этой законодательной инициативе? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Собственно, механизм в нашем законе прописан, он достаточно простой: судьи нижестоящих судов направляют свои предложения в Верховный Суд, а Верховный Суд в соответствии со своими внутренними правилами формирует законодательную инициативу и направляет её согласно Конституции и закону в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Автор, комитет? Пожалуйста, Поневежскому включите микрофон. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Я хочу добавить и сказать коллегам, интересующимся работой пленума, о том, что заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации проходят два раза в месяц и практически на каждом рассматривается вопрос о законодательной инициативе. Вот сегодня состоялось заседание Пленума и был рассмотрен вопрос об изменениях в Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский процессуальный кодекс и о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу. Так что говорить о том, что Пленум Верховного Суда пользуется этим полномочием неактивно, неверно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносится на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 43 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 250
О проекте федерального закона № 776292-6 "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части наделения судей правом представлять в Верховный Суд Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства по вопросам ведения судебной власти).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Пункты 38 и 40 просьба перенести на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Также переносится рассмотрение 21, 30, 45, 34, 38 и 40-го вопросов. Нет возражений? Нет.