Заседание № 280
17.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 776160-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5575 по 5886 из 6712
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня в очередной раз с этой трибуны звучит вопрос, где деньги взять, потому что на каждом заседании мы по несколько раз слышим, что идея неплохая, но укажите источник для того, чтобы, допустим, МРОТ поднять до прожиточного минимума (как вчера, мы помним), чтобы не платили за капитальный ремонт жильцы аварийных квартир (как сегодня Дмитрий Николаевич Козак сказал: замечательно, но укажите, где деньги взять), и вот ответ: деньги - в лесах, уважаемые коллеги. Россия - самая богатая страна по количеству лесов, миллионы и миллионы гектаров, 22 процента всего лесного богатства планеты - это российский лес, а денег мы получаем всё меньше и меньше. Если последние десять лет в доход бюджета поступало примерно 10 миллиардов - ну не долларов, коллеги, рублей, - то в прошедшем, 2015 году по причине пожаров мы получили не просто убыток, мы получили убыток, который превзошёл все статистические, все мыслимые оценки! Мы потратили в 5, в 6, может быть, даже в 10 раз больше, чем получили дохода, - представляете себе, вместо того чтобы от этого богатства получать колоссальные доходы! В дореволюционной России за счёт попённого налога финансировалась вся система образования, вот всё образование в России существовало только на доходы от налога на лес, этого было достаточно для того, чтобы платить солидные жалованья руководителям гимназий, развивать высшее образование и многое, многое другое, в то время были очень перспективные направления, не такие, как сейчас, а по количеству студентов и учащихся мы тогда даже Европе могли стать примером. Вот что было такое попённый налог! Одна из основных причин сегодняшнего состояния лесной отрасли - конечно же, безалаберность, бесхозяйственность, неэффективность управления. Вообще, причин предостаточно, начиная с ликвидации министерства, с раздачи вот так, практически за бесплатно, наших лесов, которые нещадно эксплуатируются, варварски, за копейки для бюджета России вырубаются - причём темпы растут, - выгорают, поедаются короедами. А правительство разводит руками, ну, мол, вот так случается, не можем мы ни навести порядок в лесах, ни получать деньги - вот это очередной укор правительству, где деньги взять. Теперь о конкретном предложении. Да, колоссальные потери - 60-70 миллиардов рублей, такие затраты в последние годы только на тушение пожаров, а получаем, напоминаю, 10 миллиардов. И ещё, для справки: транспортный налог даёт в бюджет Москвы 20 миллиардов рублей, а от всей лесной отрасли Россия получает 10 миллиардов - вот она, эффективность работы правительства в этом направлении! Пожары тушить - вот почему-то государственный бюджет всё это финансирует, профилактирует, потом компенсирует убытки погорельцам и так далее, и так далее, а арендаторы при этом, знаете, абсолютно в стороне находятся: да, они обязаны заниматься профилактикой, да, они обязаны заниматься тушением пожаров, но за невыполнение этого обязательства никто с них не спрашивает. Предложение: сделать страхование лесов обязательным, во всяком случае для всех арендаторов и пользователей, и тогда снимется, во всяком случае снизится, такая большая нагрузка на бюджет России, потому что страховые выплаты уйдут как раз на то, чтобы компенсировать ущерб и провести хотя бы какие-то работы по возрождению пожарищ, ведь лес погибает в огромных количествах, в таких, что сложно даже оценить. Эксперты говорят, от 150 миллиардов до 600 миллиардов рублей - это только прямой ущерб от потерянного леса-кругляка, понятно, да? Если подсчитать потери в области флоры, фауны, потери, связанные с выделением огромного количества СО2, то получатся триллионные суммы, и всё это ложится, ещё раз говорю, на плечи бюджета. Давайте сделаем хотя бы шаг вперёд, обяжем арендаторов, которым, знаете, вольготно живётся, потому что копеечные платы, ну около 3 тысяч рублей они платят в год за аренду гектара. Согласитесь, что многие простые граждане с удовольствием за такую цену взяли бы и арендовали гектар леса и там просто наводили бы порядок, жили бы, собирали грибы, ягоды, но нет, для простого гражданина это невозможно, для арендаторов - пожалуйста. А плата за кубометр древесины вообще смешная, в 5, в 6 раз дешевле, чем в странах-соседях, и именно поэтому, как пылесосом, вытягиваются миллионы кубометров древесины из Ленинградской области, из Карелии, из регионов, расположенных рядом с Китаем. Там это дорого, у нас абсолютно дёшево - и всё выметается! Для справки: в 36 раз уменьшилось количество леса в Ленинградской области за последние годы, - в 36 раз! - если так будет продолжаться, то мы получим там заросли кустов, какие-то пустыри, а леса не будет, причём не будет долгие десятилетия. Конечно, вопрос сложный, здесь и международная политика, потому что пытались вводить повышенные пошлины, но финские товарищи сразу же нашли какой-то подход - ну там согласование "северных потоков" и так далее, и так далее - и вернули ставки на уровень, который, конечно же, невыгоден нашему бюджету, но это уже другая история. Я предлагаю, конечно, это направление не оставлять без внимания: не разобравшись с лесом, не вернув государственный контроль, может быть, даже государственную монополию в