Заседание № 36

23.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 7724-4 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части представления интересов государства в органах управления хозяйственных обществ; принят в первом чтении 23 января 2004 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1313 по 1314 из 4358
По вопросу 8 докладчик на месте? Где Плескачевский?                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1927 по 1971 из 4358
Вернемся к пункту 8 - это законопроект, принятый в первом чтении и              
предлагаемый к отклонению, - "О внесении изменения в статью 39 Федерального     
закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад     
председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского.       
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги!            
Законопроект, который был внесен в последние месяцы работы предыдущего созыва   
Государственной Думы, включает в себя следующие основные положения. (И          
отклонение обосновывается тем, что Комитет по собственности поддержал           
принятие законопроекта в первом чтении при условии достаточно детальной его     
проработки). Итак, суть законопроекта. Сегодня существует много предприятий,    
доля государства в имуществе которых составляет более 25 процентов и которые    
имеют дочерние предприятия. В этом смысле, чтобы защитить интересы              
государства, предполагалась возможность участия государства в органах           
управления этих дочерних предприятий. Разумеется, руководствуясь такой          
логикой и имея в виду защиту интересов государства, комитет поддержал           
законопроект, но, как оказалось, судя по поступившим поправкам, не смогли       
авторы найти конструкцию, которая вписалась бы в существующие процессуальные    
нормы, в существующие процедурные нормы. Поэтому мы считаем, что законопроект   
невозможно в таком виде принимать во втором чтении, и по этой причине просим    
его отклонить. Прошу поддержать мнение комитета.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович.                                
                                                                                
Будет ли выступать полномочный представитель правительства? Нет. Полномочный    
представитель президента? Нет. Есть ли необходимость выступить представителям   
депутатских объединений? Нет. Тогда определяемся голосованием по данному        
законопроекту. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении             
законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу голосовать.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.74,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 3

23.01.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 7724-4 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части представления интересов государства в органах управления хозяйственных обществ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4235 по 4564 из 4893
Переходим к следующему вопросу, к следующему блоку - это рассмотрение           
законопроектов в первом чтении. 13-й пункт порядка работы - о проекте           
федерального закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О    
приватизации государственного и муниципального имущества". Доклад депутата      
Государственной Думы Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста.                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые депутаты, на ваше рассмотрение в первом чтении    
представлен проект закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального        
закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".            
                                                                                
В соответствии с данным законопроектом государственным и муниципальным          
служащим разрешается входить в состав органов управления и ревизионных          
комиссий хозяйственных обществ, являющихся зависимыми по отношению к            
основному акционерному обществу, акции которого находятся в собственности       
государства или соответствующего муниципалитета.                                
                                                                                
Комитет по собственности рассмотрел данный законопроект, внесенный депутатами   
Гришиным, Резником и Шаккумом, и рекомендовал принять его в первом чтении.      
Заключения правительства на данный законопроект не требуется. Просьба           
поддержать законопроект, представленный депутатами Гришиным, Резником и         
Шаккумом, в первом чтении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович.             
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по собственности      
Виктору Семёновичу Плескачевскому. Пожалуйста.                                  
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Сегодня, мы         
знаем, идет реорганизация монополий, реорганизация РАО "ЕЭС...",                
реорганизация РАО "Российские железные дороги" и возникла коллизия норм         
права, которая позволяет государству иметь в акционерных обществах, вот в       
этих материнских компаниях, и это закреплено законом, свое представительство,   
а вот в дочерних компаниях этих обществ, в зависимых компаниях такое            
представительство по сегодняшнему законодательству невозможно. Поэтому          
законопроект, который предложен вашему вниманию, носит совершенно технический   
характер. Думаю, что с этим согласятся все - с необходимостью в таких случаях   
при построении вертикально интегрированных структур представительства           
государства в дочерних предприятиях. Мы с вами знаем, что по этой причине в     
данной сфере было достаточно много злоупотреблений: через дочерние              
предприятия старались выводить какие-то активы. Поэтому миссия государства -    
надзирать за этим процессом на всех уровнях его формирования. Комитет по        
собственности рассмотрел этот законопроект и предлагает Думе поддержать его в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, у депутатов есть вопросы? Вопросы есть.                             
                                                                                
Я попрошу включить режим записи на вопросы. Покажите результаты записи.         
                                                                                
