Заседание № 231
24.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 768678-6 "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6788 по 6907 из 8394
22-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС". Докладывает Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов Российской Федерации. СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС, тем самым Банк России наделяется специальными полномочиями по реализации прав и обязательств Российской Федерации в соответствии с договорённостями, которые были достигнуты после двух лет переговоров, и в соответствии с решениями, которые были одобрены лидерами стран БРИКС. Очень кратко о том, что собой представляет данное соглашение. Это соглашение устанавливает, как я уже отметил, права и обязанности центральных банков, при этом речь не идёт о задействовании ресурсов, связанных с государственными бюджетами стран БРИКС. Участие стран в пуле условных резервов предполагает внесение различных сумм, посредством которых страны выполняют свои обязательства. Предполагается, что из 100 миллиардов долларов США (это общий объём средств) наибольшую сумму - 41 миллиард - предоставит Китайская Народная Республика; ЮАР, как страна с наименее развитой экономикой из "пятёрки", внесёт в пул 5 миллиардов; Индия, Россия и Бразилия выделяют по 18 миллиардов каждая. Пул условных валютных резервов не обладает международной правосубъектностью (это статья 19 соглашения), и я хочу, чтобы вы обратили на это внимание, - это означает, что он не является организацией, он создан на основе договорённости сторон и призван обеспечить финансовую поддержку друг друга в тех случаях, если возникнут вопросы ликвидности или более крупные финансовые проблемы, связанные с невозможностью выполнять ранее принятые на себя международные обязательства, и с этой целью пул предусматривает использование двух видов финансовых инструментов. Пул будет управляться Советом управляющих, в состав которого войдут главы центральных банков либо министры финансов, и Постоянным комитетом, который будет отвечать за организацию текущей работы. Координировать деятельность Совета управляющих будет страна - председатель БРИКС. Участие Российской Федерации в пуле представлено в лице Банка России и соответствует национальным интересам нашей страны, поскольку укрепляет наши финансовые резервы, даёт возможность в случае необходимости прибегать к финансовым ресурсам других зарубежных стран. Пул имеет важное политическое значение как инструмент, альтернативный источникам финансирования по линии Международного валютного фонда, реформы которого задерживаются по причине неспособности администрации Соединённых Штатов Америки добиться ратификации сеульских договорённостей 2010 года. С учётом всех изложенных обстоятельств прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Дмитрия Ивановича Савельева. Пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Анатольевич очень подробно изложил концепцию проекта федерального закона, и, учитывая то, что участие в пуле соответствует интересам Российской Федерации, а также высокую значимость сотрудничества стран БРИКС, Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Анатольевич, всё-таки, если можно, уточните: мы формально это делаем, голосуем, или нам для чего-то этот пул нужен? Я спрашиваю в связи с тем, что в тех документах, которые нам представлены есть как минимум три близкие, но всё же разные цели: во-первых, это нужно нам при возникновении проблем с обеспечением национальных финансовых систем долларовой ликвидностью; во-вторых, для защиты национальных валют от волатильности на валютных рынках; в-третьих, согласно статье 4 договора, - для оказания помощи в случае проблем с платёжным балансом. Можете ли вы обобщить, сказать одним тезисом или несколькими, для чего мы всё-таки это делаем? СТОРЧАК С. А. Я думаю, что проще всего ответить на этот вопрос одним-единственным тезисом: это международная "подушка безопасности", чем-то похожая на "подушки безопасности", которые сформированы внутри нашей страны, такие как Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Здесь "подушка безопасности" сформирована на уровне пяти крупных государств, которые договорились оказывать друг другу поддержку в том случае, если национальных валютных резервов по каким-то причинам окажется недостаточно, - это может быть связано и с ликвидностью, и с платёжеспособностью, и с иными обстоятельствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Сергей Анатольевич, создаётся альтернативный резервный пул - я так понимаю, альтернативный существующему. А в чём альтернатива, если он создаётся не в рублях, допустим, ведь из этих пяти стран Российская Федерация одна из самых богатых по своим природным ресурсам? Если уж есть альтернативный пул, то, наверное, должна быть и альтернативная валюта, а в чём альтернативность, если пять государств снова будут пропагандировать валюту, к которой нас пытаются постоянно привязать, из-за которой мы страдаем? В чём тогда альтернативность, если та же самая валюта? СТОРЧАК С. А. Альтернативность в том, что вопросы деятельности пула решаются пятёркой стран, валюты которых пока не являются резервными, но это прямая дорога к тому, чтобы постепенно создавать предпосылки для превращения национальных валют этих государств в резервные валюты, что сильно облегчит их способность осуществлять международные расчёты. Что касается использования доллара, то мы живём в условиях, когда по-прежнему американская валюта обеспечивает подавляющую часть международных расчётов во внешней торговле, является основной валютой резервов, национальных резервов государств - членов Организации Объединённых Наций. Это вынужденная мера, можно рассматривать её как временную, но в исторических условиях нам приходится с этим считаться.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6925 по 7062 из 8394
