Заседание № 258
О проекте федерального закона № 775386-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закрепления статуса попечительского совета Российской академии наук в системе органов её управления и уточнения функций и полномочий Российской академии наук).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступит Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета по науке и высшему образованию. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект внесён Президентом Российской Федерации и направлен на совершенствование правового статуса Российской академии наук. Обновлённая Стратегия научно-технологического развития России определяет текущий период как этап мобилизационного развития научно-технологической сферы, что предполагает совершенствование механизма управления в этой сфере. Исходя из конституционных принципов единства системы публичной власти и проведения в России единой социальной государственно-ориентированной политики в области науки законопроект предусматривает создание новой организационной структуры - попечительского совета академии во главе с Президентом Российской Федерации, который будет способствовать повышению роли Российской академии наук в решении стоящих перед академией общенациональных задач на основе сотрудничества государства, бизнеса и академического сообщества, чтобы наука могла наиболее полно и результативно раскрыть свой потенциал. Законопроект принят в первом чтении 11 декабря текущего года. К законопроекту внесено две поправки, которые сведены в таблицу поправок № 2 и рекомендованы комитетом к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок, рекомендованных к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут замечания по таблице поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Просьба проголосовать: кто за? Таким образом мы поддерживаем предложение комитета. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 19 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается решение по таблице поправок № 2. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 9-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 55 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАБЫШЕВ С. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все процедуры пройдены, согласования имеются. Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений против того, что мы перейдём к рассмотрению данного законопроекта по процедуре третьего чтения? Нет. Переходим к рассмотрению законопроекта по процедуре третьего чтения. Есть ли желающие высказаться по мотивам в рамках процедуры третьего чтения? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите, пожалуйста, список фамилий. Мажуга Александр Георгиевич - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Кашин Владимир Иванович - фракция КПРФ. Мажуга, пожалуйста. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит представленный законопроект. Сегодня Российской академии наук отводится ключевая роль в утверждении направлений научных исследований, программ научных исследований научных организаций, в формировании государственного задания, причём мы должны перейти к новой модели формирования государственного задания - от того, что умеем делать, к тому, что необходимо стране сегодня. И собственно, представленный законопроект говорит о том, что для этого нам необходимо сформировать попечительский совет в структуре Российской академии наук, который будет отвечать за два ключевых направления: первое - это согласование направлений научных исследований (куда мы двигаемся, что мы делаем, как мы делаем), второе - это региональная политика Российской академии наук с точки зрения открытия региональных представительств. В состав попечительского совета войдут 20 членов, возглавит попечительский совет Президент Российской Федерации. Очень важный законопроект, предлагаю всем поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, фракция, конечно же, поддержит данную законодательную инициативу, мы считаем, что этот законопроект в череде мер по восстановлению функций Российской академии наук будет иметь очень важное значение. Понимаю, что в президентские законопроекты обычно поправки мы не подаём, хотя были и исключения: когда первый закон о реформировании академии был и мы давали поправки, они проходили. О чём я хочу сказать? Я хочу сказать о кадровой политике. Согласование кадров - вещь хорошая, но лучше заниматься подготовкой кадров, как сегодня делает президентская администрация: президент готовит кадры для регионов, министров и так далее. И даже при таком обучении не всё получается достаточно качественно. А вот академия в последние годы эту функцию не осуществляет, даже в крупные научные центры назначаются люди, не имеющие ни опыта, ни профессиональных навыков организационного характера, ни соответствующей научной подготовки, ни методологических и методических навыков. И это, по большому счёту, беда. Дефицит кадров в том числе и в министерствах. Институты были, как говорится, изъяты из лона академии, и страдают научные школы. У нас, безусловно, будут рассматриваться следующие законы, в том числе о ВАК, мы будем готовить соответствующие поправки, чтобы в академии возродить функцию подготовки кадров - и главных научных сотрудников, и директоров, и других ответственных, как говорится, работников. Это первое, что я хотел сказать. И второе. Для всех нас, для депутатов, очень важно: если будем восстанавливать функции по одной, одна, вторая, третья, - десятилетия уйдут на восстановление тех функций, которые были, - но не будем видеть главное... Раньше институты и опытные станции, учхозы были на голову выше рядовых хозяйств, промышленных предприятий, а сегодня они ветшают - за 30 лет во многих научных центрах гвоздя не забили. Это должно нас всех тревожить, потому что по-другому технологическими лидерами в такой обстановке мы не станем, мы будем в сложном положении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Ставится на голосование законопроект, 9-й вопрос нашей повестки, в процедуре третьего чтения. