Заседание № 269
16.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 766322-6 "О внесении изменения в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части расширения перечня видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3259 по 3410 из 4893
Следующие два законопроекта рассматриваются одновременно. 15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и 16-й пункт повестки дня - законопроект с таким же названием. Докладчик по второму законопроекту, Андрей Васильевич Попов, представитель Тамбовской областной Думы, в письме обратился с просьбой рассмотреть законопроект без его участия, поэтому я попрошу Ярослава Евгеньевича Нилова сделать одновременно доклад и содоклад. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии страны неоднократно подчёркивалась в послании президента Федеральному Собранию. В законе есть перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять организации, выполняющие важные для государства социальные функции. И первым, и вторым законопроектами предлагается расширить перечень таких видов деятельности. Первым законопроектом предлагается считать деятельность, которая обозначается как содействие экономическому, социальному, культурному развитию районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе развитию туризма, популяризации исторического и культурного наследия, природных объектов. Вторым законопроектом предлагается дополнить перечень таким видом деятельности, как развитие территориального общественного самоуправления и поддержка гражданских инициатив. Как один из авторов первого законопроекта, хочу обратить внимание на то, что потенциал районов Крайнего Севера используется не до конца, а как депутат, который курирует Архангельскую область, Ненецкий автономный округ, понимаю, что для развития туризма и популяризации исторического и культурного наследия, природных объектов все возможности есть, нужно только этим заниматься. Как неоднократно подчёркивал президент, когда государственные или муниципальные органы не справляются со своими функциями, необходимо за основу взять европейскую модель - часть их делегировать некоммерческому сектору, при этом некоммерческий сектор надо стимулировать путём оказания помощи - как непосредственно финансовой, так и иной, которую в состоянии оказывать органы государственной власти и местного самоуправления. Комитет рассмотрел две эти инициативы. Решения у комитета нет, от имени комитета прошу депутатов определить голосованием дальнейшую перспективу каждого законопроекта. Законодательная инициатива Тамбовской областной Думы предполагает финансирование тех организаций, которые занимаются развитием территориального общественного самоуправления и поддержкой гражданских инициатив. Конечно, по формулировкам было много вопросов. На заседании комитета, к сожалению, представитель Тамбовской областной Думы тоже не присутствовал. Решение, повторяю, не принято, просьба к депутатам голосованием определить дальнейшую судьбу законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Виктор Петрович Водолацкий. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. У меня короткий вопрос к докладчику. По какой причине вы не указали в своём проекте Дальний Восток? Крайний Север - это хорошо, но Дальний Восток тоже с перспективой развития. НИЛОВ Я. Е. Можно распространить действие закона и на юг, и на Центральную Россию, но мы подчеркнули значимость геополитического, стратегического развития районов Крайнего Севера, учитывая географическую, климатическую, историческую и культурную особенности этой территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Ярослав Евгеньевич, в продолжение вопроса Виктора Петровича. По логике действительно следует указать и районы Дальнего Востока, и районы Сибири. Мы прекрасно знаем, что территории, находящиеся за Уралом, в экономическом смысле развиты слабее, чем те же центральные и южные регионы Российской Федерации. Может быть, подумать над этим ко второму чтению? НИЛОВ Я. Е. Может быть, подумать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за чёткий ответ. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Ярославу Евгеньевичу. Опять в продолжение вопроса. Мы, конечно, заложники формулировки статьи 31-1 - открытого перечня видов социально ориентированной деятельности. В этом смысле имеет право на существование поддержка каждого из восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации, потом мы перейдём на муниципальные образования и так далее. В течение трёх лет это, наверное, пятнадцатый или двадцатый законопроект на эту тему, и мы их рассматриваем с разными чувствами. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" решила, что поддержит законопроекты, хотя, мы видим, комитет не принял решения. Может быть, мы всё-таки закончим эту историю и как-то определимся, дадим исчерпывающий перечень видов этой деятельности и не будем сотню законов по данному вопросу принимать, внося в перечень видов социально полезной деятельности раз за разом очередной вид? НИЛОВ Я. Е. Наверное, всё-таки действительно скоро последуют изменения в закон "О некоммерческих организациях". Анализируя Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, можно сделать вывод, что вскоре ряд некоммерческих организаций обретёт новый статус - статус исполнителя социально значимых, общественно важных функций. Полагаю, что будет создана некая комиссия, которая будет выдавать лицензии на такую деятельность. И возможно, эти поправки как раз и поставят точку в этом перечне, а может быть, вообще этого перечня в законодательном акте не будет, а будет нормативный правовой акт правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Ярослав Евгеньевич, у меня тоже к вам вопрос. Ну понятно, что некоммерческая организация имеет свои цели, не просто ради интереса работает, есть какая-то определённая задача, которую она должна решить. У нас ведь безлюдье не только на Севере - вы не сравнивали? - оно и в Подмосковье, и в Рязанской и в других областях, сотни тысяч гектаров земель с прекрасным природным ландшафтом, с уникальными памятниками военной истории и культуры пустует. Если сюда сориентировать эти организации, они при минимуме затрат получат значительно больший интерес и большую выгоду. Север - это тысячи километров, где надо прокладывать дороги, коммуникации и так далее. Вы не проводили какие-либо сравнительные расчёты? Может быть, учитывая интересы НКО, легче заселить, поддержать Подмосковье, поднять здесь культуру, а заодно и экономику, чем принимать вот этот закон по Северу? Там будет сложнее проблему решать, а выигрыш, я думаю, будет не больше. НИЛОВ Я. Е. Сегодня, отвечая на вопрос одного из депутатов, министр Шойгу очень чётко расставил акценты, сказав, что, задавая вопрос, надо быть погружённым в тему. Речь идёт не о территориальном каком-то предпочтении, у нас любая организация может быть признана социально ориентированной, если в её уставе прописаны те виды деятельности, которые совпадают с соответствующим перечнем, указанным в законе. В том числе и в Рязанской области сегодня есть такие социально ориентированные организации, которые получают деньги: государство с каждым годом выделяет всё больше и больше денежных средств, и именно в Центральном федеральном округе львиная доля этих средств достаётся некоммерческим организациям. Мы, повторяю, говорим о перспективе, мы говорим о том, какова будет роль Арктики и районов Крайнего Севера в геополитическом измерении. И сегодня, предупреждая возможность возникновения определённых серьёзных противоречий, мы посчитали своим долгом привлечь к работе в целях развития этих территорий некоммерческие организации через государственное стимулирование их деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3941 по 3974 из 4893
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 21 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён. 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 31-1 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 47 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.