лесную отрасль, мы не получим ни контроля, ни денег в бюджет! В качестве первого шага предлагаю сделать страхование лесов обязательным для арендаторов и пользователей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Александрович Лебедев. Включите микрофон. ЛЕБЕДЕВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается ввести требование об обязательном страховании находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных в пользование лесных участков со всеми находящимися на них лесными насаждениями. Кроме того, предусмотрена отсылочная норма, согласно которой все существенные условия обязательного страхования лесных участков определяются федеральным законодательством. Однако в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, в которых должны содержаться положения, определяющие в том числе субъектов страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы и порядок её определения, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, контроль за осуществлением страхования и так далее. В законопроекте указанные положения отсутствуют. При этом согласно пояснительной записке разработка соответствующего проекта федерального закона, утверждающего такие условия, возлагается на правительство и должно быть осуществлено не позднее трёх месяцев после вступления в силу проекта настоящего закона. По мнению комитета, законопроект не обеспечивает требуемые полноту, ясность и определённость вводимого правового регулирования. Кроме того, принятие законопроекта может привести к дополнительным расходам федерального бюджета на обеспечение страхования лесных участков, предоставленных органам госвласти и государственным учреждениям на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с поступившим заключением Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию не поддерживает законопроект, ГПУ президента, правительство, Счётная палата не рекомендуют его к принятию в первом чтении. Комитет также не поддерживает законопроект и рекомендует его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у коллег? Да. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Олегу Анатольевичу. Уважаемый Олег Анатольевич, трудно не согласиться с тем, что вы говорили о проблемах лесной отрасли, всё это совершенно справедливо, и, к сожалению, они возникают не только потому, что сегодня есть проблемы со страхованием, они возникают в целом из-за недостаточного управления этой отраслью. Я хочу спросить: когда вы, авторы, писали этот законопроект, почему вы не посмотрели закон, который регулирует, что должно содержаться в законе о страховании, как отметил наш комитет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Я внёс предложение, чтобы именно правительство определило конкретные юридико-технические параметры, которые являются необходимыми. Указывать их в этом законопроекте, в котором просто предлагается сделать страхование обязательным... Я посчитал возможным предложить к рассмотрению в первом чтении идею и решить: вводить ли обязательное страхование, во всяком случае для арендаторов лесов, или не вводить? Если мы примем законопроект в первом чтении, решим, что да, логично, правильно сохранить, ещё раз повторю, десятки миллиардов рублей, расходуемых ежегодно в связи с пожарами, тогда во втором чтении я с удовольствием, возможно вместе с комитетом, предложил бы уже какие-то конкретные параметры, о которых вы спрашиваете. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Михайловна, женские голоса с вашего ряда сегодня звучат особенно звонко. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к уважаемому Олегу Анатольевичу. Олег Анатольевич, у нас Министерство обороны является крупнейшим лесопользователем в стране, и, кстати, леса Министерства обороны горят меньше всех остальных - вопрос: а кому достанется доход от страхования лесов Министерства обороны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов, прошу. НИЛОВ О. А. Страховой компании, которая, возможно, будет как раз государственной, потому что у нас огромные объёмы собственности, имущества находятся на балансе Министерства обороны, и, по-моему, даже существует такая компания - Военно-страховая компания. Поэтому не исключаю, что именно эта Военно-страховая компания и могла бы, поучаствовав в некоем тендере, конкурсе, в том числе осуществлять страхование таких лесов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Олег Анатольевич, понятно, главная ваша мысль - всё-таки заполучить дополнительные средства при страховании лесных массивов и, естественно, использовать их в нужных целях: на тушение пожаров и так далее, и так далее. Я с вами согласился бы в том случае, если бы в государстве существовала единая государственная страховая компания, а сегодня столько компаний и компаниек, что все деньги растащат по ним. И правильно Шингаркин только что спросил: а куда уйдут денежки, Зин? Поэтому есть следующее предложение, это позволило бы вас поддержать: внести законопроект о единой государственной компании, которая занималась бы страховым делом, денежки собирались бы в единый карман, и решение всех задач велось всё-таки по государственной линии. Как вы смотрите на то? И это бред сумасшедших, когда говорят, что между страховыми компаниями должна существовать конкуренция, - это просто бред сумасшедших! Спасибо. Жду ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Да, мне