Заседание № 257

12.12.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 770471-8 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации" (в части формирования и ведения единого реестра продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи населению, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих резерв мощностей для производства указанной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3141 по 3366 из 5379
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5        
Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации".      
Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра        
промышленности и торговли Михаил Николаевич Юрин.                               
                                                                                
ЮРИН М. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,       
заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится     
законопроект, предусматривающий оптимизацию полномочий федерального органа      
государственной власти в области обеспечения биологической безопасности.        
Законопроектом предусматривается возможность введения единого реестра           
продукции, необходимой для обеспечения биобезопасности и организации оказания   
медицинской помощи населению, а также предприятий по производству такой         
продукции. Анализ правоприменительной практики указывает на целесообразность    
формирования и ведения указанного единого реестра, а также на необходимость     
замены используемого в действующей редакции термина "предприятия" на термин     
"юридические лица и индивидуальные предприниматели". Целесообразность           
объединения двух реестров и уточнения субъектов, относящихся к предприятиям,    
также определена правительством, в том числе председателем Правительственной    
комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Татьяной           
Алексеевной Голиковой.                                                          
                                                                                
Таким образом, данная инициатива направлена на консолидацию всех сведений,      
необходимых органам государственной власти, в рамках одного ресурса и на        
повышение эффективности планирования и оценки мероприятий по противодействию    
биоугрозам.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Айдын Николаевич Сарыглар.                               
                                                                                
САРЫГЛАР А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже было отмечено, проектом     
федерального закона предлагается уточнить полномочия федеральных органов        
государственной власти в области обеспечения биологической безопасности.        
Несмотря на то что данная статья уже частично менялась, анализ                  
правоприменительной практики показал целесообразность формирования и ведения    
единого реестра. Данные изменения направлены на совершенствование и             
реализацию полномочий федеральных органов государственной власти в области      
обеспечения биологической безопасности, они помогут оптимизировать и            
упростить работу. Объединение реестров позволит получать необходимую            
информацию из одного источника, что облегчит процесс её поиска, а также         
приведёт к повышению эффективности и улучшению качества обработки данных.       
                                                                                
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Комитет   
по охране здоровья рекомендует принять законопроект в первом чтении. Просим     
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айдын Николаевич.                                
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Записывайтесь, коллеги, кто хочет задать вопрос.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Метшин Айдар Раисович, пожалуйста.                                              
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Михаил Николаевич, хотел бы, чтобы вы уточнили. Вот относительно недавно, а     
точнее 1 сентября 2024 года, вступил в силу закон о создании двух разных        
реестров, и вот уже сейчас предложение принять единый реестр. С чем это         
связано? Практика показала неэффективность, необходимость совершенствования,    
в чём причина такой необходимости?                                              
                                                                                
ЮРИН М. Н. Айдар Раисович, спасибо за вопрос. Основное изменение, которое       
сейчас мы вносим, - мы уточняем термин "предприятие". У нас было поручение,     
мы сделали реестр продукции и должны были сделать реестр предприятий, но с      
точки зрения юридической практики это было некорректно - "предприятие",         
поэтому сейчас вводится термин "юридические лица и индивидуальные               
предприниматели". Соответственно, у нас сейчас появится реестр юридических      
лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут производить, и реестр      
продукции, которую они будут производить.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Михаил Николаевич, у меня к вам ряд вопросов. Вот скажите,            
пожалуйста, реестры, которые были до этого, будут обновлены в соответствии с    
принимаемым законом или они будут формироваться с нуля по каким-то новым        
критериям? Предлагаемый реестр будет в электронном виде? Будет ли к нему        
общий доступ? Далее, предприятия, которые в него включены, будут об этом        
проинформированы и является ли это основанием считать, что эти предприятия      
являются благонадёжными?                                                        
                                                                                
ЮРИН М. Н. Михаил Сергеевич, реестры будут обновлены, туда будут добавлены      
предприятия. Сейчас уже есть реестр продукции, он разработан, и он будет        
выложен в государственной информационной системе промышленности, к нему будет   
открытый доступ, и, конечно же, производители продукции, предприятия будут      
уведомлены об этом.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Михаил Николаевич, рассматривая данный вопрос с точки зрения          
обеспечения биологической безопасности, важно уточнить, как именно единый       
перечень продукции и производителей лекарств позволит обеспечить                
своевременное реагирование на биологические угрозы. Позволит ли это, к          
примеру, оперативно нарастить выпуск необходимых препаратов при эпидемиях,      
регулировать цены на лекарства и так далее?                                     
                                                                                
