Заседание № 290

12.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 773822-6 "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о недопущении снижения бюджетных ассигнований на социально-экономическое развитие районов Крайнего Севера при сокращении объёма расходов федерального бюджета).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3646 по 4079 из 6905
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный       
кодекс Российской Федерации". Докладывает Вячеслав Николаевич Тетёкин.          
                                                                                
ТЕТЁКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, текст законопроекта весьма прост, он гласит: "При            
сокращении объёма расходов федерального бюджета не допускается снижение         
бюджетных ассигнований на социально-экономическое развитие районов Крайнего     
Севера и приравненных к ним, а также Дальнего Востока".                         
                                                                                
Этот законопроект родился ещё в прошлом году. Тогда в недрах правительства      
возникла идея о ликвидации северных надбавок и коэффициентов для людей,         
которые работают в тяжелейших условиях. Речь, в частности, идёт об Уватском     
районе Тюменской области, о Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных        
округах, их избирателей я представляю в Государственной Думе. После появления   
этой дикой, на мой взгляд, идеи правительства в сторону Москвы с Севера         
обрушилась волна справедливого негодования. В результате жёстких возражений     
населения, поддержанных местными властями, эту идею, дабы не накалять           
обстановку, на некоторое время заморозили, однако сейчас правительство вновь    
готовится резать государственный бюджет. Под ширмой успокоительных законов о    
неприкосновенности оборонки и социальной сферы уже готовится урезание в этом    
направлении, поэтому можно ожидать, что опять покусятся на северные             
коэффициенты и надбавки. Совершенно нельзя исключать, что творческая мысль в    
министерских кабинетах вновь обратится к северянам, которые якобы               
зарабатывают слишком много и которых якобы сам бог велел пощипать.              
                                                                                
Прежде всего обязан доложить уважаемым коллегам, что слухи о баснословных       
доходах нефтяников и газовиков сильно преувеличены. Скорее всего, те, кто       
рассуждает на эту тему, исходят из запредельных доходов членов правления,       
директоров и прочих топ-менеджеров нефтегазовых компаний, там действительно     
денег куры не клюют: только что было объявлено, что доходы членов руководства   
некоторых нефтяных компаний достигают 20 миллионов рублей в месяц, то есть      
четверти миллиарда рублей в год. Но речь-то не о них, речь идёт о рабочих       
самых массовых профессий - о бурильщиках, помбурах, вышкомонтажниках,           
бульдозеристах, шофёрах, об операторах по добыче нефти, - у них зарплата, я     
привлекаю особое внимание коллег, достигает в лучшем случае примерно 50-60      
тысяч рублей, не выше, это со всеми полярками и коэффициентами, хотя цены на    
продукты и на жильё в тех регионах, да и сама стоимость жизни в целом выше,     
чем в Москве. И надо учитывать, что на каждого рабочего, занятого               
непосредственно на промыслах, приходится до десяти человек, которые             
обеспечивают его, скажем так, боеспособность, ведь надо людей кормить,          
лечить, у всех есть семьи, а значит, нужны детские сады, школы, магазины, а     
также электрики и водопроводчики.                                               
                                                                                
Если ликвидировать северные коэффициенты, то произойдёт резкий отток            
населения с Севера, в этом большая опасность. Советская власть, кто бы что ни   
говорил, умела считать деньги, тем не менее зарплата рабочих даже массовых      
профессий на Севере превышала зарплату министров, причём кратно превышала.      
Если, например, зарплата заместителя союзного министра составляла 500 рублей    
- огромные деньги по тем временам, - то шофёры на северных трассах получали     
по 750-800 рублей в месяц, а высококлассные бурильщики получали по 1000-1200    
рублей, и даже (только что Сергей Викторович Муравленко подтвердил) до 1500     
рублей! Деньгами советская власть не кидалась, и если деньги вкладывались в     
народ, то это делалось не случайно, только так был создан могучий               
нефтегазовый комплекс Западной Сибири. Развитие нефтегазового комплекса в       
Западной Сибири было таким же мощнейшим государственным проектом, как и         
создание ракетно-ядерного щита. Сегодня ракетно-ядерный щит надёжно защищает    
нас от иностранного супостата, а нефтегазовая промышленность, созданная,        
подчёркиваю, во времена Советского Союза, держит нас на плаву, несмотря на      
бесконечные реформы, из-за которых мы давно уже должны были утонуть. То есть    
советская власть крупно вложилась в эти колоссальные проекты, а сейчас нужно    
просто поддерживать их в рабочем состоянии.                                     
                                                                                