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Анатольевич, этот пул, с чем его можно сравнить - это касса взаимопомощи или кредитная организация? Иными словами, деньги будут выделяться, как говорится, бесплатно, под нулевой процент, или какой-то процент нужно будет платить? И что касается выделения этой помощи. Смотрите, Китай вносит в два с половиной раза больше денег, чем мы, и в 8 раз больше, чем ЮАР, - он будет иметь право более весомого голоса или все голоса будут иметь одинаковый вес при обсуждении? СТОРЧАК С. А. Понятно. Начну с вопроса, который прозвучал последним: предполагается принятие решений консенсусом, поэтому сумма участия в пуле не влияет на процесс принятия решений. При этом соглашение предусматривает понижающие коэффициенты: Россия, Бразилия и Индия могут взять из пула столько, сколько им расписано, а вот ЮАР, допустим, больше, Китай - значительно меньше. Теперь по первому вопросу. Особенность договорённости состоит в том, что пул - это не касса взаимопомощи и не банк, достигнута договорённость о том, что в случае возникновения определённых обстоятельств (отсюда условность) страны выделят тому суверену, который обратится за помощью, денежные ресурсы в соответствии с заранее согласованной процедурой и заранее оговорёнными условиями: деньги предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности, процедура определения процентной ставки за пользование чужими деньгами прописана в одной из статей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Хотелось бы отметить три момента. Первое. Политическая подоплёка, как мне представляется, заключается в том, что наши партии, представленные в этом зале, да и высшее руководство страны категорически против однополярного мира, а альтернативой ему является многополярность, которая должна быть закреплена в различных формах экономического, финансово-экономического и финансового сотрудничества. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно приветствует подобные формы, потому что они, как нам представляется, реализуют схемы многополярного мира. Действительно, до резервных валют ещё надо идти и идти, но мы уже сейчас должны находить форматы взаимодействия, и та компания, в которой мы состоим и с участниками которой мы взаимодействуем, - Индия, Китай, Южная Африка, Бразилия - это серьёзная сила, а каждодневная работа в рамках региональных проектов, в том числе в финансовой сфере, крайне полезна и нужна для того, чтобы почувствовать плечо партнёра. Второе. Знакомясь с документами, мы обратили внимание на то, что Китаю, по большому счёту, эти деньги вообще не нужны, он на них не претендует, по крайней мере понижающие коэффициенты не представил, да и в документах так сказано. То же самое касается в значительной мере и нас, по крайней мере в пояснительной записке говорится, что у нас есть 352 миллиарда долларов резерва, так что это больше для наших партнёров, для экономики, наверное, прежде всего Южной Африки, самой малой экономики, как здесь сказано. Я веду к тому, что мы в данной ситуации не просители, а в большей степени страна, которая будет помогать, будет, ну, не донором выступать, но, в общем, той стороной, которая протянет руку помощи, будет взаимодействовать с другими странами, и не маленькими в региональном и общественно-политическом отношении. Очень хорошо, что и в этом проекте у России такая серьёзная позиция! И третье. Я обращаюсь с просьбой к Сергею Анатольевичу в заключительном слове всё-таки дать нам пояснение относительно ресурсов, которыми будет управлять ЦБ, наделяемый по законопроекту полномочиями (хотя, как написано в договоре, разные стороны могут представить разных контрагентов, в том числе министерства финансов). Вот скажите нам, всё-таки уполномочен ЦБ распоряжаться этими средствами? Мы даём, по-моему, 5 миллиардов долларов... или сколько?.. (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Я очень часто слушаю видных специалистов в области финансов и думаю, что, наверное, свои измышления нецелесообразно высказывать, потому что такие большие специалисты занимаются этими вопросами, но когда видишь, как лихорадит наш рубль по отношению к доллару, к евро, то начинаешь пытаться понять: а правы ли те люди, которые предлагают по-прежнему создавать альтернативный фонд в иностранной валюте? Ну посмотрите, что сегодня происходит: Европа не даёт нам, нашим банкам кредиты, объявляет санкции против Российской Федерации; Соединённые Штаты Америки также не хотят иметь с нами никаких отношений, в том числе и экономических, финансовых, - почему же мы привязываем нашу валюту к евро и доллару, к валюте тех стран, которые не хотят иметь с нами никаких взаимоотношений? Ещё есть Китай, и ЛДПР уже многие годы говорит о том, что необходимо создать геополитический треугольник Россия - Индия - Китай, и мы только что, до обеда, обсуждали вопрос о строительстве крупного газопровода, о проекте, в который будут вовлечены два государства - Россия и Китай, так почему бы уже сегодня не рассмотреть какую-то альтернативную валюту - юань или рубль? В случае с пулом Российская Федерация даёт в долг - мы, я надеюсь, как минимум не будем пользоваться этим фондом, не будем брать из него деньги, соответственно, мы имеем право выставить условие - чтобы это была альтернативная валюта в виде рубля. Почему мы снова говорим о создании какого-то альтернативного банка и снова пропагандируем иностранную валюту, от которой сами же страдаем?! Владимир Вольфович Жириновский говорил о том, что в советское время был курс 65 копеек за доллар. Нам нужно от этой единицы отвязаться! Когда мы начнём уже этим вопросом заниматься? Мы любим всем отдавать вовремя долги, мы любим прощать долги, и мы любим говорить о том, что хотим создать резервную валюту, обеспечив устойчивый курс рубля, но мы никогда к этому не придём, если и сегодня, рассматривая вопрос, опять будем говорить о долларах! Конечно же, я считаю, правильным то, что мы создаём альтернативную систему финансов этих государств, но она должна быть полностью альтернативной, и нужно было поставить вопрос о том, что должен быть рубль, ну, или, если Китай против, юань. Сейчас же в качестве альтернативной используется валюта, которая не имеет отношения ни к одному из пяти государств, создающих этот источник, и мы тем самым опять повысим курс доллара, потому что возникнет потребность в огромной массе иностранной валюты! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Анатольевич, пожалуйста, вам слово. СТОРЧАК С. А. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что это не фонд, не банк, не копилка, не касса взаимопомощи, речь идёт о договорённостях, которые создают специальный механизм использования поддержки других стран - членов этого пула в случае необходимости. Центральные банки как владели своими международными резервами вот в этот конкретный момент, так и будут ими владеть до часа икс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7080 по 7095 из 8394
Ставлю на голосование рассмотренный законопроект, пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 09 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Закон принят.