Заседание № 256
20.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 767885-6 "О внесении изменения в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части дополнения перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3012 по 3280 из 6596
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Совета народных депутатов Кемеровской области депутата Государственной Думы Бориса Владимировича Михалёва. Пожалуйста. МИХАЛЁВ Б. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации", который разработан с целью закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". В соответствии со статьёй 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, и договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путём повышения начальной цены предмета аукциона, при этом Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, какие органы государственной власти уполномочены устанавливать начальную цену предмета аукциона. Кроме того, в Лесном кодексе Российской Федерации не урегулирован вопрос установления арендной платы, превышающей её минимальный размер, определяемый в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения аукциона. При существующей неопределённости федерального законодательства субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают нормативные правовые акты, устанавливающие региональные повышающие коэффициенты к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим в субъектах Российской Федерации сложилась судебная практика по оспариванию указанных действий. Отсутствие указанных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации практически лишает субъекты Российской Федерации законной возможности пополнения своих бюджетов за счёт лесопользования, в то время как в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Принятие данного федерального закона позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать повышающие коэффициенты к ставкам платы за использование лесных участков, находящихся в федеральной собственности, а плату за использование лесов, поступающую в бюджеты субъектов Российской Федерации, направить на решение ряда экологических и социальных проблем регионов России. Уважаемые депутаты, просьба принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Ивана Игнатьевича Никитчука. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик уже довольно подробно рассказал об этом законопроекте. Законопроект внесён Советом народных депутатов Кемеровской области, в нём предлагается дополнить статью 82 Лесного кодекса новым пунктом, в соответствии с которым органы госвласти субъектов Российской Федерации наделяются полномочием по установлению повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии, к сожалению, не может поддержать данный законопроект по нескольким обстоятельствам. Во-первых, представленный законопроект предлагает внести изменения только в статью о полномочиях, при этом совершенно упущено из виду, что порядок определения арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируется статьями 73 и 76 Лесного кодекса, а в эти статьи изменения в данном законопроекте не предусмотрены, поэтому в случае принятия закона в Лесном кодексе может возникнуть внутреннее противоречие. Во-вторых, предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права произвольного установления повышающих коэффициентов может привести к необоснованной дифференциации арендной платы за пользование лесными участками в разных субъектах Российской Федерации и к созданию неравных условий по формированию соответствующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. На законопроект имеется отрицательный отзыв Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, подготовленный с учётом мнения Минприроды России, ФАС России, Счётной палаты Российской Федерации, в этом отзыве ГПУ не поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии также предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Борис Владимирович, скажите, пожалуйста, - вы, безусловно, мониторили ситуацию, перед тем как выходить с данным законопроектом, - вот, например, для Кемеровской области в случае принятия данного закона доход по этой статье насколько увеличится? Это первый вопрос. И второй вопрос: у вас есть статистика опять же по Кемеровской области, насколько повышается начальная цена на предмет аукциона в ходе его проведения? МИХАЛЁВ Б. В. Спасибо за вопросы. К сожалению, я не обладаю подобной информацией, ну а что касается второго вопроса, о начальной цене, думаю, в докладе о данном законопроекте было конкретно сказано, что регион сам устанавливает начальную плату: какую он захочет, такую и установит, то есть захотел я купить какой-то лесной участок - ну, пожалуйста, установи такую цену. Вот поэтому-то проблема и возникает у нас, поэтому надо на законодательном уровне всё это закрепить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Борис Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько ваше предложение гармонирует с УФАС, каким образом это будет выглядеть в плане федерального антимонопольного законодательства? МИХАЛЁВ Б. В. Василий Юрьевич, я, к сожалению, вопрос нерасслышал, вы что имеете в виду? Недопонял я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз включите микрофон. МАКСИМОВ В. Ю. Каким образом будет выглядеть законопроект с точки зрения федерального антимонопольного законодательства, если мы дадим возможность, право регионам устанавливать начальную цену, повышающий коэффициент? МИХАЛЁВ Б. В. Василий Юрьевич, вся проблема-то в чём? Регионы задыхаются от безденежья и каждую копейку