Этот законопроект получил отрицательное заключение правительства, поскольку     
якобы "противоречит принципу равноправия субъектов Российской Федерации во      
взаимоотношениях с федеральными органами власти". Кроме того, правительство     
утверждает, что (цитирую) "установление в сфере бюджетных правоотношений        
каких-либо исключений из общих правил, предусмотренных Бюджетным кодексом,      
противоречит принципам единства бюджетной системы и равенства бюджетных прав    
субъектов Федерации". Однако в законопроекте не идёт речь о взаимоотношениях    
регионов с федеральным центром и тем более о посягательстве на равенство        
субъектов Федерации, речь идёт в целом о районах Крайнего Севера и              
местностях, приравненных к ним. Хорошо известно, в том числе и правительству,   
что районы, местности и прочие территории к субъектам не относятся. Должен      
особо подчеркнуть, что законопроект не меняет никакую из норм действующего      
законодательства, а поэтому ссылки на установление исключений и на              
противоречия считаю безосновательными, цель законопроекта - сохранить уже       
имеющийся набор социальных гарантий у людей, работающих в районах Крайнего      
Севера и местностях, приравненных к ним.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, наш бюджет с трудом держится на плаву, и то за счёт          
сверхнапряжения тех, кто добывает нефть на Севере. Нужно гарантировать этим     
людям то, что их доходы ни при каких обстоятельствах не упадут, нужно           
обеспечить людям уверенность в завтрашнем дне, чтобы они спокойно трудились     
на благо Родины, зная, что смогут прокормить свои семьи, дать образование       
своим детям, нужно не допустить оттока людей с Севера. Прошу поддержать         
законопроект, направленный на гарантированное сохранение благосостояния         
северян и обеспечение стабильности в стратегических регионах нашей страны.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова.                             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемые коллеги, честно говоря, даже не знаю, говорить о      
законопроекте или говорить о том, о чём говорил уважаемый Вячеслав              
Николаевич, потому что в законопроекте предлагается внести изменение в          
Бюджетный кодекс, а в обосновании речь шла о гарантиях для лиц, проживающих в   
районах Крайнего Севера. У нас все гарантии регулируются совершенно другим      
законодательством: есть отраслевое законодательство, есть пенсионное            
законодательство и так далее. Я, наверное, всё-таки буду говорить о             
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Комитет по бюджету рассмотрел представленный законопроект, в нём речь шла о     
том, чтобы при принятии решения о сокращении, или секвестировании,              
федерального бюджета не затрагивались районы Крайнего Севера и территории,      
приравненные к ним. Я вам должна сказать, что посыл опять же неправильный. У    
нас все взаимоотношения между федеральным центром и регионами, все              
межбюджетные отношения как раз выстраиваются с субъектами Российской            
Федерации. Более того, даже гарантии, о которых вы говорили, районные           
коэффициенты, у нас в разных субъектах действуют в разном объёме, и это тоже    
нужно знать.                                                                    
                                                                                
Вы правильно сослались на заключение комитета: если мы принимаем ваш            
законопроект, значит, мы вступаем в противоречие с принципами, которые          
заложены в части 4 статьи 5 Конституции, где провозглашается равноправие        
субъектов во взаимоотношениях с федеральным центром, и в статьях 29 и 31-1      
Бюджетного кодекса, где закреплено единство бюджетной системы Российской        
Федерации и равенство бюджетных прав субъектов. Есть другие варианты, вернее,   
аргументы, есть варианты выхода из положения в части регулирования              
взаимоотношений между федеральным центром и субъектами, на территории которых   
есть районы Крайнего Севера. При этом, уважаемые коллеги, должна сказать, что   
у нас районы Крайнего Севера и приравненные к ним входят в состав трети всех    
субъектов, которые находятся в бюджетных взаимоотношениях с федеральным         
центром.                                                                        
                                                                                
