Заседание № 262

21.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 770483-8 "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4396 по 4609 из 5864
Коллеги, сейчас рассмотрим 11-й вопрос. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях". Доклад официального представителя            
правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Елены Анатольевны           
Ардабьевой.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию проект           
федерального закона разработан в соответствии с мартовским поручением Совета    
Безопасности Российской Федерации.                                              
                                                                                
Законопроект направлен на усиление административной ответственности за          
пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики,            
пропаганда или публичное демонстрирование которых законодательно запрещены,     
например нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций.        
Имеющиеся статистические данные свидетельствуют об увеличении количества        
обозначенных правонарушений, однако доля фактически взысканных и уплаченных     
добровольно сумм штрафов по ним имеет тенденцию к сокращению.                   
                                                                                
В связи с этим статью 20.3 Кодекса об административных правонарушениях          
Российской Федерации предлагается дополнить наказанием в виде обязательных      
работ, что позволит обеспечить неотвратимость наступления ответственности и,    
как следствие, повысить эффективность противодействия соответствующим           
правонарушениям.                                                                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад сделает Отари Ионович Аршба.                                           
                                                                                
АРШБА О. И. Уважаемые коллеги, заместитель министра чётко доложила о            
ситуации. Я просто хотел сказать, что взимаемость административных штрафов по   
этому правонарушению оставляет желать лучшего, была предложена дополнительная   
мера - 100 часов работ.                                                         
                                                                                
Но вот я сегодня услышал от коллеги Цунаевой очень интересную мысль, что этих   
провинившихся товарищей следовало бы отправлять на работы по ремонту            
памятников нашим погибшим военным, по восстановлению могил на Пискарёвском      
кладбище, на прочие подобного рода работы - может быть, они там подумали бы     
над своим поведением. Понятно, что это в законопроект не включить, но           
подзаконными актами, практикой судов этого можно будет добиться.                
                                                                                
Комитет поддерживает это решение и просит палату его поддержать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемая Елена Анатольевна, если мы идём по пути усиления карательной          
политики государства в данной сфере, что совершенно обоснованно, может быть,    
наряду с введением обязательных работ увеличить размер административного        
штрафа? Как вы считаете?                                                        
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо, Анатолий Борисович. Когда мы разрабатывали             
законопроект по поручению Совета Безопасности, мы как раз смотрели статистику   
Верховного Суда. Сейчас административные штрафы установлены и в первой части,   
и во второй части статьи 20.3 КоАП, но, к сожалению, статистика с 2019 года     
по текущий год свидетельствует об уменьшении добровольно уплаченных сумм        
штрафов лицами, которые привлечены к ответственности по статье 20.3. Для того   
чтобы эти лица не уклонялись от уплаты, ну, от ответственности в виде уплаты    
административного штрафа, - многие уклоняются, добровольно не очень много       
оплачивают, примерно только 30 процентов оплачивают добровольно, - и было       
решено ввести альтернативный вид наказания в виде обязательных работ.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чемерис Роза Басировна.                                   
                                                                                
ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Елена Анатольевна, по информации Судебного департамента при           
Верховном Суде в 2023 году по сравнению с тем же 2019 годом число лиц,          
подвергнутых наказанию по рассматриваемой статье, увеличилось почти в 2 раза,   
при этом в 90 процентах случаев назначалось наказание в виде                    
административного штрафа, то есть административному аресту в итоге было         
подвергнуто лишь 10 процентов.                                                  
                                                                                
В связи с этим вопрос: каким образом введение дополнительного наказания в       
виде обязательных работ повысит эффективность противодействия соответствующим   
правонарушениям?                                                                
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Прежде всего, хотелось бы привести статистику, которую мы       
запрашивали у Судебного департамента при Верховном Суде и у Верховного Суда,    
и с 2022 года они отметили увеличение практически в 2 раза количества таких     
административных правонарушений, то есть в 2019 году было 2388 таких            
правонарушений, в 2023 году стало уже 5163 таких правонарушения. С 2022 года    
ведётся статистика по двум статьям КоАП одновременно - 20.3 и 20.3-1            
"Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого              
достоинства", - поэтому рост значительный. По двум статьям сразу статистика     
представлена, с 2022 года не считают отдельно по каждой статье.                 
                                                                                