выискивают где-то на федеральном уровне, ходят по кабинетам, упрашивают - вся проблема-то в этом! А впишется он или не впишется - это мы с вами должны определять, как он лучше впишется в федеральное законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горовцов Дмитрий Евгеньевич. ГОРОВЦОВ Д. Е. У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Иван Игнатьевич, понятно, что данная инициатива появилась не от хорошей жизни, понятно, что действительно идёт поиск любых источников, которые могли бы пополнить бюджет субъекта Российской Федерации, в данном случае Кемеровской области, речь об этом идёт, это их инициатива, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие этого проекта закона в первом чтении, однако вопрос мой связан вот с чем. Действительно, Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, какие органы государственной власти уполномочены устанавливать начальную цену предмета аукциона, это так, а почему же комитет не инициировал внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс в этой части? НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за вопрос. Я с вами согласен, есть пробелы в Лесном кодексе, и не только по этому вопросу, Лесной кодекс вообще, если честно, весь уже в заплатках и, может быть, не соответствует сегодняшнему дню, требованиям, которые есть у нас. Вопрос, который вы задаёте, конечно, тоже требует урегулирования, и, возможно, мы прислушаемся к вашей инициативе, давайте вместе продвигать решение этой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, небольшое объявление. Сегодня в 14 часов в Государственной Думе состоится открытие Дней Удмуртской Республики. Сейчас у нас на гостевом балконе присутствует делегация Удмуртской Республики вместе с главой республики Соловьёвым Александром Васильевичем. Давайте поприветствуем! (Аплодисменты.) Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, конечно, о лесной отрасли говорить действительно больно, обидно, и очень жаль, что даже профильный комитет, который, как я понимаю, возглавляет у нас представитель КПРФ, как-то так говорит: вот у нас есть отрицательное заключение правительства, поэтому давайте ничего пока не будем менять. А где ваши предложения, уважаемые коллеги из комитета, ведь вы чётко знаете и не раз заявляли с этой трибуны, что лесная отрасль уже не то что копеечных доходов не приносит в бюджет страны, но с учётом пожаров, компенсаций за сгоревшее жильё она даже убыточна? И где ваши законы, направленные на то, чтобы эта действительно богатейшая в мире отрасль приносила существенные деньги, не 10 миллиардов, не 15 миллиардов рублей, как это было в прошлые годы (по этому году не знаю данных, наверное, будет ноль или минус)? Вот мы получили от коллег предложение увеличить нагрузку на арендаторов, на этих, извините, "лесных братьев", которые превратили отрасль в то, что она сегодня собой представляет, а вы говорите: нет, тут может быть какой-то дисбаланс, могут быть какие-то перекосы, давайте подождём. Подождём чего?! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно поддержит эту инициативу, её концепцию, и мы выражаем протест бездействию и правительства, в первую очередь тех, кто отвечает за лесную отрасль, и наших коллег в Государственной Думе, которые всё это молчаливо созерцают четыре года подряд! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации", внесённый Советом народных депутатов Кемеровской области, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает по следующим основаниям. Как уже указал представитель нашего комитета, принятие предлагаемых проектом изменений может привести к возникновению внутренних противоречий в Лесном кодексе Российской Федерации, между данной статьёй и статьями 73 и 76. Также законопроект противоречит требованиям антимонопольного законодательства и на законопроект имеется отрицательное заключение ГПУ президента. Повторю, мнение членов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" таково: проект указанного закона в первом чтении поддержан быть не может. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступить? Автор? Комитет? Депутату Никитчуку включите микрофон. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я несколько удивлён, такое впечатление, что отдельные наши товарищи как будто в этом зале не присутствуют. На мой взгляд, Лесной кодекс - это документ, по которому мы принимали наибольшее количество поправок, и они внесли заметный вклад в улучшение ситуации, только по чёрным лесорубам были приняты очень серьёзные поправки, которые сегодня поставили преграду на пути растаскивания наших лесных богатств. Я удивлён подобными заявлениями коллеги Нилова, могу назвать целый ряд законопроектов, которые были направлены на совершенствование Лесного кодекса, и, извините, не Компартия, не фракция Компартии принимала Лесной кодекс со всеми его недостатками. Так что надо посмотреть, так сказать, на себя в зеркало и ответить на вопросы: что происходит с нами и что происходит с теми законами, которые мы здесь принимаем? Я хочу сказать, что лесному вопросу уделялось внимание на самом высоком уровне - президент проводил заседание Государственного совета, в котором участвовали в том числе и наши депутаты, там был зафиксирован целый ряд поручений президента, которые реализуются через законодательные инициативы. Надо присутствовать на заседаниях, надо участвовать в работе, а не делать голословных заявлений! Спасибо всем за обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5529 по 5545 из 6596
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.