Более того, Счётная палата обращает внимание на то, что если мы такую норму     
примем - не сокращать финансирование из федерального бюджета, - то тогда        
вступает в силу и такая норма: если даже бюджетные средства, которые            
выделялись, были израсходованы неэффективно или не по целевому назначению, мы   
всё равно не сможем сокращать эти суммы. А это совершенно неправильно, это      
противоречит всем принципам выстраивания бюджетной политики.                    
                                                                                
Комитет, и Счётная палата, и правительство считают принятие такого              
законопроекта нецелесообразным. Тем более, ещё раз повторяю, что ваши           
обоснования не относятся к Бюджетному кодексу, так как гарантии, о которых      
идёт речь, не регулируются Бюджетным кодексом.                                  
                                                                                
Комитет предлагает отклонить законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Вячеслав Николаевич, я, как житель Ханты-Мансийского округа, который вы         
представляете (я там сорок лет прожил), разделяю вашу обеспокоенность. Ну       
так, для справки: конечно, не всё так радужно было в советские времена, когда   
зарплаты были высокие. Зарплаты-то были, а купить было нечего, и никакого       
социально-экономического развития толком не было - ни кинотеатров не было, ни   
дворцов спорта, и, в общем-то, обеспеченность была сомнительная, но зарплаты    
были, это факт.                                                                 
                                                                                
Мой вопрос следующий: вы связываете это всё-таки больше с бюджетными            
ассигнованиями федерального бюджета или с деятельностью конкретных              
губернаторов отдельных территорий? На мой взгляд, есть две территории - не      
буду называть сейчас, например, мою и любую другую можно взять, - и они         
радикально отличаются из-за подхода губернаторов, из-за качества их работы.     
Вот вы какие суммы ассигнований в законопроекте предлагаете? И согласитесь вы   
с моим мнением или нет?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ТЕТЁКИН В. Н. Речь, разумеется, идёт об общем принципе, о том, что действие     
закона должно распространяться на все районы Крайнего Севера и местности,       
приравненные к ним, безотносительно к отдельным территориям, в которых, может   
быть, более эффективно или менее эффективно исполняют свои обязанности          
губернаторы, поэтому в данном случае вести речь о каких-то конкретных           
ассигнованиях не приходится. Речь идёт о том, что вот эти выплаты, северные     
надбавки и коэффициенты, должны быть гарантированы при любых условиях, то       
есть зарезервированы, - речь идёт только об этом. Здесь нет никакой оценки      
действий губернаторов, эффективности работы глав регионов.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сердюк Михаил Иванович.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Я ещё раз благодарю Вячеслава Николаевича за то, что он этот       
вопрос поднял.                                                                  
                                                                                
С технической точки зрения, наверное, тут есть вопросы, но это                  
непринципиально. Сегодня на Севере на повестке дня стоит вопрос номер один:     
зачем мы здесь живём и работаем? Люди не могут ответить себе на этот вопрос.    
Действительно, они отдают здоровье, силы, там резкоконтинентальный климат,      
постоянное давление, постоянно холодно, низкие температуры, дети белого света   
не видят, солнца нет, на юг выехать не могут, и они задаются вопросом: в        
Ханты-Мансийском округе добывается половина российской нефти, мы такие деньги   
здесь зарабатываем, но почему вопрос повышения качества жизни становится с      
каждым днём всё актуальнее и актуальнее? И вот в этом я абсолютно согласен с    
коллегой Тетёкиным, потому что он поднял правильный вопрос - постоянно идут     
такие посылы: как бы эти деньги выкачать.                                       
                                                                                
С технической точки зрения тут тоже возникает вопрос, потому что закон о        
консолидированных группах налогоплательщиков нанёс непоправимый урон бюджетам   
северных территорий. В частности, Ханты-Мансийский округ, по средним оценкам,   
потерял за пятилетний период 60 миллиардов рублей - это фантастические          
средства, которые действительно могли пойти на социально-экономическое          
развитие и обеспечить качество жизни людей на территории. Я вас уверяю, что     
ни в одной уважающей себя стране нет такого парадокса: территория-кормилец,     
которая зарабатывает деньги для всей страны, - всё-таки практически каждый      
человек, который заходит в Интернет, смотрит, какова сегодня цена на нефть, -   
остаётся обделённой, именно та территория, которая деньги зарабатывает! Это,    
конечно, абсолютно неправильно.                                                 
                                                                                
