Заседание № 260

11.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 775506-6 "О внесении изменений в статью 74-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся оснований для повторного рассмотрения представительным органом муниципального образования вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5949 по 6068 из 6681
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 74-1     
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в   
Российской Федерации". Докладывает Константин Александрович Лазарев.            
                                                                                
ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, данным законопроектом предлагается внести изменения в       
статью 74-1 закона о местном самоуправлении. Сегодня эта статья                 
предусматривает возможность повторно вынести на голосование вопрос об           
удалении главы местного самоуправления в отставку и фактически позволяет на     
местах расправляться с неугодными главами местного самоуправления путём         
неоднократного вынесения вопроса об их отставке через два месяца после          
рассмотрения такого вопроса в первый раз. По своей конструкции данная норма     
сама по себе противоречит процессуальному праву, по которому не допускается     
рассмотрение вопроса повторно в отношении одних и тех же лиц по одним и тем     
же основаниям. В связи с этим я и предлагаю внести некоторые изменения в эту    
статью, конкретизирующие условия, при которых возможно повторное рассмотрение   
такого вопроса: предоставить право для вынесения вопроса об отставке главы      
местного самоуправления на повторное рассмотрение только в том случае, если     
возникли новые либо вновь открывшиеся обстоятельства, и наложить запрет на      
рассмотрение вопроса по тем же основаниям.                                      
                                                                                
Рассчитывая на то, что обсуждение этого вопроса будет касаться в большей        
степени его концептуальности, пройдусь по тем аспектам заключения профильного   
комитета, которые прежде всего касаются непосредственно концепции данного       
законопроекта, а именно стабильности принятого решения органом местного         
самоуправления и такого понятия, как "новые или вновь открывшиеся               
обстоятельства". Полагаю, что та норма, которая действует сегодня, как раз не   
отвечает принципу стабильности решения органа местного самоуправления,          
вступившего в законную силу, поскольку даёт возможность фактически через два    
месяца взять и пересмотреть это решение при неизменившихся обстоятельствах.     
Это всё равно что в гражданском процессе истцу было бы разрешено подать новое   
исковое заявление по истечении двух месяцев после того, как решение об отказе   
в удовлетворении его требования вступило бы в законную силу, - сами             
представляете, к чему бы привела такая норма в гражданском процессе!            
Безусловно, её не должно быть и в законе о местном самоуправлении.              
                                                                                
Что касается новых или вновь открывшихся обстоятельствах, я думаю, все          
отлично понимают, о чём идёт речь, - это те обстоятельства, которые были        
неизвестны на момент рассмотрения вопроса, неоспоримо свидетельствующие в       
пользу принятия другого решения, если бы о них было известно на момент          
рассмотрения. Это общее процессуальное понятие, которое имеется во многих       
процессуальных кодексах, поэтому ни у кого не должно возникнуть вопросов по     
толкованию этой нормы в правоприменительной практике.                           
                                                                                
Все остальные доводы комитета носят второстепенный характер. Я думаю, что       
замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во      
втором чтении, формулировка приведена к той, которая бы в полной мере           
соответствовала концепции - запретить пересматривать решения об отправлении     
главы местного самоуправления в отставку без наличия новых либо вновь           
открывшихся обстоятельств.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Алексеевич Казаков, с места.                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Статья 74-1 закона о местном        
самоуправлении содержит исчерпывающий перечень оснований для удаления главы     
муниципального образования в отставку.                                          
                                                                                
Автор законопроекта фактически предлагает установить особые основания для       
повторного рассмотрения указанного вопроса, которые имеют неопределённый        
характер и не согласуются с данным перечнем. При этом следует отметить, что     
критерии отнесения соответствующих обстоятельств к новым или вновь              
открывшимся обстоятельствам, доказывающим виновность главы муниципального       
образования, а также критерии негативных последствий законопроектом             
практически не определены. Определить их из системного толкования иных норм     
131-го закона также не представляется возможным. Кроме того, понятие            
"существенное нарушение" является оценочным, допускающим возможность его        
неоднозначного толкования, что затруднит реализацию статьи 74-1 закона.         
                                                                                
Комитет отмечает, что предложенная редакция части 16 данной статьи содержит     
слишком высокий уровень дискреционных полномочий при решении вопроса о          
наличии оснований для вынесения вопроса на повторное рассмотрение, что          
является коррупциогенным фактором. Кроме этого, 131-м законом устанавливаются   
достаточно строгие требования к кворуму соответствующего заседания              
представительного органа муниципального образования, а предложенные изменения   
с данными нормами абсолютно не согласуются. Законопроектом исключается          
требование о сроках внесения вопроса об удалении главы муниципального           
образования в отставку на повторное рассмотрение. Существующий в действующем    
законодательстве двухмесячный срок для повторного рассмотрения данного          
вопроса является гарантией стабильности функционирования органов местного       
самоуправления, о которой говорил автор, однако указанные изменения не будут    
способствовать обеспечению этой стабильности.                                   
                                                                                
На законопроект получено отрицательное заключение Государственно-правового      
управления Президента Российской Федерации, отрицательный отзыв Правительства   
Российской Федерации, отрицательный отзыв Комитета Совета Федерации по          
федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и      
делам Севера.                                                                   
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает   
отклонить его в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет.            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              197 чел.43,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.56,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.