Заседание № 238
22.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 775735-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о предоставлении Правительству Боливарианской Республики Венесуэла государственного кредита от 8 декабря 2011 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3604 по 3801 из 8606
18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о предоставлении Правительству Боливарианской Республики Венесуэла государственного кредита от 8 декабря 2011 года". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Кредит был предоставлен Республике Венесуэла во исполнение соответствующей нормы федерального закона о федеральном бюджете и был рассчитан на то, что Республика Венесуэла в течение двух лет сумеет осуществить необходимые закупки в Российской Федерации промышленного оборудования. Ставка делалась на то, что поставщики успеют в достаточно сжатые сроки выполнить принятые на себя обязательства. На практике оказалось, что к завершению периода использования кредита он был использован на 2,8 миллиарда долларов США вместо предполагавшихся 4 миллиардов долларов США. После консультаций с заинтересованными сторонами, включая, конечно, Правительство Российской Федерации, было принято решение о предоставлении заёмщику возможности продолжить использование этого кредита. При этом учитывались интересы прежде всего российских предприятий, многие из которых уже произвели начальные действия, связанные с исполнением контрактных обязательств, и были, конечно, заинтересованы в том, чтобы экспортный кредит, а это связанные деньги, в итоге дошёл до них. В связи с этим было принято решение подписать специальный протокол, который фактически ввёл несколько отличные от оригинальных условия возврата этого кредита. В соответствии с нормами бюджетного законодательства данный протокол, как межправительственное соглашение, подлежит ратификации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Новизна состоит в следующем: период использования кредита продлевается на три года - до 31 декабря 2016 года, изменяются сроки возврата этого кредита: в связи с тем что сроки его практического использования сдвигаются вправо, сроки возврата кредита также сдвигаются вправо. В период после подписания этого протокола были осуществлены финансирование и поставки продукции в республику. Исполнение обязательств заёмщиком происходит успешно, просроченных обязательств нет ни по процентам, ни по выплате основной суммы долга по части фактически уже использованного кредита. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы бюджетного законодательства и то, что законопроект прошёл необходимые предварительные слушания и был одобрен Правительством Российской Федерации, прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам поддерживает принятие данного законопроекта, но при этом надо отметить следующее. Сложилась такая устойчивая практика в Правительстве Российской Федерации, что на рассмотрение Государственной Думы законопроекты о ратификации представляются значительно позже, чем положено по срокам. Ну, чтобы было понятно, приведу примеры: законопроект о ратификации соглашения с правительством Иордании был внесён спустя 14 месяцев, с правительством Кубы - спустя 9 месяцев, с правительством КНДР - спустя 17 месяцев, с правительством Кипра - спустя 12 месяцев, с правительством Венесуэлы - спустя 7 месяцев. В результате этого фактически реализуемые новые соглашения оказываются без ратификации, хотя по закону правительство должно вносить такие законопроекты не позже чем через 6 месяцев после подписания соглашения. Обращаю внимание правительства на необходимость соблюдения норм закона "О международных договорах Российской Федерации". Ещё раз повторяю, что законопроект мы поддерживаем, просим принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич. Есть вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Анатольевич, скажите, пожалуйста, существует ли межгосударственная кредитная история отношений между Россией и Венесуэлой, включая советский период? Если существует, то скажите, пожалуйста, как выдавались кредиты, как они возвращались? Вне всякого сомнения, Венесуэла является нашим стратегическим партнёром, и всё же депутатам необходимо знать, как выстраивались межгосударственные финансовые отношения. СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопрос, но, пользуясь случаем, хочу ответить на замечание, которое было высказано комитетом. Приходится констатировать, что это замечание является справедливым. Ну, лично я принимаю меры, для того чтобы вписаться в конечном счёте в те сроки, которые установлены законом, и вот при подготовке законопроекта, который следующим будет рассматриваться в этом зале, нам удалось решить эту задачу. В будущем мы будем действовать так же. Что касается истории наших отношений с Венесуэлой в сфере кредитов, то Советский Союз не являлся кредитором этого государства, соответственно, тот кредит, который предоставлен в настоящее время, является первым, пробным