Записались пять депутатов. Я думаю, что мы сможем выслушать их вопросы.         
Пожалуйста, первый - депутат Жириновский, приготовиться депутату Руденскому.    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к депутату Резнику, ну и, Виктор Семёнович,     
вы тут немножко обмолвились, что чисто технический вопрос. Это как раз очень    
политический вопрос - чтобы наше государство было представлено во всех          
структурах. Я бы это не называл хозяйственными обществами, я бы лучше сказал:   
хозяйствующие субъекты. А вы как-то так это: а, какое-то государство, ну        
ладно, разрешим ему присутствовать и в дочерних предприятиях. Наоборот, вы      
должны сказать, что наконец мы наводим порядок, чтобы и государство             
участвовало везде там, где дело касается приватизации.                          
                                                                                
К вам, Владислав Матусович. Вот в этом же зале я поднял вопрос о том, чтобы     
позволить представителю государства присутствовать на собрании в Братске,       
когда шли споры между ЦБК по нашей стране, и вы дали команду не голосовать за   
это. Я просто хочу вас как бы поправить, чтобы у нас правильная была позиция.   
Вот сейчас вы докладываете закон о том, чтобы интересы государства были         
представлены там, где дело касается приватизации государственного и             
муниципального имущества, а, когда я поднял вопрос конкретный по ситуации,      
где внаглую частники не допустили представителя государства на собрание         
акционеров, вы раз - и проголосовали тогда против.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос задан.                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутату Резнику включите микрофон.                                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я не помню, чтобы я давал какие-нибудь   
команды голосовать или не голосовать, потому что команд я, естественно, и       
давать бы не мог, но я, конечно, понимаю, о чем говорит наш коллега             
Жириновский, - он говорит о корпоративном конфликте, который, по-моему,         
разбирался в комитете у Виктора Семёновича Плескачевского, и Виктор             
Семёнович, я думаю, даст справку по этому поводу. Если можно, даже сейчас,      
хотелось бы услышать ее.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Ну, тут два вопроса было задано. Первое, Владимир           
Вольфович, я уверен, что вам показалось, что я недооцениваю роль государства    
в управлении государственной собственностью. Если необходимо, я могу            
уточнить.                                                                       
                                                                                
В части, касающейся этого конфликта. Действительно, Комитет по собственности    
разбирал его очень детально и очень подробно, но, насколько мне известно...     
Вот по вашему замечанию, что государство не допустили, - не государство не      
допустили, а не допустили чиновника с неподготовленным документом. Так, во      
всяком случае, это было в материалах рассматриваемого нами дела: с              
неподготовленными документами пришел на собрание - была оспорена его            
доверенность, поручающая ему от имени государства участвовать в этом            
собрании.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович, говорите в микрофон.                    
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Неловко отвечать, стоя спиной.                              
                                                                                
Лицами, организовавшими собрание, была оспорена доверенность, на основании      
которой конкретный чиновник, конкретное лицо, не государство вообще -           
чиновник пришел голосовать на это собрание. И на первых этапах, вот когда она   
была оспорена, насколько я знаю, органы власти не возражали, они признавали     
несовершенство этого документа. Потом опять возник очередной виток спора,       
были отозваны все эти мнения государства, согласные с решением собрания         
акционеров, и этот вопрос уже превратился фактически в политику. То есть у      
государства было право участвовать, но конкретный чиновник приехал с            
недооформленным документом, и ему в этом отказали.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопрос депутата Руденского. Подготовиться депутату Штогрину.        
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Виктор Семёнович, у меня два вопроса, если можно. Там, где касается             
собственности государства, стопроцентной собственности государства, - это       
понятно. Всё, что касается РАО "ЕЭС..." и "Газпрома", тоже понятно. Но это      
коснется, как мы считаем, миллионов других предприятий, поэтому у меня два      
вопроса. Каким должен быть процент акций государства в акционерном обществе,    
чтобы вводить своего представителя в аффилированную структуру, - одна акция     
или блокирующий пакет и так далее? И второй вопрос. Например, ООО, которому     
принадлежит какое-то акционерное общество или которое входит в акционерное      
общество, там нет ни совета директоров, там нет ревизионной комиссии, - в       
каком качестве и как будут входить представители органов государственной        
власти в это предприятие? И вообще как на практике это будет происходить?       
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо за вопрос. К сожалению, субъекты права              
законодательной инициативы не описали вот эту градацию процентов, в             
соответствии с которой государство может делегировать государственным           
чиновникам право представлять его интересы в дочерней компании. Не установлен   
порядок, в каком случае и как это делается. И вы совершенно правы в части,      
касающейся ООО, обществ с ограниченной ответственностью, а такие могут быть и   
даже в некоторых случаях должны быть, потому что нельзя применять форму         
открытого акционерного общества небольшим предприятиям - там вообще нет         
органов, аналогичных совету директоров. Именно поэтому Комитет по               
собственности предлагает принять законопроект в первом чтении, он               
поддерживает его концепцию при условии доработки указанных направлений в том    
числе.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Штогрин. Подготовиться депутату Агееву.                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо. У меня три вопроса к автору - к Резнику.                               
                                                                                