нравится идея создания государственной страховой компании, где страховались бы самые крупные государственные объекты. Но слова о том, что растащат по карманам и ничего мы не получим, не соответствуют действительности, согласитесь. Мы сегодня страхуем любые риски государства, включая полёты космических кораблей (они же страхуются, и суммы страховые выплачиваются), работу нефтяных скважин, нефтепроводов, газопроводов и так далее - всё страхуется, страхуется это государственное имущество. И там действительно, к сожалению, иногда случаются и пожары, и какие-то несчастные случаи, и страхование как раз очень эффективно показывает себя, неважно, с какой долей государственного либо частного пакета компания. Я считаю, что как раз такое поведение, такая безалаберность, когда мы ежегодно теряем, ещё раз говорю, сотни миллиардов гектаров просто лесов, а это действительно великая ценность, недопустимы, и самое главное, что мы ещё вместо арендаторов тушим пожары, тратя на это десятки миллиардов рублей, и плюс ещё компенсируем потерю жилья и, не дай бог, жизни и здоровья. Вот если не так решать, тогда скажите, каким образом, как снизить нагрузку на бюджет и мотивировать людей? Ведь - последнее, что я хочу сказать, - сегодня нет мотивации у арендаторов заниматься профилактикой пожаров, потому что они никак не отвечают за это, ничем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Олег Анатольевич, мы с вами прекрасно понимаем, что есть проблемы с лесной отраслью, это очевидно для многих сидящих здесь, в зале, но это не предмет данного законопроекта, и чтобы Сергей Евгеньевич не забрал у меня слово, мы больше об этом даже говорить не будем. Если говорить именно по существу законопроекта, я хочу как бы направить ваши мысли на то, что закон сохранения энергии в закрытой системе в целом как раз и есть та самая модель страхования в замкнутом, особенно государственном, бюджете, даже если страховая компания является государственной компанией, а любое приращение потерь энергии или другие чудеса энергии в нашем мире объясняются энтропией, которая в принципе говорит о раскрытости отдельных локальных систем или всей системы в целом, кроме лабораторных, закрытых. Таким образом, если все леса России застраховать в государственной либо в казённой страховой корпорации и произойдут пожары, то возможно только одно из двух: либо эта обобщённая корпорация потерпит ущерб, и тогда возникает вопрос, кто будет заинтересован ни с того ни с сего платить свои или наши бюджетные деньги за обобщённый ущерб; либо общая сумма платежей будет превосходить сумму затрат на выплаты, компенсации, включая издержки, и тогда вообще непонятно, для чего затевался круговорот. Ну разве что только для того, чтобы аппарат такой корпорации либо конкретные узкие страховые компании заработали на перекладывании денег из левого кармана в правый, ну, или из правого - в карман соседа. Здесь страхованием мы не можем решить главный вопрос. Леса у нас по закону принадлежат народу, являются достоянием всего народа, пожары, отдельно взятые, являются стихийным бедствием... К слову говоря, если на отдельно взятом лесном участке у отдельно взятого арендатора будет выявлен факт поджога или ненадлежащего содержания лесов, то арендатор несёт юридическую ответственность с последующими экономическими вычетами, потерями для своего бизнеса, эта норма всё равно действует. Так вот, когда государство тушит пожары во всех лесах, включая и арендуемые, и неарендуемые, и иные, оно осуществляет мероприятия по борьбе со стихийным бедствием, что, собственно говоря, конституционально закреплено именно за государством. Завершая выступление, ещё раз обращаю внимание: ненадлежащее использование природных ресурсов, ненадлежащее... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ШИНГАРКИН М. А. ...ненадлежащее использование лесного фонда является экономической проблемой, а вовсе не проблемой способа страхования рисков ведения такого рода бизнеса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич отказывается от выступления. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 05 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён. По ведению выступает Николай Васильевич Коломейцев.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6289 по 6295 из 6712
АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу учесть: по 17-му вопросу депутаты Ванчугов, Гартунг, Селиванов, Терентьев, Черешнев голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 277
27.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 776160-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления случаев обязательного страхования лесного участка".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1600 по 1609 из 7137
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, по вопросу 14 замена докладчика: вместо Сергея Михайловича Миронова доложит Грешневиков. А рассмотрение вопросов 15, 30, 35, 67 просьба перенести на 16 февраля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз повторите, какие перенести. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Перенести вопросы 15, 30, 35 и 67 на 16 февраля.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1686 по 1688 из 7137
Грешневиков Анатолий Николаевич будет докладчиком по 14-му вопросу. Также он предложил рассмотрение 15, 30, 35 и 67-го вопросов перенести на 16 февраля.