Заседание № 130
14.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах" (в части создания в Российской Федерации системы страхования инвестиций, размещённых гражданами на индивидуальных инвестиционных счетах; принят в первом чтении 21 июня 2017 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3666 по 3709 из 6204
13-й вопрос, проект федерального закона "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах". Докладывает Олег Владимирович Савченко. САВЧЕНКО О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект рассматривался 21 июня 2017 года. В нём предлагалось создать в Российской Федерации систему страхования инвестиций физлиц для индивидуальных инвестиционных счетов, а также наделить функцией по страхованию указанных инвестиций Агентство по страхованию вкладов. В ходе работы согласованной позиции не удалось достигнуть. Минфин, так скажем, в мягкой форме отказывал, потому что не предусмотрено средств в федеральном бюджете. Мы также не достигли компромисса в части, связанной с тем, кто будет управлять и являться тем фондом, который будет регулировать страхование данных вкладов. С учётом срока работы над законопроектом и отсутствия согласованной позиции по основным положениям комитет полагает, что принятие рассматриваемого законопроекта нецелесообразно, и рекомендует его отклонить в соответствии со статьёй 123 Регламента Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли выступления от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование в редакции: кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 07 сек.) Проголосовало за 276 чел.61,3 % Проголосовало против 23 чел.5,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 51
21.06.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 76910-7 "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3170 по 3390 из 10351
25-й вопрос, проект федерального закона "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. Я прошу приготовиться докладчиков по следующим вопросам. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На днях президент подписал закон, в соответствии с которым увеличивается с 400 тысяч до 1 миллиона взнос граждан на индивидуальные инвестиционные счета. Это позволит повысить активность российских граждан на фондовом рынке. Предлагаемый вашему вниманию законопроект направлен на развитие фондового рынка и привлечение на него средств граждан. В законопроекте устанавливается система страхования средств граждан на индивидуальных инвестиционных счетах. Объектом страхования являются денежные средства и ценные бумаги, принадлежащие гражданам и размещённые на брокерском индивидуальном инвестиционном счёте. Страховым случаем будет являться аннулирование лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, отзыв или аннулирование у страхователя, являющегося кредитной организацией, лицензии Банка России на осуществление банковских операций, введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов страхователя, являющегося кредитной организацией. Инвестиционные риски и снижение стоимости инвестиций страховыми случаями являться не будут в соответствии с данным законопроектом. Ну и страхование брокерских индивидуальных инвестиционных счетов возможно при условии, что договором на ведение индивидуального инвестиционного счёта не предусмотрено право брокера использовать в своих интересах денежные средства клиента. Источниками финансирования фонда страхования инвестиций являются взносы профессиональных участников рынка ценных бумаг. Предельная сумма предлагается такая же, как по вкладам, - 1 миллион 400 тысяч рублей. Использовать государственные средства для пополнения соответствующего фонда не предполагается. Законопроект, как я уже сказал, направлен на то, чтобы активнее привлекать на фондовый рынок средства населения - это будут длинные средства, крайне необходимые нашей экономике. Прошу поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы Анатолию Геннадьевичу. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Несомненно, мы поддержим концептуально данный законопроект, но хотел бы, чтобы вы уточнили один момент. Кстати, об этом и в официальном отзыве правительства тоже говорится. Сейчас вы делаете упор, ставку на Агентство по страхованию вкладов, но, вообще-то, при доработке ко второму чтению вы хотите другую организацию привлечь или предусмотреть создание отдельного фонда для реализации норм этого закона? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос, Сергей Николаевич. Действительно, есть такое замечание, и оно связано с опасением правительства - об этом, кстати, говорит и Центральный банк, - что мы можем ввести людей в заблуждение: они будут считать, что правила работы этого фонда такие же, как у фонда страхования вкладов. Мы это замечание, имеющееся и в заключении комитета, в общем-то, приняли и считаем, что, с одной стороны, необходимо ещё подискутировать, поскольку... Почему написали про АСВ? У АСВ есть опыт работы в этом направлении, и оно быстрее сможет организовать такую работу. В то же время мы понимаем, что это может ввести в заблуждение граждан, и в связи с этим ко второму чтению, скорее всего, мы предложим создать отдельный институт, который будет заниматься страхованием инвестиций, осуществляемых гражданами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Анатолий Геннадьевич, очевидно, что страхование ИИС призвано уравнять в гарантиях, в правах граждан, размещающих свои сбережения на фондовом рынке, и тех, кто хранит их на банковских счетах, в виде банковских вкладов, поэтому сумма максимальной страховой выплаты и берётся аналогичная - 1,4 миллиона. Однако сегодня вопрос привлечения внутреннего инвестора перед государством стоит как никогда остро. Понятно, что для бизнеса получить средства на развитие дешевле напрямую, чем через банковский кредит, и, учитывая это, возможно, нам стоит подумать над увеличением страховых выплат, чтобы дать стимул