Владислав Матусович, во-первых, я хотел бы знать, к каким обществам это будет   
относиться: ко всему спектру или только к открытым? Второй вопрос: о каких      
органах управления речь идет? И третий: это будет, вообще, порядок              
разрешительный или обязательный? Потому что если разрешительный, то могут не    
счесть необходимым вводить туда своих людей, и контроля не будет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутату Резнику включите микрофон.                                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Иванович, я начну с третьего вопроса.      
Безусловно, этот порядок будет не обязательный, а разрешительный. Что же        
касается первых двух ваших вопросов, Сергей Иванович, то я считаю, что вы,      
безусловно, совершенно правильно ставите вопрос. Мы, как субъекты права         
законодательной инициативы, ставили только концептуально вопрос о               
необходимости участия государства и в зависимых обществах, поэтому ко второму   
чтению, я думаю, мы со всеми заинтересованными коллегами подготовимся и         
совместно ответим на все эти вопросы.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Агеева. Приготовиться депутату            
Кузнецову.                                                                      
                                                                                
АГЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Виктор Семёнович, уважаемые депутаты,   
коллеги! На самом деле вопрос очень серьезный. Мы рассматривали его в           
Комитете по собственности, только, Виктор Семёнович, мы, по-моему,              
рекомендовали депутатам принять его в первом чтении и в целом. Вы сказали       
сейчас только о первом чтении. Поясните, пожалуйста. Вопрос в том, что либо     
он уже в ближайшее время начнет действовать, либо мы будем его принимать во     
втором и в третьем чтениях и проходить все процедуры.                           
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо за вопрос. Комитет рассматривал и такой вариант,    
и другой вариант. По думской процедуре он рассматривается в первом чтении и     
потом мог бы рассматриваться в целом, но в законопроекте, как уже совершенно    
справедливо говорилось, есть отдельные неточности, которые могут позволить      
чиновникам трактовать закон по-своему, и это вызовет новую волну                
злоупотреблений. Мы постараемся, чтобы проект был в кратчайшее время            
подготовлен ко второму чтению, это будет короткая рассылка, все желающие        
принять участие в этой работе смогут это сделать, внести необходимые            
уточнения. Затем мы рассмотрим законопроект на пленарном заседании во втором    
чтении и тут же, скорее всего, в третьем, потому что мы постараемся             
подготовить его и ко второму, и к третьему чтениям.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Кузнецову Виктору Егоровичу.             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня такой вопрос. На заре формирования бирж, банков,          
акционерных обществ вот эти друзья, которые создавали данные структуры,         
активно пошли в органы власти, с тем чтобы хоть каким-то образом их в совет     
директоров, в соучредители записали, и антимонопольное законодательство в то    
время жестко запретило вот такой волюнтаризм, потому что преследовалась         
обыкновенная цель - купить чиновника, тот садился и делал всё, что              
необходимо, для этой структуры за счет государства, с помощью органов власти.   
Предлагаемая норма закона вот при всем том, что здесь записано: "в порядке,     
установленном законодательством Российской Федерации... входить в состав        
органов управления", не предусматривает никакой нормы об ответственности, о     
порядке принятия решения, о подчиненности этого человека, который...            
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый коллега, тогда мне придется, отвечая на ваш       
вопрос, пересказывать нормы всего закона "Об акционерных обществах", где эти    
полномочия оговорены, и если речь идет, допустим, о представителях в советах    
директоров не лицаў, а компании, то её представитель делегируется. Ровно так    
же поступает и государство. Ответственность конкретного лица перед              
государством, как делегировавшим представителя в конкретное ОАО,                
оговаривается специально в компетенциях, в доверенностях, в нормативных         
документах ведомства или органа власти, который делегировал туда лицо. Дума     
законом регламентировать поведение чиновника в структуре ведомства не может.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Я обращаюсь к депутатам: есть ли желающие выступить? Есть   
один. Тюлькин Виктор Аркадьевич - от фракции КПРФ. Пожалуйста.                  
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Докладчик справедливо, наверное, сказал, что для реализации       
этого проекта не потребуется дополнительных средств из бюджета. Я думаю,        
честнее было бы сказать, что следует ожидать соответствующих недопоступлений    
в бюджет. Если бы авторы законопроекта были действительно заинтересованы в      
пополнении бюджета, они вносили бы проект закона о повышении эффективности      
управления со стороны государства государственной собственностью. В данном      
случае у нас ресурсов не хватает для контроля над крупными кусками, над почти   
монополистами, а сейчас предлагается распылить эти усилия на тысячи, может      
быть, сотни тысяч дочерних там, вторых производных, третьих и так далее...      
Это не приведет ни к чему, кроме как к увеличению злоупотреблений, коррупции    
и так далее, и тому подобное. За данный законопроект, мы считаем, голосовать    
нельзя.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - депутат Резник. Потом депутат Малышкин.                            
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я по мотивам голосования.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Виктор Аркадьевич, на сегодняшний день            
государство имеет представителей в основном акционерном обществе, и это         
основное акционерное общество учреждает, допустим, стопроцентную "дочку" или    
пятидесятипроцентную "дочку", и государство вмешаться в управление этим         
активом уже не может. Я, наоборот, призываю всех проголосовать за принятие      
концепции этого закона, потому что это дает возможность более эффективно        
управлять госсобственностью.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Малышкину Олегу Александровичу.                   
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. По мотивам голосования.                                          
                                                                                
