Заседание № 262
17.11.2015
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 770380-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5128 по 5241 из 7439
32-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, суть проекта федерального конституционного закона чрезвычайно проста, этот вопрос фракция ЛДПР уже поднимала в ходе обсуждения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в тот день, когда мы утверждали в этой должности Эллу Александровну Памфилову. Напомню вам, что Регламент Государственной Думы предполагает голосование за проекты постановлений и принятие решений в основном простым большинством голосов, абсолютным большинством - 50 процентов плюс один голос, за исключением постановления Государственной Думы об объявлении недоверия президенту, об импичменте, то есть в нашем Регламенте преобладает простое большинство как механизм, критерий принятия решений по ключевым вопросам, находящимся в компетенции Государственной Думы, что закреплено в Конституции Российской Федерации. Однако есть в Регламенте норма, согласно которой в список для тайного голосования включаются кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, получившие не менее двух третей голосов депутатов Государственной Думы. На наш взгляд, эта норма абсолютно нелогичная, чрезмерно жёсткая. Норма о квалифицированном большинстве при предварительном голосовании для принятия решения по существу представляется нам необоснованной, и с этой самой трибуны Владимир Вольфович Жириновский говорил, что необходимо привести положение Регламента в соответствие с практикой в аналогичных случаях, когда мы по кадровым вопросам принимаем решения за или против той или иной кандидатуры простым большинством голосов. На наш взгляд, заключение комитета по конституционному законодательству не вполне логично - с точки зрения не только юридической, но и просто формальной логики, - поскольку от инициативы по предложению кандидатуры на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации до итогового решения проходит несколько процедур. Первое, собственно инициатива. Субъект права законодательной инициативы в этом вопросе определён федеральным конституционным законом: довольно широкий круг субъектов наделён правом предлагать кандидатуру на должность уполномоченного по правам человека. Второе, Госдуме необходимо принять решение о включении кандидатуры уполномоченного в бюллетень для голосования двумя третями голосов. И третье, собственно решение по кандидатуре, одной-единственной, которое принимается большинством голосов. Таким образом, на наш взгляд, ущемляется право, например, политической партии, представленной в нижней палате парламента, на волеизъявление путём подачи голосов за своего кандидата, так как он был отсеян на стадии предварительного голосования. Эта драконовская мера, норма была принята в довольно конкретной исторической ситуации, в период, когда в Думе первого созыва большинство не было сформировано, так называемой партии власти как таковой не было, было несколько небольших фракций, представлявших собой серьёзную политическую силу, на которую опиралось правительство, опирался президент, чтобы отсеять кандидатуры других политических партий, чтобы у оппозиции не было возможности довести до итогового голосования свои кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека. На наш взгляд, эту несправедливость необходимо устранить, поскольку мы пребываем уже в совершенно иной исторической ситуации, сейчас, наоборот, взят курс на либерализацию не только уголовного, но и политического законодательства, в рамках которого всё больше и больше расширяется спектр возможностей для различных субъектов политического процесса. И фракция ЛДПР предлагает наделить Государственную Думу правом формировать список из кандидатов на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации простым большинством и итоговое решение принимать тоже простым большинством. Здесь мнения могут разделиться, и на этот случай есть простая, двухтуровая система: во второй тур голосования выходят две кандидатуры, которые набрали наибольшее число голосов, и во втором туре других вариантов быть уже не может; остаются всего две кандидатуры, одна из них наберёт необходимое, абсолютное большинство голосов депутатов, и по этой кандидатуре будет принято решение. Дорогие друзья, это абсолютно здравый, логически и юридически выверенный подход. Мы с заключением комитета в большей части аргументов согласиться не можем, совершенно логично было бы привести эту норму в соответствие с законодательством. Депутаты фракции ЛДПР надеются на интересную дискуссию по данному, казалось бы, техническому вопросу и на принятие положительного решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле конструкция вынесения на рассмотрение палаты и включения в список кандидатур двумя третями голосов, а в дальнейшем окончательного утверждения кандидатуры уполномоченного по правам человека простым большинством имеет очень серьёзную и глубокую логику. Чтобы сформировать список из кандидатов на эту должность, основным политическим силам в Государственной Думе необходимо объединиться и достигнуть компромисса, набрать две трети голосов - это позволяет учесть интересы разных политических сил и включить достаточно широкий круг кандидатов в список, в бюллетень для голосования. В дальнейшем, естественно, интересы политических сил в Думе расходятся, каждый будет голосовать за своего кандидата, то есть в ходе голосования компромисса гораздо сложнее будет достичь. Таким образом, логика в том порядке, который установлен федеральным конституционным законом, есть, и, на наш взгляд, менять указанный порядок нет никакой необходимости: это не вытекает ни из самого текста Конституции, собственно говоря, ни из каких-либо иных аргументов. Мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6395 по 6412 из 7439
32-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 23 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.