Заседание № 256
11.12.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 775502-8 "О денонсации Российской Федерацией Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1490 по 1678 из 6183
Коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О денонсации Российской Федерацией Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации и Протокола по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности к Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Сергея Алексеевича Рябкова. Сергей Алексеевич, вы сейчас будете выступать по вопросу о денонсации соглашения, но, учитывая, что вы застали обсуждение такого важного закона, касающегося миграционной политики, и наверняка наши партнёры будут задавать вам, как одному из руководителей МИДа, вопросы в том числе по миграционной теме, надо правильно разъяснить решения, которые мы принимаем. Мы боремся с незаконной миграцией, мы делаем всё для того, чтобы к нам приезжали люди подготовленные, уважающие наши законодательство и традиции. А что касается трудовой миграции, мы эти вопросы обсудим позже и ждём от правительства предложений, как они это видят. Здесь мы уже будем вырабатывать решения совместно с нашими партнёрами. Пожалуйста, вам слово, 4-й вопрос. РЯБКОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Благодарю вас, уважаемый Вячеслав Викторович. Разумеется, принято то, что вы сейчас сформулировали, и я, естественно, коллег в МИДе тоже об этом проинформирую в полном объёме. Уважаемые депутаты, упомянутое Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе и протокол к нему заключались в своё время в поддержку разоруженческих программ постсоветского периода. Документы были подписаны в 2003 году. Кроме нас их подписали десять западных государств, проявлявших наибольший интерес к данному направлению, а также Евросоюз, Европейский банк реконструкции и развития и Евратом. В начале 2000-х годов, надо признать, это соглашение (сокращённо - соглашение МНЭПР) сыграло определённую положительную роль: оно пришло на замену пресловутой программе Нанна - Лугара и объективно позволило несколько снизить степень контроля со стороны США за российскими стратегическими объектами, в том числе переключив международное внимание на решение экологических задач. Соглашением были созданы организационно-правовые рамки для сотрудничества со странами Запада в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в северо-западных регионах России, было упорядочено взаимодействие по ряду вопросов, включая такие сферы, как освобождение от налогообложения, гражданская ответственность и, разумеется, доступ на стратегические объекты. На сегодня, однако, это соглашение и протокол к нему полностью изжили себя - дальнейшее сотрудничество в области ядерного разоружения с государствами, которые проводят антироссийскую политику, весьма агрессивно действуют, снабжают оружием наших врагов, стало не просто неактуальным, но и политически неприемлемым. Мы не можем позволить себе зависимость от враждебно настроенных стран по каким-либо направлениям, сюда, разумеется, попадает и проблематика ядерной и радиационной безопасности. По факту действие соглашения МНЭПР было прекращено ещё до начала специальной военной операции, поскольку в те годы основные доноры соответствующих проектов, а это недружественные России государства, по своей инициативе свернули их финансирование. Таким образом, вопрос о прекращении такого сотрудничества и о выходе России из данного рамочного соглашения назрел. Выход будет осуществлён в случае принятия соответствующего закона Государственной Думой и одобрения его Советом Федерации путём направления за 90 дней письменного уведомления по меньшей мере одному из депозитариев. МИД России по согласованию с заинтересованными ведомствами, организациями и субъектами подготовил соответствующий пакет документов. Проект федерального закона не противоречит российскому законодательству. Его принятие не повлечёт дополнительных ассигнований из федерального бюджета, не потребует признания утратившими силу, а также приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, нормативных правовых актов президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, все согласования имеются. Прошу поддержать предлагаемый законопроект. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Светлана Сергеевна Журова. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона, который вам сейчас подробно представил Сергей Алексеевич. В своё время указанное соглашение и протокол обсуждались в течение трёх лет и были подписаны в 2003 году в Стокгольме. Они определили юридическую основу для реализации проектов содействия России во взаимовыгодном партнёрстве - в первую очередь со скандинавскими странами - в решении задач по комплексной утилизации списанных атомных подводных лодок, судов атомного технического обслуживания, включая создание инфраструктуры для обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также по реабилитации бывших береговых технических баз Военно-Морского Флота России, по замене аккумуляторными батареями радиационных ионизирующих тепловых энергогенераторов, установленных на береговых маяках в Мурманской и Архангельской областях. Финансирование программы осуществлялось в том числе из средств Специального фонда Природоохранного партнёрства Северного измерения, распорядителем которого является Европейский банк реконструкции и развития. Однако, как только что подтвердил Сергей Алексеевич, сотрудничество в рамках соглашения фактически было приостановлено ещё шесть лет назад. Хочу заметить, что соглашение также было подписано и США, но без протокола, а дальше в традиционном стиле, свойственном Соединённым Штатам, они не ратифицировали эти документы, объяснив это тем, что не хотят брать на себя ответственность, - переложили её на другие страны, но при этом хотели остаться в рамках прежних договорённостей с Россией, подписанных в 1992 году. Такая же ситуация была и с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который мы год назад отозвали. Одной из причин нашего отзыва было решение обеспечить баланс с США, которые так и не ратифицировали данный договор. Поэтому Комитет по международным делам считает, что в сложившихся экономических и политических условиях реализация соглашения и протокола к нему не представляется возможной, а его исполнение противоречит безопасности Российской Федерации. При обсуждении проекта федерального бюджета на заседании бюджетного комитета депутаты задавали вопрос представителям Министерства иностранных дел: а какие ещё соглашения Россия будет денонсировать? Коллеги, МИД действительно проводит серьёзную работу, подобные денонсации международных соглашений ещё будут вноситься на наше рассмотрение. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять представленный сегодня законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Алексеевич, мы, безусловно, поддержим этот закон, но мы его, правда, не поддерживали при ратификации. Причём про аргументы, которые вы приводите, мы ещё тогда говорили, что они в принципе это используют, как вот эту самую мягкую силу, они везде к нам залазят. И я вам рекомендовал бы... Мы там вносили законы по денонсации других соглашений, и я вас уверяю, что их ещё, наверное, около 50, где есть вопросы, где мы взяли обязательства, которые, как всегда, добросовестнейшим образом исполняем, а нам - только шиш в кармане. Поэтому мы поддержим, но ещё и просим вас, как человека, глубоко погружённого в повестку, поручить проверить и другие соглашения, которые мы ратифицировали, а наши бывшие партнёры, как в анекдоте, к сожалению, нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По желанию, если хотите, отреагируйте, Сергей Алексеевич, но в принципе это по желанию. РЯБКОВ С. А. Уважаемый Николай Васильевич, мы, безусловно, это сделаем. Светлана Сергеевна в своём содокладе упомянула о той работе, которую ведёт МИД, - действительно, это так и есть. Денонсация - процесс, который всегда сопровождается объёмным межведомственным согласованием. То, что вы предложили, и перечень, который имеется и подготовлен фракцией, - это неотъемлемая часть проводимого нами анализа. И мы ускоримся, мы интенсифицируем эту работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Светлана Сергеевна, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 01 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.