Заседание № 141
20.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 76987-4 "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об исключении частей 2 и 3 статьи).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3577 по 3728 из 4605
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об исключении частей 2 и 3 статьи 41). Доклад представителя Орловского областного Совета народных депутатов депутата Государственной Думы Ивана Яковлевича Мосякина. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект направлен на устранение неточности в определении статуса органов местного самоуправления при их участии в гражданских правоотношениях. По мнению областного Совета, в действующей редакции частей 2 и 3 статьи 41 изменяемого федерального закона юридически неверно определен правовой статус органов местного самоуправления как юридического лица и муниципального учреждения. Формулировка закона противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим правоспособность публично-правовых образований и органов публичной власти при их участии в гражданском обороте. Публично-правовые образования осуществляют основную деятельность в рамках публичного права и исключительно для решения публичных (общегосударственных, региональных и местных) вопросов вступают в гражданский оборот. Они имеют отличительные правовые особенности, которые законодателям следует учитывать. В соответствии с подразделом 2 раздела I части первой Гражданского кодекса публично-правовые образования являются одним из лиц наряду с гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, что уже само по себе делает невозможным отождествление органов публичной власти и юридических лиц. Глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит перечень организационно-правовых форм юридических лиц, и органы публичной власти в этот перечень не входят, публично-правовые образования рассматриваются как самостоятельное лицо. Пункт 2 статьи 124 Гражданского кодекса закрепляет правило, согласно которому к публично-правовым образованиям (и, соответственно, к органам публичной власти) как к субъектам гражданского права "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов". Буквальное толкование данного положения свидетельствует о том, что, участвуя в гражданском обороте, публично-правовые образования не становятся юридическими лицами, не приобретают какую-либо организационно-правовую форму юридических лиц, к ним лишь применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Неверный подход к определению правового статуса органов власти приводит к негативным последствиям, например к появлению требования об их государственной регистрации в качестве юридических лиц, а это серьезные денежные средства. При этом важно учитывать, что в отличие от юридических лиц органы публичной власти приобретают правоспособность с момента вступления в юридическую силу соответствующего акта об их создании (закона, постановления и так далее) и теряют ее с утратой актом юридической силы. Правоспособность же юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и прекращается с момента внесения в реестр юридических лиц соответствующей записи. Согласно законодательству (статья 23 Гражданского кодекса, статья 51 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") государственная регистрация предусмотрена исключительно для юридических лиц и граждан-предпринимателей, следовательно, для публично-правовых образований необходимость в такой регистрации отсутствует. В связи с этим при применении нормы, предписывающей государственную регистрацию, государственный и муниципальный бюджеты будут нести необоснованные расходы как при регистрации органов, так и при внесении изменений в прошедшие регистрацию акты, определяющие статус этих органов. Внесение в федеральный закон предлагаемого изменения позволит привести его нормы в соответствие с положением Гражданского кодекса, учесть особенности публично-правовой природы органов публичной власти. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Яковлевич. Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Альберту Ильдусовичу Салихову. Пожалуйста. САЛИХОВ А. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В выступлении Ивана Яковлевича как представителя Орловского областного Совета народных депутатов изложена суть законопроекта, я лишь приведу доводы, по которым профильный комитет не поддерживает данный законопроект. Комитет по вопросам местного самоуправления согласен с тем, что от имени муниципальных образований в соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса в гражданские правоотношения вступают органы местного самоуправления, но при этом они представляют интересы муниципальных образований. Помимо этого органы местного самоуправления выступают от собственного имени и в своих интересах, когда они обеспечивают свою собственную хозяйственную деятельность. В этих случаях органы местного самоуправления заключают договоры для удовлетворения обычных для учреждения нужд, например для приобретения имущества для себя. Таким образом, орган местного самоуправления как публично-правовое образование, не обладающее правами юридического лица, может выступать только от имени муниципального образования. Для того чтобы он мог функционировать в полном объеме, ему необходимы права юридического лица. Кроме того, отдельные положения 131-го федерального закона ставят это в зависимость от наличия у органа местного самоуправления статуса юридического лица. В частности, часть 1 статьи 69 131-го федерального закона гласит, что представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме фондов. Однако в соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса учредителями фондов могут быть только граждане - юридические лица. Лишение органов местного самоуправления статуса юридического лица сделает невозможной реализацию указанного положения 131-го федерального закона. Федеральный закон № 131-ФЗ установил, что представительный орган муниципального образования и местные администрации обладают правами юридического лица (статьи 35, 37, 41), уставом муниципального образования правами юридического лица могут наделяться и иные органы местного самоуправления, а части 2 и 3 статьи 41 определяют, в какой именно организационно-правовой форме органы местного самоуправления будут выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений, а также устанавливают основания для их государственной регистрации. Если из федерального закона исключить названные нормы, создастся правовой пробел в регулировании участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях. С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить предложенный проект федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альберт Ильдусович. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику, уважаемые коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представитель президента? Представитель правительства? Докладчик хотел бы выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Присаживайтесь, пожалуйста, Альберт Ильдусович. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Не вижу. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 22 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 11 чел.2,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 14 чел. Не голосовало 436 чел.96,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 138
11.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 76987-4 "О внесении изменения в статью 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об исключении частей второй и третьей статьи).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 741 по 747 из 6499
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я прошу два вопроса повестки - 15-й и 16-й - перенести на 20 января, поскольку только вчера удалось переговорить с орловцами и узнать, что они не смогут приехать сегодня, и нет содокладчика от комитета тоже сегодня в Государственной Думе.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1146 по 1150 из 6499
Кузнецов пункты 15 и 16 просит сегодня не рассматривать в связи с отсутствием представителя Орловского областного Совета народных депутатов. Ивана Яковлевича Мосякина нет сегодня? Снимаем. Нет возражений? Нет возражений. Пункты 15 и 16 сегодня снимаются с рассмотрения.