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 34 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: 408 - за, против - нет, воздержавшихся нет. Поздравляю, уважаемые коллеги! Это хорошая поддержка Академии наук и аванс на будущее, потому что действительно серьёзно изменено положение об Академии наук, её полномочия, структура управления. Есть все возможности для того, чтобы через новые формы организации сделать Академию наук более эффективной. Именно этого ждут наши граждане, потому что Академия наук должна работать на экономику страны, на повышение благосостояния её жителей. Спасибо большое за единодушную поддержку!
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 775386-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части закрепления статуса попечительского совета Российской академии наук в системе органов её управления и уточнения функций и полномочий Российской академии наук).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас на фиксированное время поставлен 17-й вопрос, переходим к его рассмотрению. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступает официальный представитель Президента Российской Федерации президент Российской академии наук Геннадий Яковлевич Красников. Пожалуйста, Геннадий Яковлевич. КРАСНИКОВ Г. Я., официальный представитель Президента Российской Федерации, президент Российской академии наук. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты! Хотел бы прежде всего поблагодарить вас за совместную конструктивную работу в этом году, в частности за поддержку вопроса закрепления участия Академии наук в экспертизе школьных учебников, а также по другим инициативам, направленным на развитие отечественной науки и поддержку научного сообщества. Законопроект, который сейчас будет обсуждаться, внесён Президентом Российской Федерации и касается создания в Российской академии наук попечительского совета. На общем собрании членов РАН в мае этого года члены академии проголосовали за учреждение попечительского совета во главе с президентом нашей страны: за проголосовали 1283 члена, всего один был против, семь воздержались. Такое единодушие является беспрецедентным для нашего академического сообщества. И уже на основании этого голосования мы обратились к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой поддержать создание попечительского совета и возглавить его. Законопроект определяет функции и основные задачи попечительского совета, они, в частности, касаются продвижения научных достижений и позволят РАН активно инициировать междисциплинарные проекты по приоритетным направлениям. Рассчитываем, что появление попечительского совета в системе органов управления Российской академии наук позволит более эффективно решать актуальные вопросы, стоящие перед Академией наук, а также укрепить её положение в структуре государственных и общественных институтов. Кроме того, в представленном законопроекте также уточнены полномочия академии в решении кадровых вопросов, касающихся руководителей научных организаций. Реализация законопроекта потребует внесения изменений в устав Российской академии наук. В уставе найдёт отражение порядок принятия кадровых решений, касающихся организаций, которые входили ранее в Федеральное агентство научных организаций, вне зависимости от их ведомственной принадлежности в настоящее время. По согласованию с Российской академией наук также будет происходить освобождение руководителей научных организаций от должности и назначение временно исполняющих обязанности. Участие Академии наук в решении кадровых вопросов - это один из важных элементов научно-методического руководства, укрепления связей академии и научных институтов. Уважаемые коллеги, в завершение хотел бы сказать, что этот законопроект во многом будет способствовать более эффективному использованию потенциала Российской академии наук, а также укреплению связи между фундаментальными поисковыми исследованиями и прикладной наукой. Российская академия наук рассчитывает на вашу поддержку при рассмотрении этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Яковлевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Сергей Владимирович Кабышев. КАБЫШЕВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Геннадий Яковлевич подробно изложил суть предлагаемых изменений, не буду повторяться и уходить в детали. Обозначу прежде всего принципиальные основания и цели совершенствования правового статуса Российской академии наук. В России в отличие от многих других стран наука исторически формировалась не как отделённая от государства сфера частной автономии, а прежде всего как институт интеллектуального, творческого служения благу народа и своего Отечества, его идеалам и историческим задачам. Идея социального патриотического служения в том или ином виде нашла отражение во всех уставах академии, которая является одним из базовых институтов, обеспечивающих преемственность развития российской государственности. Комитет поддерживает принятие законопроекта. Также принятие законопроекта поддержали Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Правительство Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не имеет. Коллеги, учитывая, что законопроект имеет большое значение для науки, а регулируемые им отношения относятся к вопросам исключительно ведения Российской Федерации, предлагаем установить срок представления поправок до 18 часов 11 декабря 2024 года. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос такого плана. Создание попечительского совета - это, конечно, очень хорошо, и ещё лучше, если во главе этого попечительского совета будет президент страны. Это позволит оперативно и масштабно решать те задачи, которые стоят перед Академией наук. Но у меня вопрос касается региональной составляющей. Есть федеральные исследовательские центры в каждом субъекте, ну, почти в каждом субъекте - предусматривается ли, что там тоже будут создаваться попечительские советы и что, возможно, эти попечительские советы будут возглавляться губернаторами субъектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Яковлевич, вы ответите? Пожалуйста. КРАСНИКОВ Г. Я. Ну, я сразу могу сказать, что это разные вещи, там не предполагается этого делать, потому что ФИЦы - государственные организации в соответствии с положениями, со своими уставами. Но мы предполагаем, что в каждом субъекте Федерации при губернаторе будут научно-технические советы, куда будут входить научная общественность и представитель Академии наук, чтобы в целом по региону синхронизировать научные исследования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Геннадий Яковлевич, учитывая тот факт, что состав попечительского совета будет формировать Президент Российской Федерации, но с учётом предложений президиума академии, скажите, как вы видите состав данного совета и допускаете ли возможность его расширения в будущем с учётом роли совета в решении тех задач и функций, о которых мы говорим, особенно в деле продвижения важнейших научных достижений? И сможет ли один человек войти в состав нескольких попечительских советов академии? Будут ли членами такого совета представители религиозных организаций (к примеру, до революции это было обязательным), или, к примеру, зарубежные учёные, или общественные, политические деятели другого государства в целях развития так называемой научной дипломатии? КРАСНИКОВ Г. Я. В проекте закона есть ограничение по численности, там, по-моему, до 19 человек. В пределах этого мы и рассматриваем вхождение. В первую очередь, конечно, мы рассматриваем кандидатуры высшего руководства нашей страны, мы будем их предлагать. Помимо, естественно, Владимира Владимировича, который по указу как президент входит, мы считаем, в совет должны войти руководитель Совета Федерации, руководитель Государственной Думы, премьер-министр, то есть высшее руководство, плюс вице-премьер, который курирует по направлениям, будут, наверное, и представители высокотехнологичных компаний, в том числе "Росатома" и "Роскосмоса". Что касается религиозных моментов, могу сказать, что у нас есть совместная с правительством Москвы, совместная с нашей православной церковью Макарьевская премия, которая традиционно присуждается ещё со времён дореволюционной России, мы её каждый год утверждаем. Мы считаем, что это достаточное взаимодействие с религиозными организациями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Уважаемый Геннадий Яковлевич, сейчас руководство научных организаций избирается коллективом. В данном законопроекте предлагается, что кроме избрания руководители научных организаций будут также - это вы указали в своём законопроекте - назначаться на должность соответствующим федеральным органом исполнительной власти из числа кандидатур. Скажите, пожалуйста, чем обосновано изменение процедуры, замена выборности? Кто будет определять, что кандидат будет либо выбираться, либо назначаться, и в каких это будет происходить случаях? КРАСНИКОВ Г. Я. Спасибо большое. Этот вопрос требует пояснения. Дело в том, что после того, как все научные организации трёх академий - это, естественно, Российская академия наук, академия медицинских наук, академия сельхознаук - вошли в нашу единую академию, подведомственные им институты вошли в существовавший тогда федеральный орган - ФАНО. После различных реорганизаций часть институтов перешла в ведение министерств, скажем, под управление Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства. Там у них сложилась своя практика, там происходило назначение руководителей уже без согласования с Академией наук в соответствии с их действующими нормативными документами. Поэтому здесь и предполагается, что там, где уже сложился такой механизм (скажем, институт перешёл в ведение Министерства здравоохранения), где нет выборов, есть назначения, теперь эти назначения будут происходить по согласованию с Российской академией наук. Речь идёт о том, что по факту там, где это уже происходит с учётом реорганизации, и будут назначения, а не выборы, которые в традиции Российской академии наук, но все кандидатуры должны быть согласованы с Российской академией наук. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Яковлевич. Спасибо, Сергей Владимирович, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, всё ясно... А, Владимир Иванович Кашин. Ещё есть желающие? Есть. Тогда проведём запись. Включите режим записи на выступления. Коллеги, я только убедительно прошу в три минуты укладываться. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР поддерживает эти изменения, эти предложения, данный законопроект. Вообще, долгое время, особенно в 2000-е, в 1990-е, точнее в 1990-е, акцент сделаем на это? мы были свидетелями одного постыдного процесса: мы отворачивались от науки, мы не занимались ею, наука была недофинансирована, и, самое главное, мы забирали полномочия и возможности у российской науки. Сегодня же в условиях не только импортозамещения, но, по большому счёту, конкуренции идей, мнений, позиций мы возвращаем нашей науке те возможности и, безусловно, создаём все условия для того, чтобы и фундаментальная наука, и прикладная наука в нашей стране развивались. Крайне важной сегодня мы считаем деятельность руководства Российской академии наук по контролю многих процессов, которые происходят в экономике, наконец-то мы стали опираться на научный подход при принятии тех или иных решений. Фракция ЛДПР уже не раз заявляла свою позицию по данному вопросу, говоря в общем про развитие науки, поддерживала правильные изменения: это и создание Российского научного фонда, и дополнительное финансирование из бюджета, и реформирование системы управления Российской академии наук, и, конечно же, возвращение, популяризация статуса учёных, что мы считаем крайне важным. Благодарю фракцию ЛДПР за возможность выступить с поддержкой данного законопроекта. И хотелось бы обозначить, что ЛДПР голосует за те решения, которые предложены в данном тексте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. С места. Включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Уважаемые депутаты, безусловно, данный законопроект нуждается в поддержке, поскольку он существенно повышает статус Академии наук и расширяет её возможности, коль скоро председателем попечительского совета будет Президент Российской Федерации. Мне кажется, всё, что работает на повышение статуса Российской академии наук, должно поддерживаться. Говорили о том, что руководители крупнейших высокотехнологичных компаний войдут в попечительский совет Российской академии наук. Но нужно приветствовать и проработать обратную тенденцию, когда представители Российской академии наук будут входить в наблюдательные советы крупнейших компаний, не только высокотехнологичных, когда научно-техническая экспертиза Академии наук будет обязательна при принятии важнейших технических, технологических решений. Да, мы слушаем мнение Академии наук сейчас, когда решаются вопросы науки и законодательства в области научной деятельности, включая закон о науке и научно-технической политике, закон об образовании, но мы должны выслушивать мнение Академии наук по очень широкому кругу законодательных решений, которые касаются крупных технических, технологических проектов. Так что законопроект, безусловно, поддерживается, но нужно идти ещё дальше. Мы все заинтересованы в том, чтобы повысить статус, потенциал, финансирование Российской академии наук. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мажуга Александр Георгиевич, пожалуйста. Мы утрясли: от фракции КПРФ будет Кашин Владимир Иванович выступать, - поэтому сейчас вам слово. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект. Хотелось бы отметить несколько моментов. У нас сегодня сложилась уникальная ситуация, когда мы чётко понимаем, как управлять наукой в стране. У нас есть Совет по науке и образованию, который возглавляет президент, у нас есть Комиссия по научно-технологическому развитию, которую возглавляет вице-премьер, у нас есть НТС, научно-технический совет Комиссии по научно-технологическому развитию, который возглавляет Геннадий Яковлевич Красников, президент Российской академии наук. Дальше, есть замы руководителей ФОИВов по НТР, замы руководителей регионов по НТР. Всё стало чётко, понятно, и, естественно, Российская академия наук в этой структуре играет очень важную роль. Утверждение научных направлений, программ научных исследований, формирование государственного задания - это всё те задачи, которые сегодня выполняет Российская академия наук. Чтобы учитывать все текущие вызовы, которые стоят перед РАН, необходимо, конечно, создать комфортную правовую базу, и рассматриваемый сегодня законопроект находится как раз в плоскости с комфортной законодательной базы для реализации всех инициатив, всех полномочий Российской академии наук. Остановлюсь только на двух полномочиях. Мы уже говорили сегодня о назначении руководителя, это очень важно. Остановлюсь на том, что теперь попечительский совет будет принимать участие в определении приоритетных направлений деятельности, и это ключевая задача, вот это первое. И второе - это создание и развитие региональных отделений, которые сегодня есть в Российской академии наук. Сегодня очень важно взаимоувязать научно-технологическое развитие и пространственное развитие Российской Федерации, чтобы всё работало как единое целое. Глубокоуважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект. Главная цель Академии наук, как и 300 лет назад, создавать новые знания, развивать технологии, промышленность и способствовать экономическому и культурному развитию нашей страны. Поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. От фракции КПРФ - Кашин Владимир Иванович, действительный член Российской академии наук. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ*. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, уважаемый Геннадий Яковлевич! Я помню, совсем недавно в этом же зале вершилось дурное дело: академию, по большому счёту, растаскивали и превращали в клуб по интересам, лишая всего и вся, даже юридического статуса. Если бы тогда не прошли поправки двух академиков Кашиных, то юридического адреса не было бы у академии. Слава богу, те времена кончились. Русофобы всех мастей всё делали для того, чтобы не было уникального органа в нашей стране, которым являлась Академия наук и СССР, и России, чтобы таких выдающихся академиков, как президент академии Александров, таких министров, как Ефим Павлович, министр среднего машиностроения, и многих других забыли и наука, и вся наша управленческая, чиновничья рать. Не получилось! Не получилось, потому что наша наука рождалась в боях, она рождалась и закалялась много веков подряд - 300 лет прошло. И когда мы из месяца в месяц, из года в год возвращаем академии полномочия, которые она имела, это дорогого стоит. Заинтересованно работают сегодня президиум, президент, у нас только закончилась двухдневная сессия Академии наук, отделений и в целом академии. И я должен сказать, что этот законопроект рассматривался всем академическим сообществом, а в президиуме сидели и вице-премьеры, и министры, - этот законопроект поддержан. Безусловно, и наша фракция будет поддерживать этот законопроект. Уважаемые товарищи, что касается практики, по многим направлениям практика уже отработана, то, что прописано в этом законопроекте, уже работает. Президент вплотную занимается сегодня и возращением полномочий, и развитием нашей науки. По всем системным вопросам именно президент определяет решение тех задач, которые сегодня ставятся перед наукой. Просто хочу один пример привести: у нас очень сложная ситуация была, допустим, в области добычи ВБР - сейчас вместе с академией наши отраслевые институты провели уникальную разведку и по Волге, и по Байкалу, и по Баренцеву морю, сегодня уже в Африке работают. Можно было лишь мечтать, что появятся другие законы, которые по-прежнему позволят нам, работая по неистощительным технологиям, всё делать, чтобы выдающиеся природные ресурсы сберегать и множить. И придание юридического адреса попечительскому совету на этом высоком уровне, я убеждён, как раз обеспечит более серьёзный контроль и оказание соответствующей помощи в исполнении всех государственных программ, в решении всех задач, которые ставятся в национальных проектах, в том числе по импортозамещению и так далее. Уважаемые товарищи, что касается попечительских советов, тут можно и дальше двигаться по вертикали. У нас давно есть попечительские советы в вузах, а в научно-исследовательских институтах таких структур нет. Полагаю, что при подготовке поправок можно было бы ещё посмотреть и эту составляющую, требуется внизу подобное. Почему? Потому что мы видим в институтах расхищение многого, многого добра, начиная от земельных ресурсов и заканчивая многими другими вещами, не говоря уже о том, что многие вузы и научно-исследовательские институты просто получают деньги и как будто вот в этом своём уютном домике решают проблемы только этого коллектива. Мы об этом подробно говорили сейчас на сессии. У нас есть целые отделения, которые в этом плане утратили своё истинное значение как научный коллектив. И вопросы законотворчества, и, самое главное, предложения по осуществлению той или иной программы - в данном случае я говорю об экономическом направлении, - связанные с решением тех задач, которые президент сегодня поставил перед агропромышленным комплексом... Это первая очень важная задача. Но попечительский совет - это не только идеи, это не только программы. Попечительский совет, в нашем понимании, и те советы, которые сегодня есть в учебных вузах, - это оказание конкретной помощи, конкретной помощи тому или другому коллективу. Мы с большим трудом вместе с Минфином восстанавливали корпуса на Ставрополье в лучшем аграрном университете. И я хочу сказать, это получилось, и этот опыт сейчас передаётся и используется в Тимирязевской академии, где уже бульдозеры выстроились для сноса, три-четыре года назад хотели снести и прихватить эти уникальные парки для строительства очередных джунглей. Уважаемые товарищи, в заключение я ещё раз хочу сказать, что процесс выздоровления сейчас в самом расцвете, в хорошем понимании, этот процесс сейчас в хорошем состоянии, его надо дальше двигать, помогать академии. Но и академии, ещё раз скажу, надо быть тем органом, который мог бы объединить науку всех министерств и ведомств, - сегодня это очень прилично растащено по министерствам и ведомствам, иногда академические школы в этом плане резко проигрывают. Я убеждён, что академия, прорешав и эту часть, выйдет на тот великий, как говорится, коллектив, который все обязаны будут благодарить за работу. Ещё раз хочу предложить товарищам единогласно поддержать эту законодательную инициативу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Геннадий Яковлевич, если есть необходимость, можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. КРАСНИКОВ Г. Я. Действительно, этот законопроект направлен именно на увеличение эффективности использования того потенциала, который есть у Российской академии наук. И наступают времена, когда наука опять должна быть главным действующим звеном в нашей экономике и в нашем обществе. Ещё раз просьба поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Геннадий Яковлевич. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 07 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Единогласно принимается законопроект в первом чтении. Спасибо большое, Геннадий Яковлевич.