Что касается всё-таки того вопроса, который я задал. Ну, Вячеслав Николаевич    
поскромничал, я бы давал оценку деятельности руководителей территорий.          
Уровень обеспеченности, коэффициенты могут быть одинаковые, но у одного         
губернатора ситуация бедственная и антирейтинг - 44 процента, а другого         
губернатора уважают, понимая, что он добивается меньшими ресурсами совершенно   
других результатов, и это вопрос первостепенный, поэтому не стоит исключать     
возможность того, что, даже введя какие-то коэффициенты, мы можем получить      
абсолютно неприемлемую ситуацию на территории. Есть субъекты, в которых и       
нефти-то добывается мизер, а результаты социально-экономического развития       
гораздо выше: и заводы, и предприятия открываются и развиваются (мы с вами      
знаем названия этих субъектов Федерации). Здесь, конечно, вопрос не в           
коэффициентах, и мы, в целом поддерживая вашу идею, считаем, что на             
территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые действительно дают      
деньги и где люди теряют своё здоровье, они должны иметь гарантии, иначе мы     
получим депопуляцию населения и завтра наша территория будет заселена кем       
угодно, только не теми людьми, которые отдали свои силы и здоровье ради         
развития нашей страны.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шудегов Виктор Евграфович.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я также поддерживаю данный законопроект и хочу отметить,     
что действительно не случайно были введены определённые коэффициенты для тех,   
кто проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.        
Достаточно сказать, что там в отличие от наших южных регионов - Сочи, Крыма -   
нужно иметь тёплую одежду, что уже требует дополнительных расходов, кроме       
того, выше расходы на отопление, освещение - вот где-то в Крыму можно не        
отапливать, а здесь нужно чуть ли не круглый год тратить на это деньги. Ну,     
естественно, световой день тоже здесь отличается, питание - нужны               
дополнительные калории.                                                         
                                                                                
Но самое главное - коэффициенты нужны для того, чтобы привлечь туда наших       
граждан для работы, для этого они были введены в своё время, и, в общем-то,     
благодаря им активно привлекалось туда наше население. Я вспоминаю              
студенческие годы, смотрите: стройотряды для работы всегда выбирали именно те   
регионы, где были установлены коэффициенты 100, 200 процентов за одну и ту же   
выполненную работу, и студенты за летний период там достаточно прилично         
зарабатывали, некоторые могли заработать даже столько, сколько здесь            
называлось, и даже могли потом купить себе кооперативную квартиру.              
                                                                                
В связи с этим я считаю, что ни в коем случае мы не должны сокращать            
финансирование, это в конечном итоге приведёт к тому, что у нас эти районы      
останутся без трудовых резервов. Мы видим, что сейчас очень многие уезжают с    
Дальнего Востока, и это в принципе может повториться и здесь, поэтому надо      
принимать все необходимые меры для того, чтобы как можно больше людей туда      
приезжало жить, работать. А что касается отдыха, это всё можно организовать,    
там замечательные места для катания, для охоты, для рыбалки и так далее.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддерживает           
предлагаемый законопроект. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях проживают    
и трудятся граждане на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке, и, конечно же,      
здесь обязательно нужно учитывать не только климатические условия проживания    
и работы, но и стратегические планы развития страны. Мы не можем оставить без   
финансирования наши огромные территории, находящиеся за Уралом, просто          
потому, что прекрасно понимаем, что у нас есть очень динамично развивающийся    
сосед, поэтому, конечно же, здесь требуется особое внимание со стороны          
федерального центра и в первую очередь проведение чёткой государственной        
политики, которая неразрывно связана с финансированием за счёт средств          
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Но, с другой стороны, в похожих условиях могут оказаться и другие регионы       
Российской Федерации. Вот поездите по центральной части страны, пообщайтесь с   
главами муниципалитетов и поймёте, что проблема хронического                    
недофинансирования присуща большинству регионов. Отсутствие финансирования      
развития инфраструктуры, ремонта дорог, строительства мостов дошло уже до       
критической точки, и мы в ближайшее время можем увидеть техногенные и           
человеческие катастрофы, потому что инфраструктура может прийти в такую         
негодность, что эксплуатировать её будет небезопасно. Примеры такие уже есть,   
в Саратовской области упал мост через реку только из-за того, что не хватает    
финансирования, нет денег в дорожном фонде, а федеральный фонд никоим образом   
не помогает. У нас сегодня, наверное, половина населения пользуется             
некачественной водой, потому что нет очистных сооружений, потому что все        
стоки крупных городов фактически прямотоком сливаются в крупные реки, а потом   
из этих же рек мы пытаемся снабжать население питьевой водой - происходит это   
всё из-за того, что просто нет финансирования. У нас нарушен баланс в           
межбюджетных отношениях. Давайте дадим субъектам дополнительные источники       
финансирования для обеспечения их жизнедеятельности, давайте всё-таки           
подумаем о том, какие нам изменения, может быть, внести в Налоговый и           
Бюджетный кодексы, сегодня регионы просто не могут без дополнительных           
источников финансирования, в том числе из федерального бюджета.                 
                                                                                