Абсолютно не проработан вопрос о государственном представителе.                 
Государственному представителю отводится роль попугая: он там сидит и ничего    
не решает, он только может своими рычагами как-то на комитет по собственности   
повлиять. А именно в этом положении закона ничего о его роли не говорится.      
Значит, нужно, чтобы какие-то нормативные обязанности, меры какие-то были,      
чтобы государственный представитель действительно влиял на принятие решения,    
а то, получается, он никто, просто почетный гость. Абсолютно недоработан        
законопроект в этой части.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступили представители трех фракций. У "Родины" есть желание выступить? Нет.   
Есть ли желание выступить у представителя президента и у представителя          
правительства? Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                       
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! К сожалению,   
с этим законопроектом произошли непонятные манипуляции, и розданы два текста,   
поэтому мы и просили принять только в первом чтении. Но вы сейчас должны        
определиться, за какой текст вы будете голосовать. Тексты различаются, и        
поэтому надо понять... Или авторы определятся, или палата должна                
определиться, за какой текст голосовать - за первый или за второй.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роздан новый текст, он помечен: "Взамен          
розданного ранее". Здесь предлагается принять в первом чтении. Есть еще         
какие-то комментарии? Есть ли необходимость докладчику или содокладчику         
прокомментировать? Пожалуйста, Плескачевский.                                   
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Я никак не могу согласиться с мнением Александра            
Алексеевича по поводу манипуляций. Законопроект поначалу был подготовлен и к    
первому, и к третьему чтениям, поэтому к третьему чтению комитет имеет право    
вместе с Правовым управлением сделать лингвистическую экспертизу. Это,          
конечно, отражает некоторую нечистоту текста внесенного, но эту работу мы       
сделали за авторов. По этой причине два текста. Но мы убеждали авторов и        
нашли общий язык в том, что есть необходимость детализации норм права в         
законопроекте, для того чтобы предотвратить злоупотребления. Поэтому,           
договорившись, мы раздали в зале второе постановление, в котором предлагаем     
принять только в первом чтении. И именно об этом сейчас и шла речь, никакой     
манипуляции нет и быть не может.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У нас есть проект постановления Государственной Думы о проекте федерального     
закона "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О приватизации    
государственного и муниципального имущества", в котором предлагается принять    
этот законопроект в первом чтении. Прошу депутатов определиться голосованием.   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки? Кто не проголосовал? Нет.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против           13 чел.2,9%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят в первом чтении. Спасибо.