для вот этого самого индивидуального инвестора? АКСАКОВ А. Г. Я думаю, что лиха беда начало, в принципе 1 миллион 400 тысяч - вполне приемлемая цифра, поскольку сейчас на индивидуальных инвестиционных счетах размер средств в среднем не превышает 200 тысяч рублей. Как я уже сказал, недавно законом мы увеличили сумму взноса на индивидуальный инвестиционный счёт с 400 тысяч рублей до 1 миллиона, соответственно, и средний остаток на таких счетах будет увеличиваться. По мере увеличения, я так понимаю, в будущем мы будем обязательно ставить вопрос об увеличении страховой суммы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Анатолий Геннадьевич, вы отметили, что инвестиционные риски не будут являться предметом страхования, однако тем не менее возникает вопрос: поскольку инвестиционные риски могут быть различными, они будут учитываться при определении стоимости страховки? АКСАКОВ А. Г. Инвестиционные риски - это те риски, которые связаны с вложениями денег в те или иные ценные бумаги. Если человек принимает решение вложить деньги в какие-то акции и эти акции теряют свою цену, то, соответственно, этот риск не будет страховаться ни в коем случае. Средства граждан на индивидуальных инвестиционных счетах учитываются отдельно, и если даже брокер, осуществляя какие-то операции со своими деньгами, потеряет средства, не получив от гражданина права использовать его личные деньги по своему усмотрению, то в этом случае гражданин полностью защищён системой страхования. Если же он доверил брокеру использовать эти деньги по своему усмотрению для вложения в какие-то инструменты, то в этом случае риск не страхуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, чья это ответственность: государства или банка? И насколько это всё-таки увеличит стоимость ценных бумаг? АКСАКОВ А. Г. Это ответственность не государства, я об этом сказал, фонд будет формироваться за счёт отчислений брокеров. А случаев, которые будут являться страховыми, на данный момент очень немного. Самый большой такой страховой случай - компания "МФЦ", которая действительно выводила средства со счетов граждан на свои какие-то неблаговидные цели. То есть случаев единицы, и, соответственно, отчисления, по нашим прикидкам, будут небольшими - тысячные проценты от суммы активов, которые будут формировать граждане на этих счетах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вот 1 миллион 400 тысяч - эта сумма привязана к физическому лицу или к каждому счёту, который это физическое лицо открыло, то есть к каждому пакету акций? АКСАКОВ А. Г. Ну, одно физическое лицо может открыть только один индивидуальный инвестиционный счёт, соответственно, можно говорить и о том, что это и к счёту привязано, и к физическому лицу, - здесь разницы нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Анатолий Геннадьевич, ну, у нас в последнее время целый набор законопроектов, которые мы вносим... это касается и увеличения суммы, и вопроса, будет ли страхование вообще юридических лиц по остаткам. Вот с учётом того, что, вы говорите, в принципе риски не такие большие и суммы выплат не такие большие, соответственно, и актуальность, наверное, не такая высокая. А вот для того, чтобы привлечь инвестиции, скажите, как вы относитесь к тому, чтобы всё-таки увеличить сумму налогового вычета - не только с первого взноса, с миллиона, но и с последующих, если уж мы разрешили до миллиона, чтобы дать право гражданам воспользоваться вот таким налоговым вычетом? АКСАКОВ А. Г. Сергей Михайлович, ну, прежде всего, сумма вычета всё-таки не с миллиона, а с 400 тысяч рублей. Мы предлагали сделать с миллиона, Минфин с этим не согласился, нам пришлось оставить вычет в размере 52 тысяч, то есть 13 процентов с 400 тысяч рублей. Как я уже сказал, мы предлагали увеличить сумму, с которой осуществляется вычет, это не было поддержано, это вопрос дискуссии. Может быть, в будущем нам удастся это сделать, но пока Минфин твёрдо стоит на цифре "400 тысяч рублей", с которой можно осуществлять вычеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть желающие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список записавшихся. Шаккум Мартин Люцианович, пожалуйста. ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нашей фракции значительное количество замечаний по данному законопроекту. Первое - отсутствует финансово-экономическое обоснование, отсутствуют оценки, прогнозы, отсутствует статистика. Законопроект, который не сопровождается подобными материалами, скорее, похож на политическое заявление. Объективно не хватает в законопроекте определённости, в частности, законопроект не содержит конкретного размера страховых взносов. Получается, что дополнительные издержки будут, но размер их в законопроекте никак не определён. Подобные замечания есть и в официальной позиции правительства, в замечаниях, экспертных оценках и в заключении комитета. При этом мы, конечно, учитываем важность данного законопроекта, необходимость поддержки концепции законопроекта, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и серьёзно доработать его при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Будет ли докладчик выступать с заключительным словом? Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Заключение комитета действительно содержит много замечаний, содержательных замечаний. Это заключение я подписывал, и во многом я его и готовил, поэтому, заверяю вас, если вы поддержите законопроект в первом чтении, ко второму чтению мы обязательно постараемся учесть все предложенные замечания. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование вопрос 25 повестки дня, проект федерального закона "О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах". Законопроект рассматривается в первом чтении. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 40 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Проект федерального закона принят единогласно в первом чтении.