ЮРИН М. Н. Анатолий Борисович, безусловно, в перечне будет содержаться          
информация не только о лекарствах, но и о всех материально-технических          
ценностях, которые необходимы для реагирования на возникновение биологических   
угроз. Данная информация будет постоянно актуализироваться в зависимости от     
модели угроз, это разрабатывается Минздравом совместно с Роспотребнадзором,     
предполагается постоянная актуализация и дополнение, наполнение этих            
перечней.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Михаил Николаевич, я проводил "круглый стол" на тему обеспечения      
биологической безопасности в связи с таянием вечномёрзлых грунтов. Эксперты     
констатировали, что при таянии вечномёрзлых грунтов могут быть угрозы           
биологической безопасности в связи с тем, что могут растаять старые             
могильники с заразными заболеваниями и могут появиться ранее неизвестные        
бактерии. Вот кто будет определять, какие предприятия вносить в реестр? Дело    
в том, что нужны будут не только медики, но и, например, предприятия, которые   
сохраняют вечную мерзлоту. И будут ли какие-то преференции предприятиям,        
включённым в этот реестр?                                                       
                                                                                
ЮРИН М. Н. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Я всё-таки думаю, что наши       
перечни в этом федеральном законе - это про материальные ценности,              
необходимые для борьбы с биологическими угрозами, и про предприятия, которые    
могут это производить, их мощности и возможности по производству.               
                                                                                
Что касается таяния вечной мерзлоты, я не являюсь экспертом в этом вопросе.     
Думаю, если система, которая выстроена у нас на уровне правительственной        
комиссии... Есть модель угроз, в соответствии с моделью угроз есть              
биологические риски, необходимость реагирования на эти риски создаёт            
потребность в силах и средствах. Соответственно, вот в рамках этой модели всё   
это будет протянуто. И конечно же, необходимая продукция и предприятия,         
которые должны будут обеспечить безопасность, будут в эти реестры включены.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Михаил Николаевич, разъясните, пожалуйста, смысл создания        
объединённого реестра. Что это - реестр как инструмент реализации госполитики   
или просто информационная база? Я поясню. У нас в законодательстве уже есть     
понятие реестра. Ну, к примеру, есть реестр организаций отдыха и                
оздоровления, и организации, которые не вошли в этот реестр, вообще не имеют    
права на такую деятельность. Вот будет ли ваш реестр тоже иметь такую           
социальную значимость, как, предположим, тот реестр, о котором я только что     
сказала?                                                                        
                                                                                
ЮРИН М. Н. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Я считаю, что, безусловно,    
этот реестр будет играть такую роль, потому что мы будем знать, какая           
продукция каким предприятием в каком объёме производится, и в случае            
возникновения рисков в части биологической безопасности мы сможем               
своевременно на это реагировать. Сейчас у нас в принципе такая информация       
нигде не консолидирована.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, эти решения принимались по итогам в том числе                
парламентского расследования по факту деятельности биолабораторий Пентагона     
на Украине, и с 1 сентября должны были начать работать оба реестра. Я так       
понимаю, сейчас идея - объединить их. Скажите, пожалуйста, как быстро и         
оперативно вы сможете провести эту работу? И правительству надлежало            
разработать порядок ведения самих этих реестров, для того чтобы было            
понимание о процедурах наполнения их информацией. Как вы далее намерены         
выстраивать эту работу? В какие сроки? И с учётом того, что у нас были ещё      
дополнительные рекомендации по взаимодействию с другими органами,               
уполномоченными по вопросам безопасности, скажите, как вы будете решать         
вопросы межведомственного взаимодействия?                                       
                                                                                
ЮРИН М. Н. Ирина Анатольевна, действительно, реестр продукции уже разработан,   
правила ведения реестра продукции разработаны. У нас на площадке Минпромторга   
работа организована, есть экспертная группа, которая собирает реестр            
продукции. Но когда мы вносили изменения в закон, мы столкнулись с              
юридической проблемой, связанной с понятием предприятия, как было написано в    
поручении, именно поэтому мы сейчас вышли с инициативой дополнить этот          
федеральный закон. Соответственно, после принятия закона мы оперативно внесём   
эту информацию, потому что фактически мы её уже собираем. Дальше                
взаимодействие будет организовано, как я уже сказал, на площадке                
правительственной комиссии. Есть разработанная модель угроз, в соответствии с   
моделью угроз будут наполнены эти перечни, и они постоянно будут                
актуализироваться.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич.                               
                                                                                
Айдын Николаевич, спасибо. Присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.