Я думаю, что коллеги подняли важную проблему и поддержать законопроект нужно,   
но надо обратить внимание и на другие регионы. Когда комитет, правительство     
говорят о том, что здесь есть некоторое неравноправие субъектов, регионов,      
то... (Микрофон отключён.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. ...мне кажется, было бы полезно обратить внимание на позицию       
правительства по выделению средств из федерального бюджета одной из             
кавказских республик - мы ежегодно по 18-20 миллиардов рублей одной строчкой    
в бюджете выделяем одному субъекту Российской Федерации. Вот здесь обидно       
должно быть тем главам субъектов, которые трудятся и реально решают свои        
проблемы на местах, иногда в основном за свой счёт. А тут буквально, так        
сказать, добрым росчерком пера 18-20 миллиардов выделяется абсолютно            
бесцельно, будем говорить, потому что нет никаких целевых показателей и потом   
не отслеживается, для чего эти деньги выделяются, какой эффект достигнут и      
так далее. Вот здесь, конечно, есть неравноправие, и Центральная Россия, и      
Дальний Восток, и Крайний Север с большим удивлением наблюдают, когда такое     
происходит. Вот здесь есть возможности для экономии, есть... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Николаевич, будете выступать? Пожалуйста.                              
                                                                                
ТЕТЁКИН В. Н. Уважаемые коллеги, прежде всего об аргументации комитета по       
бюджету, согласно которой законопроект противоречит принципу единства           
бюджетной системы и равенству бюджетных прав субъектов Федерации. Должен ещё    
раз подчеркнуть, что законопроект не меняет ни одну из норм действующего        
законодательства, поэтому никаких исключений и противоречий в нём нет. Речь     
идёт о сохранении того, что уже существует, и не о субъектах Федерации, а о     
территориях. Вы совершенно правильно сказали, что треть территории нашей        
страны как раз входит в эту зону, - её необходимо сохранить!                    
                                                                                
Теперь что касается сути законопроекта. Вот смотрите, что происходит сейчас     
на северах. Я встречался, говорил с рабочими, с шофёрами, с нефтяниками -       
зарплата у них, вы не поверите!.. В Москве средняя зарплата 32 тысячи рублей,   
а тут у шофёров 25 тысяч, в лучшем случае 30 тысяч рублей, и это при всех       
северных коэффициентах и надбавках. То есть всё очень хитро сделано, чтобы      
понизить зарплату людям: базовую зарплату уменьшают до запредельно низкого      
уровня, условно до 15 тысяч рублей, а всё остальное добирается за счёт          
северных коэффициентов и надбавок. Таким образом, возникает парадоксальная      
ситуация - в данном случае я как бы противоречу сам себе, но я передаю то,      
что слышал, - люди говорят: "Да не надо нам северных коэффициентов и            
надбавок, дайте нам нормальные зарплаты, сделайте так, чтобы у нас были такие   
же зарплаты, как в Центральной России или на юге, - 30, 35, 40 тысяч, тогда     
мы обойдёмся без коэффициентов!" Но если убрать коэффициенты, то произойдёт     
немедленный обвал, просто обвал! Почему? Потому что в этом случае зарплата      
снизится до базовой, от которой отталкиваются при начислении коэффициентов, и   
составит 15-17 тысяч рублей. Кто в здравом уме будет сейчас, по нынешним        
временам, трудиться на Крайнем Севере, где девять месяцев зима и темнота, за    
15-17 тысяч рублей?! То есть в данном случае мы должны обезопасить себя от      
возможного оттока людей с Крайнего Севера, это вопрос национальной              
безопасности. Если наш бюджет на 50 процентов формируется за счёт               
нефтегазовых доходов, то мы не можем рисковать тем, что люди, которые           
добывают эту нефть, вдруг в одночасье хлынут с Севера, потому что у них         
упадёт заработная плата.                                                        
                                                                                