И, как я уже сказала в докладе и при ответе на вопрос Анатолия Борисовича,      
штраф не платят добровольно, взыскать его тяжело. Не взыскиваются эти штрафы    
в судебном порядке, вернее, судебными приставами, поэтому решено ввести         
альтернативное наказание, от которого сложно уклониться. Административный       
арест назначается не так часто, в основном административный штраф назначается   
по статье 20.3. Сейчас будет альтернатива - обязательные работы. Судебными      
приставами эти работы будут запрашиваться по месту жительства, в тех            
муниципалитетах, где проживают правонарушители, и, соответственно, их можно     
будет всё-таки привлечь к ответственности.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович.                         
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Вопреки анекдотам про мою память, я всё-таки не уверен, какие именно виды       
показа исторических материалов с противоправной символикой выведены из-под      
действия этого закона. Опасаюсь, что, если мы сейчас за это проголосуем, нас    
ждёт очередное издание школьных учебников, по которым школьники вообще не       
будут знать, какие, собственно, эмблемы запрещено показывать, по телевизору     
будут показывать "Обыкновенный фашизм" Ромма с заретушированными знамёнами      
или его вообще побоятся показывать после нового ужесточения наказания. Вот      
хотелось бы уточнить, распространяется ли до сих пор... (Микрофон отключён.)    
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо за вопрос. Мы же не меняем состав этого                 
административного правонарушения, то есть диспозицию этой статьи мы не          
меняем. Мы меняем только санкцию, вводя дополнительное альтернативное           
наказание. И сейчас в статье 20.3 КоАП есть примечание о том, что положения     
этой статьи о пропаганде, публичном демонстрировании, а также изготовлении      
или сбыте, приобретении в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики      
или символики не распространяются на случаи использования такой атрибутики      
или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской               
атрибутикой, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма   
и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и     
экстремистской идеологии. Таким образом, если такая атрибутика будет            
использована, например, в какой-то просветительской литературе не в целях       
пропаганды, тогда и не будет привлечения к ответственности по статье 20.3       
КоАП.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович.                                
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Елена Анатольевна, вопрос такой. Вы ратуете за то, чтобы применять              
обязательные работы, но надо отметить, что их исполнение, к сожалению, не во    
всех случаях контролируется. Особенно нет контроля за фактическим исполнением   
вот этих самых обязательных работ, то есть человек может числиться, но не       
являться, не трудиться, не работать. Может быть, правительство намерено         
что-то изменить в этой сфере, в практике применения этой меры? Ну тогда,        
возможно, и есть смысл её здесь внедрять. Если есть какая-то статистика,        
расскажите, пожалуйста, нам. Средства массовой информации говорят, что всё не   
так уж благополучно.                                                            
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо за вопрос. По нашей информации и по имеющейся           
практике и статистике, такие решения, вынесенные судом по статье 20.3,          
исполняются судебными приставами по месту жительства людей, привлечённых по     
этой статье, судебные приставы регулярно контролируют исполнение обязательных   
работ этими лицами, посещают места, где они должны отбывать обязательные        
работы. И у нас в соответствии с частью 4 статьи 20.25 КоАП предусмотрена       
ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ: уклонение от      
отбывания обязательных работ влечёт наложение административного штрафа в        
размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей - это очень существенный штраф для     
этих граждан - или административный арест на срок до 15 суток.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Куринный Алексей Владимирович.               
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Хотел бы вопрос задать, Александр Дмитриевич.                    
                                                                                
Уточните всё-таки: вот не выполняют они, не платят штраф - почему не повысить   
штрафы, вместо того чтобы сейчас дополнительно озадачивать судебных             
приставов, которые будут ходить ловить кого-то, возбуждать по новой статье,     
возможно? Арестом в данном случае государство само себя наказывает, потому      
что надо содержать, надо кормить, надо охранять этого товарища, который будет   
сидеть 15 суток. Почему речь идёт не об увеличении штрафов простом, понятном?   
От штрафа никуда не денешься, так или иначе он будет висеть, захочешь что-то    
купить, где-то заработать - в любом случае судебное решение, судебный штраф     
найдёт этого человека.                                                          
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Алексей Владимирович, я уже приводила статистику: с каждым      
годом штрафы по этой статье всё меньше и меньше уплачивают правонарушители.     
Взыскать с них тоже проблематично. Да, штраф на них висит, но, получается,      
они ответственности никакой не несут, если административный штраф не            
уплачивают. А альтернативное наказание в виде обязательных работ - это хотя     
бы можно проконтролировать, и уклониться от них достаточно проблематично, ещё   
и штраф можно получить, и уже не такой, какой они сейчас получают.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представители президента,            
правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", пункт 11.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.