шаром, что называется. Пока всё идёт успешно - я имею в виду действия заёмщика: проценты выплачиваются в срок, основная сумма погашается в срок, несмотря на то что, как вы знаете, в связи с изменением ситуации на рынке нефти финансовые возможности дебитора изменились не в лучшую сторону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику, и вопрос у фракции базовый. Перед тем как задать его, сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект и будет голосовать за. И в заключении говорится, и Глеб Яковлевич Хор в своём выступлении сказал, и вы сейчас об этом говорили, Сергей Анатольевич, отвечая на вопрос, что у нас нет глобальных проблем, потому что отношения у России с Венесуэлой лучше, чем с другими странами, нам кажется, что между нашими странами больше понимания, поэтому и здесь мы должны больше идти навстречу друг другу. А вопрос у нас такой (вы сейчас ушли от ответа на этот вопрос): что происходит с исполнительской дисциплиной в правительстве? Не первый раз в зале Государственной Думы встаёт вопрос о том, что мы рассматриваем документы позже установленных сроков, не занимаемся тем, чем положено заниматься. Это связано с проблемами внутри Минфина, либо это проблемы вне Минфина, в рамках правительства, - я имею в виду, что это видят не только внутри... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, понятен вопрос, Александр Георгиевич. Пожалуйста, Сергей Анатольевич. СТОРЧАК С. А. Эти проблемы не внутри Минфина. Я специально попросил подготовить хронологию прохождения документов: после подписания мы, как правило, в течение трёх недель готовим необходимый пакет документов и рассылаем его на согласование; периоды межведомственного согласования иногда растягиваются достаточно серьёзно, оперативного согласования не происходит. В данном конкретном случае с Венесуэлой определённую роль сыграл и тот фактор, что мы попали на период каникул, связанных с рождественскими и новогодними праздниками, - это съело как минимум месяц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Анатольевич, вот как получилось, в чём причина, что мы в 2013 году не выполнили свои обязательства, недопоставили эту промышленную продукцию (наверное, всем понятно, какую продукцию)? Ведь тогда не было санкций, цены на нефть были под 108 долларов за баррель, не было обвала рубля. То есть, в общем-то, получается, что первый камешек, так сказать, пошёл с нашей стороны. И второй вопрос: под какой процент мы даём кредиты? СТОРЧАК С. А. Спасибо за вопросы. С точки зрения обеспечения финансирования, или фондирования, этого кредита проблем не было. Первый фактор, который сыграл значительную роль, - это достаточно длительная процедура согласования условий контрактов (уже после того, как межправительственное соглашение по кредиту было подписано). Второй фактор - то, что заёмщик, он же получатель продукции, пересмотрел приоритеты, изменил приоритеты, в связи с чем российский экспортёр был вынужден переподписывать, пересогласовывать контракты, и внешние, и внутренние. И третий фактор - вы знаете те масштабы оборонного заказа, которые реализуются в последние годы, - ряд предприятий оказались вынуждены перепрофилироваться при переходе с выпуска продукции для внутреннего потребления на выпуск продукции для внешнего потребления, но для того, чтобы решить этот вопрос, требовалось принять соответствующее административное решение. Процентная ставка указана в кредитном соглашении, оно должно быть у вас в материалах. Честно говоря, без согласия заёмщика мы предпочитаем не называть эту цифру публично. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Будут ли желающие выступить? Валентин Степанович Романов, других желающих нет. Пожалуйста, Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, я буду краток. Фракция Компартии поддержит ратификацию данного соглашения. Мы исходим из того, что за последние пятнадцать месяцев так много уроков преподали России, что нам надо к таким вопросам подходить осознанно и дальновидно. Мы сотрудничаем со странами БРИКС (это Бразилия и так далее), мы приветствуем такого рода объединения в сфере экономики и в других сферах - недавно президент Аргентины была в Москве, Куба добилась при нашей поддержке того, что экономическая блокада Соединённых Штатов рухнула, да и приезд Керри - показатель того, что их попытки загнать Россию в угол, изолировать рухнули. На этом фоне Венесуэла - вспомним Уго Чавеса, вечная ему память, - несомненно, входит в число тех государств, которые последовательно стремятся к укреплению связей с нами. Хотя нам, России, не всё просто даётся, в этой ситуации, несомненно, ратификацию надо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7386 по 7405 из 8606
18-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о предоставлении Правительству Боливарианской Республики Венесуэла государственного кредита от 8 декабря 2011 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 53 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Закон принят.