В данном случае законопроект абсолютно невинный - просто гарантировать, речь    
ни о чём другом не идёт, но мы встречаем сопротивление, которое создаёт почву   
для того, чтобы умники в Минфине опять сказали: нет, северяне слишком много     
зарабатывают, давайте-ка урежем их доходы тоже. Это может привести к крайне     
тяжёлым последствиям, поэтому в интересах, опять подчёркиваю, национальной      
безопасности необходимо дать гарантии людям, которые трудятся в тяжелейших      
условиях.                                                                       
                                                                                
Вновь призываю поддержать этот законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что               
законопроект не о том, о чём Вячеслав Николаевич сейчас говорил. Законопроект   
предполагает, что если вдруг будут приниматься решения о сокращении             
ассигнований из федерального бюджета по каким-то программам, то чтобы не        
сокращались ассигнования для районов Крайнего Севера и приравненных к ним       
местностей. Однако хочу вам сказать, что у нас нет взаимоотношений между        
федеральным центром и территориями - у нас есть взаимоотношения между           
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Таких          
субъектов много - у нас десять субъектов, которые относятся к Крайнему          
Северу, и четырнадцать субъектов, территории которых приравнены к Крайнему      
Северу, и все эти территории очень разные. В последнее время у нас девять       
субъектов-доноров, из них пять - это регионы, которые находятся на Крайнем      
Севере: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ,             
Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область.     
Когда мы говорим о том, как строить взаимоотношения между федеральным центром   
и ними, то, конечно, мы должны учитывать, что там другая бюджетная              
обеспеченность, что там существуют районные коэффициенты. Всё, о чём вы         
говорите, учитывается при построении межбюджетных взаимоотношений.              
                                                                                
В то же время у нас есть такие регионы, как Чукотка, Горный Алтай, или          
Республика Алтай, Магаданская область, - их бюджеты формируются при большой     
доле участия федерального бюджета, но для них в трансфертах обычно              
учитывается территориальная отдалённость, большая дисперсность расселения       
населения, длительный отопительный сезон - всё это в нашей формуле              
присутствует. Более того, принят целый ряд программ - о развитии Дальнего       
Востока и Забайкалья, об особых экономических зонах в Магадане и в Карелии,     
принят закон о ТОРах, который тоже этого касается. То есть нельзя сказать,      
что мы не учитываем особенностей проживания на этих территориях, - они          
учитываются. В связи с этим мы считаем, что нельзя делать такую общую запись.   
Представьте, будет нецелевое, неэффективное использование средств, а мы даже    
не сможем эти средства изъять - ну неправильно это в принципе, не               
по-государственному!                                                            
                                                                                
Наш комитет полагает, что если говорить о гарантиях, то они не Бюджетным        
кодексом предусмотрены - все гарантии предусмотрены в федеральных законах. В    
данном случае тот законопроект, который внесли, действительно приводит к        
неравноправности субъектов Российской Федерации - здесь совершенно правильно    
Антон Анатольевич говорил о том, что у нас есть территории и в центре России,   
и на Северном Кавказе, и в Сибири той же, которые действительно не могут        
свести концы с концами, например, бюджет Тывы на 90 процентов формируется за    
счёт федеральных средств, - поэтому нельзя такую общую норму вводить в          
законодательство.                                                               
                                                                                
Комитет и фракция считают, что такой закон принимать нельзя.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5745 по 5761 из 6905
Далее, 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в          
Бюджетный кодекс Российской Федерации".                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.44,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    202 чел.                                          
Не голосовало                 248 чел.55,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.